Меню

Одежда 1930 1940 годы



Мода 1930—1940 годов

На протяжении этих десяти лет, помимо моды, зафиксированной журналами, существовали своеобразные виды и детали одежды. В данный период излишний интерес к одежде в рабочей среде и у студенчества воспринимался как буржуазный пережиток. Поэтому не мода является подспорьем художника в изображении характеров, а детали, возникавшие в дополнение к моде.

Молодежь не ходила в шляпах. Девушки носили платочки и береты вплоть до 1935 года, зимой — вязаные шапочки с помпонами и вязаные береты. В 30-х годах особенно модны были вязаные береты из синели, бумажных ниток, из шелка, из шелка с серебряной и золотой ниткой (мишуры). Последние были следствием проявления некоторого интереса к моде. Юноши же носили кепки и кожаные шлемы, что было предметом зависти мальчишек. В 30-х годах появилась мода на «капитанки» — шапки с большим лакированным козырьком. Поначалу они были принадлежностью безобидных франтов, а затем стали униформой хулиганов. Именно по этой причине производство этих фуражек было прекращено. Но еще долго после этого юнцы старались самодельным способом мастерить полюбившиеся козырьки. Девушки и юноши одевались в пиджачки. Все это зафиксировано только в нашей памяти и любительских фотографиях.

«Хорошо» одетый подросток — девочка-девушка — выглядела примерно так: на коротко постриженных волосах темный берет, сдвинутый на одно ухо. Беленькая ситцевая блузка заправлена в сатиновую черную или синюю юбку-клеш (до щиколотки). Черный пиджак, коротенький с большими отворотами. На ногах белые носки и тапочки (рис. 227). В таком виде ходили на танцы, в театр, в парк, просто на гулянье. С 1931 года мода официальная, мода журналов, ателье, мода кинозвезд и театра сделала резкий скачок. «Женщина-дощечка» превратилась в «женщину-линию». На смену прямому силуэту приходит линия, задерживающаяся на груди, талии и бедрах. Длина юбок опускается до щиколотки в 1931 году и только в 1939-м подымается до колена. Маленькие шапочки на коротко подстриженных волосах помогали ощущению «бесконечной» длины женской фигуры. Изменилась внешность (рис. 228).

Основными проводниками моды (как и теперь) были звезды экрана. Звезды 20-х годов Мэри Пикфорд и Лиа де Путти на мировом экране, С. Малиновская и С. Магарилл в советском кинематографе, создавшие определенный «кукольный» типаж, уступили место Грете Гарбо, Марлен Дитрих.

30-е и 40-е годы знаменуются господством их грима и типажа. Большой рот, широкие скулы, длинный разрез глаз с наклеенными ресницами, тонкая нить бровей, ослепительно белые волосы. В 30-х годах на нашем экране появилась Любовь Орлова, внешность которой сыграла роль определенного эстетического эталона. Но в довоенный период в нашем одеянии была доля известного однообразия, мода не представляла богатства выбора, ее основные нормативы были единообразными и отличались только свойством украшения, разницей фактурного и цветового решения.

Характер индивидуальности проявлялся в игнорировании моды, в невозможности ею пользоваться, в приверженности к прошлому. Конечно, как в жизни, так и в спектакле есть персонажи, которые обязательно подражают самому модному, самому экстравагантному. Это не только ставший уже нарицательным образ Эллочки-людоедки. Это могут быть и гораздо более сложные характеры, для обрисовки которых нужны самые острые, самые яркие и точные краски.

И опять приходится прибегнуть к памяти. В 1935—1937 годах появился модный фасон юбки, который носили поголовно все девушки, женщины всех возрастов, интересующиеся модой: юбка из одного полотнища, застегивающаяся на левом боку сверху донизу на большие пуговицы.

Высокие, длинные и тонкие фигуры в спортивных английских костюмах были идеалом женской моды 1938—1940 годов.

