Меню

Одежда 1944 года дети



История советской моды. Часть третья — 1940-е

История советской моды. Часть третья — 1940-е

В конце 1930-х годов мир находился на пороге Второй мировой войны. Милитаризация общества вновь оказала влияние на моду. Также как и во времена Первой мировой, силуэты одежды стали заметно меняться. С конца 30-х главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи, увеличивающиеся с каждым годом. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды. Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направление — накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода, как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы. Благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращению Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики, на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. Рижанки всегда славились особой элегантностью. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

В СССР в это время очень популярны оригинальные или стилизованные испанские и латиноамериканские песни в исполнении Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко. И хотя песни в исполнении Петра Лещенко в Советском Союзе не звучали, так как бывший подданный Российской Империи после революции оказался на территории, отошедшей к Румынии, его пластинки окольными путями попадали на отечественные просторы, в основном из Бессарабии, с Западной Украины и Прибалтики, включенной в 1940 году в состав СССР.

В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет — фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

1940-е — это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.

Читайте также:  Книжка малышка про одежду своими руками

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.

Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.

С середины 1930-х годов магазины в крупных городах стали более-менее наполняться товарами, но в мелких населенных пунктах изобилия по-прежнему не наблюдалось. Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Наименьшим дефицит был в Москве и Ленинграде, из союзных республик — в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к определенной «категории снабжения», а всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья). Поток иногородних покупателей в Москву постоянно нарастал. У крупных универмагов вырастали огромные очереди.

В советской периодике 1930-х можно было прочитать статьи представителей розничной торговли, сетовавших на то, что покупатели в основном интересуются недорогой продукцией, а, например, шелковые платья, которые фабрики поставляют в магазины, им не по карману, а также рассказывающих о проблемах некачественного шитья на швейных предприятиях, из-за чего нередко приходилось отдавать полученные магазином вещи на доработку в кооперативные артели. Кроме того, из публикаций следовало, что продавцы самостоятельно заказывали партии одежды в кооперативах и лично договаривались о фасонах, заказываемых моделей.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин — рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» — Кузнецкий Мост, дом № 14. Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

СССР намеревался продемонстрировать миру преимущества централизованной социалистической экономики. Было решено, что перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции костюма. В те тяжелые военные годы, когда весь мир испытывал трудности в сфере легкой промышленности, идея ансамблевого моделирования была крайне странной, так как её реализация требовала значительных финансовых вложений. Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду буржуазной. Перевод на мирные рельсы легкой промышленности страны, работавшей почти целиком на нужды армии, был неизбежен. Нужно было начинать осваивать выпуск швейными фабриками бытовых вещей.

Единая централизованная система моделирования одежды в СССР создавалась постепенно и прошла в своем развитии несколько основных периодов. На первом этапе, в 1944 – 1948 годах, функционировало лишь несколько региональных Домов моделей в крупнейших городах, среди которых ведущее место занимал Московский Дом моделей (МДМ). Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей (МДМ) был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать МДМ конструирование моделей модной одежды, внедряемых на фабриках. Но предприятия не хотели что-либо заказывать, им было выгодней пускать на поток допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя тем самым вышедшую из моды, некачественную продукцию. Ситуация усугублялась высоким спросом – любая более-менее дешевая и практичная одежда раскупалась мгновенно. Кроме швейных фабрик пошивом одежды занимались многочисленные артели, выпускавшие дешевую продукцию невысокого качества, которая из-за дефицита пользовалась неизменным спросом. Так что преимущества централизованной социалистической экономики перед капиталистической, были весьма сомнительны.

Читайте также:  Таблица размеров для верхней одежды женщины

Московский дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. МДМ не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930е годы. Постановление о широком развертывании сети коммерческих продовольственных магазинов, промтоварных универмагов и ресторанов Главособторга было принято СНК СССР 18 марта 1944 года. Необходимость этой меры объяснялась заботой об улучшении снабжения советских трудящихся, а точнее, отдельных их представителей. В постановлении говорилось, что работники науки, техники, искусства, литературы, а также высший офицерский состав Красной армии располагают значительными денежными средствами, но при существующей системе нормированного снабжения не имеют возможности покупать высококачественные товары в нужном им ассортименте, а в открывавшихся коммерческих магазинах и образцовых универмагах они могли приобрести их в пределах норм отпуска в одни руки. В оборот выпускались также лимитные книжки, талонами которых можно было частично расплатиться в коммерческой сети.

Источник

Вещи из СССР: Детская мода советских времён, личные воспоминания

Для многих покажется странным утверждение, что в детской одежде времен СССР существовала мода. Стремление к природной простоте – одна из тенденций 60-годов. Уже в те времена мода на минимализм, что господствовала на Западе, проникла и к нам за «железный занавес».

