Меню

Как сшить славянскую одежду



Одежда Славян

Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого при необходимости поверх их плаща или одежды типа позднейших свиты и кафтана. Характер рубашки в общем передают литые фигурки человечков из Мартыновского клада. Рубашка, по-видимому, была туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами, подобно тем, что известны по древнерусским материалам. Рукав у запястья, кажется, стягивался широкой тесьмой. Посредине груди рубаха имела широкую вышитую вставку. Устройство ворота не ясно. Рубаха подпоясана — пояс обозначен двумя линиями.

Вышитые рубашки этого типа, как подметил Б. А. Рыбаков, повсеместно носили до недавнего времени в украинских, южновеликорусских и белорусских селах и деревнях. Широкая вышивка, аналогичная помещенной на рубашках мартыновских фигурок, имеется на одеждах мужских изображений на серебряных браслетах домонгольской Руси. Длинные узкие штаны «мартыновских человечков» доходят до щиколоток. У славян такие штаны назывались иногда ноговицами (в других случаях этот термин обозначал что-то вроде гетр). По-видимому, штаны поддерживались на бедрах бечевкой.

Поверх этих нательных одеяний надевались более тяжелые верхние одежды.

Известно несколько терминов, обозначавших последние еще в праславянский период — жупан, корзно, сукня и кожух. Эти одежды, если у них был впереди разрез, надевались как современные плащи или пальто, в противном же случае натягивались через голову и застегивались у шеи пуговицами или петлицами. На славянском поселении VI—VII вв. в Требуженах в Молдавии найден небольшой амулет, изображающий человека с согнутыми в коленях и расставленными ногами. Фигура выполнена весьма условно; тем не менее можно согласиться с исследователями, опубликовавшими эту находку, что изображенный на ней мужчина одет в короткий жупан с глубоким вырезом на груди. Упомянутые выше верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу, для обозначения которой в старом славянском языке наряду с местным названием кожух было и чужеземное, восточное — шуба. Такие шубы славяне начали носить много раньше, чем южные народы, и поэтому император Никифор II (963— 969) с презрением обращался к болгарскому правителю: «Скажите вашему одетому в кожух начальнику. ».

Длинная опоясанная одежда типа позднейшей свиты или кафтана изображена на мужских фигурах Збручского идола. Другие виды верхней мужской одежды славян по изображениям VI—IX вв. не известны. Мартыновские и требуженская фигурки изображают мужчин без головных уборов. На двух изображениях человечков из Мартыновки радиальными черточками переданы волосы. Возможно, в южных районах славянской территории мужчины тогда обычно ходили без головных уборов. Головной убор славян — шапка языческого времени — известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола, условно называемого Святовитом, увенчана шапкой — полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье. Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фресках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем являлись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких шапок. По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны.

Мужские одежды обычно стягивались поясами, которые изготавливались или из различных тканей и в таких случаях просто завязывались, или из кожи и имели металлические пряжки, а иногда еще наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия металлических частей пояса происходит из раскопок городища Зимно. Здесь найдены бронзовые, серебряные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми, овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и разнообразной формы основой, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Многочисленны бляшки от поясных наборов — двухщитковые и круглые прорезные; фигурные, с растительным орнаментом, крестообразная, в виде фигуры птицы. Поясные пряжки и бляшки неоднократно встречены и в других славянских памятниках VI—IX вв., но в IX в. они менее многообразны, а иногда представлены единичными экземплярами, однако принадлежат в основном к тем же типам. Так, восьмеркообразные пряжки встречены и на поселениях Южного Буга, и на Хотомельском городище, и в длинных курганах кривичей. В коллекции древностей из этих курганов имеются удлиненно-четырехугольные, овальные и кольцевые пряжки, а также пряжки В-образной формы. Необходимо подчеркнуть, что поясные пряжки, бляшки и наконечники, встречаемые в славянских памятниках VI—IX вв., не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды, а имеют широкие аналогии в древностях многих племен и племенных группировок этого времени, от аварских могильников Паннонии до приазовских и северокавказских степей. Подобные вещи отражают значительные перемещения населения, широкие связи и заметную однородность дружинной культуры.

