Меню

Башкирская народная одежда женщины



Башкирский национальный костюм

Немного истории

Территория обитания башкирского народа весьма обширна. В связи с этим образовалось различие в культуре. На это повлияло место обитания народа и непосредственно природная зона, в которой он был расположен. Так, например, в одной области основным видом деятельности являлось скотоводство, в другой земледелие, а в третьих искусные умения. Всё это в совокупности и объединено в башкирском народном костюме. Высокое мастерство поспособствовало объединению деталей в сложный ансамбль, в основе которого лежат глубокие исторические традиции.

Известно, что существует семь вариаций национального костюма башкир: северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных и башкир самаро-иргизских поселений. Всё дело в местах обитания народа, каждый костюм характеризует отдельный регион.

Особенности

Характерной особенностью костюма являлась его многослойность. Вне зависимости от погодных условий башкиры надевали под нижнюю одежду несколько слоёв верхней. Особенно в таких нарядах являлись на национальные праздники.

Одним из особенных нарядов башкир являлась верхняя одежда под названием казакин. Он представлял собой приталенный костюм на подкладке с наличием рукавов, застёгивался на глухую застёжку на пуговицах. Уникальность в том, что носили такое изделие и мужчины, и женщины. Да ещё использовали как одежду военнослужащие.

  • Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

  • Ткани и крой. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могут позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки. При выборе тканей предпочтение отдаётся шёлку, бархату, сатину. В отделке используется кожа, мех, различные бусины, монеты и вышивки.

Описание разновидностей

  • Женский костюм. Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди.

На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.

Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Очень известными были и запашные халаты. На севере это изделие именовалось бишмэт, на юге – елэн. Выполняли такие халаты из однотонного сукна и украшали монетами. Оба изделия очень схожи по своему крою, однако есть различие: подол у елэн расклешённый, а само изделие длиннее, нежели бешмэт.

  • Мужской костюм. Национальный мужской костюм не так разнообразен и более сдержан в исполнении. Обычно образ включал в себя свободную рубашку, напоминающую тунику, неширокие штаны и лёгкий халат или камзол. В зависимости от региона можно было встретить две разновидности рубашек для мужчин. Первая, относящаяся к югу, имела срез, спускающийся по косой, скреплялся он шнурком, и отличалась отсутствием воротника. Вторая, принадлежащая северу, имела воротник, а линия разреза была прямой.

В качестве верхней одежды мужчины надевали суконные чекмени, халаты в тёмной цветовой гамме и кафтан кэзэки, который имел расклешённый крой, воротник-стойку и глухую застёжку. По качеству ткани можно было определить уровень состоятельности башкира. К примеру, халат из материала вытканного дома носили малообеспеченные мужчины.

В зимнюю пору башкирские мужчины облачались в шубы из овечьей шерсти и тулупы.

Только мужским элементом одежды был пояс. Производили их нескольких видов: из шерсти, матерчатый, ременный и кушак с пряжкой. На случай праздника был отдельный пояс кэмэр. Отличался он наличием ювелирной пряжки и узорной вышивкой.

  • Детский костюм. Национальный костюм для девочки отражает характерные особенности в одежде этого народа. Может быть представлен в следующем виде: юбка кулдэк, безрукавка кэзэки и головной убор с вуалью – такыя (для девочек старше 10 лет).

Ансамбль для мальчика повторяет национальную одежду башкирских мужчин. Рубашка со шнуровкой, брюки, пояс с золотым узором – всё это характеризует образ башкирского мальчика.

Аксессуары и украшения

В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы.

Верхнюю одежду очень часто украшали аппликациями. По краям изделий могла быть нашита тесьма красного или золотого цвета. Это придавало наряду особый шик.

Ещё одним важным моментом костюма выступает головной убор. Он мог рассказать о благосостоянии владельца, о возрасте женщины, а нашитые камни выполняли роль оберега.

Женские головные уборы представлялись в большом ассортименте, а их украшение отражало национальный колорит. Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.

Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие, так же как и кашмау, бисером и кораллами.

Девочки ходили не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.

