Меню

Форма одежды летчиков ссср



История униформы ВВС

К 2005 году российское обмундирование считалось устаревшим и не комфортным для выполнения как повседневных, так и задач боевой подготовки. «Пятнистый» камуфляж считался износостойким и выдерживал большие нагрузки, поскольку был изготовлен из прочных тканей. Используемая технология нанесения рисунка маскировки не обеспечивала хорошей защиты владельца.

При выполнении ежедневных задач военные одевали х/б рубашки и полушерстяной костюм, в котором, начиная с ранней весны и заканчивая «бабьим летом» носившие униформу чувствовали себя, как посетители парилки сауны. Лицам, проходящим службу в армии России, была необходима новая униформа для выполнения задач всех степеней сложности.

Форма ВВС в начале XX века

Российские ВВС сформировали 18 августа 1910 года, первоначально их состав был немногочисленным. В Российской империи авиаторы в первое время развития рода войск отвечали за грамотное использование воздушных шаров, с которых велась корректировка огня артиллерийских орудий.

Также военные выполняли разведывательные задачи, поднимаясь на большую высоту. Командование тех времен быстро сообразило о важности ВВС в ведении боевых действий и вскоре, в 1912 году началось формирование отдельного воздушного флота.

Их первой формой одежды стала почти полная копия униформы инженеров императорской России в 1914 году.

Со дня образования ВВС относили к отдельному элементу инженерных войск. Парадный китель – черное сукно с серебряными пуговицами.

Воздушные силы структурно состояли из отрядов и при выполнении повседневных задач авиаторы одевали коричневые мундиры. Чтобы не было путаницы при определении под чьим командованием несет службу военный, на лацканах нашивали римские цифры, соответствующие номеру отряда. Летом авиаторы надевали легкие куртки из полотна.

Открытая кабина самолета тех времен подразумевала использование теплой одежды для выполнения боевых и учебно-боевых задач. Поэтому в гардероб летчиков добавили кожаную куртку.

Форма ВВС в СССР

В 1922 году вышел приказ № 322, регламентирующий ношение повседневной и парадной, строевой и нестроевой форм одежд для всех видов войск недавно сформированной РККА. Авиаторам в этом приказе предусматривалось ношение двух образцов униформы. В этом же приказе было сказано об организационно-штатной составляющей войск и разделении их на сорок родов, с присвоением каждому элементу структуры индивидуальнойэмблемы. Военно-воздушным силам также определили две эмблемы.

В 1924 году авиаторы поменяли черный цвет кителей на синий оттенок.

И хотя покрой униформы ничем не отличался от формы Сухопутных войск, советским командованием было принято решение о введении дополнительных цветовых различий.

Так, летчики стали носить брюки и галифе с синим кантом. Синей стала и окантовка петлиц. В этом же году гардероб летчиков пополнили шинель, китель нового покроя и летняя гимнастерка. Первую военные носили в зимний период, после официального приказа перехода на утепленный вариант.

Китель одевался везде, где велась штабная работа. С этой формой одежды носилась синего цвета фуражка с красноармейской звездой посередине на ее ободке над козырьком. Гимнастерки в то время хорошо подходили для проведения работ на технике, в них было комфортно выполнять боевые и учебно-боевые задачи.

По мере развития авиационной техники появилась необходимость в их качественном обслуживании. Вначале ремонтировали и готовили самолеты к вылету сами летчики. Но позднее механизмы самолетов стали сложнее. Пилоты уже не могли одновременно обслуживать машины и выполнять задачи в полете, поскольку на это уходило слишком много времени. Так появился еще один отряд – технический, который отвечал за приведение техники в готовность к полетам.

Чтобы техники отличались от остальных отрядов, персонал пришивал на рукав обмундирования отличительный знак – перекрестие гаечного ключа и молотка золотистых тонов.

В 1925 году прошлогодние нововведения отменила новая реформа, которая ввела новые элементы в гардероб военнослужащих ВВС.

Теперь в него входили:

  • китель на трех пуговицах, стиль покроя который заимствовали у англичан;
  • гимнастерка полевая;
  • рубашка с галстуком;
  • фуражка;
  • шлем летный;
  • сапоги;
  • бриджи;
  • шинель;
  • серые бриджи;
  • ботинки.

