Меню

Национальная одежда крымских татар женщин



Традиционная одежда крымских татар

Фото: avdet.org
Национальная одежда – это не просто дань обычаям своего народа, ведь она отражает его душу и уникальную культуру, имеющую глубокие корни. Сегодня каждый народ знает и гордится своими национальными костюмами, понимая всю значимость этой неотъемлемой составляющей родных традиций. Особенно чтят свои традиции крымские татары, ведь этот народ испокон веков уважает своих родителей и предков, любит свою землю и никогда не забывает о своей истории и происхождении. Поэтому сегодня мужчины гордо носят на деловых встречах утонченные смокинги , а на традиционные праздники с радостью надевают национальные наряды.

Национальная одежда крымских татар заслуживает особого внимания, ведь для ее пошива использовали домотканые материалы, которые собственноручно изготавливали трудолюбивые женщины. Их же руками шилась одежда и для себя, и для всей семьи. Кожа и шерсть – те материалы, без которых невозможно представить себе традиционный костюм этого народа.

Одежда крымско-татарских женщин

Женщина – образец чистоты и покорности, трудолюбия и грациозности. Именно поэтому ее костюм был продуман с ног до головы, в их убранстве не существовало мелочей.

Женское убранство невозможно было представить без кетен-кольмек – это широкие, просторные и довольно длинные рубашки, доходящие до колен. Они могли быть холщовыми или хлопчатобумажными. Также невозможно представить себе традиционное убранство женщин без длинных изящных платьев (атер), которые имели широкие рукава. Надев такое платье, девушка смотрелась просто неподражаемо в танце. Нельзя не упомянуть и про цветные шаровары (шалвар), которые доходили до ступни и завязывались вокруг щиколоток шнурком.

Большое внимание девушки уделяли и верхней одежде. Чего только стоят розовые или малиновые кафтаны, украшенные серебристыми вставками.

Крымские татарки всегда очень красиво украшали голову. Волосы, заплетенные в тонкие косички, покрывали бордовой шапочкой из бархата (фес). Такие шапочки смотрелись очень нарядно, ведь их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывается белая ткань, расшитая по краям.

Особенности мужской национальной одежды

Национальный мужской костюм нельзя было представить без кольмек – рубахи с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые обязательно подвязывались широким кушаком красного либо зеленого цвета. Мужчины должны были покрывать голову невысокой шапкой из шерсти барашка в холодное время года, а летом носили тюбетейку или красный фес.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма является илик – короткая безрукавка, внешне похожая на жилетку, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями. Зимой крымские татары носили камзолы и кафтаны их домотканого полотна. В сильный холод мужчины надевали тулупы из овчины или куртки.

Сегодня ничего не мешает мужчине смокинг купить, а женщине – элегантное вечернее платье. Однако красивые и колоритные национальные костюмы навсегда останутся предметом гордости крымских татар.

Источник

Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского

Одежда крымских татар

Къырым Джумхуриет муэссисеси

«И. Гаспринский адына къырыматар китапханеси»

Къырымтатар халкънынъ къуюмджылыкъ, чёльмекчилик ве нагъышлав киби амелий санат саалары миллий чизгилерини зияде айдынлаталар.

Лякин эсас миллий чизгини косьтерген-урбадыр. Миллий урба, айры санат эсери олып, умумен халкънынъ яшайыш тарзыны, анъанени, динини ачыкътан-ачыкъ тасвир эте. Ондан да гъайры, кийми эр бир инсаннынъ озюне хас олгъан хусусиетлерини, тыш къыяфетини, онынъ менлигини, атта баланынъ акъ-укъукъыны бильдире.

Къырымтатар миллий урба акъкъында ве дигер меракълы малюматларны тевсие этильген эдебиятында тапа билесинъиз. Сизинъ дикъкъатынъызгъа тевсие этильген эдебиятында архивли ве ренкли фотосуретлер такъдим этиле.

Костюм как произведение искусства всегда отражал определенный этап развития народной культуры.

О значении костюма, о манере ношения одежды, о влиянии национального костюма на эстетическое воспитание людей, а также о значении орнамента в традиционном костюме крымских татар — об этих и других не менее интересных сведениях вы можете узнать в предлагаемом рекомендательном списке литературы.

Также вашему вниманию предлагаются фотографии костюмов крымских татар, которые раскрывают их внутреннее богатство и индивидуальные достоинства.

