Меню

Национальная одежда алтайцев рисунки



Виртуальная экскурсия «Женский алтайский национальный костюм»

Приглашаем вас посетить выставку:

«Женский алтайский национальный костюм»

Цель: получение дополнительных знаний о традициях и обычаях Алтая.

изучить теоретический материал об особенностях костюма алтайской женщины;

отразить последовательность ношения накосных украшений в соответствии с возрастом девушки.

Алтайская национальная традиционная одежда уникальна и самобытна по своему исполнению. Она несла в себе не только функцию защиты от внешних погодных воздействий и прикрытия тела, но и глубокие знаковые функции. В понятие национального костюма кроме собственно одежды входит: обувь, головной убор, аксессуары, прическа, накосники и другие украшения.

Определителями возраста в девичьем костюме служили прическа и накосные украшения. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почетного права удостаивался дядя девочки по материнской линии — «таай». Критерием красоты волос считались их густота и длина. В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы, травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго — настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки.

При рождении в семье девочки, родные и близкие дарили новорожденной различные украшения — бисер, бусы, раковины каури (« j ыламаш») с расчетом, что они понадобятся малышке для ее будущих украшений.

По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме, они схожи с человеческим глазом, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза.

Раковины каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В ли­тературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице — «топчы» при­писывали силу дарить долголетие. Бусины и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.

Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение — «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на нее различные украшения, подаренные при рождении.

Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстегивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение — «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Важно было, чтобы косы были украшены.

С наступлением брачного возраста, когда девушке исполнялось 15-16 лет, её прическу украшали накосным убранством «шанкы». Оно состояло из раковин каури, вплетаемых в каждую косичку специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой, а также пропускали под матерчатую опояску; концы которой, в отличие от способов ношения мужчинами, спускались сзади вместе с шанкы, доходящей до пят.

Звук от трения раковин и звон коло­кольчиков, по народному поверью, от­пугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки.

Самый популярный головной убор де­вушки — «болчок б o рук» — «круглая шапочка» шилась из мерлушки, сверху покрывалась нарядной однотонной тканью. К макушке пришивали кисточки из шелковых нитей — «чачак». В современном толковании считается, что чачак символизирует связь че­ловека с Космосом.

Замужняя женщина имела соответствующую прическу. Девичью прическу «сырмал» ей расплетали во время свадебной церемонии после переодевания в чегедек. Обязательное условие: вся эта процедура происходила за ритуальной занавеской — кoжoгo.

Две женщины, одна из рода жениха, другая — невесты, расплетали девичьи косы, снимали украшения. Расчесывали волосы и заплетали две косы. Для участия в этом обряде выбирали женщин, состоящих в счастливом браке. Левую косу заплетала родственница жениха, правую — родственница невесты. Участие женщин с обеих сторон родственников означало переход невесты из одной семьи в дру­гую. В процессе заплетания косы присутствовал игровой момент. Считалось, если заплетание косы первой закончит сноха жениха, значит, верх в семье будет держать муж, а если проворней окажется сноха невесты, то верховодить в семье будет жена.

Снятые с прически «сырмал» украшение «шанкы» тут же раздавались детям. А молодой женщи­не в косы вплетали новое украшение — «тана». «Тана» — это белые плоские пуговицы, нанизанные на черные нити под цвет волос.

Заключительным моментом перехода в статус «замужней женщины» было надевание женской шапки – «Кураган б o рук». Эта шапка шилась из ягнячьего меха, обычно черного цвета пирогообразной формы Ее верхний край заметно выступает над лбом жен­щины.

В традиционной культуре алтайцев насчитывается более 15 видов шапок. Но женщинам запрещалось носить шапки из меха зверей, имеющих когти, потому что считалось, что это плохо отразится на беременности и рождаемости детей.