Читайте также:  Лучшая одежда для самолета

Славянские рубахи и верхние одежды обычно завязывались тесемками, но иногда застегивались на пуговицы. В южнорусских курганах конца IX—X в. нередки маленькие бронзовые литые пуговки, которые пришивались к вороту одежды. Они имели грушевидную или биконическую форму и иногда орнаментировались геометрическими узорами. В Мартыновском кладе имеются два запонкообразных предмета с гладким диском и узкой длинной петлей внизу, которые, скорей всего, тоже служили пуговицами. Значительно чаще, очевидно, употреблялись костяные и деревянные пуговицы. В староладожской коллекции имеются одна круглая пуговица и три стержневые застежки с острыми концами, изготовленные из кости, но относятся они уже к концу IX—X в. На южной окраине восточнославянской территории распространился обычай застегивания наплечной одежды при помощи особого рода булавок — фибул. Так, на славянских поселениях Днестро-Прутского междуречья найдено несколько разнотипных фибул — бронзовая арбалетовидная с ложноподвязаным приемником, две посеребренные антропоморфные, бронзовая двухпластинчатая, бронзовая с короткой изогнутой дужкой, прямой ножкой и высоким держателем иглы и др. В области расселения антов — одной из крупных диалектно-племенных группировок последнего периода праславянской истории — относительно широкое распространение получили антропо-зооморфные фибулы, датируемые VI—VIII вв. Фибулы встречены у славян и в составе кладов. Весьма широкое распространение в антской среде VI—VII вв. получили также пальчатые фибулы, которые можно считать этноопределяющими для этой славянской группировки. Однако они были принадлежностью женского туалета и поэтому характеризуются ниже. Другие фибулы, находимые в славянских памятниках рассматриваемого времени, единичны. Так, на поселении Кодын в Северной Буковине обнаружены две железные фибулы позднеримского типа, которые датируются V — первой половиной VI в.; на селище Куня в бассейне Южного Буга найдена железная двучленная фибула позднего арбалетного типа, характерная для IV — начала VIв.

Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки, изготавливаемые из кожи. В общеславянский период они назывались черевиками. Наиболее полное представление об этом типе обуви дают материалы раскопок Староладожского городища. Здесь в слоях, относящихся к VIII—X вв., встречено значительное количество изделий из кожи, среди которых преобладают остатки мягких бескаблучных башмаков. Изготавливались они либо из целого куска кожи, либо из двух основных частей — цельнокроенного верха и подошвы. Основной шов обычно делался выворотным (куски кожи складывались лицом внутрь и прошивались по краю), применялись также наружный шов (при этом куски кожи складывались лицом наружу и прошивались), тачной (куски кожи сшивались встык, вплотную друг к другу) и через край. Некоторые виды башмаков шнуровались. Особняком стоит лишь один детский башмак — широконосый, со значительным подъемом. Единичные экземпляры ладожских башмаков орнаментировались. Для этого делались или трапециевидные вставки с насечками, через которые для украшения продевались крученые цветные нити или полоски кожи, украшенные аналогичным образом и оформляющие верхние края башмаков. Возможно, подобные узконосые башмаки изображены на мужских фигурках из Мартыновского клада. Впрочем, не исключено, что это мягкие сапоги с такими же острыми носами. На требуженской фигурке, как полагают авторы ее публикации, изображены мягкие остроносые сапоги. Возможно, это были низкие сапоги, о которых позднее, описывая славян, упоминает Гардизи. Другие виды обуви в староладожской коллекции VIII—X вв. отсутствуют. Нужно полагать, что во второй половине I тысячелетия н. э. славяне носили и лыковые лапти. Однако археологически это пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения такой обуви. В Старой Ладоге в отложениях VIII—IX вв. найдена рукавица, сшитая из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь.

Выкройка славянской одежды

Материал: лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких. Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше льняной ниткой.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Наинежнейший топ крючком, немного расклешенный, «летящий» фасон,для лета самое то! .

Топ серебристого цвета.Крючок

Пончо в стиле пэчворк из сорока квадратов Пончо из квадратов Это по.

Пончо-свитер с рукавами с удлиненной проймой. Спицы Пончо-свитер с рукавам.