Источник

Мода в 1920-х, 1930-х и 1940-х годах

Изображение: Russell Patterson, 1920-е годы. Библиотека Конгресса США

«Безумные и танцующие» 1920-е, отказ от тугих корсетов, волосы и юбки, которые становятся всё короче, элегантно-депрессивные 1930-е и меняющаяся форма силуэта. Обзор изменений в женской моде с двадцатых до сороковых годов прошлого века.

Безумные 1920-е

Стилисты с особенно широким кругозором, считают, что самая дальняя граница винтажной одежды — 90 лет. Не будем же и мы ставить рамки и сужать горизонты. Но, прежде чем пуститься в безудержный пляс по эпохам, напоминаю, что винтаж, это, вобщем-то, не стиль как таковой, а название для определенного типа одежды. И что винтажной может считаться лишь та одежда, которая была остро-модной, ультра-модной, супер-пупер-модной в свое время. Все остальное — дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

Австралийский национальный судоходный музей, 1924 год

Первая эпоха, которую мы растащим на цитаты, это «ревущие», «безумные» и танцующие 20-е. Только что закончилась Первая Мировая война и женщинам, которым во время войны пришлось взвалить на свои плечи мужские дела и обязанности, снять для удобства корсеты и цветы, расплести сложные прически и укоротить юбки, показалось, что уж теперь-то, когда мужчины вернутся, они снова смогут расслабиться, и возможно, подумать о новых корсетах, шляпках и прическах, но.

.. Но оказалось, что казалось. Во-первых, вернулись не все, и некоторые рабочие места так и остались занятыми женщинами. А работать нужно в чем-то очень удобном. А во-вторых, вернулись не все и оказалось, что теперь женщина женщине конкурентка и соперница. А на войне все средства хороши — рукава упразднялись, вырезы углублялись, а длина юбки стремилась к нулю.

Ну а если серьезнее, то на самом деле, женщине пришлось стать более мужественной. Им приходилась обеспечивать жизнь в тылу, работать на фабриках и заводах — тут уж точно не до корсетов. Талия, грудь и длинные волосы — самые главные и явные атрибуты женственности были объявлены не модными — грудь утягивалась, талия переместилась туда, где ее не может быть по определению — на бедра, а волосы безжалостно обрезали и придавили маленькими шляпками-клош. Надо думать, и поведение изменилось. Да и если на то пошло, то женщинам и самим понравилось такое положение дел. Они стали более независимыми и самостоятельными. Более решительными, дерзкими и решающими. Они начали курить, ходить в ночные клубы и танцевать до рассвета. Наконец-то, они стали не нежным хрупким цветком, который не может даже поднять упавший платок. И не потому что джентльмены слишком уж внимательны и поднимают сами. Ну как бы — да, поднимают. Но лишь потому, что женщина в корсете, в узких юбках, в которых сложно даже сделать шаг и с цветочным магазином на шляпе рискуют просто-напросто не распрямится обратно, если звезды встанут удачно и наклонится она-таки сможет. Наконец-то, они делают то, что считают нужным и правильным. Избавившись от сковывающих корсетов, кринолинов, нижних юбок и всяческих «нельзя», женщинам, такое ощущение, стало даже интереснее жить — столько новых возможностей у них появилось в 20-е годы.

Читайте также:  Чем снять свечку с одежды

Макияж, доселе считавшийся неприличным, становится нормой, а потом и обязательным условием для того, чтобы считаться модной и стильной. А так как, в области нежных чувств развернулась невиданная доселе конкуренция, то женщине приходилось прилагать все силы к тому, чтобы быть яркой и видной издалека. Кстати, наверное, многие из нас, говоря «20-е годы» представляют образ коротковолосой барышни, с томным и дымным взглядом, в коротеньком платье с бахромой и на тонких бретельках. Так тоже было, но это уже вечерний, нарядный вариант. Брови были длинными и ниспадающими, взгляд грустным и даже трагичным, а ткани на платье — пренебрегаемой величиной. Общий посыл «живем один день». Кстати, потому и «ревущие», потому и «безумные» 20-е. Потому что после войны люди кинулись жить и чувствовать. Многое, что раньше казалось неприличным, теперь кажется правильным и нужным. И люди празднуют жизнь.

