Меню

Детская одежда российской империи 19 века



Особенности развития детской моды российской империи середины XIX – начала XX века

МБОУ ДОД «Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова», anna_konovalceva@ rambler.ru

На протяжении всей истории Российской империи детскому костюму как одному из главных элементов воспитания личности уделялось большое значение. Безусловно, детская мода, как и мода в целом, менялась, но существовала в качестве отдельной самостоятельной единицы, которая значительно отличалась от взрослой своим кроем, тканями, длиной и аксессуарами. Так популярные в 1870-е и 1860-е кринолины сменились в следующее десятилетие турнюрами, затем расклешенными платьями с рукавами «жиго», костюмами в стиле маленького лорда Фонтлероя, матросками в 1890-е, а в первое десятилетие XX века стиль «модерн» всецело подчинил себе детский гардероб. Однако детская мода, испытывая влияние взрослого модного платья, всегда имела ряд своих особенностей.

Большинство детской одежды дореволюционной России было ручной работы, либо домашней, либо покупной. В больших городах издавна было множество ателье, которые специализировались исключительно на одежде для детей. Мода того времени учила детей аккуратности, уходу за своей парадной одеждой, уважению к ручному труду людей, создающих одежду. Самыми известными мастерскими, которые изготовляли детский костюм, были «Мастерская и магазин детских платьев и костюмов Мадам Зина», «Детский мир А. Ваховской», «Мастерская детской одежды М. Колетис», «Детское платье М.П. Мезенцева», магазин «Детское воспитание» и другие. Кроме модного готового костюма большой популярностью пользовалась и традиционная народная одежда: вышитые косоворотки, сарафаны, армяки, черкески и другие.

В середине XIX века детская мода Российской империи основывалась на общих канонах красоты, которые были провозглашены в Париже. Костюм девочек и мальчиков до 5 лет имел весьма незначительные различия. И те и другие носили платья на нижних юбках и панталоны. Кроме того, в семье было принято одевать сестер и братьев одинаково.
В период с 1860 по 1870 гг. детские костюмы изготавливались из шотландских тартанов – тканей в клетку. Большим спросом пользовались и тафта, тарлатан, органди, бареж. Среди цветов предпочтение отдавалось белому, розовому, бежевому, черному, серому и цвету крыжовника. Для девочек 5-6 лет белое платье считалось лучшим нарядом как для выездов, так и для дома. В качестве аксессуара к нему надевали широкую ленту: вишневую, розовую, фиолетовую или голубую, и завязывали ее сзади большим бантом. Лиф платьев оставляют открытым, а вниз надевают кисейную шемизетку и ботинки под цвет пояса. Нижнюю юбку и панталоны украшали английским шитьем и складками. Девочки, подражая взрослой женской моде, все еще носили маленькие кринолины. Вследствие этого предпочтительной верхней одеждой были ротонды из бархата или драпа с меховыми воротниками. Популярными также пользовались пальто из кашемира с гипюровыми отделками, изготовлением которых занимались сестры Ивановы в Санкт-Петербурге.

Русские национальные мотивы наиболее ярко были представлены в костюмах для мальчиков. Традиционно их костюм состоял из рубахи и штанов. В отделке рубах часто использовали черный сутаж, который имитировал русскую вышивку.
В этот период возник большой интерес к традиционному русскому костюму в Европе, где в детскую моду тоже вошли его элементы, особенно характерная вышивка «русский шов», для которой традиционно использовали черные нитки. В то же время в модных журналах Парижа встречаются описания русских детских сапожек, мехового воротника и рубах. К концу десятилетия мода на декор одежды для мальчиков аппликацией и вышивкой проходит. На смену приходит отделка тесьмой и репсовой лентой. Однако мода на традиционные рубашки-косоворотки, широкие «ямщицкие» панталоны все еще не проходит. Иной популярной повседневной одеждой для мальчиков был бретонский вестон, который состоял из серых или коричневых кашемировых панталон за колено, такой же блузы, вышитой черным сутажом, курточки из бархата или драпа, жилета, матросской соломенной шляпы с черной бархатной лентой и красным страусовым пером.

