Меню

Чем одежда древних греков отличалась от одежды скифов



Одежда скифов в Причерноморье

Скифская одежда отличалась изысканностью и была идеально приспособлена к условиям кочевой жизни и умеренного климата. В быту скифов значительное место занимали разнообразные изделия из кожи, шкур, войлока, шерсти. Из этих материалов изготавливались кошмы, бурдюки, пояса, головные уборы, одежда, обувь и множество других вещей домашнего обихода. В курганах скифского времени на Алтае, в условиях вечной мерзлоты, сохранились вещи, сделанные из войлока, кожи и шерстяных тканей. Они были изготовлены с большим мастерством и украшены великолепными аппликациями и вышивками. Многие народы древнего мира охотно заимствовали у скифов не только отдельные элементы одежды, но и навыки их изготовления. Именно такой процесс, по мнению ряда исследователей, запечатлен на знаменитой пекторали, обнаруженной известным украинским археологом Борисом Мозолевским в кургане Толстая Могила (Никопольский район). В верхнем ярусе пекторали помещено изображение двух обнаженных по пояс мужчин, которые шьют меховую рубаху. Их лица и прически настолько отличны, что можно даже предположить в них представителей разных этнических групп разных племен

Одежда скифских мужчин состояла из коротких кожаных кафтанов (туго перетянутых поясом) и длинных плотно облегающих кожаных штанов или широких шерстяных шараваров. Кафтаны носились мехом внутрь. По их краям располагались узоры, а на спине находилась орнаментная полоса. Кафтаны знатных скифов украшались яркими вышивками и разнообразными аппликациями, а парадная одежда расшивалась множеством золотых украшений. Штаны носились либо на выпуск, либо вправлялись в невысокие, мягкие, перевязанные ремешком возле щиколотки полусапоги («скифики»). Нередко кожаные штаны украшались «лампасами» и разнообразными вышивками. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана (с левой стороны) и меча или кинжала (с правой стороны). Пояса знатных скифов и дружинников покрывались металлическими бляшками.

Судя по изображениям на знаменитой чаше из кургана Гайманова Могила (см. статью «Скифские курганы») в IV в. до н.э. в Великой Скифии были широко распространены острополые кафтаны.

Скифские женщины носили одежду из шерсти, растительного волокна конопли и кожи. Наряд скифянок во многом зависел от их социального положения. Одежда простых женщин чаще всего состояла из длинного платья, поверх которого носилась накидка. Наряды знатных скифянок обычно расшивались множеством золотых пластинок и бляшек. В 1971 г. при раскопках расположенного недалеко от Никополя кургана Толстая Могила было обнаружено не разграбленное погребение молодой женщины — возможно, скифской царицы. Ее погребальный наряд является самым богатым из когда-либо открытых в скифских царских курганах. Головной убор был расшит множеством крупных золотых пластин, а вся одежда и обувь — золотыми бляхами.

Головные уборы живших в VI-ІІІ вв. до н.э. скифских мужчин и женщин (башлыки, калафы, тиары и т.д.) имели самую разнообразную форму и высоту. Рядовое население Скифии носило на лбу кожаные повязки. Так, на пекторали из Толстой Могилы в такой повязке изображен скиф, шьющий меховую рубаху

Наиболее распространенным головным убором, безусловно, был башлык. Судя по дошедшим до нас изображениям, скифы носили башлыки двух типов — с заостренной верхушкой и мягкие. В башлыках с заостренными верхушками изображены скифы на вазе из Куль-Обы, в мягких — Скилур и Палак на рельефе из Неаполя Скифского.

Башлыки первого типа имели соединенные заднюю и боковые лопасти, доходили почти до плеч и могли скалываться булавкой сзади. Обычно вырез и низ обрамлял орнамент из точек либо бляшек. Мягкие башлыки перевязывались лентой вокруг головы, не имели боковых лопастей и отличались свисающим назад верхом. В VI-V вв. до н.э. преобладали войлочные башлыки, причем головные уборы, украшенные золотыми бляшками, являлись частью ритуального облачения женщин-аристократок.

В IV-III вв. до н.э. были распространены следующие женские ритуальные головные уборы: калафы, тиары, клобуки. Скифский калаф — цилиндрический спереди головной убор, сбоку имел дугообразный край (подобно кокошнику), с мягким закрытым верхом и затылком. Его высота составляла 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками. Скифский калаф имел кожаную основу, которая закреплялась на деревянном обруче, охватывающим голову.

Тиара — цилиндрический головной убор с твердым верхом и лопастями, доходящими до плеч. Его высота спереди составляла 9-10 см (общая, до плеч — 25-28 см). Передняя часть тиары украшалась рядами полосок или бляшек, сверху накидывалось покрывало с золотыми бляшками.

Клобук — конусовидный головной убор с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди его украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы. Скифские клобуки имели разную высоту (нередко их дополняли золотая пластина с височными подвесками и покрывало). Интересно, что подобные, но только мужские головные уборы известны у саков, хеттов и греков.

Ритуальные мужские головные уборы V-III вв. до н.э. чаще всего представляли собой островерхий войлочный колпак с лопастями до плеч и заостренной верхушкой, иногда украшенной бляшкой с втулкой. В середине, у основания узкой части, убор был украшен золотым цилиндром — целым или состоящим из рядов пластинок. В IV-III вв. до н.э. были также распространены шлемовидные и яйцевидные мужские ритуальные головные уборы.

Вероятно, члены царской семьи и знатные скифянки носили дорогую одежду красного и синего цветов. Таким, в частности, был наряд скифской женщины, погребенной в знаменитом кургане Толстая Могила на территории Никопольского района. В древности красный и синий красители считались особенно дорогими — их завозили на территорию Великой Скифии из других стран.

Так что одежда скифов Причерноморья была весьма разнообразна, функциональна и красива.

Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Евразийская империя скифов. — М. : Вече, 2007. — 400 с.

Тороп С.О. Скифская одежда

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Царевна-Лебедь с Золотой Горы

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

Шереметев. Лабиринты Познания

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий

Источник

СРОЧНО! ДАЮ 100 БАЛЛОВ. Чем одежда древних греков отличается от одежды древних скифов? Минимум 3 отличия.