Элегантно-депрессивные 30-е

Те, кто не воспринимают моду всерьез, наверное, думают, что с течением времени изменяется лишь силуэт, длина юбки и высота каблука. Счастливые люди! Но мы с вами, бродящие по бесконечным джунглям внешне-внутреннего выражения, давно уже просекли, что все гораздо сложнее.

Помните о девушке из «ревущих 20-х»? Она кокетка, она дерзкая и шумная, самостоятельная и независимая. Она спрятала грудь и талию, но показала ноги и руки. Она настолько яркая и активная, что мы понимаем — в конце-концов, глаза и уши устанут и нам захочется тишины.

Австралийский национальный судоходный музей, 1936 год

И я считаю именно это причиной той перемены в моде и стиле, которые наступили в 30-е годы. Именно эта усталость, а не великая депрессия, крах экономики и нехватка средств на былые роскошества. Потому что в талантах женщины украсить себя чем-то, созданным из ничего, я не сомневаюсь. Но устав от суеты и желания впихнуть всю жизнь в один вечер, красотки сменили амплуа, буквально в одну ночь превратившись в элегантных, зрелых и сдержанных дам. Все еще самостоятельных, но уже не бравирующих этим, а, скорее, сдержанно признающих сам факт. Дам изысканных, роскошных, но строгих и отдающих предпочтение лаконичности в нарядах.

Итак, как же выглядела модница-красавица-комсомолка 30-х годов? Во-первых — силуэт. В моде высокие, стройные, узкобедрые и достаточно широкоплечие фигуры. Кстати. До сих пор это — то, что называется модельной фигурой. Юбки неудержимо ползут вниз, в ход идет все, к подолу пришивают все, что пришивается, даже зазевавшихся котов и нерасторопных мужей. В моде платья, скроенные по косой, идеально облегающие фигуру, днем — ниже колена, вечером — в пол. Рукава — фонарики, крылышки и все те, что визуально делают плечи шире. На груди — воланы, аппликации или декор, талия подчеркнута и узка, юбка либо заужена, либо слегка расширяется. Корсет, ранее презираемый, снова занял свои рубежи и даже расширил сферы влияния. Конечно, это не тот жесткий доспех, что был раньше, но теперь он спустился гораздо ниже и даже доходит до середины бедра. Для вечерних платьев — свое особое белье, потому что на пике моды — оголенная спина.

Силуэт скользящий, плавный и очень элегантный — широкие плечи, переходящие в узкую подчеркнутую талию, узкие бедра и слегка расширяющаяся юбка. В моде аксессуары — всевозможные фантастические шляпки, меховые горжетки, узкие пояса, маленькие сумочки, туфли с открытым носиком на невысоком каблучке. В моде аккуратные завитые и короткие прически, которые помещались бы под шляпку-клош.

Бытует мнение, что в это время Голливуд оказывал влияние на моду. Но это сродни спору о курице и яйце — я же думаю, что великий немой просто уловил идеи, витающие в воздухе и воплотил их на экране. Но согласитесь, что говоря 30-е годы, мы имеем в виду «Голливудский гламур» и наоборот. И как тут не упомянуть о звездах того времени — Марлен Дитрих, Грете Гарбо, Кэрол Ломбард, Джоан Кроуфорд и многих других.

Предчувствие войны

40-е наступили, конечно же, не внезапно. Это только зима выскакивает, как черт из табакерки, перед нашими коммунальщиками. Если бы пустить время в ускоренном монтаже, как делают так, что за минуту вырастает и распускается цветок, то мы бы наверняка увидели, как роскошная, знойная и томная дива 30-х, постепенно меняет позу из раскинувшейся на софе, до скромно сидящей на краешке стула женщины, мнущей в руках платочек. Как расточительно скроенные по косой, длинные ниспадающие юбки укорачиваются и скукоживаются в прямоугольник, а гордые крылья-плечи, становятся квадратными, придавленными ответственностью и заботами. «Голливудская» волна волос просто исчезает под тюрбанами — как бы остатками роскоши, а на самом деле — укрытием для отросших причесок и не всегда мытых волос. Блеск гаснет, ткань становится тяжелой, исчезают изысканные драгоценности, камни, металл, заменяются на бусики, сделанные чуть ли не из пивных крышечек. Гламур и роскошь превращаются в стиль милитари.