Читайте также:  Кто заказывал китайскую фабричную одежду

Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок.

Женщины в возрасте носили головной убор татар, надевая на него меховую шапку.

Мужские головные уборы не отличались таким разнообразием, как женские. Выделяли тюбетейку и шапку из меха. Мужчинам мусульманской веры не следовало появляться в обществе с непокрытой головой. Исходя их этих побуждений, мальчики в раннем возрасте начинали надевать головной убор.

Пожилые мужчины носили уборы тёмных оттенков, молодые – светлых.

Праздничные уборы мужчин, для придания торжественности наряду, обшивали бисером.

Обувь

Женской обувью были, украшенные кисточками. В не холодные времена надевали лапти (сабата), под них непременно нужно было надевать чулочные изделия. Производили чулочные изделия из различных материалов (шерсти, сукна). Отдельно в гардеробе имелись праздничные чулки расшитые узорами и наложениями.

Чулки носили и мужчины, но могли заменить их на портянки. В качестве обуви выступали сапоги итек и сарык. Ичиги были праздничным вариантом сапог, на них надевали галоши. Войдя в помещение галоши снимали, оставаясь в сапогах.

Красота свадебного наряда

К башкирской свадьбе готовились тщательно и заблаговременно. Одежда, служившая свадебными нарядами молодым, могла надеваться после свадьбы в особые праздничные дни. Для пошива нарядов подбирали женщин, прекрасно владеющих искусством вышивки, аппликации и узорного ткачества.

Праздник проходил ярко и насыщенно. Яркие цвета пёстрых женских платьев с отделкой различными лентами, пышные юбки, узоры и оборки делали праздник красочным и интересным. Цвета играли важную роль в свадебных нарядах. Красный служил символом домашнего очага. Красно-белое платье невесты символизировало солнце, тепло и уют. По краям платья вышивали орнамент – узоры, завитки, спирали. Поверх нарядов надевались халаты и камзолы.

На шею невесты надевали нагрудное украшение, вышитое камнями и монетами. По богатству этих украшений можно было судить об обеспеченности семьи.

Ноги невесты украшали белые сапоги, изготовленные из тонкой козьей кожи.

Голову невесты покрывали тонким платком, вышитым по краям.

Для жениха свадебную рубашку должна была вышить невеста собственноручно и вручить избраннику перед торжеством. Для этого использовали красную ткань. На рубашку надевался камзол без рукавов.

Штаны, свободные по крою, тюбетейка и пояс дополняли образ. Их, как и рубашку готовила невеста.

В качестве обуви жених использовал также белые сапоги, изготовленные из тонкой кожи.

Источник

Башкирская народная одежда женщины

1. Организационно-подготовительный этап

Сила традиций и сила творчества в их сочетании

животворящий источник всякой культуры.

Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.

Обрядовая одежда башкир привлекает внимание своей яркостью, праздничностью. Особых правил для одежды приглашённых на свадьбу не было. Каждый участник свадебного торжества по своему усмотрению надевал свой лучший праздничный наряд. Определённых правил придерживались лишь в одежде невесты и жениха.

Обряд наречения имени новорождённых сопровождался большой торжественностью. Присутствующие одевались празднично, но не ярко. Пришедшие на праздник были лишь участниками, главная роль отводилась матери и новорождённому.

Башкирский костюм во всех его локальных вариантах представлял собой сложнейший ансамбль со множеством серебряных и коралловых украшений.

Условия кочевого скотоводческого быта, в которых начал складываться костюм, определили особенности его покроя, состав предметов одежды, характер декора. Для изготовления одежды использовались овчина, кожа, домашнее сукно, тканые и вязаные изделия из овечьей пряжи и козьего пуха. Охота на степных и особенно лесных зверей (лисиц, волков, белок, рысей) обеспечивала население шкурами и мехами. Давние навыки обработки конопли и изготовления холстов давали возможность шить нижнюю одежду из искусно выработанной домотканины. Наряду с домашним холстом башкиры употребляли привозные шёлковые и хлопчатобумажные ткани из Китая, Персии, Сред­ней Азии.