Рубрики

  • детское:платья,сарафаны (1308)
  • Автор Juliet73 (2)
  • Вязание Евгении Колыбелкиной (2)
  • вязание:прихватки,коврики (832)
  • пэчворк журналы (117)
  • Аксессуары,украшения (131)
  • Арт-салон Светланы Кобзевой (7)
  • варежки,перчатки (177)
  • виды прикладного искусства (70)
  • Вязание Валентина Литвинова (1)
  • Вязание Вязаный стиль (6)
  • Вязание Bhuf (9)
  • Вязание sewer1991 (5)
  • Вязание tania knutareva (3)
  • Вязание Беспичанской Татьяны (4)
  • Вязание Валентины Дьяченко (Бабинова) (9)
  • Вязание Ирины Ищенко (1)
  • Вязание Кузнецовой (1)
  • Вязание Любови Обуховой (5)
  • Вязание марины коптяевой (9)
  • Вязание Марины Морозовой (4)
  • Вязание на вилке (40)
  • Вязание Натальи Агасиевой (1)
  • Вязание Натальи Кулик (1)
  • Вязание Натальи Седовой (1)
  • Вязание Пасашкова Наталья (1)
  • вязание с мехом (222)
  • Вязание Светланы Заец (1)
  • Вязание Солохиной (2)
  • Вязание юлия корнева (3)
  • Вязание: пончо,накидки пелерины (726)
  • вязание:береты,шапки (1449)
  • вязание:кардиганы,жакеты теплые (1403)
  • Вязаные куклы (264)
  • вязаные пледы,покрывала (1012)
  • вязаные сумки (254)
  • вязаные тапки (348)
  • Ганутель (10)
  • детское: теплые шапки (1194)
  • детское:комплекты,комбезы,штаны (383)
  • детское:кофточки,пальто,пончо (1745)
  • детское:пинетки,носочки (175)
  • детское:топы ,туники,жилеты (235)
  • детское:шляпы,панамки (318)
  • детям мультики,стихи (106)
  • для днева информация (238)
  • Для дома своими руками (233)
  • для меня (300)
  • Елена Букаева (Лендова) (0)
  • жилеты и топы (658)
  • журналы по вязанию (198)
  • здоровье (163)
  • зонтики (100)
  • Китайская вышивка (37)
  • Коробочки,шкатулки,картон (45)
  • кофты (5027)
  • кулинария (415)
  • мои шапки (157)
  • мотивы,узоры,цветы (1729)
  • пальто женское (474)
  • платья сарафаны (1371)
  • плетение из газет (130)
  • пэчворк (1170)
  • Пэчворк-видео (114)
  • пэчворк-сумки (171)
  • разное (31)
  • рукоделие (526)
  • сад-огород (133)
  • салфетки (316)
  • ссылки (14)
  • туника (1140)
  • тунисское вязание (37)
  • фотошоп (27)
  • Церкви ,монастыри,храмы (53)
  • шали,шарфы,палантины (1305)
  • шитье-платья ,халаты,туники (788)
  • юбки (507)
Читайте также:  Active wear одежда мужская

Ссылки

Метки

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Славянская одежда. Выкройки

Четверг, 06 Августа 2015 г. 20:34 + в цитатник

Славянская одежда. Выкройки

самая лучшая одежда на лето и дома

Материал: лен, шерстяное сукно (лучше первое). Цвет любой (необязательно белый), кроме откровенно синтетических или ярких. Лучше всего «тонированный» цвет. Нужно 3 метра материала максимум. Сшивать лучше льняной ниткой.

Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:

длина – (мерка от плеча до нужной длины)

ширина – (размер одежды в плечах + 10 см)

сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!

на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)

кроим рукав: 2 шт.

верх – (обхват бицепса+5 см)

низ – (запястье)- (обхват запястья 5 см)

ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)

Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.

вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)

пришиваем рукава к рубахе

сшиваем рубаху по бокам, до клиньев.

вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).

вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее.

все края подшиваете

Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!

Женская рубаха шьется по тому же принципу, только длиной до земли и клинья подлиннее!

Писано Любавой добрым людям во благо!

Выкройка: Пересвет Игоревич

ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог, обмотки, или онучи /ноговицы/ + «копытца» (шерстяные носки

Материал: лён (магазинный или домотканый), конопля (домоткань), шерсть (магазинная или домотканая), шерсть/лён (смесовая ткань).

Необходимые мерки*: длина ноги от талии до икр (плюс 10 см), обхват ноги вверху (плюс 10 см на свободу движения), подъём (мерка снимается, пропуская сантиметр между ногами от точки талии впереди до точки талии сзади)*

Детали: 2 штанины, ластовица

Шов: «назад иголку» (соединение деталей), обмётка, «вперёд иголку», «просо»

1. Сложить штанины пополам, от верхнего края полотна отступить 15 см и пришить ластовицу, как показано на рисунке.

2. Сшить оставшиеся несшитыми края штанин.

3. Обметать все швы.

4. Низ штанин подвернуть внутрь на 1,5-2 см и пришить швом «просо».

5. Пояс: у переднего шва оставить несшитыми верхние 5 см, края просто подвернуть внутрь 1 раза и прошить; верхний край штанов обметать, затем подогнуть внутрь сначала на 2 см, потом ещё на 3 см и пришить швом «вперёд иголку».

6. Вставить шнурок (гашник).

Читайте также:  Как сшить одежду для маленькой девочки

* Обратите внимание на то, что размеры, указанные на рисунке, примерны, и рассчитаны на человека среднего роста и объёмов, ваши же размеры исключительно индивидуальны.

