Затонувшие корабли Черного моря или полуостров погибших кораблей


Несомненно, многие из вас, либо читали книгу, либо смотрели фильм «Остров Погибших кораблей». И знают, что где-то далеко, в Саргассовом море находится таинственный Бермудский треугольник – место гибели огромного количества кораблей.

А, между тем, другой остров, точнее, полуостров Погибших кораблей находится гораздо ближе. Более того, вы или ваши знакомые уже бывали там. Речь идет о Крыме!

Бурная история полуострова – морские баталии, популярные торговые маршруты – оставила свой след в прибрежных водах. Огромное количество кораблей различных времен и народов покоятся на дне Черного моря.

В начале нынешнего тысячелетия недалеко от Фороса археологи нашли военный корабль Византийской империи. Предполагается, что ему около 1200 лет. Оценка сделана на основании анализа формы и размера амфор, лежащих на палубе.

Форосский византиец

Длина «Форосского византийца», как значится он в международных каталогах, около 50 метров. И для своего почтенного возраста корабль находится в очень хорошем состоянии.

В 1786 году у крымских берегов потерпел крушение линейный российский корабль «Святой Александр». Бриг, в свое время, был участником Великой Северной войны. А в 1742 был флагманским кораблем вице-адмирала З.Д. Мишукова.

У входа в Балаклавскую бухту уже более, чем полтора века лежит знаменитый английский пароход «Принц», погибший во время шторма.

Ходило огромное количество слухов о том, что на пароходе перевозилось золото. Множество кладоискателей, как государственного уровня, так и авантюристов, пытались его найти. Но – безрезультатно.

Британский парусник «Агнесс Блейк» столкнулся в 1855 году с другим кораблем и покоится теперь на восьмидесятиметровой глубине. На судне сохранились остатки груза, штурвал и колокол.

Агнесс Блейк

В апреле 1914 года вблизи Севастополя затонул танкер «Маккавей». Теперь он лежит на глубине 106 метров, практически на ровном киле, немного накренясь на правый борт. На судне сохранился судовой колокол, штурвал, навигационные приборы.

Русский эсминец (по другим сведениям миноносец) «Живучий» затонул недалеко от Севастополя 25 апреля 1916, подорвавшись на мине. Лежит на глубине 65 метров.


Пароход «Цесаревич Алексей Николаевич» затонул у мыса Тарханкут 16 июня 1916 г., подорвавшись на немецкой мине.

Цесаревич Алексей Николаевич

В 1918 году, после вступления частей германской армии в Севастополь, часть севастопольского флота в боеспособном состоянии перешла под контроль немцев.

Но уже 24 ноября 1918 года после капитуляции Германии и Турции и оставления Севастополя, флот перешел под контроль англо-французского командования.

А 26 апреля 1919 года это самое командование вывело одиннадцать русских подводных лодок буксирами из порта и затопило на внешнем рейде Севастополя. В дальнейшем шесть лодок были подняты, а пять – «Гагара», «Карась», «Кашалот», «Нарвал», «Скат» – продолжают лежать на дне.

Пароход «Игнатий Прохоров» подорвался на плавучей мине в ноябре 1918 года и затонул в районе все того же Севастополя.

Минный заградитель «Буг» тонул дважды. Первый раз во время знаменитого восстания на крейсере «Очаков». Тогда крейсер расстреляли с береговых пушек, а экипаж «Буга», видя, что дело дрянь, открыл кингстоны и, таким образом, затопил «Буг».

Минный заградитель «Буг»

Пролежав на дне до 1907 года, корабль был поднят, отремонтирован и переоборудован в маячный транспорт.

В декабре 1917 г. революционное прошлое дало о себе знать и бывший соратник «Очакова» перешел на сторону молодой Советской власти. В мае 1918 г. был захвачен в германскими войсками. В ноябре того же года – белогвардейцами, в декабре – англо-французскими войсками. В апреле 1919 г. вошел в составе белогвардейского флота Юга России, став вспомогательным крейсером.