Принадлежал к роду Рюриковичей, происходя из той его отрасли, что некогда княжила в Нижнем Новгороде и Суздале. Родившись около 1553, он играл довольно видную роль в конце царствования Ивана Грозного, а после его смерти вместе с другими членами семьи Шуйских принял участие в интригах вокруг судьбы русского престола. Слабоумный сын Грозного, Фёдор Иоаннович, не имел наследников. По старшинству в династии Рюриковичей род Шуйских имел больше всего прав на занятие трона, однако при дворе возобладало влияние брата жены Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова. В жестоком дворцовом соперничестве Годунов вначале оттеснил Богдана Бельского и семью бояр Романовых, а потом и фамилию Шуйских. Два самых видных её представителя – Андрей Иванович и герой обороны Пскова от поляков Иван Петрович – были сосланы и потом, как говорят, удавлены. Василия Ивановича, ставшего теперь главой своего семейства, Годунов оставил в Москве, но постоянно притеснял, даже не позволяя ему жениться и продолжить род. Именно Василию Шуйскому Борис поручил в 1591 следствие по делу о загадочной смерти в Угличе царевича Дмитрия. Убеждённость в том, что этого последнего наследника Грозного погубил Годунов с целью окончательно расчистить себе дорогу к престолу, была почти всеобщей, и Борис как бы в издёвку повелел главе своих прежних соперников, Шуйских, доказать обратное: царевич сам случайно убил себя, играясь с ножом. Побоявшись перечить воле Годунова, Василий привёл следствие к требуемому результату.

В 1604 году на южных границах недовольной правлением царя Бориса России появился самозванец Лжедмитрий I. Правительство объявило его расстригой Григорием Отрепьевым. Василий Шуйский в Москве по настоянию Годунова выходил на Красную площадь и убеждал народ, что настоящий царевич Дмитрий похоронен в Угличе. В начале 1605 Годунов назначил Шуйского командовать двинутой против самозванца армией. Хотя она насчитывала 70 тысяч солдат, Лжедмитрий с 15-тысячным войском едва не разгромил её у Добрыничей, но потерпел в итоге сильное поражение от далеко превосходной мощи вражеской артиллерии. Потрепанного самозванца было легко добить совсем, но Василий Шуйский и его товарищ, боярин Мстиславский, протянули время до весны в осаде городов Рыльска и Кром. Они поступили так, скорее всего, намеренно: видя, что трон Бориса сильно шатается, знатное дворянство возобновило подкопы под него.

В апреле 1605 Борис Годунов внезапно умер в Москве. Его неожиданную кончину многие приписывали отравлению. Царский трон занял его молодой и неискушённый сын Фёдор под регентством своей нелюбимой народом матери Марии, дочери свирепого опричника Малюты Скуратова. Вскоре после этого большая часть царских войск, двинутых против Лжедмитрия, перешла на его сторону. Шуйский и Мстиславский возвратились в Москву, где правление юного Фёдора Годунова уже едва держалось. 1 июня в столицу прибыли послы от самозванца и с Лобного места читали его обращение к народу. Московская масса, не зная, верить ли в то, что Лжедмитрий – настоящий царевич, послала за Василием Шуйским, и он на сей раз отвечал, что Дмитрий 14 лет назад в Угличе спасся от убийц, а вместо него был похоронен какой-то попович. Эти слова решили судьбу Годуновых. Толпа ворвалась в Кремль и низложила Фёдора и его мать. 10 июня их задушили.

Можно предполагать, что московское боярство из вражды к Годунову способствовало карьере самозванца ещё в Польше. По словам крупнейшего русского историка В. О. Ключевского, Лжедмитрий I был только «выпечен в польской печке, а заквашен в Москве». Низвергнув Годуновых, бояре достигли своей главной цели. В Лжедмитрии же они видели только простое орудие, рассчитывая быстро устранить его с дороги и посадить на трон человека из собственной среды. Родовитый Рюрикович Василий Шуйский был первым в числе претендентов на престол.

Источник

Скифы и Фракийцы. Тождество культур и народов.

Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён , сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты .

Золотая маска Тереса первая найденная золотая маска в Болгарии. Она сделана из 23-каратного золота и весит 672 грамма.

Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев как внешне отличных от греков из-за светлых волос и голубых глаз:

Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…

Близость фракийцев скифам-очевидна, и да же не скифам, а скорее сарматам(сакам). Фракийских царей после смерти,как и македонских, украшали посмертные золотые маски, головной убор фракийцев и фригийцев неотличим от скифского.

Скифы носили длинные кожаные штаны и куртки с длинными рукавами. Штаны были с вышивкой или с металлическими накладками, куртки — меховые или кожаные, различной длины. Спереди куртка запахивалась и застегивалась косой застежкой слева направо или завязывалась кожаным поясом. Такую куртку можно считать древнейшей известной нам формой кафтана.

И те и другие носили шапки,подобные кавказским башлыкам.

Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:

У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами.

— Геродот. История. VII, 75

Прически саков-ортокорибантиев и прически фракийцев

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове носили на макушке, а остальную часть головы брили, фракийцев называют ακροκόμαι (поднимающие волосы на макушку)

Геродот упоминает саков-ортокорибантиев , т.е. БУКВАЛЬНО , или вернее, с волосами только справа » Ортокорибантии (греч. Ὀρθοκορυβαντίων (Σακασηνήν)) — скифское население области Сакасена в Закавказье

Читайте также:  Мужская зимняя флисовая одежда

Г олова мужчины из пятого Пазарыкского кургана. Как видно,волосы светлые.( волосы на правой стороне черепа) Прическа тождественна описанию-клок волос на затылке.

В Индии подобные прически до сих пор носят вайшнавы и кришнаиты

То есть, и фракийцы и саки, обривали голову, оставляя волосы на манер современных вайшнавов Индии.

Золотые маски сарматов и фракийцев.

