Меню

Одежда древнего китая рисунки 5 класс изо поэтапное рисование



Презентация «Китайская одежда» к уроку по изобразительному искусству в 5 классе

Презентация сопровождает урок изобразительного искусства (5 класс) по теме: «Декор и положение человека в обществе». Второй урок в этой теме посвящен Древней китайской одежде. Рассматриваются аспекты: украшение как показатель социального статуса человека; символика изображения и цвета; одежда как знак положения человека в обществе, так как в Древнем Китае была строгая регламентация в одежде людей разных сословий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Китайская одежда» к уроку по изобразительному искусству в 5 классе »

В Китае живёт очень много народу, и люди всегда придумывали такие костюмы, какие не снились Европе!

Национальная одежда Китая очень разнообразная. Она не похожа, на какую любую другую моду.

Знаменитые и богатые люди одевались в многослойные пышные одеяния: короткая рубаха, короткие или длинные штаны, кофта, жилет, чулки, башмаки, шапочка и длинный верхний халат.

Люди среднего социального сословия, независимо от пола человека, обязательно носили штаны и кофту, а, кроме того, – нижнюю сорочку, верхний халат или куртку.

Штаны [ку, сяоишан, сяои, чжунчипао]. В официальных костюмах они были полностью скрыты длинными халатами или плахтами [плахта – род запашной юбки] и у знатных людей считались неприличной деталью туалета. Покрой в основе своей оставался неизменным – это широкие, глухие, без прорехи штаны.

В старину основной верхней одеждой китайцев был длинный шелковый или хлопчатобумажный кафтан ha-ol с застежками из петель и узлов, расположенными наискось от шеи через грудь к бедрам. Это характерная, распространенная на Дальнем Востоке одежда.

Куртка и кофта запахивались и перепоясывались. К этому наряду добавлялись соломенные сандалии или закрытая обувь и шляпа с полями из тростника или соломы.

Цвет — синий или желто-коричневый. Старинной одеждой являются и длинные, довольно широкие шелковые или хлопчатобумажные штаны. Сельские жители завязывают их на щиколотках. Головной убор (только у мужчин) — черная шелковая или фетровая шапочка или соломенная шляпа.

Обычай носить косу у мужчин (с 1644 г. у маньчжур это считалось обязательным) частично сохранился к началу XX ст. лишь в низших классах. Мандарины (военные и гражданские чиновники) до конца XIX ст. носили традиционную роскошную одежду. В качестве отличительного знака их ранга служили пуговицы определенной формы на верхушке шапки, различавшиеся по размерам, цвету и материалу.

В качестве обуви китайцы носили легкие, либо матерчатые, либо плетенные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом. Были очень интересные толстые подошвы сделанные из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков.

Иногда туфли делались из кожи. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался надставкой, которая могла быть похожа на серебряный слиток или головку благопожелательного жезла. В дождливую погоду, использовали деревянные сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов. Были периоды, когда распространялся обычай носить кожаные и матерчатые сапоги. Старинные формы обуви с толстыми войлочными подошвами давно уступили место более простой кожаной обуви.

В детстве девочкам одевали колодки на ноги, чтобы нога больше не росла, и многие женщины из-за этого, даже становились инвалидами.

Самая удобная одежда китайцев: халат и кофта. Халат – это верхняя одежда, которая покрывает всю фигуру до щиколотки или до земли. Кофта –более короткая одежда, которая требует для сокрытия нижней части фигуры ношения своего рода плахты, либо надевается поверх более длинного одеяния.

Пояс – очень важная часть костюма, его цвет, материал и украшения отражали различия среди аристократии и чиновничества. Мягкий ритуальный пояс – широкая лента. Часто из-под него выглядывал еще один более длинный пояс, концы которого могли быть завязаны большими бантами.

Символика цвета в одежде не всегда была однозначна, но ярко-желтый/золотой цвет – это исключительная привилегия императора, его семьи и тех немногих, кому император даровал право носить какую-либо деталь одежды желтого цвета. Белый цвет – траурный, поэтому шить из ткани этого цвета стоит только исподнюю одежду.

Красный – цвет парадных и праздничных [костюм невесты] одеяний, официальных облачений высших чиновников, «простым» китайским людям он не подходит. Остальные цвета, в принципе, можно использовать свободно, однако небогатым/бедным людям следует быть скромными в выборе цветов, они не должны быть слишком яркими.

Кафтан украшался вышивками, драгоценными камнями.