В начале следующего десятилетия мода в целом резко изменилась. В первой половине 1870-х годов тон по-прежнему задавал Париж, где вошедший в моду благодаря кутюрье Чарльзу Ворту в 1869 году турнюр – сложная драпировка сзади – совершенно преобразил женский силуэт и стал популярен повсеместно, в том числе и в России. Таким образом, завершился длительный период моды на широкие платья на кринолинах [1].

Детский костюм, как и женский, претерпел в 1870-е значительные изменения. С окончательным исчезновением кринолина коренным образом трансформировалась форма детского платья – в моду вошел узкий силуэт с драпировками. В первой половине десятилетия детская одежда в основном копировала взрослую. Так девочки часто носили часто носили перешитые платья старших сестер и даже мам. Украшением костюма служили плиссированные отделки, рюши и фестоны. Сзади к юбкам прикрепляли драпировки или большие банты из лент, которые имитировали турнюры. Благодаря королевы Англии Виктории в моду вошла ткань шотландка, из которой девочкам шили нарядные шелковые платья в стиле «балморал», декорируя их бархатными лентами. У маленьких девочек из-под платьев из-за укороченной длины подола виднелись панталоны. Чем старше становилась девочка, тем длиннее становилась юбка, а к 16 годам девушки надевали свои первые длинные платья.

Во второй половине 1870-х годов для девочек начинают изготавливать платья с заниженной линией талии, которая обозначалась репсовой лентой или лентой из фая. Данный силуэт оказался очень практичным и продержался в моде около 40 лет. Материалы для детской одежды выбирали чаще всего удобные в стирке такие, как полосатое полотно, ситец, пике, шерсть. Шелк в основном использовался на костюмы для торжественных случаев. Выбор отечественных тканей стал значительно шире в связи с тем, что в эпоху Александра II в стране завершился промышленный переворот, в частности и в текстильной промышленности, вследствие че-го производство российских тканей увеличилось в 3 раза. Также в это десятилетие в ассортименте детской одежды появилась верхняя одежда английского производства: двубортные пальто «ольстер» с хлястиком на спине (его носили и девочки, и мальчики) и удобные пальто для дождливой погоды – ватерпруфы с пелериной. В качестве зимней верхней одежды девочки носили стеганные шубы, капоры и муфты с меховой отделкой.

Популярной одеждой для мальчиков были матроски с отложным воротником, а также костюм из черного бархата «а-ля лорд Фонтлерой» (по имени героя известного детского романа Ф. Бернетт «Маленький лорд Фонтлерой»), который состоял из панталон и блузы, соединенных между собой под поясом, красных чулок и высоких кожаных сапог. Этот костюм был популярен вплоть до 1920-х годов. Среди головных уборов были широко распространены шляпы канотье и шотландские соломенные шляпки, которые напоминали пилотки.

Читайте также:  Russian doctor медицинская одежда

В 1880-е годы детская мода своим кроем опережает взрослую и намечает формообразование модного платья XX века. Значительное внимание стало уделяться одежде для девочек. Большим спросом пользовались цельнокроеные платья силуэта «принцесса» с заниженной талией. Цветовая гамма детских платьев этого периода очень скромная. Однако их украшала отделка на бедрах шарфами, заложенными в складки. По-прежнему пользовалась популярностью ткань шотландка. Для девочек
10-12 лет шили парадные костюмы с коротким полонезом в виде драпированного турнюра, которые напоминали французские платья 1770-х годов. В этом же возрасте девочки, как и взрослые дамы, носили корсеты, с которыми доктора уже начали борьбу в связи с тем, что они портили детское здоровье.

В это десятилетие особенно заметно влияние русского народного костюма. Часто платья украшали вышивкой крестиком в русском стиле. В моде также было цветное кружево тамбурного вязания для отделки детских платьев. В качестве верхней одежды для девочек были пальто пардессю с отделкой из ирландского гипюра, вязанного крючком. Девочки 8-10 лет носили шубки из ткани букле с меховой опушкой и вязаный башлык.

