Симферополь-Ялта. Троллейбус желаний


Здравствуйте, дорогие читатели «Карты Крыма»!

Знаете ли Вы, что крымская троллейбусная линия Симферополь-Ялта – самая длинная в мире и единственная горная в Европе троллейбусная система. По трассе Симферополь-Ялта троллейбус едет 2 часа 30 минут, преодолевая за это время расстояние в 86 километров. Если же считать от симферопольского аэропорта, то длина троллейбусной линии составляет уже 96 километров.

Троллейбус Симферополь Ялта

Решение о строительстве горной троллейбусной линии в Крыму было принято в октябре 1958 году специальным постановлением Совета министров Украины.

К тому времени в Европе уже были междугородние троллейбусные маршруты. Несколько линий протяженностью от пятнадцати до тридцати километров было в Италии. Самая же длинная троллейбусная трасса находилась в Англии – Южно-Ланкаширский маршрут. Его протяженность – 51 километр.

Работу по строительству троллейбусной трассы начали в конце 1958 года. А спустя одиннадцать месяцев от Симферополя до Алушты (52 км.) ходили троллейбусы! Таких темпов строительства мир тогда не знал!

Троллейбус Симферополь Ялта

Особенно впечатляет то, что троллейбусную линию вели не по готовой трассе, а одновременно с ней строилось и новое шоссе на Ялту. Дорогу расширяли и выпрямляли, укрепляя оползневые участки.

И этот титанический труд не был напрасен. Если раньше легковому автомобилю требовалось более четырех часов, чтобы преодолеть расстояние от крымской столицы до Ялты, то троллейбус преодолевает этот путь, как указывалось выше, за два с половиной часа.


Троллейбус Симферополь Ялта. Маршрут движения

Но, оказывается, построить горную дорогу для троллейбуса – это полдела. Еще нужно было найти троллейбус, способный выдержать крутые спуски и подъемы. Дело в том, что ни один отечественный троллейбус не прошел испытаний. При полной загрузке начинал дымиться, а затем заклинивал задний мост.

После долгого и тщательного выбора остановились на транспортных средствах чехословацкого концерна «Шкода» чехословацкого производства. Основным достоинством этих троллейбусов была высокая маневренность и отличная проходимость.

Водителей для работы на крымских троллейбусах готовили в Севастополе. Отбор был жесточайший. Принимали лишь водителей первого либо второго класса. На одно место претендовало семь человек. Учебный курс длился четыре месяца.

Троллейбус Симферополь Ялта

6 ноября 1959 года из Симферополя в Алушту выехал первый троллейбус. Им управлял начальник управления Александр Василенко. Первыми пассажирами были строители трассы.

Вторая часть троллейбусной линии, от Алушты до Ялты, была открыта 25 июля 1961 года. За рулем вновь был Александр Василенко.

Первые троллейбусы работали с кондукторами. Причем кондуктор был, по совместительству, еще и экскурсоводом.

Троллейбус Симферополь-Ялта начинал ходить в 4.30 утра и, с интервалом в 2-3 минуты, перевозил пассажиров до 2 часов ночи.

Крымский троллейбус приобрел необычайную популярность. Толпы гостей полуострова стояли в очереди к «горному троллейбусу», желая ехать к морю именно на нем, игнорируя полупустые автобусы!

Троллейбус Симферополь Ялта

Троллейбусы в это время работали в три смены. Билет до Алушты стоил 65 копеек, до Ялты – рубль двадцать.

Дошло до того, что билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту стали продавать в кассах Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Минска, Виьнюса, Риги, вместе с билетами на поезд до Симферополя! Причем, если поезд опаздывал, то пассажир мог уехать на более позднем троллейбусе, не меняя билета!

Троллейбус Симферополь-Ялта приносил государству более миллиона долларов прибыли в год!

Троллейбус Симферополь Ялта

На волне небывалого успеха и эйфории стали активно строиться планы о продлении троллейбусной трассы дальше, через Байдарский перевал до Севастополя, а оттуда в Симферополь. Но, поразмыслив, решили, что составить конкуренцию электричке троллейбус не сможет. И отказались от этой затеи.

Еще были планы пустить троллейбус в Николаевку – самый близкий к Симферополю морской курорт, но зимой этот маршрут не пользовался спросом. Тоже отказались.

Одно время, наряду с пассажирскими, по Крыму ходили и грузовые троллейбусы. Они осуществляли доставку продуктов питания, медикаментов, промышленных товаров в санатории и пансионаты ЮБК. Причем, если было нужно, то грузовой троллейбус мог ходить и без привязки к проводам (правда, не более 6 км.).

Однако грузовые троллейбусы мешали пассажирским. К тому же, если из Симферополя они возили грузы, то в крымскую столицу возвращались «порожняком». Увеличивая, таким образом, себестоимость грузоперевозки. В итоге, в 1990 году грузовое троллейбусное движение прекратили.

Сегодня, по сравнению с доперестроечными временами, интервал движения крымского троллейбуса несколько увеличился. От Симферополя до Алушты он ходит с интервалом в 10-15 минут, а на маршрут Симферополь-Ялта троллейбус отправляется через каждые 15-20 минут.

И, по-прежнему, крымский горный троллейбус является самым дешевым и, наверное, самым живописным способом для того, чтобы добраться из столицы Крыма до курортов Южного берега.

На этом все.

Всем хорошего отдыха!

Берегите себя!