Причудливые узоры женских одежд: чудесные птицы и изображение пиона, призванные напоминать о весне; в моду входит вышитый круг с узором «бесконечный узел»; изображение летучей мыши — символ счастья; бабочка — символ радости; священный цветок — лотос желтого цвета; персик — символ долголетия; пион -символ богатства.

Читайте также:  Комплекты одежда для фигуры прямоугольник

Халат понизу украшался широкой орнаментированной каймой. На кайме могли присутствовать волны, облака в виде спирали.

Женщины особенно тщательно ухаживали за своими волосами.

Шпильки были из серебра, нефрита (нефрит невероятно ценился в Китае с давних пор; китайцы считали его символом бессмертия и верили, что в нем заключена магическая сила), золота, стекла. Украшения для волос были любимыми ювелирными изделиями китаянок.

Женщины обмахивались резными веерами из слоновой кости. Иногда веера выполнялись из бамбука и бумаги. Их украшали стихами и рисунками.

Зонт был первым вышитым изделием и являлся дополнением в костюме знати.

Женщины пользовались белилами, румянами. Особое внимание женщины уделяли бровям. Брови выщипывали специальными щипчиками, затем черным цветом выводили изящные формы бровей, использовались тени.

Женщина, несмотря на то, что она не выходила из дома, своим внешним видом должна была отражать положение мужа. Женам богатых людей следовало менять прическу несколько раз в день, в зависимости от перемены погоды, смены настроения.

На женщине: шелковый верхний халат с накладным воротником

На мужчине: двойная одежда с накладным вышитым воротником и отличительным знаком бицзи

ИСПОЛЬЗУЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ В УЧЕБНИКЕ, ИЗОБРАЗИТЬ ЖИТЕЛЯ (ЖИТЕЛЬНИЦУ) КИТАЯ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОСЛОВИЮ КОТОРОГО БЫЛО БЫ ВИДНО ПО ОДЕЖДЕ.

Источник

Урок в 5-м классе «Одежда говорит о человеке»

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

    1. познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;
    2. показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
    3. показать отличия в одежде разных сословий Китая;
    4. развивать творческую фантазию учащихся;
    5. воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.

Материалы к уроку: учебник Н.А. Горяевой «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс», репродукции картин китайских художников, фотографии и рисунки с изображением зданий, предметов быта, одежды Китая; раздаточные материалы (приложение 3), учебные таблицы, детские рисунки; ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

I. Организационно-психологический момент(проверка готовности к уроку, подсчет количества присутствующих).

II. Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.

Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.

Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?

(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль).

Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.

Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).

III. Организация познавательной деятельности.

На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.

А) Мифологические представления.

Учитель: Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность.

Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных (инь) — земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».

Учитель: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины — белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую (1). Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.

Читайте также:  Детская спортивная одежда для бадминтона

Дополнительные сведения (для продвинутых классов). Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий): земля, вода, огонь, дерево, металл, — от которых и произошло всё во вселенной. Взаимодействие пяти первоэлементов определило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды (дождь, холод, жара, ветер, ясная погода), пять цветов (желтый, белый, красный, синий, черный). Желтый – цвет спелых плодов — символизирует землю, отдающую людям свои богатства. Красный — цвет огня, рожденного молнией, и символ союза неба и земли.

Полагали, что солнце и другие небесные светила обладают духом. Солнце-дух ежедневно совершает путешествие по небесному своду с востока на запад на огненной колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи-лун.

По восточным мифологическим представлениям, существует четыре священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера.

Б) Дракон считался повелителем водной стихии. Изображения драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах. Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства.

С легендой об исцелении царя драконов и владыки вод — да вана — связан знаменитый танец дракона (2), исполняемый в Китае каждый год. Во время этого праздника люди, одетые в национальные костюмы, торжественно проносят по главным улицам города или деревни искусно сделанного дракона.

Дракон, ставший символом китайской нации, был, как правило, существом добрым, милостивым к людям. За это китайцы воздавали ему высокие почести. Сохранилось большое количество изображений самых разных драконов. Один из вариантов представляет дракона с телом змеи, покрытое чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества (3-4).

В) Обычаи (дополнительно для продвинутых классов).

Много традиционных представлений связано с праздником Нового года, который отмечают в феврале, когда начинается обновление природы. Существовало представление, что злые духи боятся красного цвета, поэтому перед праздником на предметы домашнего обихода наклеивали полоски красной бумаги. В канун Нового года в каждом доме развешивали декоративные фонари, обтянутые цветной бумагой или материей и украшенные рисунками. Излюбленным изображением был рисунок дракона. К стенам и дверям домов крепили изображения двух рыб как пожелание материального благополучия и достатка, а на окна вывешивали изображения пяти летучих мышей, символизирующих пять видов счастья: удачу, почет, долголетие, богатство и радость.