Кант у авиаторов сменил цвет — стал черным, петлицы по-прежнему оставались синими. В следующем году очередная реформа заменила ношение бридж серого цвета темно-синими. И добавила к полному комплекту униформы авиаторов белую рубашку и китель темно-синего цвета.

В 1935 году произошла глобальная реформа, причем на этот раз, обмундирование авиаторов ждали большие перемены. Погоны убрали, а на синие петлицы кителей прикрепляли знаки отличия званий личного состава – ромбы, шпалы и треугольники красного цвета. Также ввели два вида шевронов, предназначенных для командного состава различных уровней. Полный комплект униформы выглядел так:

  1. Китель на 4-х пуговицах с вырезом на груди.
  2. Пилотка синего цвета с вышитой спереди синей звездой, куда вставлялась красная звезда-кокарда с перекрестием серпа и молота.
  3. Шлем летний и шлем зимний. В обоих вариантах спереди крепилась звезда из металла.
  4. Брюки и бриджи с темно-синих тонов с синим кантом.
  5. Полевые гимнастерки летнего и зимнего образца с поясным ремнем с бляхой в виде звезды. Ношение обмундирования без ремня считалось нарушением строевого устава.
  6. Зимняя шинель синего цвета.
  7. Кожаная куртка и полетный комбинезон.
  8. Фуражка офицерская. Новым было использование знака принадлежности к ВВС в виде расправленных ребристых крыльев и звездой посередине между ними. Крепился знак на подъеме фуражки в 5 см выше кокарды.

В годы Великой Отечественной Войны красный цвет знаков различия офицерского корпуса сменил полевой оливковый. А при позднем добавлении погон в униформу военных просветы приобрели синий цвет. Просвет – полоса, вышитая вдоль погона, определяющая к какому офицерскому составу относится военнослужащий.

Форма ВВС образца 1935г

Один просвет – младший офицерский состав от младшего лейтенанта до капитана. Погоны с двумя полосами носили офицеры, относящиеся к старшему офицерскому составу в званиях от майора до полковника.

После окончания войны, в 1949 году ввели форму для командного состава авиаторов, которая отличалась от прежнего мундира внешним видом. Новая униформа была удобнее в ношении и при выполнении повседневных задач.

На смену синему кителю пришел оливковый френч нового покроя, на который вернули погоны с просветами, с тремя пуговицами с гербовой геральдикой Советского Союза. Брюки остались с неизменным синим кантом. Добавилось обязательное ношение кортика с парадной формой. Еще одним послевоенным нововведением стали генеральские лампасы — две широкие полосы вдоль канта, по одной с каждой стороны от него.

В 1969 году грянула очередная реформа, которая увеличила превосходство ВВС над другими видами войск в теме обмундирования.

Реформенные изменения в первую очередь коснулись парадного гардероба летного состава и подразделений, обеспечивающих организацию полетов.

Новая генеральская форма включала в себя:

  • синюю фуражку с офицерской кокардой и голубым ободком (околышем);
  • белую рубашку, с которой обязательным стало ношение черного галстука;
  • офицерские туфли;
  • синий китель, на котором обязательным считалось ношение всех наград;
  • белые перчатки;
  • парадный пояс золотого цвета с символикой Советского Союза на овальной бляхе;
  • зимние кожаные перчатки коричневого цвета;
  • синие брюки с голубыми лампасами;
  • белое кашне и папаху;
  • шинель, которая сменила синий цвет на стальной оттенок;
  • летний китель парадно-выходного типа светлых тонов.

По фасону покроя одежда младших и старших офицеров мало чем отличалась от генеральской формы. Разница была в качестве исполнения, отдельных цветах и перечне положенного обмундирования. Так, офицерам до генерала было нельзя носить брюки с лампасами или папаху.

Такая форма одежды сохранялась вплоть до 1992 года. После развала Советского Союза и офицеры, и генералы переоделись в защитный темно-оливковый цвет. Синюю окантовку петлиц убрали. Различием между родами войск служили шевроны с изображениями гербов специфики рода занятий военных, а также кант на брюках. Подъемы фуражек увеличились, вместе с их площадью окружности. Околыши головных уборов также стали темно-оливкового цвета.