Мальчики 2-4 лет, как и девочки, носили платьица, что считалось наиболее удобным. Для мальчиков этого возраста также очень популярным был шотландский костюм, который состоял из платьица, которое имитировало традиционный килт. Его носили с гетрами из тартана и с традиционной шотландской бархатной шапочкой. Среди более взрослых мальчиков пользовался спросом костюм из демикотона, состоящий из кофточки из темно-синего бархата с золочеными пуговицами и матросской шляпы. Модными в это время были и бархатные костюмы-тройки с кружевным воротником «а-ля Ван Дейк». Наибольшей популярностью в 1880-е годы все же пользовался матросский костюм для мальчика, состоявший из кителя со складками спереди и по спине, панталон и нагрудника. Его часто делали из джерси и украшали спереди вышитым золотыми или серебряными нитками якорем. В моде этого периода и двубортная детская курточка из бархата или клетчатой ткани, с клапанами над карманами и отложным воротником. Для мальчиков 9-11 лет шили костюмы с короткими панталонами, которые застегивались под коленом на 3 пуговицы, маленькой однобортной жилеткой и короткой двубортной курточкой, обшитой по краям тесьмой.

В следующее десятилетие детская мода подверглась еще большим изменениям. Очень разнообразными в эти годы стали модели платьев для девочек, которые с этого времени вовсе перестали иметь сходства со взрослым туалетом. Девочек от года до двух лет одевали в короткие платья из белой шерсти, уже тогда похожие на костюмы первой половины XX века. Для девочек пяти лет предлагали платья с кокеткой, рукавами-буфами и низко посаженным кушаком. Мода на заниженную линию талии в девичьих костюмах просуществовала до Первой мировой войны и предопределила эту тенденцию в женских платьях 1920-х годов. В возрасте 7-9 лет девочки начинали носить платья с естественной линией талии. В качестве верхней одежды выступали пальто с рукавами жиго, длиной за колено, простого трапециевидного силуэта [2]. Однако большей популярностью пользовались только вошедшие в моду серо-голубые пальто из солдатского сукна с бархатным воротником, которое застегивалось на роговые пуговицы. В качестве аксессуаров девочки из обеспеченных семей носили маленькие детские ридикюли, вышитые стебельчатым швом цветными нитками, куда обязательно клали маленькие носовые платочки. Модными тканями для девочек считалась шотландка, гладкий кашемир, муслин, батист и бархат. Также были популярны передники из простых тканей, которые предохраняли платья от частой стирки.

Мальчики от года до четырех лет, как и девочки, носили короткие платьица с низко посаженной линией талии, иногда с застежкой подобной косовороткам. Мальчики старше стали носить темные шевиотовые панталоны со светлыми фланелевыми рубашками и темными кителями. Большой популярностью пользовался матросский костюм с большим отложным воротником, который дополняла матросская бескозырка с флотскими лентами.

Помимо этого, продолжалась мода на «русский стиль», свойственная для времени правления Александра III, в которой основным декоративным средством была вышивка крестом. Так платья девочек 4-6 лет напоминали косоворотки с воротником-стойкой и с напуском над низко посаженной линией талии. Платья в «русском стиле» были распространены и среди девочек 13-15 лет. Однако они уже отличались длиной и естественной линией талии. Мальчиков 9-11 лет часто одевали в русские косоворотки навыпуск, подпоясанные кожаным ремнем. Их дополняли короткие панталоны до колена, чулки и высокие ботинки.

В 1900-е годы развитие детской моды продолжило основные направления предыдущего десятилетия. В платьях для девочек до 5-6 лет сохранялась заниженная линия талии, которую подчеркивали широкой муаровой лентой. Однако появилась новая тенденция, которая заключалась в проектировании костюма с юбкой в складку на небольшой кокетке. Этот силуэт давал полную свободу движений ребенку и благодаря своей практичности сохранялся на протяжении столетия. Ансамбль для девочек 10-14 лет больше напоминал костюм взрослых дам, однако значительно от них отличался. Платья уже были корсажными, но с юбками до середины икры. Новым модным элементом для девочек в это время стала маленькая шляпка-капор под названием «кабриолет» в стиле 1830-х гг. Она была из фетра-гомспуна с отделкой из черных страусовых перьев и тафтяных лент. Актуальная цветовая гамма этого периода представляла собой темно-красные и коричневые тона. В это десятилетие для детской одежды стал все больше использоваться вязаный трикотаж, который в будущем стал одним из основных материалов для производства костюмов для детей. Широкое распространения в России получили вязаные панталоны, сорочки для детей и вязаная обувь для младенцев.