Терес — древний царь фракийского племени одрисов, живший около середины V века до н. э. Был отцом царя Ситалка. Терес был основателем могущества одрисов и распространил своё владычество на большую часть Фракии. Он был хорошо известен своими военными способностями и провел большую часть своей жизни в войнах. Это привело к объединению фракийских племен. В 445 до н. э. Терес умер во время одной из своих многочисленных военных кампаний

Подобные маски из золота найдены и в соседней Македонии, и в Крыму. Сарматы также покрывали лица правителей золотыми масками. Известнейшая же маска,это золотая маска царя Рескупорида,найденная в Керчи.

Были распостранены в регионе близком к фракийской и скифо-сарматской культуре и золотые накладки на лицо умершего,напоминающие македонские и фракийские. Они найдены в Крыму, недалеко от Херсонеса.

При раскопках на западном побережье Крыма Усть-Альминского сарматского некрополя археологи обнаружили два богатых захоронения древнеримской эпохи. Во втором захоронении обнаружены останки пятерых сарматских военачальников, в золотых венках и золотых погребальных масках. Интересно, что это захоронение неоднократно подвергалась грабежам начиная с древних времен.

Ценные находки пришлось везти в Симферополь на обычном рейсовом автобусе.( 19:07, 19 октября 2001

В Таштыкской культуре, также скифо-сарматской, лица покойных закрывали керамическими БЕЛЫМИ масками. Как видно, волосы покойного также светлые, перед нами так же европеоид.

Да и волосы только на темени, почти как у саков и фракийцев.

Очевидно,древние считали,что маска делает умершего подобным богам. Ведь главным свойством божеств считалось СИЯНИЕ,собственный Свет, а не отраженный.

Имена фракийских царей

Терес 460 — 445 до н. э. Спарадок — сын Тереса ок. 450 — 431 до н. э. Ситалк — сын Тереса 431 — 424 до н. э. Севт I — сын Спарадока 421 — ок. 410 до н. э

Имена Боспорских царей

Котис I, сын Рескупорида I Аспурга

Спарток V, архонт Боспора и Феодосии, басилевс всех Синдов и Меотов 200 до н. э.—180 до н. э.

Здесь можно вспомнить и о фригийцев Малой Азии,Фригия (греч. Φρυγία, лат. Phrygia, тур. Frigya) — внутренняя историческая область на западе Малой Азии и могущественное царство, являвшееся первой из известных грекам «паназиатских» держав. Столица — сначала город Келены, а примерно с X века до н. э. — Гордион.

Шапка фригийцев-фригийский колпах,идентичный скифской и фракийской шапке( башлыку),стал символом свободы. Имя Аттиса- тождественно имени АТЕЙ скифов. Одежда фригийца(внизу) идентична одежде скифов и фракийцев.

То есть, как видно, сходство до уровня идентичности у скифов и фракийцев на лицо, имена, культура, погребальный обряд,обилие золота в царских захоронениях, и даже золотые маски. И , наконец. имена царей. Как видно, это был один народ.

Мавро Орбини считает,что знаменитая Грамота Александра славянам была дарована именно агрианам и другим фракийцам( с198 )

В пользу причислению фракийцев к славянам, или близким к ним народам, говорит и то,что после вторжения славян на Балканы язык в одно мгновение переменился на Славянские, в то время как в Румынии,через которую проходили тысячи и тысячи варваров, язык остался романским. Романскими остались языки и Британии, и Франции, и Испании.

Геродот. История. VII, 75

Гомер. Илиада. IV , 533

Любор Нидерле. Славянские древности. М.: Новый Акрополь, 2010 год

Шевченко О. К. Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации) / монография из Серии «История и Философия власти».- Симферополь: Электронное издание К. О. Ш., . — Симферополь, 2011. — 122 с

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий

Источник

Тема: « Исторический костюм скифских племен»

1. Краткая характеристика исторической эпохи.

2. Общая характеристика костюма кочевых народов.

3. Особенности мужского и женского скифского костюма.

4. Ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма, сырьевой состав.

5. Аксессуары исторического костюма скифов.

В жизни древней Греции и древнего Рима особую роль играли многочисленные племена, которые заселяли Европу. В Западной Европе это в основном были германские племена гунны и готы, которые в 5 в. захватили почти всю территорию Западной Римской империи. В Северной Африке поселились вандалы, в Испании – вестготы, в Италии – остдревние греки, в Галии – франки, в Британии – англы и саксы.

Древние греки и римляне – называли эти племена и народности варварами. Но не только их, но и кочевых скифов и сарматов. Костюм древних племен и народов историки называли костюмом «варваров», т. е. костюмом «иноземцев».

«Варварские» племена находились в стадии первобытнообщинного строя и в сравнение с античными рабовладельческими государствами имели гораздо низший уровень общественного и культурного развития. К варварским племенам исторически относятся скифы, сарматы, парфяне.

Скифы– ираноязычный народ, обитавший в 7-2 в. до н. э. в степных и лесостепных районах Северного Причерноморья между реками Днестром и Доном. Согласно свидетельствам Геродота в 7 в. до н. э. в союзе с мидийцами и маннеями они совершили поход в Ассирию и Малую Азию. Вернувшись в конце 7 в.- начале 6 в. до н.э. в междуречье Днестра и Дона они осели здесь частично ассимилировавшись с местными племенами.

Государственное объединение скифов достигло наибольшего могущества в 4 в. до н.э. при царе Атее и включало как кочевые, так и оседлые племена скотоводов и земледельцев, которые находились в стадии разложения родоплеменного строя и формирования нового строя – военной демократии. Согласно Геродоту, они делились на скифов-пахарей (Днестр, Буг), скифов-земледельцев (среднее течение Днестра), скифов-кочевников (Днепр, Дон), царских-скифов (Азов, Северный Крым).

С конца 3 в. до н.э. скифов начали теснить сарматы – кочевой народ, заселявший территорию Южной России, который в 3-4 в.в. н.э. исчез под напором гуннов.

Парфяне – племена, родственные скифам, существовавшие в период со 2 в. до н.э. по 2 в. н.э. Название племени «парфяне» – ирано-язычное слово. Территория, которую занимали парфяне это территория от Двуречья до реки Инд. Парфяне — соперник Рима на Востоке. С 224 г. н.э. эта территория входит в государство Сасонидов.