В XVIII веке башкиры носили белые домотканые рубахи и платья, иногда вышитые шёлком вокруг ворота и по краям рукавов. Кумачовые воротник, ластовицы и красный орнамент на белом холсте делали их очень нарядными. Северные баш­киры, рано приобщившиеся к земледелию и имевшие доста­точно сырья для производства домотканины, вырабатывали не только холст, но и пестрядинные и узорные ткани.

Читайте также:  Как сделать дома красивую одежду

В конце XIX – начале XX века основная нательная одежда мужчин и женщин – штаны, сохраняла крой, приспособленный к верховой езде. Основой костюма была длинная рубаха, которую мужчины носили навыпуск. При раскрое полотнище перегибали пополам, а в центре делали разрез для головы. К центральному полотнищу пришивали прямые широкие рукава и расширенные книзу боковины; между станом и рукавом вшивалась квадратная ластовица. Женщины носили платья с пришивной юбкой, стоячим воротником и нагрудной планкой. Старинные платья были неотрезными по талии, с открытым нагрудным разрезом, украшенным полукруглыми нашивками из тесьмы и лент. Под платье на грудь повязывали тонкий тка­невый нагрудник с поперечными полосками и вышитым узором. Мужские рубахи с отложным воротником скреплялись у ворота плетёным шнурком с кисточками.

У башкир было обязательным ношение верхних одежд. Это были безрукавки, халаты, бешметы, казакины.

Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Согласно традиции, тканевый елян и белый сэкмэн готовились в каче­стве свадебной одежды.

Жених дарил девушке материал, а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая надевала перед приходом в дом мужа. Позже эта одежда становилась празд­ничной, выходной. Халаты носили не только как наплечную одежду, но и накидывали на голову. По обычаю, полой халата молодая невестка килен должна была закрывать лицо от незнакомых мужчин и старших родственников мужа. Этой же цели служили широкие рукава платья и концы головного покрывала.

1.2. Цели и задачи проекта

Цель моей работы выявить актуальность и необходимость изучения башкирского костюма в жизни современного человека. Так же изучить особенности башкирского национального женского костюма.

В своей работе ставлю следующие задачи:

1.познакомиться с историей возникновения, особенностями и разнообразием женского национального костюма;

2. используя полученные знания создать вариант башкирского женского костюма для куклы;

3. представить для учащихся 2А класса информацию с башкирским национальным женским костюм и поделиться интересными фактами о нём.

1.3. Обоснование выбора темы

Выбор темы моей работы сопровождался большим интересом использования национального костюма в современном мире.

В современном мире нет недостатка в одежде. Но мы не должны забывать то, что наше народное искусство – универсальное средство духовного общения и очень важно об этом не забывать и использовать лучшее в современное время.

1.4. Разновидности женских костюмов

Национальный женский костюм формировался не один десяток лет и продолжает приобретать изменения по сей день. Отличительный признак такой одежды – это богатство и роскошь.

Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье, носящее название кулдэк . Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. Широкие вырезы, вставные ластовицы, бечёвка на груди и отложной воротник – всё это характеризует кулдэк. В начале двадцатого века этот наряд претерпел изменения, такие как отворот и защипы на груди. На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов. Под платье было принято надевать ыштан(своеобразные штаны), а поверх, украшенный серебряными монетами, камзол. Украшали его различным образом, всё зависело от региона.

Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство.

Цвета и оттенки. Традиционно в создании народных башкирских костюмов используют природные оттенки. Основными цветами являются синий, чёрный, зелёный, красный, коричневый и жёлтый. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов.

Аксессуары и украшения. В качестве украшений и аксессуаров использовались нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты и серьги. Выполняли такие изделия при помощи монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин, а в последние тысячелетия активно стали использовать кораллы. Также использовались шумящие подвески, считалось что они отпугивают злых духов.

Женская обувь. Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все – и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Г оловные уборы. Головной убор башкиров – своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау – шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар – это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха.