Ужас — скажете вы. То есть, это было просто десятилетием убогости и отчаяния в моде? Нет, отвечу я, то были 90-е, а 40-е как были, так и остались эпохой, вдохновляющей Кутюрье всего мира даже сейчас.

Я начала эту серию эссе с 20-х, с военного времени тоже, когда женщины волей-неволей брали на себя мужские обязательства, но все равно разница огромна. В 20-е «исчезли» женские атрибуты — грудь стала не модна, талия не подчеркивалась, но и плечи не акцентировались. И в этом я вижу некое отрицание своей женственности. Мол, мы такие же как и вы, мы можем так же. В 40-е был очень сильный акцент на талии. Да, бедра были узкие (не до плодородия и материнства), плечи были широкими (взвалить на них пришлось многое), но грудь подчеркивалась, а талия была осиная. На мой взгляд, это качественно новый подход «Я сильная, но я женщина». Именно поэтому лично мне 40-е очень импонируют.

Ну, и в заключение — кому же подойдет этот стиль, эта эпоха. Девушкам довольно высоким, счастливым обладательницам узких бедер, длинных ног и выраженных плеч. Говоря прямо — перевернутому треугольнику (Т-тип). Девушкам, которые, несмотря на всю свою силу и умение решать проблемы, все же, считают женственность главным своим качеством. Удачи, дорогие девушки вам).

Источник

Мода эпохи 1930-х годов

Свёртывание НЭПа, индустриализация и коллективизация, складывание культа личности неизбежно влияли не только на жизнь, но и на внешний вид советских граждан. В шумные 1920-е допустимо было выделяться и заявлять о своём «освобождении» экстравагантным внешним видом. Но в 1930-е годы тенденция меняется: гражданин должен быть добропорядочным, работящим и спортивным. Как это повлияло на фасоны одежды, и чем советские 1930-е отметились в истории мировой моды? Работницы фабрики офсетной печати. Ленинград, 1934 год.

Общие тенденции: костюм «винтика в системе»

Определяющим фактором, повлиявшим на моду, стал дефицит тканей и готовой одежды. Недостаток разнообразных и качественных материалов ощущался уже во время НЭПа, а к началу 1930-х он вышел на пик. Упор в развитии экономики советские власти сделали на тяжёлую промышленность. Текстильные фабрики тоже активно работали и перевыполняли планы, но их производственного объёма катастрофически не хватало на огромную страну.

Читайте также:  Как вывести светлые пятна с темной одежды

В городах женщины носят ситцевые платья и юбки по колено и в пол. Вернулись приталенные силуэты, а стремление подражать мужчинам ушло вместе с революционными двадцатыми. Сохранились только пиджаки будто с «мужского плеча», но всё равно чуть приталенные.

Популярные узоры: горошек, цветочек, полоски, геометрические фигуры. Символом женской моды 1930-х можно назвать платье из крепдешина (разновидность шёлка) в мелкий цветочек. Одежду теперь не стеснялись украшать рюшами, воланами, а со второй половины десятилетия актуальной стала плиссировка. Многие продолжали шить самостоятельно. С обувью было сложнее: достать кожу получалось редко. Женщины носили туфли из прюнели (разновидность шерстяной ткани). Особой роскошью считалось приобрести духи «Красная Москва».

В мужской одежде доминирует милитаризм, схожесть с военной формой. Даже далёкие от армии мужчины носят галифе и кирзовые сапоги или ботинки на шнуровке. Чуть позже актуальны будут укороченные брюки «гольф». Наверху: косоворотки, трикотажные футболки, вязаные свитера. Почти все носили кепки. В конце десятилетия у наиболее состоятельных появилась возможность шить на заказ костюмы из твида и шерстяные пальто. Такая одежда очень ценилась, носилась годами и даже десятилетиями, передавалась между родственниками. Москва в 1935 году.