Источник

Шьем русскую народную рубаху

В этом мастер-классе вы узнаете, как я шью русские народные рубахи с машинной вышивкой. А также расскажу об одном из способов стыковки дизайна машинного крестика.

Если вы не владеете техникой машинной вышивки, то сможете заменить ее на ручную вышивку или на любую другую доступную вам отделку.

Для пошива и вышивки рубахи вам понадобится:

— ткань (я использую лен или хлопок);

— мелок для разметки.

— вышивальная машинка (если вы используете машинную вышивку в качестве отделки);

— оверлок (при его отсутствии края можно обработать на швейной машинке или вручную).

Существует несколько вариантов традиционного кроя русской мужской рубахи. Я чаще всего пользуюсь вот этим (размер 48-52):

Особенность русского народного кроя в том, что все детали должны уложиться в ширину ткани около 40см. Долгое время одежда шилась из домоткани и изготовить полотно шире 40 см было сложно. Современные ткани позволяют делать и более широкие детали, поэтому выкройку можно изменить и сшить рубаху без боковых вставок. Тогда крой будет выглядеть так:

Если вы шьете рубаху большего или меньшего размера, то важно соблюдать главные особенности народного кроя:

— рубаха должна быть свободной, в обхвате должен быть запас не менее 20 см;

— ширина рукава больше обхвата бицепса на 5 см (или более);

— длина рубахи не выше середины бедра (при подпоясывании рубаха значительно поднимается вверх);

— ширина рубахи от края рукава до края рукава на 10 см меньше роста человека.

1. Выкраиваем все детали. Не забываем добавить припуски на швы. Я обычно добавляю 1-1,5 см. А также припуски на подгибку рукава и подола 2-4 см.

2. Начинаем украшать детали вышивкой.

Длина вышитой полосы, как правило, не помещается в одни пяльцы вышивальной машинки, поэтому части вышивки приходится стыковать. Процесс этот требует определенных навыков.

Существует много способов стыковки дизайна, я покажу наиболее удобный для меня.

В качестве стабилизатора я использую filmoplast — это специальная бумага с клеевым слоем. На нем удобно фиксировать деталь кроя, можно легко снять и положить деталь заново, если она легла не ровно.

В части дизайна в специальной программе я добавляю стыковочные строчки. Эта строчка вышивается в конце одной части дизайна и в начале следующей части. Для удачной стыковки эти строчки должны полностью совпасть.

Вышиваем первую часть дизайна. Стыковочную строчку можно вышить без нитки. В образовавшиеся отверстия от иглы нужно воткнуть минимум 3 булавки (в первое отверстие строчки, по середине, в последнее).

3. Аккуратно снимаем вышитую часть оборвав стабилизатор вокруг вышивки.

Важно, чтобы под булавками остался стабилизатор. Вид с изнанки:

4. Начинаем вышивать вторую часть дизайна. Вышиваем стыкующую строчку на стабилизаторе без нитки, без ткани. Останутся дырочки от прокола иглы.

5. Накладываем деталь с вышитой первой частью. Так чтобы булавки попали в соответствующие дырочки стыкующей строчки. Так уже вышитая деталь ляжет ровно в то место, где начинается вторая часть дизайна.

6. Вытаскиваем булавки, продолжаем вышивку второй части. Получается очень точная стыковка. На фото место стыковки:

7. Вышиваем все детали.

8. Прорезаем разрез на груди с помощью вспарывателя.

9. Пришиваем рукава. Оставляем не пришитыми 2-3 см с двух краев рукава. (Прокладываемые строчки отмечаю синим).

10. Пришиваем ластовицу к рукаву и обрабатываем срез вдоль этого шва.

11. Пришиваем ластовицу к основной детали рубахи и обрабатываем часть среза отмеченным синим.

12. Сшиваем рукав вшивая другую сторону ластовицы. Обрабатываем срез.

13. Сшиваем оставшуюся часть ластовицы и боковую часть рубахи.

14. Из пряжи делаем витой шнур с кисточкой на конце. Вшиваем его в край воротника-стойки. Воротник можно сразу выкроить нужной длины и вшить завязки с двух сторон. Но чтобы не прогадать с размером можно воротник обрезать позже, когда большая его часть будет пришита.

15. Вшиваем воротник-стойку. При необходимости обрезаем длину воротника и вшиваем вторую завязку.

16. Обрабатываем срез горловины. Подворачиваем и подшиваем подол и рукава рубахи.

17. Рубаха готова!

Узнавайте больше о русской культуре! Уверена, вы сделаете много открытий для себя, изучая быт и обычаи наших предков!

Источник