Меню

Одежда древних людей девушки



О моде каменного века

«Красота требует жертв» — любая женщина это подтвердит. С древности и до наших дней девушки не перестают стремиться к совершенству, подвергая своё тело разнообразным пыткам и лишениям. А вот в каменном веке понятия о красоте и моде ещё только зарождались.

Первое, дошедшее до нас изображение женского тела — скульптура Венеры из Виллендорфа, найденная в Австрии — было создано 20 тысяч лет до н.э. и представляло собой женщину с огромной обвисшей грудью, с большим животом и широкими округлыми бёдрами (но без лица!). Вероятно, только такая «красотка», по убеждению древних, и могла выкормить здорового малыша.

Лишний вес — это красиво

Более поздние находки также подтверждают подобные эстетические приоритеты у древних племён. Впрочем, почему только у древних? Например, у туарегов, обитающих в Сахаре, до сих пор сохранилась традиция откармливать девушек до веса 100-130 килограммов. Полнота там исстари считалась признаком богатства, и крупных красавиц берут в жены куда охотнее, чем худых.

Не подлежит никакому сомнению, что женщины и мужчины первобытных племён Азии, Африки, Северной и Южной Америки обожали экспериментировать со своим телом. Порой такие «Модницы» и «модники» совершали над собой весьма малоприятные вещи: растягивали губы в длину, «насекали» на коже шрамы и рубцы, протыкали носы и уши.

С древних времён племенные «красавицы» ставят опыты и над зубами, причём один страшнее другого. Например, в некоторых областях Анголы и Конго до сих пор считается особым шиком ходить с выбитыми резцами, а в Полинезии — затачивать зубы в виде треугольников, что делает обладателя такого рта похожим на акулу.

Ракушка на шнурке и ожерелье из когтей леопарда

Русский путешественник Миклухо-Маклай описывал самый простой женский костюм, который он видел, — большую раковину, подвешенную спереди на шнурке из кокосовых волокон. Не исключено, что так же просто могли «одеваться» и красавицы каменного века. Сейчас трудно сказать, что появилось раньше — одежда или украшения.

Судя по наскальным росписям в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях, нам известно о широком разнообразии материалов, использовавшихся в «бижутерии» каменного века. Ожерелья и подвески в доисторическом мире делались из всевозможных природных материалов. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, яичная скорлупа, орехи и семена — использовалось все. Высоко ценились морские ракушки, так что некоторые экземпляры оказывались на большом расстоянии от места их добычи.

Позже стали делать бусы из янтаря, жадеита, агата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечёвки, сплетённые из растительных волокон. Люди каменного века считали, что ношение ожерелья из когтей леопарда или медведя даёт воину магические силы. Среди других украшений были браслеты, сделанные из бивня слона или мамонта. Зубы хищников также шли в дело — женщины заплетали волосы в косы и закалывали их такими гребнями и булавками.

Раскраска и татуировка

Самые древние виды «одежды» — раскраска и татуировка. Они до сих пор распространены утех племён, которые и в наше время ходят нагими. Роспись на коже защищала человека от воздействия злых духов и от укусов насекомых и в бою должна была наводить ужас на противника. Грим (смесь жира с краской) применялся уже в каменном веке. В палеолите люди использовали около 17 различных красок, включая белила и чёрную сажу. А охра давала оттенки от светло-жёлтого до оранжевого и красного.

Раскраска тела и лица была магическим ритуалом. Она отличала взрослого мужчину-воина от подростка и впервые наносилась во время обряда инициации. Несла раскраска и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определённому роду и племени, об общественном положении, о личных качествах и заслугах человека.

Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, — постоянное украшение, но она тоже обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека и могла быть своеобразной летописью его индивидуальных достижений в течение жизни.

Возможно, наши предки делали себе и пирсинг, ведь делают же его до сих пор папуасы и прочие «жители джунглей».

Бедный Отци

В 1991 году в Альпах на леднике Симилаун на высоте 3210 метров был обнаружен труп человека, вмерзший в лёд, причём, как выяснилось, останки пролежали там более пяти тысяч лет! Отци (Эци) — такое прозвище получил «найдёныш» — умер примерно в 45 лет.

Состояние здоровья бедняги было плачевным: зубы «съеденные», позвоночник и суставы повреждены, нос и ребра сломаны, один палец на ноге отморожен. Видимо Отци убежал в горы, спасаясь от кого-то, возможно, от враждебно настроенных людей племени. Тело беглеца пестрело татуировками, лицо покрывала щетина, а вот что касается одежды, то она оказалась удобной и практичной.

На Отци была широкая набедренная повязка с поясом, рубаха, сшитая из тонких полос цветной кожи, шапка из медвежьего меха. А кожаную обувь изнутри устилала сухая трава. Поверх одежды на человеке была сплетённая из соломы накидка. Кроме того, у него имелся пояс с карманом из телячьей кожи, в котором находились разные мелочи.

Жил Отци в эпоху энеолита, или медно-каменного века, но нет никаких оснований считать, что всё то же самое люди не носили и ранее.

Первые «кожанки»

Скорее всего, именно охотники последнего ледникового периода первыми стали носить одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур, снятых с убитых животных. Шкуры обрабатывались женщинами с помощью специальных скребков из камня, костей и раковин. При этом остатки мяса и сухожилий соскребались с внутренней поверхности кожи, а потом с внешней. Удалялись волосы — самыми разными способами.

Читайте также:  Силуэты одежды для рисования для детей

Например, шкуры закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не сжимались при высыхании. Жёсткую сухую кожу размягчали и шили из неё одежду.

Заготовки вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря этому было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой, используя сухожилия как нитки. Булавки и иголки изготовлялись из осколков кости и оленьего рога, затем они полировались — шлифовались о камень.

Выскобленные шкуры также шли на палатки, сумки и спальные принадлежности.
Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашеных камешков, зубов животных, ракушек. Подобный «прикид» уберегал от холода и дождя и позволял первобытным людям жить на далёком севере. Носили также меховую обувь, привязанную к ногам кожаными шнурками.

Защита от злых сил

С началом земледелия постепенно стали изготовлять ткань из шерсти, а затем для этого применяли уже и растительные волокна. Материал красили и декорировали природными красителями. Для их получения люди каменного века использовали соцветия, стебли, кору и листья растений.

Цветки дрока красильного и купавки красильной давали целый спектр цветов — от ярко-жёлтого до коричневато-зелёного. Индиго и вайда позволяли получить синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха — красновато-коричневый. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

С древнейших времён человек стремился прикрыть своё обнажённое тело — как для защиты от холода, так и из чувства целомудрия и стыда. Однако до сих пор известны племена, которые обходились и обходятся без одежды даже в суровых климатических условиях.

Значит, одежда древних была, вероятно, не только прикрытием, но и символом защиты от угрозы извне, как реальной, так и (может быть, даже в большей степени) ирреальной. Даже амулет считался в своё время «одеждой», так как он был преградой для агрессии окружающего мира против голого, ранимого человеческого тела.

Источник

БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД

Переводы

ИСТОРИЯ МОДЫ

Мода ДРЕВНЕГО МИРА

Мода первобытного человека

Древний Египет

Вавилон и Ассирия

Древняя Персия

Мода Древнего Израиля

Крито-Минойская одежда

Скифы и население Малой Азии.

Мода Древней Греции

Одежда этрусков

Одежда Древнего Рима

Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ

Одежда Византии

Одежда Германцев

Одежда Галлов

Одежда норманнов

Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг

Одежда в романский период XI-XIII вв.

Одежда в готический период XII-XV

Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв

Одежда Франции в эпоху Возрождения

Испанская мода эпохи Возрождения

Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в

Одежда Англии в эпоху Реформации

Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ

Одежда XVII века

Энциклопедия моды

Журнал BURDA MODEN

Журнал BURDA MODEN: история издательского дома

Одежда первобытного человека

08.08.2009 13:36 Рейтинг: 3.7

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ущут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям. В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству — «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Еще до одежды

Внешность человека всегда являлась одним из способов самовыражения и самосознания, определяющим место индивида в окружающем мире, объектом творчества, формой выражения представлений о прекрасном. Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя. Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой). Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Читайте также:  Hampton republic одежда что за бренд

Таким же древнейшим видом одежды, как и грим, являются украшения, которые первоначально выполняли магическую функцию в виде амулетов и оберегов. Одновременно древние украшения выполняли функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Первобытные украшения изготавливались из самых разнообразных материалов: костей животных и птиц, костей человека (у тех племен, где существовал каннибализм), клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, птичьих клювов, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Таким образом, вероятнее всего, символическая и эстетическая функции одежды предшествовали ее практическому назначению — предохранению тела от воздействий внешней среды. Украшения могли нести и информационную функцию, являясь у некоторых народов своеобразными письменами (например, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья при отсутствии письменности).

Возникновение одежды и моды

Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, тапа — материя из обработанного луба у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были, вероятно, первыми людьми, носившими одежду.Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании. Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Одежду вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря дыркам было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой. Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень. Выскобленные шкуры также использовали для изготовления палаток, сумок и спальных принадлежностей.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру — ткани, сухожилия — нитки и кости — иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. В других частях света для этих целей использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Цветки дрока красильного и пупавки красильной давали целый спектр цветов — от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет. Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов — бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья — использовалось все. О разнообразии материалов для украшений нам известно по наскальной росписи в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях.

Позже стали также делать бусы — из полудрагоценного янтаря и жадеита, гагата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечевки, сделанные из растительных волокон. Женщины заплетали волосы в косы и закалывали их гребнями и булавками, нитки ракушек и зубов превращали в красивые украшения для головы. Люди, вероятно, разукрашивали свои тела и подводили глаза красящими веществами, вроде красной охры, делали себе татуировки и пирсинг.

Шкуры, снятые с убитых животных, обрабатывали, как правило, женщины, с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилий с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике — вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Вообще, способов дубления кожи известно немало: с помощью отваров коры дуба и ивы, в России, например, квасовали — вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но, все-таки, великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Читайте также:  Кнопки дырки для одежды

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Возникновение ткачества

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

Научившись в эпоху неолита искусству прядения и ткачества, человек первоначально использовал волокна дикорастущих растений, но происшедший переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение — веретено (принцип его действия — скручивание волокон — сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды, поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

1. Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков).

2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян).

3. Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка — в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем — и общенациональные.

Источник