12 ноября 1920 г., в результате навигационной ошибки, «Буг», потерпел крушение и пошел ко дну в районе современного поселка Черноморское.

В 1923 г., якобы, был поднят и сдан в Отдел фондового имущества Крыма. Там его разобрали на металл.

Но в декабре 2005 года крымские дайверы подняли с минного транспорта орудие. Оно прошло реставрацию, и находится сейчас в Балаклаве, в музее военно-морской славы. Что же подняли и сдали на металл в двадцатых годах? Мистика!!!

В одном из красивейших мест Крыма, в бухте Батилиман на мелководье лежит пароход постройки середины позапрошлого века, затопленный перед Великой Отечественной войной. Говорят, что преднамеренно. Его длина 130 метров. Известен, как «греческий виновоз».

27 июля 1941 года возле мыса Сарыч, по одним сведениям подорвался на советской мине, по другим – был торпедирован немецкой подводной лодкой, грузопассажирский пароход «Ленин». Интересно, что вначале он назывался «Симбирскъ».

пароход «Ленин»

По разным данным число погибших колеблется от 650 до 2500 человек. Для сравнения скажу, что на знаменитом «Титанике» погибло 1503 человека.

В советские времена вся информация о крушении «Ленина» была строго засекречена. Экспедиции на затонувший пароход не проводились. Гриф секретности сняли только на рубеже нынешнего века.

16 января 1942 года, при заходе в феодосийский порт, уклонился от фарватера советский теплоход «Жан Жорес». Результат – подрыв на магнитной мине. Несколько часов шла борьба за спасение теплохода. Спасти не получилось. Тогда был отдан приказ затопить судно.

11 февраля 1942 г. у входа в Камышовую бухту (Севастополь) подорвался на мине минный заградитель «Дооб». Где и лежит до сих пор на глубине 20 метров.

23 ноября 1943 года был торпедирован немецкий транспорт «Santa Fe», перевозящий некий таинственный груз. В результате торпедной атаки произошел мощнейший взрыв, разорвавший судно на несколько частей.

А 15 декабря 1943 года прямо над корпусом затонувшего транспорта оказался противолодочный корабль германского флота «UJ-102».

По официальной немецкой версии «UJ-102» засек на глубине затонувший корабль и, приняв его за советскую подводную лодку, сбросил глубинные бомбы. В результате, затонувший «Santa Fe» разорвало на части, а «UJ-102» мгновенно затонул. Теперь оба немецких судна мирно покоятся на глубине 24 метра.

20 августа 1943 года в районе мыса Тарханкут следовал немецкий конвой с грузом боеприпасов. Советская полодка Д-4 атаковала конвой двумя торпедными выстрелами. В результате чего было затоплено судно «Варна».

20 октября 1943 г. в Ялте при буксировке к месту ремонта был затоплен советской авиацией немецкий буксир «Байкал».

В 1941 году немцы захватили советское судно «Волга-Дон» и реконструировали его для транспорта десанта и военных грузов. А 25 ноября 1943 г. немецкое судно «Wolga-Don» получило повреждение в результате торпедной атаки и затонуло в результате разыгравшегося шторма.

немецкое судно «Wolga-Don»

На сегодня это самое большое и почти неповрежденное затопленное судно доступное для дайверов.

10 мая 1944 г. транспорт в район мыса Херсонес подошел транспорт «Тотила», чтобы забрать остатки немецких частей. Транспорт был атакован советской авиацией и затонул. По разным данным на судне находилось от 200 до 3900 немецких солдат.

В послевоенное время в Крыму базировались корабли Советского флота. Проводились испытания различных видов оружия. Иногда случались аварии и подводный мир полуострова пополняли новые экспонаты.

И ведь это только малая часть «подводного флота» полуострова. Перефразируя поэта, можно сказать: О сколько же открытий чудных готовит нам подводный Крым!

На этом все.

Берегите себя!

Хорошего отдыха!