Отношения «варварских» племен с античным рабовладельческим обществом были разносторонними. Древние Рим и Греция оказывали влияние на культуру «варваров», а в дальнейшем в силу своего образа жизни «варвары» явились носителями для Рима и Греции новых общественных отношений и культуры, которые пришли на смену рабовладельческому строю и позднее перешли в феодализм средних веков.

Поэтому костюм «варварских» племен и народов представляет интерес как очередной этап развития исторического костюма и в полной мере представляет его дальнейшую эволюцию в период феодализма.

Особенности скифского костюма. Отличительная особенность костюма варварских племен от античного костюма состояла в материалах, из которых изготовляли одежду. Для скифов это в первую очередь был мех животных и грубая шерстяная ткань.

Поддерживая отношения с Древней Грецией, скифы попали под влияние ее античной культуры. Но в их костюме это отразилось лишь в некоторых деталях одежды и почти не повлияло на самобытность скифской одежды, особенно мужской. Лишь в поздний период расцвета скифской культуры для скифской знати стали шить одежду из тонких шерстяных и льняных тканей. Цвет одежды у большинства варварских племен был яркий. Особенно любим скифами был ярко-красный цвет.

Общий вид и тип кроя костюма также отличался от античного костюма. Предпочиталась одежда, которая плотно прилегала к телу: глухие туники, распашные кафтаны-куртки и в первую очередь штаны. Даже плащи плотно оборачивали фигуру и не драпировались. В формировании такого типа костюма играла роль практическая потребность в теплой одежде. Одежда скифов начинает носить функциональный характер. Ношение глухой, закрытой одежды не в коей мере не было вызвано моральными взглядами как, например, в византийском костюме. У древних немцев женщины нередко ходили с оголенной грудью, а мужчины часто шли в бой оголенные до пояса. Здесь, как и у скифов, в первую очередь играют роль факторы функциональности и рациональности в одежде.

Социальная дифференциация костюма в условиях доклассового общественного строя у «варваров» не была заметной. Позже верхушка родовой знати отличалась от общей массы только лишь богатством и украшением костюма. Незначительно чем отличались по форме и крою костюм жреца и костюм война.

Женский костюм отличался от мужского костюма тем, что женщины, как правило, не носили штанов, и их одежда была более длинной.

Мужской костюм скифов. Мужской скифский костюм состоял из запахивающегося кафтана сисиры и штанов — анаксаридов (или бракатти). Последние изготовляли из кожи, меха или грубой шерстяной ткани. Туникообразная рубашка с длинными узкими рукавами также, как и кафтан, во многом напоминали древние иранские формы одежды. Кафтаны были простые и с заходом справа–налево. Все кафтаны подвязывались поясом с металлическими бляшками. Иногда кафтан одевали на голое тело.

Скифская куртка (прообраз иранского кафтана) – длинная открытая спереди подпоясанная куртка с рукавами, передние части которой перекрываются в нахлест, либо вовсе не застегиваются, либо соединяются тесемками или скрытыми застежками.

Одежда скифов шилась из выделенных звериных шкур мехом вовнутрь. Использовались также войлочные ткани, льняные и конопляные ткани.

Парадную одежду скифской знати шили из дорогих заморских тканей и украшали множеством золотых нашивок–бляшек с тесненными изображениями зверей, птиц, цветов, воинов и быков.

Плащи скрепляли драгоценными заколками, которые называются фибулой.

Скифские анаксариды (шаровары) были длинными до ступней, довольно широкими с одним внутренним швом. Внизу возле косточек ступней их подвязывали ремнями, но чаще всего их носили заправленным в короткие полуботинки, расширенные к верху.

На голове скифы носили кожаные или войлочные шашки, похожие на башлык.

Шапка-башлык – шапка конусной формы с длинными полями, которые свисали с боков и сзади за спину.

Шапка-митра – башлык с коротким назатыльником.

Одежда скифа–война состояла из металлических доспехов. Голову укрывали бронзовым шлемом. Верхнюю часть тела защищал панцирь – кираса.

Кираса – безрукавка из меха животных, покрытая металлическими пластинами и широкий пояс с металлическими накладками. На ноги надевали бронзовые поножи, которые покупали у греков.

Женский скифский костюм. Женский костюм скифиянок состоял из длинной туникообразной рубахи и кафтана-халата. Штаны женщины не носили. Кафтан часто не одевали в рукава, а накидывали на плечи, подобно плащу и застегивали на груди фибулой. Платья-рубахи были длинными со складками по линии горловины, широкие рукава прибирались у запястья. Подвязывали поясом или без него.

Особые функции в женском костюме отводились головному убору. Он был показателям социального положения женщины. Богинь изображали в головных уборах цилиндрической или конической формы. Такую форму получали за счет специального кроя и для этого использовали войлочные ткани. Головной убор часто соединяли с покрывалом. Головные уборы украшаются золотыми пластинами, орнаментированными растениями и зооморфными узором. Декоративные элементы располагались на твердой поверхности убора, которая отличалась высотой и декором фронтальной части головного убора. Головной убор назывался «скифский калаф»и является прообразом славянского кокошника.

Художественное оформление скифского костюма. Главную силу и гордость скифского искусства составляют изображения животных, выполненных в своеобразной манере именуемой в истории искусств «звериным стилем».

Скифы, парфяне и сарматы были древним населением Северного Причерноморья. Скифы, будучи кочевым народом, осели не только в Крыму, но и на северном побережье Черного моря. В доисторическом времени они создали крупное государство, а в историю вошли только в 7 в. до н.э., когда вторглись в Переднюю Азию. С конца 3 в. до н.э. их начали теснить сарматы.

Читайте также:  Одежда для лесной феи

Главную силу и гордость в скифском искусстве составляют изображения животных, выполненные в своеобразной манере, именуемой в науки «звериным стилем». Его отличительными чертами является изображения животных или отдельных частей тела животных. Особая стилистическая манера, для которой характерны обобщенность образа, передача самых типичных свойств животного, сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Все изображения животных являются украшением предметов как чисто утилитапных, так и парадного назначения. В первую очередь это предметы мужского обихода (оружие), предметы социально-культурного назначения, одежда, застежки для одежды. Во времена образования классовой прослойки всегда вырабатывались внешние атрибуты власти. Видимо у скифов «звериный стиль» имел такие функции. Предметы «звериного стиля» служили также талисманами, призванными оберегать их владельцев, увеличивать их силу и устрашать врага.