Хорошие шансы обновить гардероб новыми и качественными вещами были у стахановцев – ударных работников промышленных производств. Часто их награждали не только деньгами, но комплектами еды и одежды. В магнитогорской газете читаем:

« Алексей Тищенко… приехал с женой Зоей в Магнитогорск в 1933 г., и все их пожитки умещались в одном самодельном чемоданчике. К 1936 г. супруги обзавелись мебелью, в том числе тахтой и гардеробом, и одеждой, включая два пальто, несколько платьев, костюмы, обувь… Его премировали охотничьим ружьем, патефоном, деньгами и мотоциклом».

Одежда в колхозах Колхоз 1930-х годов.

Внешний вид людей очень зависел от места жительства. Если в городах ещё изредка была возможность купить отрез ткани или даже готовое изделие, в колхозах с одеждой было гораздо хуже. Крестьяне годами носили одну и ту же простую самошитую одежду, зачастую обходясь всего одним комплектом. Самодельные лапти оставались очень распространённой обувью, дети преимущественно ходили босиком. Обед в колхозе. Фото 1930-х годов.

Если в районе был магазин, большинству людей доступ туда всё равно был закрыт. Не из-за отсутствия денег, а по социальному статусу. Мог быть установлен запрет на продажу конкретного товара определённой группе населения. Например, с такими трудностями сталкивались даже работники сельсоветов. Один из них написал Калинину:

« Были в горт (городскую организацию розничной торговли. – Ред.) завезены хромовые сапоги по 40 руб. пара, я просил уступить мне одну пару, но нет, не дали, ведь они по 40 руб., это подходяще для партактива и что несмотря на то, что партактивисты имеют по паре, а некоторые и по 2 пары сапог, все же взяли себе ещё по паре, а мне, не имеющему никакой обуви, было отказано и предоставлено право брать ботинки на резиновом ходу за 45 руб.».

«Спереди – трактор, а сзади комбайн» А гитационный платок с Лениным.

Тенденция размещать политическую агитацию не только на бумаге, но и на одежде появилась после Октябрьской революции. Но полную силу она набрала в начале 1930-х годов. Так создали агиттекстиль – ткань, обычно ситец, с узорами на политическую тематику. Чаще всего текстиль «украшали» портреты вождей, серпы и молоты, лозунги и аббревиатуры (например, «Пятилетку за 4 года»), сельскохозяйственная и военная техника. Из такой ткани предполагалось шить верхнюю одежду и бельё. Пример узора агиттекстиля.

Агиттекстиль пользовался огромным спросом. Но причина не в его красоте, а в дефиците любых других тканей. Власти, кстати, не оценили агитационный порыв текстильщиков и даже усмотрели в нём «вульгаризацию» и издевательство над идеями индустриализации. В 1933 году в газете «Правда» опубликовали ехидный фельетон Григория Рыклина, высмеивающий символику и технику на тканях:

« Вот свеженький весело окрашенный ситчик… На нём нарисованы большие трактора и большие комбайны. Идёшь по улице, и твои формы плотно облегает этакий колхозный сельскохозяйственный мотивчик. Встретишь на улице одетого в такое платье – спереди трактор, сзади комбайн – сразу мобилизуешь себя на уборку и борьбу с потерями.

А вот неплохой ситец для нижнего белья. Тоже не беспредметная раскраска. Не какая-нибудь идеалистическая чушь. А целая картина – Турксиб. По желтоватому песку идет караван верблюдов. Вдали чернеется стадо баранов. А в центре несётся паровоз.

Как приятно спать в таких подштанниках. Ты спишь, а по тебе несётся паровоз. Перевернешься на другой бок – пасутся бараны. Ляжешь на живот, а сверху шествуют верблюды. Лежишь и даром времени не теряешь – знакомишься с окраинами, некогда порабощёнными царизмом. Такой научно-популярный сон».

Вскоре выпуск агиттекстиля довольно быстро свернули. Пример узора агиттекстиля.