Читайте также:  Кто устанавливает форму одежды для военнослужащих

Форма ВВС от Юдашкина

В 2007 году на пост Министра Обороны назначен бывший руководитель ФНС Э. А. Сердюков. По его инициативе правительство в этом году выделяет 170 миллионов рублей на широкомасштабную реформу в отношении обмундирования военнослужащих. Задачу поручили модельеру с манерой поведения человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией – Валентину Юдашкину.

Два года велись исследования в этой области и в середине 2009 года форму постепенно вводят в обращение.

Но как показала практика, она стала только хуже. Камуфляж с погоном на груди выглядел неестественно и усложнял выполнение отдельных задач. Утепленная полевая куртка не справлялась с задачей защиты военного от холода, через 5-7 минут нахождения на улице при температуре -15⁰С ниже нуля замерзали руки от плеча и верхняя часть спины.

Шинели старого образца с вырезом на груди на 3-х пуговицах сменили приталенные шинели на 4-х. При этом новый образец шинели также оставлял руки и спину уязвимым местом для холода.

По износостойкости новое обмундирование в разы уступало старому, подводя военнослужащих в неподходящий момент. Из достоинств стоит отметить только камуфлированную раскраску «в пиксель», которая лучше справлялась в полевых условиях с задачей маскировки. Но новой ее назвать было нельзя, так как американцы перешли к подобной раскраске еще в конце 90-х годов прошлого столетия.

Что касается парадного обмундирования, то тут тоже творилась неразбериха. Родам войск вернули цветовую гамму к парадной форме. Но сделано это было некорректно, и вместе с ВВС темно-синюю парадные мундиры надевали десантники и войска специального назначения.

И парадные, и повседневные кителя на трех пуговицах с изображением герба РФ были ушиты в талии.

Пошив брюк остался неизменен, за исключением отсутствия канта, что еще больше обезличивало рода войск. Реформа 2009 года считается неудачной в ВВС, и военнослужащие вспоминают ее с негодованием.

Реформа формы ВВС Сергея Шойгу

Исправлять ошибки модельера взялся нынешний Министр Обороны С.К. Шойгу. В 2012 году он упразднил дальнейший ввод в эксплуатацию формы Юдашкина, и вскоре было объявлено о реформировании обмундирования сотрудников командных центров.

Так появилась офисная форма одежды – легкий костюм, отвечающий стандартам качества и износостойкости. Генералы, офицеры всех степеней, прапорщики и сержанты, рядовые – весь личный состав ВВС получил в свое обращение форму синего цвета. Нашивки были заменены шевронами «на липучке», на груди слева располагается фамилия военнослужащего, справа – принадлежность к ВС РФ. Надписи выполнены желтым цветом, с синей окантовкой.

Площадь окружности офисной фуражки снова уменьшена, околыш приобрел черный цвет. Также вернули в обращение знак звезды над расправленными крыльями над кокардой в верхней части подъема фуражки.

Курсанты и рядовые в летнее время используют при выполнении повседневных задач комплект синей офисной формы, состоящий из куртки на молнии и брюк, с которыми носят синюю футболку с надписью «Армия России». Куртка-китель и майка могут быть с коротким и длинным рукавом. Также для личного состава курсантов предусмотрено ношение офисной фуражки, в некоторых училищах с обмундированием разрешено ношение синей кепки с кокардой над козырьком.

Военные, проходящие военную службу по призыву, обязаны носить с офисной униформой берет синего цвета.

Курсанты обувают полуботинки, а рядовой состав ботинки с высоким берцем. Зимний вариант дополняет летний и военнослужащим положено носить куртку до колен «Аляска» на овечьем меху и синее кашне.

Офицеры и прапорщики летом носят ту же одежду, что и курсанты. Под офисное обмундирование обязательный элемент гардероба — офицерская фуражка с символикой ВВС. Также, при особенно жаркой погоде разрешено ношение темно-синей рубашки с погонами, которые бывают двух типов – с длинным и рукавом.