Матросские костюмы для мальчиков в 1900-е гг. представляли собой копию морской формы в уменьшенном виде. Детские матроски были белыми с синим морским воротником и белыми тесемками по краю. Под матроску надевали тельняшку, а вниз – темно-синие брюки, дополняя образ соломенной шляпой или бескозыркой. Военизация русского общества оказала влияние на детский гардероб. Так в них появились шинели из белого сукна, выстеганные на голубом шелке, для мальчиков от года до четырех лет. По-прежнему в детской моде особенной популярностью пользовались черные бархатные костюмы. Но главной новой тенденцией в ансамбле для мальчиков стало то, что панталоны для детей 6-14 лет стали длинными, что придавало образу некую взрослость. Еще одним нововведением в детском гардеробе стали кепки для мальчиков из 6-8 клиньев с козырьком, который крепился
к переднему шву кнопкой.

Читайте также:  Экологически чистая одежда своими руками

Дальнейшее развитие детского гардероба революционной России было обусловлено тенденцией «взросления» детской моды. Так многие силуэты и ткани, которые являлись атрибутом взрослых дам, становятся элементом детского гардероба.

В годы Первой мировой войны ужесточился режим экономии, и многие вынуждены были перешивать и переделывать взрослые костюмы в детские. Данная тенденция вызвала ряд протестов, так как простота становится главным условием большинства детских ансамблей. В платьях для девочек устанавливается длина до середины колена, силуэт с заниженной линией талии. Становятся актуальными простые платья трапециевидного кроя с поясом и детские сарафаны. Популярной тканью становится хлопчатобумажный фланелет.

После революции 1917 г. ситуация с производством и продажей детской одежды в России резко изменилась. Национализация промышленности, в частности швейных фабрик, привела к тотальному дефициту текстиля и изделий. Недостаток тканей и готовых детских костюмов вынуждал перешивать одежду из взрослой. Как следствие, широкое распространение получили трикотажные и вязаные вещи из-за их относительной дешевизны и удобства. Силуэт платьев для девочек находился под большим влиянием тех изменений, которые произошли в женском костюме в годы Первой мировой войны. Одной из самых популярных моделей становится платье-рубашка с заниженной линией талии прямого силуэта, похожее на те, которые создавал Поль Пуаре в Париже в это время для своих дочерей. Для изготовления детских платьев использовали хлопчатобумажные ткани с набивным рисунком. Готовые изделия носили с белыми гольфами и плоскими сандалями-пинетками. Постепенно матросский стиль, просуществовавший почти 40 лет, вышел из моды, так как считался пережитком прошлого. Популярным оставалась лишь тельняшка, которую мальчики носили с коротенькими брюками и белыми гольфами. Большую проблему в это время представляли собой зимний гардероб для ребенка, так как дети стыдились модных в предыдущих десятилетиях мехов и меховых отделок. Для изготовления шуб теперь стали использовать спорки меховых подкладок от мужских пальто, которые остались от прошлых времен [3].

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что детская моды Российской империи претерпевала неоднократные изменения, как и вся мода в целом, однако, в отличие от западноевропейской, имела ряд отличий и особенностей, которые выделяли ее в ряд отдельной самодостаточной единицы. В первую очередь, детскую моду нашей страны отличала национальная самобытность и не прямое следование канонам взрослого костюма, начиная от тканей и силуэтов и заканчивая декором и аксессуарами. Использование большого количества ручного труда, применение в качестве украшений платьев и костюмов вышивки, кружева, эстетика ансамблей в целом, учили детей ценить труд людей и, одновременно с этим, формировали их художественный вкус. Безусловно, детский костюм в России середины XIX – начала XX вв. имел ряд отличий в крое, силуэте, тканях, декоре, длине, которые подробно были изложены выше, однако его несомненно можно считать самостоятельно развивающейся модной отраслью. Претерпевая неоднократные изменения на протяжении десятилетий, детский костюм как мальчиков, так и девочек, не утратил свои особенности и национальные черты, которые делали его по-настоящему уникальным.

Список использованных источников

  1. Васильев А. Детская мода Российской империи. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 230 с.
  2. Коммисаржевский Ф. История костюма. М.: Академия, 1999. 336 с.
  3. Современная энциклопедия Мода и стиль. М.: Аванта +, 2002. 406 с.

Источник

Как менялась школьная форма в России от XIX века до наших дней

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.

Читайте также:  Одежда для куклы паола рейна 32 см мальчика

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Источник