«Звериный стиль» сформировался в северных районах Ирана под воздействием искусства Ассирии и Урарту. Об этом свидетельствует погребения близь села. Зивия в Иранском Курдистане (7 в. до н.э.). В них, наряду с погребениями ассирийского и урартского происхождения, встречаются изделия сходные со скифскими как по сюжету, так и по характеру происхождения. Но традиционные формы декоративного искусства у скифов получают своеобразную переработку. Значительное воздействие на их трансформацию оказало искусство граничивших со Скифией лесостепных племен Украины и античных городов Северного Причерноморья. Также сказывается воздействие искусства Месопотамии и Малой Азии.

Скифский звериный стиль окончательно складывается в 6 в. до н.э. Наибольшее художественное выражение он нашел в таких произведениях декоративного искусства, как золотые бляхи для щитов в форме идущей пантеры. «Зооморфные превращения», т. е. придание тем или иным частям тела животного самостоятельных звериных форм или образов, является характерной особенностью декоративно-прикладного искусства скифов. Они не разрушают цельность образа, а лишь дополняют основное изображение, как бы усиливая или разъясняя путем сравнения смысл и значение тех или иных его частей. Так, например, головки птиц на концах рогов показывают, что они столь же остры как и клюв. Фигура зайца, вписанная в бедро животного, подчеркивает присущую ему быстроту движения.

Во многих памятниках «звериного стиля» чисто скифские мотивы орнамента сочетаются с греческими (резные деревянные саркофаги с инкрустацией в виде розеток и пальметт). Так, например, в 4-3 вв до н.э. число вещей греческого производства в погребениях скифов нарастает. Многие из них принадлежат к шедевру эллинистического греко-скифского искусства. Наряду с бытовыми сюжетами на изделиях греческих мастеров встречаются изображения мифической прародительницы скифов – «змееногой богини».

В 3-2 вв до н.э. искусство скифов, постепенно утрачивает свою самостоятельность, приходит в окончательный упадок и вытесняется продукцией греческих ремесленных мастеров. Со 2 в. до н.э. в нем появляются чисто сарматские формы. Культура позднескифского государства говорит об эллинизации бытового уклада скифов.

Швы одежды, рукава, наплечники орнаментируются поясом орнамента в виде косых параллельных линий, образующих треугольные фигуры, применяется не замысловатый орнамент в виде меандрового узора, геометрических фигур. В орнаментации скифского костюма сказывается влияние граничивших со Скифией лесостепных племен Украины, античных городов Северного Причерноморья, искусства Месопотамии и Малой Азии.

Все компоненты скифского костюма отличались рациональным и экономичным способом формирования. Узоры как бы подчеркивают швы. Это одна из характерных черт древнего костюма и не только скифского: швы украшали одежду с целью защиты от злой силы.

Скифский костюм [Л. С. Клочко]

Элементы одежды скифов: головной убор, куртки, штаны, обувь. Головной убор – остроконечный башлык, являлся характерной чертой их наряда.

Куртки скифов относятся к кроеной, шитой одежде. Они украшались меховой опушкой по воротнику и краю кафтана. Историки всегда отличают главную особенность скифского кафтана – длинные полы.

Штаны скифов были как широкие, так и узкие. Для пошива использовались ткани с узорами и аппликациями.

«Скифики» — короткие сапожки, привязанные к ноге вокруг щиколотки, а иногда и вокруг стопы узкими ремнями.

Все компоненты костюма отличались рациональностью и экономичным способом формирования. Узоры как бы подчеркивают швы. Это одна с характерных черт древнего костюма: швы украшались с целью защиты от злой силы.

Женский костюм отличается от мужского костюма обобщенностью и схематизмом.

На бляшках, найденных при раскопках большинства курганов, изображена женщина, которая сидит на троне с зеркалом в руке (сцена «адорации»). Все женские персонажи подражают образу Великой богини, поэтому она в величественной позе с сакральными атрибутами. Безусловно, скифский женский костюм простых женщин копировал наряд скифских цариц. Особые функции в женском костюме отводились головному убору. Он был показателям социального положения, общественной роли женщины. Богини изображены в головных уборах цилиндрической и конической формы. Такой формы добивались за счет специального кроя и использования специальных войлочных тканей. Головной убор часто соединяли покрывалом. Иногда их накидывали сверху, но носили под головным убором. Скифские женщины носили длинные суконные одежды с широкими рукавами и халаты. Узор по краю некоторых деталей указывал на социальное положение скифянки. Кроме этого способ ношения одежды и ее украшение отдельными деталями – все это являлось признаками социального происхождения костюма.

Скифская женская одежда кроилась также как и мужская. Иногда за основу формирования куртки–кафтана брали одно целое полотно, перекинутое за плечи. К нему пришивали рукава, в которых делали вставки, добиваясь тем самым необходимой ширины. Другой вариант пошива одежды заключался в следующем. Основа складывалась из 2-х полотнищ, которые соединялись спереди, с боков и на спине. Рукав вшивали ниже плечевого сустава. Такой халат изображен на скифской женщине в сцене «адорации».

Характерной чертой скифского костюма были аппликации золотыми бляшеками. Металлические аппликации подчеркивают силуэт куртки и способ ее создания. Они украшали швы на плечах, рукавах и спине. Головные уборы также украшаются золотыми пластинами, орнаментированы растениями и зооморфным узором.

Декоративные элементы располагались на поверхности так называемых «твердых» головных уборов разной формы. Длинные, золотые строчки украшали уборы цилиндрической формы. Они отличались высотой и способом оформления фронтальной части. Такие уборы называли «скифский калаф». Так именовались греческие уборы в виде кокошника. Производя ритуал в честь плодородных сил природы, в Древней Греции подарки богам подносили девушки, с одетыми на голову кокошниками из вербы. Головной убор скифянок по форме отдалено напоминал греческий калаф. Скифские калафы являлись основой, на которой закреплялись символы божества плодородия. Это главная функция парадных головных уборов. Фиксация украшений головных уборов позволяет восстановить их расположение. Золотые аппликации крепились спереди, а с боков и сзади убор был закрыт покрывалом. Для украшения головного убора также используют ажурные золотые пластины. Их художественное звучание усиливалось тем, что узор с цветной подставкой. Цвет играл важную роль в оформлении уборов и подчеркивал значение и эстетическое влияние декора.