Мастерицы при шитье чегедека использовали особый прием, чтобы крылья его непременно стояли, напоминая горные вершины. И в комплекте с островерхой шапкой замужней женщины «кураган б o рук» силуэт женщины напо­минает священную для алтайцев трехглавую вершину «Уч Сумер». Крылья чегедека на алтайском языке называется аналогично: «крыло» — «канат». По народному поверью, оба крыла чегедека символизируют семейную пару: одно крыло — это сама женщина, жена, а второе — это ее муж, с которым предстоит пройти по жизни. «Однокрылой птице не летать» — говорит народная мудрость о горькой вдовьей доле. Есть в ее золотых запасниках и такая пословица: «Нет чегедека без крыла, нет семьи без пары»

Читайте также:  Одежда для мужчин сток

Края, пол, проймы и ворота обшивались парчой и цветными шелковыми нитками, расположенными в строгой последовательности по цветам радуги. Алтайцы верили, что Умай-эне — дух-покровитель материнства спускается на Землю по радужному мосту, т.е. через радугу. Эта цветная полоска шитья так и называется — «солонызы» — «радуга».

Особую форму имели манжеты рукавов платья. Они полностью закрывали кисти рук. У алтайцев считалось неприличным оголять кисти рук, также и другие ча­сти тела. При работе по дому, когда рядом нет мужчин, манжеты можно было отогнуть.

Очень важным элементом чегедека считалось украшение — «бельдууш» — металлическая подвеска, которую носили на левом боку и на которую навешивали кисет, огниво, игольницу и ме­шочки с пуповинами детей.

«Нет надобности спрашивать алтайку, сколько у нее детей: достаточно сосчитать число мешочков, висящих на поясе»

Фасоны мешочков для пуповин детей кроились в зависимости от пола ребенка. Для пуповины девочки шили мешочки треугольной или ромбовидной формы. Треуглость говорит о том, что предназначение девочки — стать в будущем хранительницей огня, ее жизнь будет вращаться вокруг треножного очага. Ромбовидная или прямоугольная форма — это форма игольницы.

Пуповины мальчиков зашивались в мешочки в форме пороховницы или тажуура — сосуда для молока и араки — жидкостей, используемых в ритуальных обрядах.

В литературе встречается и описание легкой верхней одежды вдовы (чуба). Она представляла собой широкую одежду, похожую на длиннопый халат из черной или синей материи. На груди пришивались четыре китайских пуговицы попарно одна над другой. На них можно было застегивать одежду, но полы ее все равно расходились. Носили чуба летом поверх нижней одежды, но зимой, в отличие от чегедека, носили под шубой.

В настоящий момент в Усть-Канском и Онгудайском районах упоминаний об этом виде одежды мы не встретили. Лишь в Кош-Агачском районе были получены сведения о таком виде одежды, однако сейчас чуба нигде не встречается.

У алтайцев было несколько видов обуви. И женская, и мужская обувь шилась наподобие сапог, но о бязательным и самым красивым элементом для всех видов обуви является его носок, который должен быть загнутым вверх. В культуре тюркских народов высоко загнутый носок обозначает бережное отношение ко всему живому. Земля и все что на ней произрастает, весь мир живой: и травы, и цветы.

Потому и загибается носок, чтобы при ходьбе не поранить ничего.

«Бычкак oдук» шьется из лапок косули, кабарги, оленя, овец и коз. Такая обувь шьется и для взрослых, и для детей.

«Кoм» или «кату oдук» шьется в основном из шкур крупно-рогатого скота, лошадей. Носят такую обувь в весенний, летний и осенний периоды. Летом ее носят без войлочных чулков — «ук». Такая обувь может украшаться орнаментами из белой или красной кожи и другим тиснением — и это называется «булгайры».

Можно отметить, что верхняя одежда алтайцев в настоящее время продолжает использоваться, хотя и в несколько измененном виде. Как и весь комплекс традиционной одежды, верхняя одежда носится в основном во время свадеб и национальных праздников. Несмотря на происходящий процесс стилизации, интерес к традиционной алтайской одежде не исчезает. В Республике Алтай почти в каждом селе есть свои мастерицы, сохранившие традиции и передающие их последующим поколениям.