Зимой офицеры и прапорщики надевают тоже обмундирование, что и летом и дополняют свой гардероб синей офицерской шапкой с кокардой и зимней теплой курткой до колен «Аляска» на гусином пуху. Обувают авиаторы меховые полуботинки с высоким подъемом на молнии.

Технический состав, а также летчики при выполнении как повседневных, так и боевых задач носят специальный комплект ЛТО синего цвета (летно-техническое обмундирование). Комплект состоит из куртки на молнии и брюках на лямках. На ней не предусматривается ношение погон, поэтому фамилия и звание указывается на нашитой слева на груди бирке на липучке.

Справа на груди вышита символика ВВС в виде золотистых расправленных крыльев. Брюки могут носиться как с подтяжками, как комбинезон, так и предусматривают ношение брючного ремня. В нижней части брючных штанин расположены молнии, при помощи которых можно отрегулировать ширину штанины. Под ЛТО авиаторы надевают пилотку с кокардой. На ней вышито перекрестием пушки и пропеллера на фоне расправленных крыльев сбоку справа.

Осенью и весной летчики носят с ЛТО коричневую кожаную куртку.

Зимой этот комплект дополняется утепленной курткой светло-синего цвета с меховым воротником.

В дополнение к вышеперечисленным элементам, зимой высшие офицеры могут надевать время каракулевую папаху. А также в период перехода с летней формы одежды на зимнюю, когда позволяют погодные условия, допускается носить каракулевую утепленную шапку с лакированным козырьком.

Для обмундирования женщин предусмотрена летняя офисная униформа, состоящая из куртки синего цвета и юбки, вместе с которыми так же носится синяя футболка. Под обмундирование обувают черные туфли на невысоком каблуке. Женщинам также разрешается носить брюки синего цвета и синей кепки с кокардой.

Для выполнения слабым полом задач повседневной деятельности взимой и в холодное время года предусмотрено ношение теплой куртки «Аляска», как у офицеров и миниатюрной шапки с кокардой, которая по форме отдаленно напоминает пилотку. Зимой женщины обуты в утепленные меховые сапоги до колен на невысоком каблуке на молнии.

Парадная форма курсантов и рядового личного состава и офицеров всех степеней мало чем отличается от Юдашкинской. Они одевают приталенные кителя на трех пуговицах, с парадным ремнем золотого цвета и обычным черным ремнем. На форме обязательны к ношению государственные награды. На брюки вернулся синий кант, а у рядовых к парадной форме обязателен к ношению синий берет.

Офицеры и прапорщики к парадной форме обязаны надевать белую рубашку с черным галстуком и золотые погоны с синим просветом.

В ближайшем будущем планируется улучшение практичности и красоты в отношении как повседневной, так и парадной формы одежды. К примеру, на офисное обмундирование не так давно были добавлены петлицы, обозначающие принадлежность к офицерскому составу – желтая шпала в синей окантовке на черном фоне. А прапорщики и сержанты начали нашивать на рукава галочки, по которым можно определить срок прохождения военной службы авиатором.

Видео

Источник

Специальная униформа ВВС СССР

#1 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Ввиду отсутствия на форуме тем со схожей тематикой, предлагаю выделить отдельную тему для обсуждения специальной униформы ВВС СССР (1955-1991гг.)

    Над созданием данной темы задумался после следующего отзыва

    В теме предлагаю обсуждать:

    1. униформу летного состава ВВС (полетная одежда и обувь)

    — летний полётный костюм (куртка, брюки);
    — демисезонный полётный костюм (куртка, брюки);
    — меховой полётный костюм (куртка, брюки);
    — шевретовая куртка (с подстежкой);
    — свитер [1];

    — облегченне ботинки;
    — полетные ботинки;
    — унты меховые;

    — шевретовые перчатки;
    — перчатки меховые;

    2. униформу инженерно-технического состава (техническая одежда)

    — летний костюм (куртка, брюки) [2];
    — демисезонный костюм (куртка, брюки);
    — меховой (или на ватине) костюм (куртка, брюки);
    — шевретовая куртка (с подстежкой);
    — свитер п/ш [1];

    Читайте также:  Неприятный запах от одежды причины

    Т.е. только одежду, обувь и гововные уборы (!)