В моде взрослой одежды в эти годы главенствующую роль занимало мини, которое проявилось и в моде детской одежды. На детской одежде это отразилось, например, тем, что крой стал более простым, длина – более короткой.

Из своего раннего детства я помню, что часто на платьях для маленьких девочек была свободная юбка, собранная и пришитая на широкую кокетку на уровне груди. Такие платьица были и у меня, если судить по моим смутным воспоминаниям (года 3-4 мне было), такие же платья я видела на девочках-сверстницах в детском саду. Правда я не знаю, продавались ли в первой половине 60-х годов такие платья или мне их шила бабушка, у неё была швейная машинка с ножным приводом. Но позже, уже в моём сознательном возрасте, она мне много шила одежды, особенно платьев.

Конечно же, эти платьица были короткими до того, что иногда выглядывали трусики. Когда я немного подросла, то думала, что девочки просто выросли, и платьица им стали коротки, а это, оказывается, была такая детская мода тогда. Причем, это касалось не только девочек, которые носили юбочки и платьица далеко выше колен, но и мальчиков, у которых были коротковатые брючки и шорты. (Я это помню потому, что у меня два младших брата, один из которых всего на 1 год младше меня).

Короткое яркое платьице с круглым белым воротничком, белые гольфики или носочки, туфельки на плоской подошве – так выглядела маленькая девочка на любом празднике или на утреннике в детском саду. Но, конечно, такой была одежда для дошкольников.

Ещё помню, что колготок в то время не было, мы носили хлопчатобумажные чулочки, которые пристёгивались специальными застёжками. Не знаю, помнит ли кто ещё эту конструкцию для крепления чулок, а я помню хорошо. Это была такая укороченная маечка из плотной ткани (в то время её почему-то называли бумазея), а к ней пришиты широкие резинки, на конце которых и находились застёжки для чулок. Позже сами шили из широких резинок круглые «держалки» для чулок, которые надевали поверх чулок в верхней их части. А на эти конструкции девочке надевали панталончики, а зимой ещё сверху всего этого надевали брюки, гамаши или шаровары тёплые (как их тогда называли). Нам такие шаровары шила бабушка из тёплой ткани. В нижнюю часть штанин вдевали резинку. Это было удобно: такие шаровары надевали поверх валенок, и можно было бегать по сугробам, снег не попадал в валенки. А колготки появились чуть позже, где-то в конце 60-х, начале 70-х, мне было лет 10, я уже училась в 3 классе.

Ещё помню, что искусственные ткани не приветствовались в детской моде. Хотя и писали о безопасности синтетических материалов, но шили детскую одежду из натуральных тканей: ситца, хлопка и т. д.

В детской моде времен СССР на первое место ставились удобство и гигиена, хотя многие родители стремились к практичности. Но приучать ребенка к чистоте и опрятности надо было с раннего возраста. Вот почему приветствовались в первую очередь яркие и светлые тона в детской одежде. Кроме воспитания аккуратности, это считалось, способствует их «жизнерадостному настрою». А из темных тканей шили для мальчишек шорты и штаны. В остальных случаях родители могли выбирать цвета детской одежды на свой вкус.

Но вспоминается, что ткани в то время были яркие, светлые, обязательно с разными рисунками. На тканях для детской одежды часто можно было видеть традиционные цветочные мотивы, горошек разного размера и цвета, а также модные, как и у взрослых, геометрические узоры.

Это что касается тканей, а вот готовая, действительно стильная, красивая одежда, как для взрослых, так и для детей, в магазинах почему-то не продавалась. Поэтому многие женщины СССР умели шить, вязать спицами или крючком и даже вышивать. У многих детей того времени в гардеробе имелись вещи ручной вязки. В холодное время мальчики носили тёплые брюки, яркую светлую рубашку и вязаную жилетку с геометрическим рисунком. А у многих девочек было короткое вязаное платьице.

Читайте также:  Ароматные мешочки для одежды

Фасоны детской одежды тогда не менялись долгие годы, а то и десятилетия. Это особенно касается одежды для девочек: свободные короткие платья с короткими рукавами и вырезом «под горло» советские девочки носили до конца 1980-х.

А вот тёплая зимняя одежда у нас была объемной и тяжеловатой. Она состояла из нескольких слоёв, начиная с головы и до ног. Под тёплую шапку надевалась более лёгкая шапочка, а то и платочек. Под шубкой или пальтишком находилось 2-3 свитера или кофточки, та же история и со штанами. На ногах чаще всего красовались валеночки, а в сырую погоду на них ещё надевали калошки. Тёплые сапожки появлялись уже у школьников. Да ещё сверху всего этого часто повязывался большой тёплый платок, который назывался шалью. И вот в таком наряде нам приходилось кататься с горки, играть в снежки или лепить снеговиков. Так в то время одевали многих детей, ведь одежда не отличалась разнообразием.