Источник

Национальный костюм как часть колорита Горного Алтая

Есть в нашей стране удивительное по энергетике и окружающей природе место, туда стремятся все, кто хочет насладиться свежим горным воздухом и опьяняющим ароматом соснового леса. Туры в Горный Алтай имеют большой спрос как у опытнейших путешественников, так и у начинающих. Привлекает этот регион своей оригинальностью и непередаваемым колоритом, и эта необычность сквозит во всём: начиная от природы и заканчивая людьми, живущими здесь. Мало кто знает о национальной одежде алтайцев, а ведь она является для них символом национального единения.

Особенности национальной одежды алтайцев

Национальная одежда жителей Алтайских гор различается в зависимости о принадлежности к региону: северному или южному. Различия эти связаны с отличиями в хозяйственной деятельности и отражаются в выборе материала для одежды: холст ручной работы – у северян, кожа – у южан.

Особенности костюма северного Горного Алтая

Из исторической справки можно узнать, что мужчины одевались в короткие шубы или халаты, сделанные из овчинной шерсти, рубахи без воротника, украшенные цветным ярким орнаментом. Ноги мужчины обматывали своего рода портянками из травы, собранной близ местных озёр. Трава эта славилась прочностью и могла использоваться долгое время.

Женщины Горного Алтая любили носить одежду, купленную в российских селениях. Причёска женщин чаще всего имела вид нескольких кос, в которые вплетались разноцветные ленты. Алтайки, как и все женщины мира, старались украсить себя, они носили платки, кольца и большие серьги.

В ткачестве коренные жители разбирались хорошо, поэтому они шили свою одежду, используя холсты из конопляных и крапивных нитей. Костюм алтайского охотника резко отличался от обычной одежды: на охоту мужчины надевали штаны из меха и войлочные куртки.

Читайте также:  Можно обсудить свою одежду

Особенности костюма южного Горного Алтая

Одежда жителей южного Алтая была адаптирована под погодные условия. По словам исследователей, она была непромокаемой. Мужчины носили шубы, замшевые штаны и кожаные сапоги шерстью наружу. Шубы подпоясывали и за поясом или за голенищем сапога носили трубку и нож. Шубу мужчины носили в любое время, лишь иногда летом сменяя её на суконный халат с красивым цветным воротником. На голове алтайца красовалась яркая шапка, декорированная чёрной овечьей шерстью.

Женщины одевались почти так же, как и мужчины. Правда сверху шубы носили длинную безрукавку, она называлась чегедек и была нарядно украшена. Раньше чегедек надевали на свадьбы, похороны, носили его девушки и в повседневной жизни. Сейчас эта часть национального костюма используется только в свадебных обрядах и имеет больше символическое значение.

Современная национальная одежда алтайцев

Постепенно внешний вид алтайского жителя менялся. Мужчины летом носили суконные халаты, шапки из войлока с загнутыми полями, а в качестве обуви – кожаные сапоги с чулком. К зиме в гардеробе мужчин появлялись меховые шапки из лапок добытых на охоте зверей. Тулупы шили из бараньих шкур, а ичиги, национальную обувь, — из шкур диких животных.

Нельзя не упомянуть и о влиянии русских традиций на формирование национального костюма жителей Горного Алтая. Посмотрев на русских, алтайцы перестали заправлять штаны в сапоги. Распространение получили и русские головные уборы, национальные же шапки надевались всё реже и реже в будние дни, а всё чаще по праздникам.

Причёска алтайцев поменялась преимущественно у мужчин, теперь они н носят длинные косы, как раньше. Длина волос ценится теперь только у женщин.

Традиционные костюмы алтайцев можно увидеть на национальных праздниках, на театральной сцене и при проведении обрядовых церемоний.

Источник

Национальная одежда алтайцев рисунки

Живые традиции народов России запись закреплена

АЛТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Алтайская национальная традиционная одежда уникальна и самобытна по своему исполнению. Она несла в себе не только функцию защиты от внешних погодных воздействий и прикрытия тела, но и глубокие знаковые функции. В понятие национального костюма кроме собственно одежды входит: обувь, головной убор, аксессуары, прическа, накосники и другие украшения.

Определителями возраста в девичьем костюме служили прическа и накосные украшения. За всю жизнь волосы девочки стригли всего один раз, в годовалом возрасте. Этого почетного права удостаивался дядя девочки по материнской линии — «таай». Критерием красоты волос считались их густота и длина.

В косметических целях волосы мыли молочной сывороткой, что способствовало их росту и придавало ей шелковистость. С этой же целью использовали мыло, которое изготовляли в домашних условиях путём уваривания золы, травы «самын» с животным жиром. Молоденьким девушкам строго — настрого запрещалось мыть волосы в речке. Считалось, что вместе с водой может уплыть счастье девушки.

При рождении в семье девочки, родные и близкие дарили новорожденной различные украшения — бисер, бусы, раковины каури («jыламаш») с расчетом, что они понадобятся малышке для ее будущих украшений.

По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме, они схожи с человеческим глазом, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза.

Раковины каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.

Круглой пуговице — «топчы» приписывали силу дарить долголетие. Бусины и бисер «уркене» считались символами многодетности и богатства.

Имитируя накосные украшения, маленьким девочкам от 3 до 8 лет на спинке одежды прикрепляли украшение — «шалтрак». Шалтрак изготовляли из кожи и нашивали на нее различные украшения, подаренные при рождении.

Когда девочке исполнялось восемь лет, ей расстегивали шалтрак, и до 14 лет она носила уже другое украшение — «шымырак». Шымырак собирали из деталей шалтрак. Важно было, чтобы косы были украшены.

С наступлением брачного возраста, когда девушке исполнялось 15-16 лет, её прическу украшали накосным убранством «шанкы». Оно состояло из раковин каури, вплетаемых в каждую косичку специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой, а также пропускали под матерчатую опояску; концы которой, в отличие от способов ношения мужчинами, спускались сзади вместе с шанкы, доходящей до пят.

Звук от трения раковин и звон колокольчиков, по народному поверью, отпугивал злых духов, а также оповещал окружающих о наличии незамужней девушки.

Самый популярный головной убор девушки — «болчок бoрук» — «круглая шапочка» шилась из мерлушки, сверху покрывалась нарядной однотонной тканью. К макушке пришивали кисточки из шелковых нитей — «чачак». В современном толковании считается, что чачак символизирует связь человека с Космосом.

Замужняя женщина имела соответствующую прическу. Девичью прическу «сырмал» ей расплетали во время свадебной церемонии после переодевания в чегедек. Обязательное условие: вся эта процедура происходила за ритуальной занавеской — кoжoгo.

Две женщины, одна из рода жениха, другая — невесты, расплетали девичьи косы, снимали украшения. Расчесывали волосы и заплетали две косы. Для участия в этом обряде выбирали женщин, состоящих в счастливом браке. Левую косу заплетала родственница жениха, правую — родственница невесты. Участие женщин с обеих сторон родственников означало переход невесты из одной семьи в другую. В процессе заплетания косы присутствовал игровой момент. Считалось, если заплетание косы первой закончит сноха жениха, значит, верх в семье будет держать муж, а если проворней окажется сноха невесты, то верховодить в семье будет жена.

Читайте также:  Проект старинная одежда 1 класс

Снятые с прически «сырмал» украшение «шанкы» тут же раздавались детям. А молодой женщине в косы вплетали новое украшение — «тана». «Тана» — это белые плоские пуговицы, нанизанные на черные ити под цвет волос.

Заключительным моментом перехода в статус «замужней женщины» было надевание женской шапки – «Кураган бoрук». Эта шапка шилась из ягнячьего меха, обычно черного цвета пирогообразной формы Ее верхний край заметно выступает над лбом женщины.

В традиционной культуре алтайцев насчитывается более 15 видов шапок. Но женщинам запрещалось носить шапки из меха зверей, имеющих когти, потому что считалось, что это плохо отразится на беременности и рождаемости детей.