Скифское декоративно-прикладное искусство. В 7-6 вв до н.э. в основном это черная и буролощенная керамика, отличающаяся многообразием форм. Она обнаруживает связь с культурой местных племен конца эпохи бронзы. Резная орнаментация сосудов заполняется белой пастой и отличается декоративным богатством. Чаще всего сосуды украшают поясом орнамента в виде косых, параллельных линий, образующих треугольные фигуры, или в виде заштрихованных лент и полей, складывающиеся в меандровидные узоры, треугольники и ромбы.

С 4 в. до н.э. распространяются наиболее типичные для скифов горшки с резными стрелообразными узорами. Среди художественных изделий представляют ценность декоративные предметы, выполненные в «зверином стиле». Наряду с изображением фигур животных (оленя, лося, козла, пантеры), на них встречаются сцены борьбы зверей, а также сильно стилизованные изображения отдельных частей зверей и птиц. Восходящие к образам древних предков, в скифские времена они представляли злых и добрых духов и играли роль магических амулетов (апотропеев). В период перехода от родаплеменного строя к военной демократии они могли символизировать также силу, ловкость и храбрость война, племенного вождя. Украшения в зверином стиле чаще всего встречаются в богатых погребениях племенной аристократии.

«Звериный стиль» сформировался в северных районах Ирана под воздействием искусства Ассирии и Урарту. Об этом свидетельствует погребения близь села. Зивия в Иранском Курдистане (7 в. до н.э.). В них, наряду с погребениями ассирийского и урартского происхождения, встречаются изделия сходные со скифскими как по сюжету, так и по характеру происхождения. Но традиционные формы декоративного искусства у скифов получают своеобразную переработку. Значительное воздействие на их трансформацию оказало искусство граничивших со Скифией лесостепных племен Украины и античных городов Северного Причерноморья. Также сказывается воздействие искусства Месопотамии и Малой Азии.

В 3-2 вв до н.э. искусство скифов, постепенно утрачивает свою самостоятельность, приходит в окончательный упадок и вытесняется продукцией греческих ремесленных мастеров. Со 2 в. до н.э. в нем появляются чисто сарматские формы. Культура позднескифского государства говорит об эллинизации бытового уклада скифов.

Тема: «Западноевропейский исторический костюм эпохи Средневековья»

1. Краткая характеристика эпохи.

2. Общая характеристика костюма.

3. Особенности мужского и женского костюма.

4. Ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма, сырьевой состав.

5. Аксессуары исторического костюма.

Раннее средневековье. Период с 12-15 в.в. для большинства стран западной Европы – время наивысшего развития феодального строя. Это время характеризуется крестовыми походами и заканчивается великими географическими открытиями 15 ст. Эпоха средневековья характеризовалась быстрым развитием городов как центров ремесел и торговли. Их рост значительно влиял на всю общественную жизнь средневековой Европы. Города постепенно становились не только основными экономическими центрами, но и культурными центрами. Именно в городах нарастала борьба против феодальной зависимости, за экономическую свободу и политическое самоопределение, которое поддерживала идеи свободы личности и прав человека и закладывала основы бедующего гуманизма эпохи Возрождения.

В городах появилась новая социальная прослойка феодального общества – бюргерство, которое состояло из ремесленников, организованных в цеха, и купцов, объединенных в гильдии. Бюргеры поддерживали борьбу королевской власти за объединение раздробленных владений в централизованную державу. Тем не менее, рост городов происходил в рамках развития феодальных отношений, которые основались на эксплуатации масс зависимого, безземельного и бесправного крестьянства привилегированным классам феодалов–землевладельцев. Этот рост, сопровождался быстрым возрастанием потребностей феодалов, что углубляло социальную разницу между двумя основными антагонистичными классами.

В рассматриваемый период интенсивно возрастает роскошь в быту господствующего класса феодалов. Представление об этой роскоши может дать банкет, состоявшийся у герцога Бургундского (Филиппа Доброго) в 1454 г., где на одном из столов был поставлен грандиозный паштет, в середине которого разместились 26 музыкантов. Роскошь начала распространятся и в кругах верхушки бюргерства. В таких условиях обострялась классовая борьба, которая выражалась в крестьянских восстания.

В обстановке поляризации классов и обострения классовой борьбы, усиленной участием в ней бюргерства и местной бедноты, наибольшим образом проявляется классовая дифференциация костюма. Костюм должен подчеркивать свою социальную обособленность и особое положение верхушки господствующих феодалов. И эти моменты мы наблюдаем в костюме средневекового феодального общества.

Уже 12-13 в.в. феодальная знать украшала костюм знаками своего “благородного” происхождения, взятыми с родовых гербов, которые были на щитах рыцарей. На плащах–мантиях и верхней одежды обоих полов начали вышивать гербы и геральдические фигуры. Геральдическая тематика становится главенствующей в декоративно–прикладном искусстве средневековья.

Классовая особенность костюма феодальной знати проявлялась в том, что он был непригодным для условий трудовой жизни, в нем подчеркивалась непричастность феодалов к любому виду работы. Эта тенденция, которая лишь намечалась в эпоху раннего феодализма, в период развитого средневековья была полностью завершена. Она проявилась, во-первых, в удлинении и мужской и женской одежды, что сковывало движения. Во-вторых, в большом количестве ткани в одежде, которая волочилась по земле и путалась в ногах. В-третьих, — в распространении в 14 в. очень узкой одежды, особенно мужской, которую невозможно было ни одеть, ни снять без посторонней помощи. В-четвертых, в распространении неудобных, очень экстравагантных деталей одежды и элементов костюма. Например, свисающих до земли и волочащихся по земле рукавов, очень длинных и узких носков в мужской обуви, грандиозные женские головные уборы.

Читайте также:  Как называется одежда мантия

В 13 в. и особенно в середине 14 в., преимущественно в Германии на одежду нашивали бубенцы, которые своими звуками должны были предупреждать народ о приближении знати. Их крепили к поясу, наплечникам и даже на носки туфель и головных уборов, а также носили на специальной плечевой перевязи. Исчезли бубенцы приблизительно с середины 15 в. Классовую особенность костюма феодальной знати поддерживали “законы против роскоши”, которые особенно часто издавались в странах Западной Европы. Эти законы обеспечивали привилегии роскоши в костюме лишь для феодалов, не позволяя равняться с ними городскому бюргерству, а также ограничивали напрасные затраты на костюм и самих феодалов Нарушение этих законов угрожало побоями и даже разорением. Эти законы предусматривали суровую регламентацию богатства убранства костюма каждой группы населения, начиная от господствующей феодальной верхушки и кончая простым трудовым народом.

В период развитого средневековья костюм бюргерства еще не выделялся. Типы и форма одежды в городских сословиях оставался точно таким же, как и у феодалов. Различия начали появляться постепенно. В городском костюме, например, не было длинных шлейфов, длинных носков в туфлях, длинных до земли рукавов, бубенцов и т. п., не говоря уже про гербовые знаки на одежде.

Одежда все больше приспосабливалась к деловой повседневной жизни и становилась функциональной. Для нее применялись скромные, темные, практичные цвета, прочные ткани, среди которых первую роль начинало играть сукно. Украшениям также стали придавать меньше внимания. Город повлиял на возрождение в костюме форм, которые соответствовали естественным особенностям фигуры. В женском костюме это влияние проявилось уже в 12 в. В мужском костюме узкая одежда появилась во второй половине 14 в. В обществе начинало изменяться отношение к проблемам оголенного тела. В 14 в. вырез на груди в женских платьях заметно снизился и расширился, преобразуясь в основном в овальное декольте, а в 14 в. развился до глубокого треугольного декольте, не только спереди, но и сзади. Грудь была до половины оголена. В рассматриваемый период средневековья в костюме проявлялась борьба следующих 2-х тенденций:

– желание спрятать тело под одеждой, нивелировать и его формы, т.е. тенденция, связанная с господствующем в средние века христианским мировоззрением;

– попытки выявить в костюме фигуру человека, подчеркнуть естественные формы её тела, т.е. новая тенденция, зародившаяся в феодальном городе в условиях нарастающей борьбы против навязываемых религией форм жизни.

Постепенно в период средневековья формируется и народный костюм. Хотя в нем придерживались таких же форм и типов одежда, что и в костюме феодалов и бюргеров, тем не менее, он имел особые черты. Народный костюм исключал надменность костюма знати, совсем непристойную в условиях трудовой жизни, не говоря про более низкое качество тканей. Это преимущественно дешевые и грубые шерстяные или полотняные ткани. В народном костюме практически отсутствовали украшения.

В костюм бюргеров проникает короткая мужская одежда, которая в середине 14 в становился основной одеждой в кругах господствующих классов. С этого времени наряду с длинной мужской одеждой носили и короткую одежду. При этом длинная одежда постепенно стала элементом костюма лишь привилегированных слоев населения, а именно: королевских советников и министров, судей и прокуроров, административных чиновников, представителей профессий умственного труда, и, конечно же, духовенства. Короткая одежда, превращается в общегражданскую одежду, особенно любимую молодежью. Так появляются слои общества, которые носят длинную и короткую одежду. (Гауди)

На формирование костюма в средневековый период большое влияние оказывал готический стиль в декоративно–прикладном искусстве того времени. Характерные для готики стрелочность, стремление к вертикальным, отточенным и заостренным формам, вытянутым, измененным линиям имели отголоски и в костюме этой эпохи, в его крое, силуэте, отдельных деталях.

Наиполного развития готические черты достигли в 15 в. в костюме феодальной знати, когда поздняя готика стала утонченно-изысканной и отличалась все большею условностью и стилизацией. Именно в этом периоде появились узкие заостренные носки мужской обуви, которая в середине 14 в. превратилась в карикатурные длинные “дзьобы”; высокие головные уборы, особенно тонкие вверху колпаки-конусы, которые достигли в 15 в. удивительной высоты; разные по длине свисающие концы капюшонов головных уборов; поясов и рукавов и других деталей одежды, украшенные вырезными зубчиками или удлиненными фестонами, а с 14 в. параллельными вертикальными складками от верха до подола одежды. С готическим стилем связано происхождением треугольных заостренных декольте женских платьев, бритье волос сзади, на затылке для удлинения шеи и спереди, на лбу для удлинение лица, что практиковалась у женщин в 15 в.

Под влиянием готики формируется силуэт костюма. Желание создать отточенный вытянутый вертикально, худощавый, силуэт было дополнительным фактом, который стимулировал распространение деталей зауженный облегающей одежды. Идеалом женской красоты стала худощавая высокая фигура с длинными ногами и руками с небольшой грудью и узкими бедрами, с длиной шеею, удлиненным лицом и высоким узким лбом. Модными стали бледность и даже болезненная желтоватость лица. Этому идеалу соответствовало в костюме длинное платье, которое волочилось по земле. Платья обтягивало тело с заниженной узкой талией, часто подчеркнутой поясом.

Готический силуэт костюма знатной женщины добавочно усложнялся особой осанкой, которая должна придавать фигуре величие. Верхнею часть торса “отбрасывали” насколько можно назад, а живот, наоборот выставляли вперед. Чтобы усилить такую изогнутость силуэта в расширенной к низу юбке платья спереди на животе собирали сборки или подкладывали под платье на живот небольшие подушечки, которые назывались “босы”.

В мужском костюме готического стиля использовалась или длинная одежда, которая вертикально удлиняла фигуру, или очень короткая с низкой талией и поясом на бедрах, которая открывала ноги в узких, обтянутых чулках–штанах с длинными заостренными носками. В 15 в. одежду начали простегивать в талии, а рукава шить с высокими торчащими головками.

С появлением короткой мужской одежды во второй половине 14 в. начали резко проявляться отличия между мужским и женским костюмом, которые сначала было незаметным, Позже короткая одежда явилась “генеральной линией” эволюции западноевропейского костюма. Окончательно она стабилизировалась в эпоху Возрождения: мужчины носят относительно короткую высше колен одежду штаны и чулки, женщины – длинные одежды.