Помню я и то, что одежда в СССР покупалась или шилась «на вырост», то есть в то время брюки, свитер и даже платья и рубашки приобретались на несколько размеров больше, чем необходимо было ребенку в данный момент. Почти все родители это применяли. В нашей многодетной семье, где было четверо детей, тоже применялся этот нехитрый родительский метод. И мне, и моим братьям и сестре приходилось носить одежду на вырост. Помню, как мы в новой одежде сначала ходили с подвёрнутыми рукавами или штанинами. Это объяснялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, потому, что в то время достать одежду нужного размера было очень сложно даже для взрослых, а детям тем более. Во-вторых, и средств для этого часто не хватало.

Поэтому и кофты, и рубашки, и штаны покупались детям с расчетом на то, что они эту одежду будут носить довольно долго. Я думаю, что необходимость покупать или собирать по знакомым одежду на вырост для своих детей была знакома многим советским семьям. Ещё в нашей семье практиковалось то, что младшие дети донашивали одежду после старших. На протёршиеся места на локтях рукавов на свитерах или на коленях брюк ставились крепкие заплатки, и вперёд, нехитрое наследство продолжало служить ещё пару-тройку лет. Мне кажется, это также делалось во многих советских семьях.

Ввиду появляющегося дефицита, многим советским мамам и бабушкам приходилось обшивать своих детей и всю семью. Для детей часто шили не только новую одежду, но и перешивали на них вещи взрослых. И тут уж мода и выбор фасона зависели только от вкуса и мастерства домашней портнихи. Было благом то, что много журналов публиковали выкройки детской одежды. Ведь уже в конце 1930-х годов эти выкройки появились в таких популярных журналах, как «Работница» и «Крестьянка».

Вот при перешивании в детские гардеробы проникала одежда темных оттенков. Но швеи старались, как могли, «освежить» темную детскую одежду хотя бы светлыми воротничками и манжетами; украсить её тесьмой или вышивкой. А если приходилось шить ребенку темный костюм, то изготавливали его с коротким рукавом, чтобы он выглядел немного веселее.

В 70-е годы купить красивую, качественную детскую одежду стало еще труднее. Нарядные платья и костюмы нельзя было купить в магазинах . Их доставали через знакомых, которые работали в торговле или ездили в заграничные командировки. Но даже в условиях дефицита советские родители старались одевать детей красиво и ярко. В моде оставался свободный крой, отложные воротнички, рукава-фонарики, короткие рукавчики, вырез «под горлышко», разные панамки.

Также в моду детской одежды в те годы вошёл стиль « унисекс», который был характерным и для взрослой моды 70-х. В детском гардеробе появились расклешенные джинсы и рубашки – ковбойки, их носили и мальчики, и девочки. Вообще, джинс был самым модным материалом в 70-е годы.

Девочки-подростки (кем была и я в середине 70-х) носили джинсовые сарафаны с блузками или свитерами под горло. А самые модные подростки тогда носили не простые джинсы, они ухитрялись щеголять только в фирменных джинсах.

В 80-е годы (у меня уже были дети – 2 сына) джинсы оставались в моде, причём высшим шиком, конечно, были фирменные их варианты. Но не все родители могли купить своим детям «фирменные» штаны. Поэтому подростки, которые хотели быть модными, на самое заметное место пришивали лейблы с любым иностранным словом.

И, наконец, хотелось бы сказать несколько слов о школьной форме, которую в СССР мы носили по 10 лет. И ведь большую часть года нам приходилось её носить. Отец мне рассказывал, что форму в школах ввели после войны.

Причём, если крой и цвет мальчишеской формы менялся хотя бы раз в несколько лет, то для девочек она оставалась одной и той же. С 1 класса и до выпуска – коричневое (кое-где, я слышала, было тёмно-синее, но я носила именно коричневое) платье и два фартука: черный ежедневный и белый – праздничный.

У нас также была, я помню, ещё одна парадная школьная форма: светлая блузка и тёмная юбка. К ней обязательно прилагался ярко-красный пионерский галстук, то есть это была именно парадная пионерская форма. Её мы надевали на наши пионерские праздники и другие мероприятия, например, на пионерский пост у урны для голосования в день выборов. Причём, для этого назначались самые лучшие пионеры: отличники, активисты и прочее. Мне приходилось стоять на таких постах все пионерские годы: с конца 3 класса (когда нас принимали в пионеры) и до 14 лет, когда мы уже вступали в комсомол. Причём, мы не просто стояли у урны, но и приветствовали подходящих к ней людей, которые хотели опустить бюллетени, пионерским салютом.

Источник