В самой большой комнате у северной стены на низкий стол ставили вазу с ветками сосны или бамбука (символами долголетия и высокой нравственной чистоты), вишни или сливы (символами начала весны), а также блюда с печеньями квадратной формы (символом земли) или пиалу с зернами пшеницы (символом благополучия).

Для изгнания злых духов всю ночь жгли фейерверки, взрывали хлопушки.

В Китае издавна любили цветы персикового дерева, которые олицетворяли весну и своей свежестью напоминали лицо красавицы. Пейзаж с цветущими деревьями или пагодами можно увидеть изображенными на свитках, веерах, чашках для зеленого чая (5-6).

Г) Национальный костюм. Головной убор. Прическа.

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый — цвет для императора (7), белый и красный — для воинов, голубой — для молодых воинов, коричневый — для сановников (см. рисунки в учебнике на стр. 108-109).

Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.

Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай бритьпереднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.

Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора — трон дракона; лицо императора — лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном гербе. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Поэтому среди изображений двенадцати символов Праведного Пути на халате императора одним из главных был дракон. Изображение солнечного диска помещалось на правое плечо императорского халата, а лунного — на левое. На солнечном диске, как правило, был вышит трехногий (нечетное, «мужское» число) петух, а на лунном — заяц о четырех лапах (четное, «женское» число), толкущий в ступе порошок бессмертия (7).

Читайте также:  Banana republic одежда история бренда

Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией (8). Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.

Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови (см. рис. в учебнике на стр.111).

Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи. Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати (см. рис. в учебнике на стр.112-113).

Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой (см. рис. в учебнике на стр.111). Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук (6). На завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета (9).

IV. Практическая работа учащихся: украшение китайской одежды (шаблонов) декоративными элементами (работа по группам).

Эта практическая работа может выполняться на тонированной бумаге цветными гелевыми ручками, акварелью, гуашью или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А2 учитель заранее выполняет и вырезает фигуры кукол – «китайского императора» и «придворной китайской дамы» (см. Приложение 1, фото 1), одежду для которых дети должны украсить.

Задание по группам:

I группа (сильные учащиеся) – выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и низа халата (10). Лекала деталей находятся в конвертах на партах (см. приложение 2). В группе может быть 3-4 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой – для рукавов, третий – для низа верхнего халата, четвертый – для нижнего. Важно договориться о цветовой гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.

Последовательность выполнения орнаментов для украшения женского китайского костюма.

  1. Обвести контуры лекал деталей костюма на альбомном листе (см. Приложение 1).
  2. Затонировать эти формы. (Договоритесь друг с другом о цветовой гамме, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом).
  3. Тонкими кисточками гуашью (фломастерами или гелевыми ручками) выполнить орнамент. Можно использовать предварительный рисунок карандашом. (Желательно договориться об одинаковых элементах орнамента для воротника, рукавов и низа верхнего халата, чтобы в итоге не получилось дисгармонии).

II группа – украсить халат китайского императора изображением дракона, воспользовавшись Инструкцией 1 (см. Приложение 4). Применена разработка учителем изобразительного искусства московской школы № 498 О.Ю. Пшеничной.

III группа – выполнить декоративный рисунок для веера или фонарика в виде цветущей ветки сакуры (вишни) (Инструкция 2). Шаблон фонарика — в конверте. Рисунок для веера выполняется на ½ альбомного листа (см. Приложение 5), затем складывается гармошкой.

V. Подведение итогов (выставка творческих работ).

Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм. Рисунки драконов вырезаются и слегка наклеиваются в области груди и на подол мужского халата, орнаменты для женского халата также вырезаются и наклеиваются на женский костюм (см. Приложение 1): фото 2 – работа 5 «А» кл., фото 3 – работа 5 «Б» кл., фото 4 – работа 5 «В» кл. (см фото 11).

Остальные работы идут на общую выставку: фото 5 (см. Приложение 1).

Использованная литература к уроку

  1. Детская энциклопедия. Том 5 «Древние цивилизации».– М.: «ТЕРРА» — «ТНРРА». 1995, с. 401-416.
  2. Газета «Искусство» №23-24/2006. – М.: Изд. Дом «Первое сентября».

Источник