Трудолюбивый народ – башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать национальные костюмы народов России, башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

Читайте также:  Детская одежда производств турции

1.5. Значение орнамента в женском костюме

В орнаменте, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, преобладает:

красный – цвет тепла и огня;

желтый – цвет изобилия и богатства;

черный – цвет земли и плодородия;

зеленый – цвет вечной зелени;

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия;

синий – цвет свободолюбия;

коричневый – цвет старости увядания.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

Башкирский орнамент с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

САРЫК (сарыҡ), в башкирском костюме традиц. обувь из сыромятной кожи с голенищами из грубого сукна (тула). Бытовали мужские и женские. Подошва С. сгибалась кверху, формируя задник и края, к к‑рым пришивалась заготовка полуовальной формы, рассчитанная на подъём ноги. Голенища (выс. 40-46 см) подвязывались под коленом плетёными шнурками (ҡунысбау, ҡысмау). Задняя часть голенища украшалась аппликацией (комбинации из разл. геометрич. фигур, спиралевидных завитков и др.), нередко в сочетании с вышивкой. Различались С. с простой (4‑ и 6‑кускарные) и сложной орнаментацией (8‑, 10‑, 12‑кускарные). На голенищах муж. С. имелись кожаные нашивки в виде полуовалов (над задником и на мыске) и ромбов или треугольников (по бокам), выполнявшие также роль оберегов. С. носили с суконными чулками (тула ойоҡ) или портянками (силғау); являлись повседневной и праздничной, в т.ч. свадебной, обувью. У башкир бытовали до 2‑й пол. 20 в., наиб. распространение получили у зауральских башкир.

2. Технологический этап

2.1. Технология изготовления сувенирной куклы с элементами башкирской женской национальной одежды

Собрав информацию о женской национальной одежде башкирского народа, мы изготовили куклу. Для этого мы собрали необходимый материал ткань, бижутерии, монетки, атласную ленту, мех. Для придания устойчивости и пышности юбке, насадили основу из пустой пластмассовый бутылки из под кефира. Из шерстяных ниток мы выполнили волосы.

Далее мы построили выкройки платья, камзола – еляна и кэлэпуш на куклу. На основе их я сшила миниатюрный наряд на куклу. Затем я украсила его декоративными элементами и декором в стиле башкирского национального костюма.

Обработала низ юбок и верх горловины платья тесьмой белого цвета. По краю камзола пришила бижутерии зеленого цвета, имитирующую позумент, украсила его паетками и монетами. Пройму камзола отделала мехом.

На следующем этапе работы я изготовила декоративные накосники, нагрудник «Хакал» полуовальной формы и головной убор кэлэшуп. Кэлэшуп я расшила монетами.

3. Практический этап

Изучив историю создания башкирского женского костюма и изготовив куклу в женском башкирском костюме. Я продемонстрировала свою проектную работу обучающимся 2А класса. Познакомила их интересными фактами о жизни и истории башкирского народа, отразившиеся в национальной одежде я приобщила их к башкирской культуре. Особенно активными были девочки. Они задавали самые интересные вопросы и рассматривали куклу.

Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Народный костюм- ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения культуры башкирского народа. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры.

Цель моего проекта была достигнута: Изучив костюмы я поняла, что башкирский национальный женский костюм продолжает развиваться. Сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В башкирских народных костюмах исполняются песни и танцы. Я не только узнала об особенностях башкирского национального женского костюма, о том сколько труда и терпения требовалось башкирским красавицам для его создания, но и сама попробовала создать вариант костюма для куклы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед собой, я выполнила. Убедилась, что изделие, сделанное своими руками, может стать вашей гордостью.

3.3. Используемая литература

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2017.

Азат Юлан. Башкирский женский народный костюм // Аманат. – Март, 2018.

Брюханова Т.А. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: пособие для учителей. – Уфа: Китап, 2011. – 128с.: ил.

Иршат Янбирдин История монет // Аманат. – Апрель, 2017.

Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. – № 3, 2005.

Кузбекова Р.А. «Головные уборы и обувь»

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем, 2002. 504 с., табл. – 5, карт –17, рис. – 16, ил-279.

Источник