Эпоха развитого феодализма в Европе была периодом развития текстильной промышленности. К этому времени Византия и арабский Восток утратили своё монопольное положение в изготовлении дорогих узорных тканей и других высококачественных тканей. Новые европейские центры быстро освоили производство таких тканей. Итальянские города Лука, Флоренция, Венеция, а позднее и фландрийские города Брюгге и Гент славились разнообразием изготовляемых тканей. Основной тканью для изготовления одежды, по-прежнему, оставалась шерстяная ткань. Преимущество отдавали сукну, особенно флорентийскому и фландрийскому.

Использовали и льняные ткани от грубого полотна до очень тонких полотен французского, фландрийского и голландского происхождения, из которых в основном изготовляли женские косынки и покрывала. В быт впервые начали проникать хлопковые итальянские ткани, как простейшие грубые, типа саржи и бязи, так и тонкие, напоминающие батист и муслин, которые использовались для шлейфов и вуалей. Шелк, популярный сначала лишь у феодальной знати, с 14 в. начал использоваться в одежде городского бюргерства. Шелковые ткани, ввозимые из Италии и Испании, были очень разнообразными по структуре и дизайну.

Например, шелковая ткань типа «дама». Это ткань атласного или полотнянного переплетения, названная по имени сирийского г. Дамаск, в котором она производилась.

Тафта(персидское ttafta , что означает «сотканная») – шелковое или х/б полотно.

Фуляр– ткань, как правило, шелковая, из некрученых шелковых нитей самого разнообразного переплетения и орнамента.

С начала периода средневековья обычным явлениям стало украшение одежды мехом. По подолу, шейному вырезу, на рукавах, капюшонах в народном костюме использовали дешевый мех. В костюме знати – это куница в мужском костюме, горностай – в женском. Очень характерным было украшение одежды, особенно мужской, зубцами и фестонами. В конце периода средневековья их заменили вертикальные “готичные” сборки, преимущественно бантовые и встречные.

Цветовая гамма одежды стала разнообразной лишь в конце периода средневековья. Одежда была очень яркой с контрастным сочетанием нескольких цветов. Этому способствовало применение знаков геральдики в одежде. Появилась одежда, поделенная по цвету на две части (miparti) и даже четыре части (e’kertele). Костюм делили по цветам по вертикали, причем в мужском костюме двум цветам чулок–штанов соответствовали такие же два цвета верхней части одежды, только противоположно расположенные. Иногда при разноцветных рукавах. Желтый цвет, как генеральный, использовался в комбинациях с другими. В народном костюме и костюме бюргеров преобладали более скромные тона: темно-зеленый, темно-синий, красно-коричневый, фиолетовый, серый.

Постепенному распространению узкой одежды, которая все больше подчеркивала естественные формы тела, способствовало введение ряда новых техничных приемов в крое и шитье одежды. Узкая женская одежда обусловлена появлением шнурованных разрезов по бокам, спине, реже – спереди. Желание сберечь в обтянутом костюме простор в складках или сборках, привело к появлению клиньев в юбках.

Следующим этапом эволюции женского костюма был переход к костюму с разрезным лифом. Завершающим техническим приемом, который должен был способствовать получению облегающих форм платья при сохранении простоты форм юбки, была находка вытачек, впервые использованных в женском платье. Сначала вытачки делали в виде вырезанных клиньев, которые обшивали. С этой же целью разрезали облегающую одежду, например, женский лиф или мужской жакет на несколько встроенных частей одежды, соответствующих особенностям фигуры, с последующим их сшиванием. Дальнейшее все большее зауживание рукавов обусловило переход к вставным рукавам. Желание туго обтянуть тело одеждой привело к подбивке мужской одежды ватой. В 14 в. как в мужской, так и в женской одежде появились воротники. Они были большей частью стоячие.

На протяжении всего рассматриваемого периода средневековья (около 400 лет) западноевропейский костюм в своей эволюции пережил три основных этапа.

Первый этап (12 – 14 в.) характерен преобладанием длинной мужской и женской одежды. Облегающая фигуру узкая одежда встречается редко. Готические черты еще были не выразительными.

Второй этап (вторая половина 14 в. до первой четверти 15 в.). Отличием костюма этого времени является появление короткой одежды и ярко выраженной тенденции к узкому костюму, как мужскому, так и женскому. Впервые имеет большое распространение расстегнутая запахивающаяся одежда. Готический стиль наложил свой четкий отпечаток на общий силуэт костюма.

Третий этап (2-я четверть 15 в. и конец 15 в.), является кульминацией развития основных тенденций средневекового костюма. Костюм этого периода породил ряд новых своеобразных, часто экстравагантных форм одежды и имел резко выраженный классовый характер. Появившись в придворных кругах Бургундии и потом, распространившись во всей Франции этот костюм, получил название франкобургунский. Он быстро распространялся по всей Западной Европе, за исключением Италии, где в это время формировался новый костюм эпохи Возрождения.

Раннее средневековье (800 — 1100 гг.). Эпоха крестовых походов.Для этого периода наиболее характерен костюм Германии и Франции.

Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке и давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейском костюме романовского периода. Однако возникшее разделение мужской и женской одежды требовало другого кроя. К началу 12 в. в крое платья уже проектируется три шва – боковые и средний шов спинки. Эти швы дают возможность подогнать верхнюю часть лифа по фигуре, нижнюю часть значительно расширить. Развитие навыков кроя провело к удлинению силуэта.

Мужской костюм состоял из рубашки и узкой безрукавки, к которой привязывали тесемками узкие, длинные обтягивающие ноги штаны–чулки – шоссы.

Женское платье приобрело предельно высокую линию талии, остроугольной удлиняющей и утончающей фигуру глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, драпированную юбку, которая сзади переходила в шлейф. И женский и мужской костюм к середине 15 в. всецело подчинялся канонам готического стиля. Удлиненные пропорции силуэта, высокий конусообразный головной убор, остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой, динамичной “готическая кривая”.

Это общие черты средневекового готического стиля.

Источник