    Во избежание захламления данной темы, для летных компенсирующих костюмоы, шлемов (и шлемофонов), очков и кислородных масок, средств индивидуальной защиты и НАЗ, а также спасательных парашютов будем создавать отдельные темы . А в эту тему будем помещать только ссылки от этих тем.

    Спасибо за понимание.

    Прикрепленные изображения

    #2 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Сообщение специально для ссылок на темы форума имеющие отношение к ВВС СССР, но не имеющие отношение к тематике этой темы

    Компенсирующие костюмы:
    высотный компенсирующий костюм ВКК-6М
    высотный компенсирующий костюм ВКК-15К
    .

    Вентилирующие костюмы:
    вентилирующий комбинезон ВК-3 (ВК-3М)
    .

    Летные шлемы:
    Летный шлем ШЛ-82
    Гермошлем ГШ-4
    .

    Летные шлемы:
    шлем летный летний ШЛЛ-83
    шлем летний зимний ШЛЗ-83
    шлем для авиатехника ШШЛ-86
    .

    Летные шлемофоны:
    шлемофон летний ШЛ-58 (ШЛ-50) с ларингофонами [3]
    шлемофон зимний ШЗ-58 с ларингофонами
    шлемофон летний ШЛ-82 (ШЛ-61) с ларингофонами
    шлемофон летний облегченный ШЛО-82 с ларингофонами
    шлемофон зимний ШЗ-82 с ларингофонами
    .

    Защитные шлемы:
    защитный шлем ЗШ-3М
    защитный шлем ЗШ-5
    защитный шлем ЗШ-7А (ЗШ-7АП)
    гермошлем ГШ-4 [5]
    .

    Полетные очки:
    полетные очки ПО-1М (с комплектом светофильтров)
    .

    Кислородные маски и гарнитуры:
    кислородные маски КМ-15(КМ-15И), КМ-16 [2]
    кислородные маски КМ-32АГ,КМ-34,КМ-35МС
    кислородный прибор КП-21
    аппаратура внутренней связи СПУ-7
    аппаратура внутренней связи СПУ-8Т (с гарнитурой АГ-2)
    аппаратура внутренней связи СПУ-9 (ларингофоны ЛА-5, телефоны ТА-56М)
    аппаратура внутренней связи П515-1М (П515-2М)
    аппаратура внутренней связи АК-11
    (работает гарнитурами АГ2, ГСШ-С-14М или микротелефонной трубкой МТ-77)
    гарнитура ГСША-18 [4]
    .

    Индивидуальное полетное снаряжение:
    наколенный планшет НПЛ-М, НПШ-М
    .

    Средства индивидуальной защиты и НАЗ:
    индивидуальный комплект бронезащиты БЖ-1
    индивидуальный жилет НАЗ-И [1]
    авиационный спасательный жилет АСЖ
    высотный морской спасательный комплект ВМСК-4
    авиационный спасательный пояс АСП-74В
    .

    Спасательные парашюты:
    спасательные C-3-3, С-4, С-4У, С-5К
    запасные З-5 (серия 4), З-3

    #3 Jrgn

  • Пользователи
  • 2 856 сообщений
    • На форуме: c 2004 г.
    • Город: которого нет

    Черт возьми, такой объем охватить — это проще сразу повеситься.
    Комбезы, шлемы, НАЗы вроде более или менее систематизированы. Отсюда вопрос: надо ли повторяться? Или речь идет о попытке объединить все имеющиеся знания и наработки?

    Я покопаюсь у себя в барахле. Может быть найдутся темы для обсуждения долгими зимними вечерами
    В общем и целом задумку поддерживаю, хотя объем меня пугает.

    З.Ы.
    Был очень толковый ресурс по летной снаряге СССР redpilot.com
    Сайт на англ. яз., но хозяин скорее всего из наших.
    Очень жаль, что сайт умер.