Азырлагъан Г. Тохтарова

В национальном костюме – образ народа

Без возрождения традиционной культуры невозможно возрождение народа. Мы – свидетели многочисленных интересных вернисажей крымскотатарских художников, презентаций книг, концертных программ и театральных спектаклей. В прошлом году музеем крымскотатарского изобразительного искусства была организована выставка и семинар под девизом «Крымскотатарская жилая архитектура вчера, сегодня, завтра». В середине апреля в Республиканском краеведческом музее с этнографическим и Музеем крымскотатарского изобразительного искусства открыта выставка «Традиционная одежда крымских татар. Прошлое и настоящее». Эта коллекция из фондов музеев Бахчисарая, Евпатории, Симферополя, Ялты, современные работы художников-модельеров и ювелиров. Цель выставки – показать настоящий крымскотатарский традиционный костюм и его связь с современностью.

Читайте также:  Деловой стиль одежды вопросы

В первую очередь выставка имеет познавательное значение. Она предназначается для тех, кто занимается этнографией, историей, изучает крымскотатарское искусство, орнамент и большое значение должна иметь для руководителей профессиональных и самодеятельных ансамблей, художников-модельеров, дизайнеров.

Тема эта сегодня очень актуальна, поэтому в середине мая в продолжение этого разговора в краеведческом музее будет проведен семинар для руководителей ансамблей, художников и этнографов.

Один из известных художников, ныне покойный, Сеитхалиль Османов, будучи еще в Средней Азии, в Таджикистане, говорил: «Вот увидишь, когда мы вернемся в Крым через 6-7 лет, весь Крым будет петь и танцевать, у нашего народа большая тяга к искусству». Я невольно вспоминала эти слова последние полтора года, когда руководители ансамблей подходили, приезжали с разных концов Крыма с просьбой помочь с эскизами костюмов для своих коллективов. Несмотря на очень тяжелое экономическое положение, сегодня в Крыму более 70 ансамблей, которые хотят быть одетыми в крымскотатарский стилизованный для сцены костюм.

К сожалению, большое количество фольклорных ансамблей на сегодняшний день одеты в костюмы, в облик которых привнесено очень много узбекских, таджикских и других элементов, не характерных для традиционного крымскотатарского костюма.

Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизме¬нялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой.

Основная наша задача — вос¬создание в будущем этой гармонии. По свидетельству иссле¬дователей крымскотатарского народного творчества, этногра¬фов, путешественников, отли¬чительными характерными чер¬тами крымскотатарского искусства XVII-XVIII веков были сдержанность, мягкость, стрем¬ление к гармонии, поэтическая протленность. Представленные на нашей выставке традицион¬ные костюмы и аксессуары к ним отличаются особым благо¬родством и несут в себе все ха¬рактерные черты народного искусства.

Зрителю предоставляется воз¬можность сравнить традицион¬ный костюм и современные модели фольклорного стиля Абселяма Селяметова, Эльвиры Софу, Айше Османовой, а также сценический костюм Шевкета Сейдаметова с национальными элементами и увидеть ювелир¬ные украшения и изделия Иззета и Энвера Аблаевых, традиционную вышивку нашей совре¬менницы Заремы Ибраимовой, а также образны головных шар¬фов (марама, фырланта, фесы) малого предприятия «Макьсад». Организаторы выставки дают возможность и самим художни¬кам, и зрителю, сопоставив экс¬понаты прошлого и настоящего, сделать вывод, насколько сохра¬няются и развиваются национальные традиции.

Помимо познавательного ин¬тереса выставка имеет чисто ху¬дожественный интерес.

На ней представлены аксессу¬ары крымскотатарского костюма — женские и мужские пояса (йипишли къушакъ), женские и детские жилеты (тончукъ), голо¬вные уборы (фесы, марама, шербенти, фырланта). Особо хо¬телось бы отметить крымскота¬тарскую вышивку — развитое направление народного декора¬тивно-прикладного искусства.

Не случайно, видимо, то, что в 1925 году образцы, крымскота¬тарской художественной вы¬шивки в Париже на междуна¬родной выставке декоративно-прикладного искусства были удостоены бронзовой медали. Еще в 20-е годы нашего века в городах Бахчисарае, Белогорске, (Къарасувбазаре) и др. городах Крыма существовали мастер¬ские, где и женщины, и мужчи¬ны создавали удивительные по своей красоте, богатству рисун¬ка, нежнейшей гамме расцветки изделия художественной вы¬шивки. И мы будем только рады, если представленные изделия вызовут желание у профес¬сиональных художников использовать эти мотивы в своем творчестве, а посетители по¬лучат просто эстетическое удо¬вольствие.