Где шили одежду: «Красный Манчестер», «Большевичка» и ателье

Большевики очень любили Иваново: это был революционный город с 59 фабриками и почти 30 тысячами рабочих. Уже в первую русскую революцию рабочие Иванова устроили огромную стачку с требованием 8-часового рабочего дня и достойных условий труда. До революции его иногда называли «русским Манчестером», а большевики легко переименовали в «красный». Революционную историю города активно использовали в пропаганде, иногда называя Иваново «третьей пролетарской столицей».

В 1929 году вокруг Иванова создали новый промышленный округ, куда включили Владимирскую, Костромскую, Ярославскую и Иваново-Вознесенскую губернии. Здесь жили 5 миллионов человек, почти все они работали в текстильной отрасли. Промышленный округ производил 49% хлопчатобумажных и 77% льняных тканей. Именно здесь, кстати, появился недопонятый агиттекстиль. Пример узора агиттекстиля.

В эти годы в Москве открылось предприятие лёгкой промышленности, работающее и сейчас – швейная фабрика «Большевичка». Её основали в 1929 году, и сначала предприятие насчитывало три цеха: брючный, пиджачный и по пошиву пальто. Здесь трудились всего 250 человек. В 1930-е годы открылся дополнительный цех кроя.

Читайте также:  Исламская одежда асия саляфи

Предприятие специализировалось исключительно на мужской одежде и униформе. Например, здесь по государственному заказу пошили униформу для сотрудников метрополитена. Другие товары предприятия были доступны исключительно состоятельным гражданам, связанным с государственной властью. Костюмы «Большевички» носили дипломаты, госслужащие и партийные деятели.

Отдельного внимания заслуживают две фабрики: Мосбельё и Ленбельё. Их задачей было производство мужского и женского нижнего белья. Справлялись они с ней не слишком хорошо: изделия чаще всего были некрасивыми и не слишком удобными. Покупатели печально называли их «уродцами». Москва в 1938 году.

Состоятельные члены номенклатуры предпочитали заказывать заграничное бельё или хотя бы шить его на заказ. Предприятия не справлялись с объёмами производства, необходимыми для всей страны. Даже после выступления Фурцевой, единственной женщины в Политбюро на тот момент, смело заявившей, что «каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер», ситуация с нижним бельём не улучшилась.

Во второй половине десятилетия восстановят работу ателье. Более состоятельные горожане снова будут заказывать одежду персонально. Такие костюмы стоили дороже, чем готовые изделия, зато отличались качеством, долговечностью и посадкой по фигуре. Особенно ценились мастера, умеющие шить нижнее бельё и обувь, так как эти товары были вдвойне дефицитными.

В таких ателье часто работали портнихи, учившиеся шить ещё до революции и чудом сохранившие запас хороших тканей и фурнитуры. Они перешивали старые платья или использовали кружево и фурнитуру от них в новых платьях. Иногда они принимали заказы по почте: им присылали мерки и даже отрезы тканей. Выбор фасона заказчицы доверяли мастеру.

Маленькие партии готовой хорошей одежды распространялись через универмаги. Такие были только в крупных городах, что дополнительно увеличивало разрыв в качестве жизни столичных, провинциальных и сельских жителей.

Как одевались Сталин и партийная номенклатура Личные вещи Иосифа Сталина

О «скромности» и непритязательности Иосифа Сталина обязательно упоминают все его поклонники. Гардероб вождя действительно не отличался богатством и разнообразием. Он состоял преимущественно из френчей, кителей и брюк с лампасами и без них.

В историческом путеводителе «Ближняя дача Сталина» упоминается двустворчатый ореховый платяной шкаф с большим зеркалом. Там хранились два кителя, несколько пар брюк на подтяжках, два серых френча с накладными карманами, плащ светло-серого цвета и пальто покроя «реглан», батистовые кальсоны, рубашки, две шляпы – серая и коричневая. Это интересный факт, потому что найти фото Сталина в шляпе весьма проблематично. Зимой он носил меховую шапку-ушанку. Китель Иосифа Сталина. Пальто Иосифа Сталина.