    #4 Komsomoletz

  • Пользователи
  • 36 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    #5 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Черт возьми, такой объем охватить — это проще сразу повеситься.
    Комбезы, шлемы, НАЗы вроде более или менее систематизированы. Отсюда вопрос: надо ли повторяться? Или речь идет о попытке объединить все имеющиеся знания и наработки?
    .
    В общем и целом задумку поддерживаю, хотя объем меня пугает.

    На самом деле, в том что касается одежды, обЪем не такой большой. У меня где-то был файлик XLS со списком, там не так уж и много позиций, если, конечно, рассматривать 70е-80е годы. Обязательно, как найду, в заглавное сообщение список воткну, вместе с ссылками на отзывы в теме, если они, конечно, будут.

    Хорошее замечание JRGN, и главное очень своевременное. Посему, предлагаю сделать так:
    Во избежание захламления данной темы, рассмотреть в отдельных темах компенсирующие костюмы, летные шлемы, очки и кислородные маски, средства индивидуальной защиты и НАЗ, а также спасательные парашюты.
    (в этой теме будем размещать только ссылки на эти темы . )

    А как получится, поглядим-увидим

    Был очень толковый ресурс по летной снаряге СССР redpilot.com Сайт на англ. яз., но хозяин скорее всего из наших.
    Очень жаль, что сайт умер.

    Да, я тоже расстроился когда узнал.

    Будем надеяться что с WW2 подобное не произойдет. А если и произойдет, то хоть бэкапы сайта у админов останутся свежие.

    #6 cloudy-joe

  • Пользователи
  • 1 527 сообщений
    • На форуме: c 2008 г.
    • Город: Москва

    #7 cloudy-joe

  • Пользователи
  • 1 527 сообщений
    • На форуме: c 2008 г.
    • Город: Москва

    Основные типы шевреток

    #8 Luftww

  • Пользователи
  • 2 322 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.

    #9 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    К шевретке еще в комплекте должны идти меховой и вельветовый воротники (на этих фото к сожалению и тот и другой отстствуют)

    Прикрепленные изображения

    #10 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #11 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    шевретка на командире эскадрильи в Афганистане

    Прикрепленные изображения

    #12 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    пилот в демисезонных куртке и брюках, компенсирующем костюме (одетом поверх брюк) и облегченных ботинках

    Прикрепленные изображения

    #13 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Полетные ботинки в комплекте с меховыми носками.

    Прикрепленные изображения

    #14 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Полетные ботинки в комплекте с меховыми носками

    Прикрепленные изображения

    #15 Лехандр

  • Пользователи
  • 1 205 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: Мурманск

    пилот в демисезонных куртке и брюках, компенсирующем костюме (одетом поверх брюк) и облегченных ботинках

    #16 Х о р с т

  • Пользователи
  • 393 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #17 Х о р с т

  • Пользователи
  • 393 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #18 Лехандр

  • Пользователи
  • 1 205 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: Мурманск

    пилот в демисезонных куртке и брюках, компенсирующем костюме (одетом поверх брюк) и облегченных ботинках

    Это ботинки от МСК ,у них внутри в голенищах кольца пришиты(снаружи прошивку видно),к ним карабины плоские пристегиваются на силовой ленте, чтобы с ног не слетели.Летчик на нижнем снимке в других ботинках, у этих очень широкие и жесткие голенища, он бы не смог бы на них сверху штаны-компенсатор натянуть.

    Прикрепленные изображения

    #19 Х о р с т

  • Пользователи
  • 393 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #20 Х о р с т

  • Пользователи
  • 393 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Москва

    Прикрепленные изображения

    #21 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    Униформа инженерно-технического состава ВВС.
    Летний костюм ИТС ВВС образца 1978 года ( «для жарких районов» или как его еще называли — «песок» , хотя выдавали его и на Украине например тем, кто служил в Джанкое и Мелитополе), артикль 3304, ТУ 17 РСФСР 01-7597-78. «Тумская швейная фабрика». Поселок Тума, Рязанской области.
    Берет к летнему костюму ИТС ВВС («песок» вариант №2).