Одежда человека — это не оболочка, внешний признак или случайное добавление: она в го¬раздо большей степени, чем дом или квартира представляет со¬бой суть, образ нации.

На этой выставке наиболее интересны женские, детские ко¬стюмы, в которых отразились представления крымскотатар¬ского народа о красоте. Что же характерно для крымскотатар¬ского костюма второй половины XIX — начала XX века? Силуэт мужской и женской одежды подчеркивает стройность и изя¬щество фигуры. Праздничная одежда богато украшена золо¬тым шитьем, тесьмой. Яркая де¬таль костюма — пояс (йипишли къушакъ) из ткани щерт, отде¬ланный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).

Такой пояс был большой цен¬ностью и передавался из поко¬ления в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вы¬шиты традиционным крымско¬татарским орнаментом и были обязательным элементом кос¬тюма.

Необходимо заметить, что ак¬центы, в целом, в нарядах крым¬ских татар делались на верхней части одежды. На голову одева¬ли шапку (къалпакъ или фес) обязательным элементом был пояс, в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды не характерны были ка¬кие-то яркие, броские детали.

В праздничных нарядах пред¬почтение отдавалось тканям бордового, зеленого и фиолето¬вого цветов.

Читайте также:  Богнер детская горнолыжная одежда

Думается, что наши современ¬ные художники-модельеры, ди¬зайнеры, художники сцениче¬ского костюма, люди, имеющие отношение к деталям костюма — ювелиры, вышивальщицы и т.д. разовьют лучшие традиции национальной культуры.

Надеемся, что, посетив нашу выставку, зрители смогут не только полюбоваться красотой, богатством и разнообразием ко¬стюма крымских татар, но и оз¬накомиться с особенностями его культуры и быта. Все это будет способствовать лучшему взаимопониманию между людьми разных национальностей, кото¬рое так необходимо в наше время.

ЭльмираЧЕРКЕЗОВА,

Татарочка

Там, за містом, понад шляхом битим,

По горячім каменистім полі

Йде дівча татарськеє вродливе,

Молоденьке, ще гуля по волі.

На чорнявій сміливій голівці

Червоніє шапочка маленька,

Вид смуглявий ледве прикриває

Шовком шитая чадра біленька.

То закриє личко, то відкриє,-

А очиці, наче блискавиці

Так і грають з-попід брівок темних!

Що за погляд в цеї чарівниці!


Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек» из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».

По праздникам талию опоясывают нарядными поясами «къолан» или «къапакълы къушакъ». На ноги надевают шерстяные чулки «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками. Голову завязывали цветным узорчатым платком «баш явлукъ». Сверху вне дома набрасывали длинное белое прямоугольное покрывало «баш марама». Через плечо и на волосах носили «дуа» и «сач дуа»-амулеты.»

//Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.

«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Бешмет с открытой грудью, узкий в плечах, с непомерно длинными и узкими рукавами, всегда цветной…; у пояса он обвязан еще одним или двумя цветными платками наподобие юбки и из-под платков этих видны только нижние складки очень широких и тоже цветных шаровар.

Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку, свой бешметик по мерке — это добрый обычай».

//Марков Ев. Очерки Крыма.- Симферополь, 1995.

По крымскотатарскому обычаю, шаровары «туман», «штан» должны были прикрывать щиколотки, манжеты рукавов «къапакъ»- запястья рук, а под глубокое декольте платья надевался нагрудник «кокюслик». Женщина непременно должна была быть в головном уборе: шарфы «марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес». Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.

«Къушакъ-эни 4 сантиметр олгъан алтын тюслю парча басмадан азырлангъан, онъа декоратив токъа (пряжка) тикильген, чевреси ферахларнен безетильген. Къушакъ башы бир-бирине махсус ильмекнен кечирильген эки фигуралы къысымдан ибарет. Онынъ устюндеки орьнеклер къыйметли тель парчаларынен япылгъан олып, япракъ ве гуль шекеллери бир-бирине гъает усталыкънен уйгъунлаштырылгъан. Къылыч шекилинде кучюк зынджырлы тюревич (булавка) къушакъ башына къошумджа декоратив гузеллик бере. Къушакънынъ умумий узунлыгъы 75 сантиметр.»

Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами – к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.

«…Шея и грудь были совершенно закрыты в несколько рядов золотыми монетами, здесь же была девочка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка.»

(Из воспоминания путешественницы О. Шишкиной 1845 г.)

Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой желтого цвета. Цвета красный, желтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета.

«Национальная одежда крымских татар была не только комфортна, но и наделена обереговой силой. По одежде можно судить о возрасте и социальном статусе ее владельца.

Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» — тулупа из овчины».

“Халкъ арасында чокъ меракълы ве чешит-тюрлю бет сымалары корюне. Де сарыкъ, эки куртка устюнден узун джуббе кийген, юксек бойлу молла, де безетильген къушакъларнен багълангъан, чокъ челиктен ясалгъан зынджырчыкъларнен яраштырылгъан кок тюслю курткалар кийген, бираз къыркъылгъан къап-къара мыйыкълы форсалы яш алыш-веришчилер кечелер.”

// Къырым. — 2005. — Март 12. — С. 10.

Читайте также:  Приспособление для чистки одежды от катышек

«Молодые люди носят поверх рубашки узкую куртку, у которой рукава состоят из небольшой обшивки или доходят до логтей, и в последнем случае они застегиваются пуговицами и петлями, сделанными из шнурка. С того момента, где застегивается воротник, и до самого живота идет ряд пуговиц. Очень широкие шаровары надеваются сверх куртки и застегиваются крючками, а на верху застегиваются так, что образуют большие складки ».

«Мужчины в качестве головных уборов носили каракулевые шапки «халпах», в теплое время года-тюбетейки «тахья». Из украшений мужчины носили только кольца «юзюк».

// IV Таврические научные чтения.– Симферополь, 2004. — С. 96-97.

Библиография

Абдуллаев, И. Знай: чудо красоты твоей — души моей владыка: [О женщинах далекого прошлого. курс в историю.] // Голос Крыма. — 2003. — 7 марта.- с.7.

Абдуллаева, А. Открываем сундуки — достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. — 2005. — 5 нояб. — С. 8.

Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX — первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь : Крымучпедгиз, 2005. — С. 148-150. : фото.

Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля , 2002. – Вып. 3. — С. 157-160.

Аблямитова, Л. Х. Орнаментальные мотивы в традиционном костюме крымских татар// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь : Доля , 2003. – Вып. 4. — С. 163-166.

Аблямитова, Л.Х. Отражение идеала женской красоты в традиционном крымскотатарском костюме // Ученые записки КГИПУ. — Симферополь, 2004. — Вып. 5. — С. 173-177.

Акчурина-Муфтиева, Н. М. Удивительный орнамент марама // Авдет. — 2007. — 5 февр. — С. 4-5. :цв.ил.

Бекиров, Ф. Чобанлар эвеллери бойле кийине эдилер: Миллий оюнларымыз, йырларымыз — буюк хазине // Къырым. — 2006. – Апр. 26. — С. 4. : фото.

Желтухина, О. Исчезающее искусство филиграни: ювелирные украшения крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение // Qasevet. — 2000. — №1(27). — С. 10-14.

Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. — 2004. — 2 марта. — С. 6.

Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв.

Къадын-къызларымызнынъ безеклери// Достлукъ.-1989-1990.-март 8.-с.2

Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. — 2008. — №255. — С. 25.

Люманова, М. Встречают все же по одежке…: [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. — 2002. — 21 июня.- с.10.

Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. — Симферополь : [б. и.], 2004. С.96-97.

Марков, Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. — Симферополь: Таврия, 1995. — 543 с. : ил., портр.

Монастырлы, Х. А. Одежда крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Ч I. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. — С. 593.

Не потерять себя, сохранив самобытность…:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М.

Люманова]// Голос Крыма. — 2007. — 30 июня. — С. 8. : цв.ил.

Османова, З. Магическая функция крымскотатарских ювелирных украшений: [къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ]// Авдет. — 2008. — 24 марта. — С. 10-11. : фото.

Петренко, Л. Удивительный богатый наряд (о марама- головном покрывале крымскотатарских женщин) // Qasevet. — 2002. — №1(29). — С. 30-32.

Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.- 104 с.

Сеитбекиров, А. Осовременить национальную одежду значит оживить культуру тысячелетий!: [Л. Тархан и коллекция одежды с влиянием крымскотатарского нац. костюма] // Голос Крыма. — 2007. — 28 дек. — С. 1.

Челеби, Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. — Симферополь: Таврия — Плюс, 2004. — С. 133-155.

Чилингирова, Х. Национальная мода // Tan. — 2004. – № 1. — С. 7.

Эвеллери зенгинлер самур терисинден тикильген тон ве къалпакъ кийгенлер: Къырымны зиярет эткен сеяатчыларнынъ теэссуратлары / Д. Османова азырлады // Къырым. — 2005. — Март 12. — С. 10.

[Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда] // Крым и крымские татары. — 1885. — С. 25-27.

Источник