Мастерицы при шитье чегедека использовали особый прием, чтобы крылья его непременно стояли, напоминая горные вершины. И в комплекте с островерхой шапкой замужней женщины «кураган бoрук» силуэт женщины напоминает священную для алтайцев трехглавую вершину «Уч Сумер». Крылья чегедека на алтайском языке называется аналогично: «крыло» — «канат». По народному поверью, оба крыла чегедека символизируют семейную пару: одно крыло — это сама женщина, жена, а второе — это ее муж, с которым предстоит пройти по жизни. «Однокрылой птице не летать» — говорит народная мудрость о горькой вдовьей доле. Есть в ее золотых запасниках и такая пословица: «Нет чегедека без крыла, нет семьи без пары»

Края, пол, проймы и ворота обшивались парчой и цветными шелковыми нитками, расположенными в строгой последовательности по цветам радуги. Алтайцы верили, что Умай-эне — дух-покровитель материнства спускается на Землю по радужному мосту, т.е. через радугу. Эта цветная полоска шитья так и называется — «солонызы» — «радуга».

Особую форму имели манжеты рукавов платья. Они полностью закрывали кисти рук. У алтайцев считалось неприличным оголять кисти рук, также и другие части тела. При работе по дому, когда рядом нет мужчин, манжеты можно было отогнуть.

Очень важным элементом чегедека считалось украшение — «бельдууш» — металлическая подвеска, которую носили на левом боку и на которую навешивали кисет, огниво, игольницу и мешочки с пуповинами детей.

«Нет надобности спрашивать алтайку, сколько у нее детей: достаточно сосчитать число мешочков, висящих на поясе»

Фасоны мешочков для пуповин детей кроились в зависимости от пола ребенка. Для пуповины девочки шили мешочки треугольной или ромбовидной формы. Треуглость говорит о том, что предназначение девочки — стать в будущем хранительницей огня, ее жизнь будет вращаться вокруг треножного очага. Ромбовидная или прямоугольная форма — это форма игольницы.

Пуповины мальчиков зашивались в мешочки в форме пороховницы или тажуура — сосуда для молока и араки — жидкостей, используемых в ритуальных обрядах.

В литературе встречается и описание легкой верхней одежды вдовы (чуба). Она представляла собой широкую одежду, похожую на длиннопый халат из черной или синей материи. На груди пришивались четыре китайских пуговицы попарно одна над другой. На них можно было застегивать одежду, но полы ее все равно расходились. Носили чуба летом поверх нижней одежды, но зимой, в отличие от чегедека, носили под шубой.

В настоящий момент в Усть-Канском и Онгудайском районах упоминаний об этом виде одежды мы не встретили. Лишь в Кош-Агачском районе были получены сведения о таком виде одежды, однако сейчас чуба нигде не встречается.

У алтайцев было несколько видов обуви. И женская, и мужская обувь шилась наподобие сапог, но обязательным и самым красивым элементом для всех видов обуви является его носок, который должен быть загнутым вверх. В культуре тюркских народов высоко загнутый носок обозначает бережное отношение ко всему живому. Земля и все что на ней произрастает, весь мир живой: и травы, и цветы.
Потому и загибается носок, чтобы при ходьбе не поранить ничего.
«Бычкак oдук» шьется из лапок косули, кабарги, оленя, овец и коз. Такая обувь шьется и для взрослых, и для детей.

«Кoм» или «кату oдук» шьется в основном из шкур крупно-рогатого скота, лошадей. Носят такую обувь в весенний, летний и осенний периоды. Летом ее носят без войлочных чулков — «ук». Такая обувь может украшаться орнаментами из белой или красной кожи и другим тиснением — и это называется «булгайры».

Можно отметить, что верхняя одежда алтайцев в настоящее время продолжает использоваться, хотя и в несколько измененном виде. Как и весь комплекс традиционной одежды, верхняя одежда носится в основном во время свадеб и национальных праздников. Несмотря на происходящий процесс стилизации, интерес к традиционной алтайской одежде не исчезает. В Республике Алтай почти в каждом селе есть свои мастерицы, сохранившие традиции и передающие их последующим поколениям.

Источник