    Обратите внимание на «вентиляционные» прорези на куртке (подмышки), «зеленые» пуговицы и 2-е кнопки на карманах брюк (в отличии от «синего» комплекта ИТС ВВС).
    В остальном – все традиционно:

    — тесемки-утяжки на куртке

    — боковые стяжки на брюках

    — кнопки в низу штанин брюк

    — сквозной прорезной левый карман на брюках

    Касательно берета:
    №1 — аналогичный по составу/цвету ткани с костюмом, имел тканевое обрамление «бортика», был «однослойным» и не имел шнурка-утяжки. Могу ошибаться, ибо пишу по памяти.
    №2 – «двухслойный» (верх – а ля ПШ («мохнатый»), низ/внутри — ХБ), с утяжками, «бортик» из «кож. зама», окрас — «не в цвет» костюму. Данный «девайс» шел одним лотом со «склада ВВС». Использование в войсках видел «в живую», считался – эдаким «шиком».

    Читайте также:  Perfetto одежда больших размеров

    Про штатные «кепки» используемые ИТС ВВС – даже не слышал. Хотелось бы поподробнее.

    Прикрепленные изображения

    #22 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    Униформа инженерно-технического состава ВВС.
    Летний костюм ИТС ВВС «синий»:
    — одна кнопка на карманах брюк
    — тесемки-утяжки на куртке
    — боковые стяжки на брюках
    — кнопки в низу штанин брюк
    — сквозной прорезной левый карман на брюках
    — отсутствие какой либо «вентиляции» в паху и под мышками
    — «синие» пуговицы

    В комплект летного костюма ИТС ВВС входил так же берет и черные кожаные перфорированные сандалии (очень удобные и . «пользующиеся спросом» ).

    Прикрепленные изображения

    #23 Х о р с т

  • Пользователи
  • 393 сообщений
    • На форуме: c 2009 г.
    • Город: Москва

    Коллега,у меня есть весьма любопытная меховая синяя
    куртка ВВС СССР выпуска 84-го года (Казань) с кармашком
    для карандашей на рукаве,так у неё бегунок силовой молнии
    расположен с правой стороны.Куртка новая,Молния пришита на фабрике
    и не менялась и не ремонтировалась.Стандартная молния только с замком
    с другой стороны.
    Предполагаю,что какоето кол-во курток шилось под левшу?Другого объяснения
    просто не нахожу.Может Вы что-то слышали?

    #24 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    2>Х О Р С Т
    Кармашки под «пишущее» помню на левом рукаве курток (стало быть для правшей ). Такие носили штурмана «транспортников» и «стратегов» (по крайней мере — преобладали у данной категории). Давайте начнем с фото — может до чего и «додумаемся» .

    #25 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Униформа инженерно-технического состава ВВС (обр. 1984 года).
    Летний костюм ИТС ВВС образца 1984 года (для районов с жарким климатом), артикль 3304, ТУ 17 РСФСР 01-7597-84. «Тумская швейная фабрика». Поселок Тума, Рязанской области.

    основные отличия: вставки для вентиляции в подмышках из «силикатизированной сетки-канвы» бежевого цвета.

    На спинке куртки — все те же отверстия для вентиляции

    Ув., БЕС, прошу вас картинки покрупнее вставлять, пожалуйста. Пускай отзыв растянется на пару-тройку сообщений, зато можно будет внятно что-то разглядеть.

    Прикрепленные изображения

    #26 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Униформа инженерно-технического состава ВВС (обр. 1984 года).
    Летний костюм ИТС ВВС образца 1984 года (для районов с жарким климатом), артикль 3304, ТУ 17 РСФСР 01-7597-84. «Тумская швейная фабрика». Поселок Тума, Рязанской области.

    основные отличия: вставки для вентиляции в паух брюк «силикатизированной сетки-канвы» бежевого цвета.

    еще хотелось бы отметить то, что один врезной боковой карман (левый) у брюк, по сути, карманом не является. У него отсутствует мешковина. По факту, он является отверстием для вентиляции.

    Прикрепленные изображения

    #27 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    .
    Про штатные «кепки» используемые ИТС ВВС – даже не слышал. Хотелось бы поподробнее.

    На заре увлечения униформой СА попалась мне «кепка-афганка» достаточно странного кроя. Крой — один в один с кепкой от костюма-афганки, а вот форма горшкообразная, очень похожая на форму кепки от мабуты. И козырек. Если у кепки-афганки он полумесяцем, то у этой кепи он был в форме кепки от мабуты. Да, и цвет ее был песчанный. Тогда я посчитал, что эта кепка — явная некондиция, и изабвился от нее. «Отставил» я ее на московском вернике. Если кому-нибудь из читающих «препала», попрошу фотки.

    Много позже, когда ветераны афганской войны начали выкладывать документальные фотки, я наткнулся на несколько фотографий с «некондиционной» кепкой.

    Тогда у меня возникли мысли по поводу экспериментальной кепки для афганки, в предверии появления ее самой в 1982 году.
    Эдакая промежуточная модель.

    Позже, услышал версию, что это кепка от летней технички ВВС. Сам не сомневаюсь, поскольку очень хорошо помню ее цвет.

    А уже потом наткнулся вот на эту фотографию. Вроде как, намек на то, чтобы найти отличия.

    Прикрепленные изображения

    #28 andres_fst

  • Пользователи
  • 2 024 сообщений
    • На форуме: c 2007 г.
    • Город: Москва

    Униформа инженерно-технического состава ВВС.

    еще одна фотография

    Прикрепленные изображения

    #29 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    Летний костюм ИТС ВВС образца 1978 года ( «для жарких районов» ).

    Прикрепленные изображения

    #30 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    Фото-документ — берет к форме ИТС ВВС для «жарких районов» («№2», «мохнатый», не «в тон к форме»).

    ИТС_овец на аэродромном опорном пункте. ДРА.

    Прикрепленные изображения

    #31 картограф

  • Пользователи
  • 1 487 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: казань

    Прикрепленные изображения

    #32 картограф

  • Пользователи
  • 1 487 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: казань

    Прикрепленные изображения

    #33 Анрей

  • Пользователи
  • 987 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: Люберцы

    #34 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    2>картограф.
    Спасибо Вам за информацию по беретам. Если можно – прошу источники.

    Береты ИТС ВВС — 2-х расцветок («синий» и «бежевый» – из аналогичной костюмам материи), причем «бежевый» (о «синем» нет информации) изготавливался еще и в варианте (можно считать отдельным типом (?)) который я приводил выше (он есть у меня в коллекции).

    Береты носились без каких либо знаков различия (кокард, звездочек, «флажков»).
    Я ни разу не видел (ни в живую, ни на фото/видео) что бы береты носили на манер ВДВ/МП/… прочих «силовиков». Скорее – как кепку. Еще практиковалось (в условиях обслуживания техники на аэродроме) соединять край берета (сзади) с воротником куртки при помощи … проволоки-контровки – во избежание «срыва» и попадания легкого головного убора в двигатель л.а. … Но то, такое, из разряда «примочек» .

    По пилоткам ВВС в указанный период – отпишусь позже (надо поискать в «загашниках» приказы).

    Прикрепленные изображения

    #35 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    ИТС ВВС в составе ОКСВА.

    Прикрепленные изображения

    #36 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    ИТС ВВС в составе ОКСВА.

    Кроме беретов, на правом «технике» представлены и черные перфорированные сандалии (как и на цветном снимке в посте № 34).

    Прикрепленные изображения

    #37 Бес Стыжий

  • Пользователи
  • 346 сообщений
    • На форуме: c 2011 г.
    • Город: Киев

    2>attachment
    «. еще хотелось бы отметить то, что один врезной боковой карман (левый) у брюк, по сути, карманом не является. У него отсутствует мешковина. По факту, он является отверстием для вентиляции. «.

    Естественно — «пустой» карман — левый. Я описался — спасибо за поправку. А вот относительно — вентиляции — тут несколько иначе .
    Предполагалось/предписывалось что вся тех. форма (что в ВВС, что в ВДВ, что у танкистов,…) носится – поверх формы, а прорезной/полый карман на брюках был сделан … для доступа к этой самой форме.
    Второй вопрос – кто ж летом/в жару носил полевую форму, а поверх «техничку». Вот и была своеобразная «вентиляция» .

    #38 картограф

  • Пользователи
  • 1 487 сообщений
    • На форуме: c 2010 г.
    • Город: казань

    Источник