Партийная номенклатура не разделяла аскетизм Сталина. Большинство чиновников и партийцев шили одежду на заказ или даже заказывали из-за границы. Официально это не поощрялось: не следовало в период массового дефицита одежды «раздражать» граждан дорогими нарядами. Внешне многие подражали Сталину, нося военную форму без знаков отличия. Но по факту партийцы и их семьи одевались роскошно (по советским меркам). Например, супруга Сталина Надежда Аллилуева, сноха Каменева Галина Кравченко одевались в подведомственной мастерской на Кузнецком мосту, где одежду для них шили исключительно на заказ. У наркома НКВД Генриха Ягоды было 21 пальто и 22 костюма, большая часть иностранного пошива.

Мода на физкультуру Парад на Тверской улице в Москве. Знаменосцы отряда пловцов. Ленинград, 1930 год.

1930-е – время всеобщего интереса к физкультуре. Он часто инициировался местными партийными отделениями и профсоюзами по приказу сверху. Для каждой категории граждан в соответствии с полом и возрастом разработали нормы ГТО – список физических умений, которые требовалось выполнять на время или в определённом количестве. Сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что и обусловило массовое распространение спортивного костюма.

На государственном уровне воспевались сильные спортивные фигуры и физическая выносливость, которые должны были помогать гражданам в труде. Идеалы внешнего вида советских граждан 1930-х можно оценить на полотнах Александра Дейнеки. Физкультурница. Художник Александр Дейнека. Вратарь. Художник Александр Дейнека.

Спортивную одежду шили преимущественно белого цвета. Она не отличалась разнообразием: мужчины и женщины носили почти одинаковые белые майки, шорты и тёмные трико. Ценилась функциональность, возможность двигаться без стеснения. В повседневной жизни женщины ещё не носили брюки, но находиться на стадионе в коротких шортах и даже купальниках считалось вполне уместным, даже красивым.

Звёзды кино Любовь Орлова

Во второй половине десятилетия новый бум пережили модные журналы, и наряду с образом работницы и труженицы распространяется образ горожанки – модной, с множеством украшений, тонкими бровями, яркой помадой на губах и уложенными волнами волосами.

Так выглядели Эмма Цесарская, Валентина Серова, Людмила Целиковская, Нина Алисова, Любовь Орлова, Тамара Макарова, и Татьяна Окуневская. Большинству женщин, разумеется, такой наряд был недоступен, но им подражали по средствам: выщипывая брови и крася губы красной помадой. Актрисы же в свою очередь подражали западным кинозвёздам.

Валентина СероваНина АлисоваТамара Макарова

Опасность отличаться: были ли доносы за внешний вид и одежду?

Мог ли внешний вид или какая-либо одежда стать причиной доноса? Источников, подтверждающих, чтобы когда-либо в обвинение вменялся внешний вид, нет. Но есть косвенные признаки того, что хорошая одежда становилась причиной обвинений в кулачестве.

Из записки начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ Ефима Евдокимова Сталину о «перегибах» при коллективизации узнаём:

« Бригада, руководимая секретарем местной ячейки КП(б)У Бутенко, раздела дочь одного кулака и начала душить отца. У двух середняков имущество забиралось также без описи. Одного из них раздели, его же 12-ти летнюю дочь оставили в одной рубашке. У 17-ти летней дочери кулака бригадники, под руководством председателя КНС, сняли панталоны. Одного кулака выгнали босым на улицу, без шапки, в нижнем белье».

Праздник столичного студенчества.

Десятилетие 1930-х стало противоречивым в отношении моды. С одной стороны, дефицит тканей делал для большинства граждан хорошую одежду недоступной. Готовые изделия выпускали небольшими партиями, которые нужно было успеть купить. Шить на заказ было дорого и поэтому недоступно для большинства. Тяжелее всего было в колхозах, где годами носили один и тот же комплект самошитой одежды, а хорошая вещь могла стать поводом для обвинения в кулачестве.

С другой стороны, открывались новые предприятия лёгкой промышленности, а старые наращивали производственные обороты. Необходимость сдавать ГТО станет причиной моды на спортивную одежду. Со второй половины десятилетия ателье вернут популярность, а стремление выделяться и носить хорошую одежду станет массовым.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник