Меню

Одежда древней руси онучи



Онучи

Ону́ча — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской крестьянской одежды.

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

Обмотки — полосы ткани, наматываемые на ногу от ступни почти до колена, носившиеся вместе с солдатскими ботинками в начале XX века как штатная обувь или замена сапогам во многих армиях мира. Имели ширину 10—12 сантиметров, длину до 2,5 метров. Первыми обмотки приняли на вооружение британцы, подсмотревшие этот элемент обуви у гималайских горцев. Английское название обмоток — putty, происходит от санскр. patta («лента») [1] .

Русский крестьянин в лаптях и онучах

Солдаты в обмотках. Военный мемориал в Оттаве

Источник

Онучи

Ону́ча — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской крестьянской одежды.

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

Обмотки — полосы ткани, наматываемые на ногу от ступни почти до колена, носившиеся вместе с солдатскими ботинками в начале XX века как штатная обувь или замена сапогам во многих армиях мира. Имели ширину 10—12 сантиметров, длину до 2,5 метров. Первыми обмотки приняли на вооружение британцы, подсмотревшие этот элемент обуви у гималайских горцев. Английское название обмоток — putty, происходит от санскр. patta («лента») [1] .

Русский крестьянин в лаптях и онучах

Солдаты в обмотках. Военный мемориал в Оттаве

См. также

Примечания

  1. Алексей Волынец.Война без сапог. rusplt.ru (16 января 2015). Проверено 3 июня 2017.

Литература

  • Шангина И.И. Онучи (завой, портянки, суконки) // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — С. 558—559. — 688 с.
  • Рабинович М. Г. Древнерусская одежда IX—XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986
  • Сабурова М. А. Древнерусский костюм // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник

Онучи

Ону́ча — длинная широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.
Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

См. также

Литература

  • Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986
  • Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Онучи» в других словарях:

онучи — на одном солнце онучи сушили. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. онучи сущ., кол во синонимов: 2 • обувь (119) … Словарь синонимов

Читайте также:  Одежда карл лагерфельд для мужчин

ОНУЧИ — кусок плотной ткани, навертывавшейся на ноги при ношении лаптей или сапог … Большой Энциклопедический словарь

ОНУЧИ — портянки, обматывающие ногу до колена у народов Восточной Европы. Обычно носились с лаптями … Этнографический словарь

онучи — онучи, портянки, обматывающие ногу до колена у народов Восточной Европы. Обычно носились с лаптями … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ОНУЧИ — Боговы (Христовы) онучи. Смол., Ворон. Тонкие блины из пшеничной муки, которые пекут на Вознесенье. СРНГ 23, 227. Сушить онучи. 1. Перм. Шутл. Отдыхать, лежать без дела. Подюков 1989, 200. 2. с кем. Народн. Быть в близких отношениях, дружить с… … Большой словарь русских поговорок

онучи — широкие длинные полосы плотной ткани, применявшиеся для обмотки ног при ношении лаптей или сапог. * * * ОНУЧИ ОНУЧИ, кусок плотной ткани, навертывавшейся на ноги при ношении лаптей или сапог … Энциклопедический словарь

Онучи — портянки, обматывающие ногу до колена у народов Восточной Европы. Обычно носились с лаптями … Этнографический словарь

онучи — мн. Обмотки для ног под сапоги или лапти; портянки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

онучи — онучи, онуч, онучам, онучи, онучами, онучах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Онучи — узкие длинные (до 5 м) куски ткани, которыми обертывали ноги обычно носились с лаптями. Обувь народов Восточной Европы. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) * * * куски прочной ткани, наматываемые на ноги при ношении лаптей или… … Энциклопедия моды и одежды

Источник

Онуча

Ону́ча — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской крестьянской одежды.

Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожаными поворозами или оборами — верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми (чаще белого или красного цвета) — по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.
Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой — суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.

Обмотки — подобные же полосы ткани защитного цвета, носившиеся вместе с солдатскими ботинками как замена сапогам.

См. также

Литература

  • Рабинович М. Г. Древнерусская одежда IX—XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986
  • Сабурова М. А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997

Блюхеры • Ботинки • Ботинки «чукка» • Броги • Дерби • Лоферы • Монки • Оксфорды • Слипперы

Бабуши • Лоферы • Мокасины • Обувь на платформе • Туфли (балетки • деленки • лодочки • Голливудские)

Босоножки • Вьетнамки • Сабо • Котурн • Пантолеты • Пантофли • Сандалеты • Сандалии • Шлёпанцы (сланцы) • Шлёпки

Ботинки для чечётки • Джазовки • Пуанты • Туфли фламенко • Ходули • Чешки

Бабуши • Баскины • Башмаки • Блюхеры • Ботин • Боты • Гэта • Дзори • Иподиматы • Каламани • Калиги • Кальце • Кальцеус • Котурн • Муллеус • Опанки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Онуча» в других словарях:

ОНУЧА — жен. часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков, под сапоги и лапти; портянки, подвертки. Онучина, одна онуча, или обносок, обрывок онучи. Посуши онучки в печурке. Ты и онучи его не стоишь. Разметало тучки, что онучки. Чем торгуешь? Онучами!… … Толковый словарь Даля

ОНУЧА — ОНУЧА, онучи, род. мн. онуч и (прост.) онучей, жен. В русской крестьянской одежде обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка. «Я рад надеть зипун, онучи.» Вяземский. «Онучи, точно чулки, облипали его ноги.» Л.Толстой. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ОНУЧА — ОНУЧА, и, жен. Длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги (при обувании в лапти). Холщовые, шерстяные онучи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Читайте также:  Чем можно отмыть супер клей от одежды

онуча — сущ., кол во синонимов: 4 • онученька (1) • онучка (1) • полоса (98) • … Словарь синонимов

ОНУЧА — Онуча, человек московских послов в Польшу. 1562. Арх. Сб. IV, 5 … Биографический словарь

онуча — іменник жіночого роду шматок тканини онуча іменник середнього роду, істота онук … Орфографічний словник української мови

онуча — укр., блр. онуча, ст. слав. оноушта ὑπόδημα (Супр.), словен. оnučа, чеш. оnuсе, слвц., польск. оnuса. Праслав. *onuti̯a наряду с *obuti̯a в цслав. обуща – то же, болг. обуща обувь , сербохорв. о̀буħа, словен. оbȗčа. Образование на ti̯ā от к.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Онуча — ж. см. онучи Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

онуча — онуча, онучи, онучи, онуч, онуче, онучам, онучу, онучи, онучей, онучею, онучами, онуче, онучах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

онуча — Общеслав. Суф. производное (суф. j ) от *onutь «обувь», образованного с помощью суф. tь (ср. нить) от onuti «обуть», такого же преф. деривата от утраченного uti, что разуть, обувь. Прибавка on тождественна греч. ana в anabolē «накидка», нем. an… … Этимологический словарь русского языка

Источник

Как одевались на Древней Руси?

Наши предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований и традиций. Особенно ярким отражением представлений народа об устройстве мира и моральных устоях является традиционный костюм, сопровождающий человека на всех этапах его жизни. Как же был устроен быт древней Руси, и чем отличались наряды ее жителей?

О древней Руси современная наука знает так много и одновременно так мало: до сих пор доподлинно неизвестно, откуда и как прибыли прародители славян, образовавшие позднее русское государство, многие детали их традиций и верований. И все же, археологические находки дают нам возможность погрузиться в быт далеких предков.

Сейчас, говоря о национальном русском наряде, большинство людей представляют себе женщину в сарафане с кокошником или же мужчину в косоворотке с балалайкой. Конечно, такое мнение также имеет право на жизнь, однако действительность значительно шире и глубже, ведь история и особенности традиционных костюмов тесно взаимосвязаны с представлением народа о мироустройстве, нормах морали и религиозных взглядах, которые были тесно переплетены между собой в сознаниях наших праотцов.

Особенности русского национального костюма

В силу определенного географического положения и верований жителей древней Руси, привычная для них одежда имела ряд особых узнаваемых характеристик:

• Многослойность, что логично в наших климатических условиях. И мужской, и женский наряды состояли из нескольких элементов, которые надевались один поверх другого и могли сочетаться между собой в зависимости от сезона;

• Свободный крой вещей;

• Активное использование оберегов и других «защитных» элементов в декоре одежды;

• Применение натуральных материалов и красителей, народная любовь к красному цвету («красный, – значит, красивый»);

• Наличие обязательных элементов – пояса и головного убора, рознящихся в зависимости от статуса персоны.

Это общие характеристики для большей части территорий, которые сейчас принято причислять к древней Руси. Тем не менее, в каждой из областей были свои особенности, о которых мы поговорим далее.

Женский традиционный наряд

Особое внимание при выборе одежды отводилось социальному статусу женщины. Так наряд девочки (еще не «уронившей первую кровь»), девушки (незамужней) и женщины имел значительные отличия, за исключением рубахи, которая традиционно имела длину до ступней и покрывалась сверху особенными элементами. Детский комплект вещей, чаще всего, был упрощенной копией взрослого, а вот вариант для незамужней и замужней дамы могли полностью разниться между собой.

Девушки, чаще всего, носили запону, — прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием для головы. Мужние жены надевали поневу, — запахивающуюся вокруг тела юбку, подвязанную шнурком-гашником.

Особое внимание уделялось прическе и головному убору: свободная девушка заплетала одну косу и могла показывать волосы посторонним людям, а мужняя жена – две косы, обычно уложенные на голове наподобие венца. Традиционно замужняя женщина покрывала голову платком или другим головным убором (платок, повойник, кика, убрус). Интересно, что лента, вплетенная в косу у девушки, символизировала совершившийся выбор жениха и сигнализировала о скорой свадьбе.

Зимняя женская одежда дополнялась более теплыми элементами, в зависимости от области это могли быть шубейки (праздничный вариант из парчи), опашни (длинный элемент наряда из сукна), душегреи (универсальный предмет одежды, вне зависимости от социального статуса обладательницы) и, конечно же, шубы. Также женщины утеплялись в холодное время года, надевая шерстяные чулки.

Читайте также:  Divinity original sin 2 одежда инквизитора

Мужской костюм

Основой мужского наряда также была рубаха, но меньшей длины – примерно до колен, — в сочетании с портами – длинными штанами, которые подвязывали гашником. Простые люди в любое время года довольствовались холщовыми рубахами (часто надевая одну поверх другой), знатные также использовали специальную «верхнюю» рубаху, которая имела расширяющийся к низу крой.

Поверх рубахи надевался так называемый «зипун» – условно домашний предмет одежды, а уже затем – всем известный кафтан.

Зимой для защиты от мороза мужчины всех сословий использовали свиту – это верхняя одежда, утепляемая в зависимости от географического положения, — для средней полосы России характерно было «подбивать» свиту мехом. Интересно, что знаменитую «калиту», т.е. кошелек, мужчины носили обычно поверх одежды, подвязывая его к свите.

Представители воинского сословия также носили кольчугу или, более экономный вариант, куяк (кожаная накидка с металлическими нашивками).

Обувь

Большинство наших предков носили лапти, которые сами же и плели из бересты, предварительно обматывая ноги онучами, или же сапожки. Материалом для сапог обычно служили сафьян или кожа (из-за чего они были достаточно дороги в производстве), поэтому позволить себе такую роскошь могли далеко не каждый мужчина или женщина. Сапоги, как определенный предмет роскоши, часто богато декорировались.

Вышивка и обереги

Особое внимание жители древней Руси уделяли защите от нежелательного влияния. Женщины вышивали узоры на одежде своими руками, обращаясь к богам с определенными просьбами, а вид, форма и цвет вышивки несли в себе особое сакральное значение.

Традиционно вышивка размещалась на краях одежды (по линии ворота, рукавов, подола) для защиты от сил зла. Обычно в детской одежде использовались красные нитки, в то время как для взрослых людей они могли разниться: так женщины могли добавлять к красному черный цвет для защиты от бесплодия, в мужской наряд – синий и зеленый, для оберега против гибели. Кроме того, особое внимание уделялось «родовым цветам», которые присутствовали в одежде представителей одной семьи.

Особое внимание наши далекие предки уделяли поясу – этот элемент одежды считался обязательным, имел глубокое значение, и более того, появиться на публике «распоясанным» было глубочайшим бесчестьем (отсюда, кстати, пошло выражение «распоясаться» — стать распущенным, недисциплинированным). Пояс служил защитой от «нечистой» силы, не давал ей приблизиться к телу человека, а также обладал оздоравливающими и «плодотворящими» свойствами, — недаром в традиционной свадебной церемонии жениха с невестой связывали кушаком для закрепления брака.

Также важными элементами для сохранения здоровья, жизненной силы и привлечения милости богов славянского пантеона являлись обереги. В зависимости от области они могли быть различными, представители обоих полов носили их на поясе и шее, женщины также использовали височные кольца. Обычно количество оберегов у женщины было больше, чем у мужчины, отсюда следует любовь современных представительниц прекрасного пола к украшениям.

Традиционно женские обереги помогали в продолжении рода и его сохранении, а мужские отвечали за удачу в охоте и сражениях.

В дохристианские времени обереги чаще всего изготавливала «большуха» — старшая женщина рода, после самыми сильными амулетами стали считаться изготовленные руками жены.

Как следует из вышесказанного, наши далекие предки жили в мире мистическом, преисполненном своеобразных верований, представлений, угроз и моральных принципов. Неудивительно, что одежда, которая сейчас является для нас просто утилитарным предметом или, как максимум, средством самовыражения, имела для них значительно более серьезное значение, меняясь вместе с человеком – от рождения до самой смерти. Более того, посмотрев на наряд, можно было составить представление о географическом месте проживания, жизненном пути и статусе конкретной персоны. И даже сейчас, через сотни лет, основываясь на элементах костюма наших предшественников, можно делать выводы и глубже понимать реалии того времени.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник