Меню

Одежда древних народов севера



Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера

Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию — традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними — аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.

коми, ханты и др.

Кухлянка

Глухая меховая куртка из шкуры оленя. Зимой ноcится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время — в один. Ворот в расслабленном положении широкий, но продетая через него верёвка из сухожилий позволяет при надобности затянуть. Свободные рукава сужены на запястьях, чтобы руки всегда можно было засунуть под полу куртки. Капюшон опционален. Для дополнительного комфорта воротник и низ кухлянки оторачивают мехом песца, росомахи или собаки. Ещё один часто используемый элемент — пояс, на который вешали ножи, кисеты и другую необходимую амуницию. Степень защиты от холода у кухлянок настолько высока, что охотники зачастую в них же и остаются спать на открытом воздухе в тундре, используя куртку как спальный мешок. Надевали кухлянку на голое тело.

По сути, дизайн кухлянок универсален для множества самых разных народов Крайнего Севера. Региональные различия, конечно, есть, но не такие уж существенные: где-то к такой конструкции пришивают рукавицы, где-то капюшоны, где-то специальные нагрудники. Но материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры нерп) и покрой оставались неизменными. А знаменитое слово «парка» — его эскимосская этимология всплывает в каждой статье про N3B — означало также куртку из оленьей кожи, просто с удлинённым задним подолом, капюшоном и распашную. Вообще, на территории современной России такая конструкция была, скорее, более характерна для женщин, но «американские эскимосы» использовали её зимой в качестве верхнего слоя.

Камлейка

Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики — камлейки. С виду эта куртка похожая на зажёванную модель SI или Isaora и с определённой точки зрения действительно может претендовать на статус технологичной одежды. Камлейка — это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои — на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.

Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.

Маклаки

В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента — инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.

Штаны меховые

Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера — меховых штанов — каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны — внимание — меховые (!) чулки.

Капорообразная шапка

Нам до сих пор непонятно почему, но большинство народов Севера — от алеутов и инуитов до чукчей — старались обходиться без головных уборов (и без рукавиц, кстати). Шляпы служили, скорее, статусным целям — их носили шаманы или люди высокого положения. Если же говорить об относительно распространённых в массах головных уборах, то таковым, конечно, будет капорообразная меховая шапка, напоминающая дамский чепец или маленький капюшон — кому что ближе. Шили их, правда, уже не из оленей, а из мелкого зверя — бобра или соболя, а изнутри такие шапки подбивались мехом белки, горностая, лисичьих или заячьих лапок.

Рукавицы кокколо

Рукавицы, как и обувь, вышивались из камуса молодых оленей. Другим широко используемым материалом была ровдуга — замша из оленьей или лосиной шкуры. Запястную часть обычно украшали бисером или цветными нитями.

Источник

Х.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, за­нимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эски­мосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты.

Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах.

Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники — из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; ско­товоды — овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных.

Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной дея­тельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, наде­вающуюся через голову (рис. Х.1), и распашную, имеющую спереди разрез (рис. Х.2). Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охо­той на морского зверя, а также оленеводством.

Костюм чукчей, эскимосов и коряков. Представители этих народностей носят одежду глухого покроя. Вся одежда делается двойной: нижняя — мехом внутрь, верхняя — мехом наружу.

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стя­гивались и завязывались при помощи ровдужных (ровдуга — оленья замша) ремешков поверх обуви, чтобы снег не попадал внутрь.

Покрой плечевой одежды очень прост: рукава, широкие в пройме, сужают­ся к кистям рук, как в рубахе.

Верхняя одежда, которая называлась кухлянкой, была шире нижней и ко­роче. Внизу можно было видеть край нижней рубашки, мездра которой окра­шивалась в оранжевый цвет отваром ольхи.

Женская кухлянка была длинной, в нижней части — широкой (из клиньев) и имела капюшон, скроенный вместе с рукавами (рис. Х.З). Кроме того, жен-

щины носили меховой комбинезон длиной до колена. Он имел глубокий вырез и надевался через ворот; вырез горловины отделывался собачьим мехом и за­вязывался кожаными ремешками (рис. Х.4).

Поверх меховой одежды и мужчины, и женщины надевали камлейку (чехол на меховую одежду). Камлейка делалась из ровдуги (замши) или привозных хлопчатобумажных тканей. Береговые жители делали камлейку из нерпичьих кишок и надевали ее при выходе в море или в непогоду как непромокаемый плащ.

Читайте также:  С новым домом про одежду

У эскимосов бытовала одежда из птичьих перьев (рис. Х.5).

Обувь у мужчин и женщин была сезонной. Зимой носили обувь из оленьих камусов (камус — мех с ноги оленя, очень прочный и красивый). По обеим сторо­нам камуса пришивали ремешки из ровдуги, которые завязывались спереди. Ле­том носили обувь из продымленных нерпичьих шкур. Мужская обувь была корот­кой, женская — длиной до колена. Называлась такая обувь торбаса (рис. Х.6).

На голове носили двойные меховые капоры.

Одежду, обувь и головные уборы украшали вышивкой, мозаикой из темно­го и светлого меха. Розетки — излюбленные орнаментальные формы (рис. Х.7). Они имеют вид крупных или мелких кружков, зубчатых колес. Техника испол­нения розеток разнообразна. Чаще всего это аппликация из белой кожи на темной и наоборот или вышивка цветными нитками либо белым подшейным волосом оленя. Розетки сочетались с продернутыми через разрезы в коже узки­ми ремешками.

Большого мастерства достигли чукчи и коряки в украшении одежды мехо­вой мозаикой. Подбирались кусочки из темного и белого меха и соединялись в геометрические узоры (рис. Х.8). Мех подбирался не только по цвету, но и по направлению ворса. У коряков на опуване (нижняя оборка на одежде) приме­нялся не только геометрический, но и зооморфный орнамент. Чаще всего изо­бражали оленей (рис. Х.9).

Костюм эвенков. Эвенки, как мужчины, так и женщины, носили распаш­ную одежду, напоминающую кафтан (рис. Х.10, Х.11). Она отличалась удиви­тельной стройностью и даже изысканностью. Под меховой уличной одеждой

носили короткий, плотно облегающий грудь, спину и плечи кафтан из ровду­ги, отороченной по подолу и плечам длинноворсовым мехом и расшитый по вороту, рукавам и подолу цветным бисером. Кафтан, как фрак, сзади заканчи­вался мысом (рис. X. 11). Между передними полами, сходящимися встык и скреп­ленными ровдужными завязками, был виден нарядный, расшитый бисером ровдужный нагрудник, предохраняющий грудь и живот от холода. Нагрудник завязывался на шее ровдужными ремешками. У мужчин он заканчивался внизу мысом, у женщин низ был ровным. Кафтан подпоясывался широким ровдуж-ным поясом, обильно расшитым цветным бисером, к которому мужчины при­крепляли нож, женщины — принадлежности для шитья.

Вместо белья носили натазники (короткие кожаные штаны). На ноги наде­вали высокие, до бедер, меховые расшитые бисером торбоса, на голову — шапку-капор из меха выдры или росомахи.

Эвенки относятся к тем группам народов, которые украшали одежду бисе­ром. Не всякий бисер подходил к суровым условиям и выдерживал температу­ру ниже 50 °С мороза. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, выдержи­вал морозы китайский бисер — из фарфора и индийский — из морских рако­вин. Более древние бусины выполнялись из кости.

Бисер нашивался на сукно (рис. Х.12) на некотором расстоянии друг от друга. Четко соблюдался ритм рисунка. Предпочитались желтый, зеленый, крас­ный, а также белый и черный цвета. Для усиления нарядности в вышивку

вводились полоски цветной ткани. Следует отметить прекрасное цветовое ре­шение одежды эвенков. Очень декоративна одежда шамана (рис. Х.13).

Костюм якутов. Якуты живут на севере Восточной Сибири между реками Леной и Индигиркой.

Особенностью и мужского, и женского якутского костюма был крой одеж­ды: распашная с отрезной спинкой, прилегающей в талии и имеющей от та­лии до подола разрез, к краям которого пришивались полосы цветного сукна. Широкие в проймах рукава этой верхней одежды закладывали на плечах в складки. Нательной одеждой служили короткие кожаные штаны — натазники, к которым надевались кожаные ноговицы и меховой набрюшник. Верхнюю одежду бедняки шили из конской или коровьей кожи шерстью внутрь, а бога­тые якуты — из дорогого меха, покрытого ровдугой.

Зимней обувью служили высокие сапоги из оленьей или конской шкуры шерстью наружу. Летние сапоги делались из мягкой кожи. Материал и покрой одежды обусловлен был родом занятий — скотоводством.

В праздничный костюм якутской женщины обязательно входила шуба или камзол в сочетании с высокой меховой шапкой и металлическими украшения­ми. Якутки носили ожерелья типа гривны и головные украшения со свисающи­ми на грудь и спину цепочками, а также широкие браслеты, массивные серьги.

Важной принадлежностью якутского костюма, как женского, так и муж­ского, был ременный пояс, отделанный гравированными пластинами. К поясу

обычно прикреплялись мелкие предметы обихода: сумочки, игольница, но­жички, огниво и т.д. Борта верхней одежды отделывались мехом, к ним подве­шивались колокольчики, бубенчики, гирьки.

Костюм народов, населяющих низовья Амура и остров Сахалин. Эти народы в основном занимались рыболовством и охотой. Ими была создана особая куль­тура обработки рыбьей кожи.

У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи типа кимоно, часто запахивающиеся слева направо (рис. Х.14, Х.15). Украшением служили аппликации из кожи и вышивка цветными нитками, располагавшая­ся по вороту, верхней части левой полы и главным образом на спине. Орна­мент был геометрический, криволинейный и спиралевидный. Кожу для ап­пликаций окрашивали естественными красителями в синий, черный и крас­ный цвета, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами мелкими стежками. Уже с конца XIX в. эти народы широко использовали для изготовле­ния одежды покупную ткань, богато украшая ее вышивкой.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое кухлянка?

2.Какую форму имел комбинезон у чукотских женщин?

3.Назовите особенности костюмов эвенков.

4.Чем отличались мужские торбаса от женских?

5.Назовите виды орнамента, используемые в одежде народов Севера и Сибири.

Источник

Традиционная одежда коренных народов Севера

Это изречение «По одежке встречают. » знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения – предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Традиционную одежду народов Крайнего Севера можно рассматривать как специфический способ адаптации, реализуемый через трансформацию традиционной культуры. Природно-климатические условия, образ жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера способствуют сохранению традиционного национального костюма. Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.

Рассматривая специфику костюма, следует сначала отметить, что он изготавливается в сложившемся безотходном производстве. «Основной принцип, которым руководствуются во всех традиционных культурах, – это утилизация всех имеющихся материалов: отходов в хозяйственной деятельности практически не было, за исключением той небольшой части, которая является следствием религиозных предписаний. Мясо шло в пищу, шкура на изготовление одежды, внутренности на приготовление мыла, сухожилия на нитки». С условиями хозяйственной деятельности связан не только материал, но и силуэт и форма костюма. Силуэт и форма одежды оленеводов отличается от промысловой одежды охотников и рыболовов. Конструктивная особенность такой одежды состоит в трапециевидном силуэте и цельнокроеной передней части.

Читайте также:  Next детская одежда для мальчиков

Традиционный костюм структурирован в соответствии с частями тела человека, с учетом функционального разделения деталей на плечевую и поясную одежду и включает головные уборы и обувь.

Малица – одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь. В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка – конти из меха оленя или собаки. Подол сзади длиннее чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы из камусов мехом наружу. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон, который шился из пыжика мехом наружу и на подкладе из того же материала, капорообразной формы. Малица была короткой, что обусловлено основным занятием – охотой, требующей большой подвижности. Её носили как зимой так и летом без пояса (закрывала колени), и подпоясанной. Подпоясанная малица позволяла держать вещи за пазухой (рис.12).

В сильные морозы сверху малицы одевали парку. Эта одежда также имела глухой покрой, но шилась из белых неблюев (оленят 2-3 месяцев) мехом наружу. Парка – прямая одежда. По подолу парки пришивалась широкая полоса, иногда из меха другого цвета. Над ней располагался мозаичный орнамент из тёмного и светлого оленьего меха. Рукава с ластовицами и обшлагами (рис.13).

Над обшлагами, как правило, полоса мозаичного орнамента. Парка имела капюшон, характерная особенность которого – затылочная часть, выкроенная из одной шкуры со спинкой. Капюшон обычно украшали уши с прикрепленными к ним кисточками из разноцветного сукна. Парка была обычно короче малицы и носилась только не подпоясанной. Так же как и малица, парка была распространена у ненцев и северных хантов.

Кухлянка – меховая глухая куртка, в основном двойная: наружная (мехом наружу) и внутренняя (мехом внутрь), с капюшоном или без.

Молодежь шьет кухлянки наружные из мягких тонких шкур и выше колена, поэтому внутренние приходится делать более толстыми.

Пожилые северяне носят длинные кухлянки, часто ниже колена, из плотных шкур оленя. Кровь пожилого человека более густая, плохо согревает тело, поэтому длинная кухлянка хорошо помогает в суровых условиях Севера.

Ворот у кухлянки очень широкий, сквозь который продета веревка из сухожилий, позволяющая затянуть воротник на усмотрение его хозяина. Рукава тоже широкие, но к запястью сужаются. Ширина позволяет втянуть руки внутрь кухлянки.

А вот весной можно носить только одну из двух кухлянок, чтобы лишний раз не потеть.

Если мужчине приходится ночевать в тундре, то, затянув пояс, втянув руки внутрь, затянув и заткнув ворот шапкой-малахаем, он преспокойно спит на свежем воздухе, не опасаясь жгучего мороза и пурги (рис.14).

Традиционная одежда северной женщины – паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна. Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей.

В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп северян. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной. Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя (рис.15).

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По крою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.

Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта.

Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины.

Воротник делают из хвостов песца. Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.

Сокуй – мужская одежда глухого покроя с капюшоном. Дорожная одежда сшита из оленьих шкур мехом наружу. Части передка и спинки выкроены из целой шкуры с разрезами для проймы. В разрезы вшиты большие ластовицы из меха, являющиеся частью прямы рукавов. В центре, спереди, вшит прямоугольный кусок меха. Спинка одежды скроена вместе с затылочной и боковыми частями капюшона. К нижнему краю стана пришиты три меховые полосы, удлиняющие одежду. Сокуй мужчины надевали в сильные морозы в дорогу поверх повседневной меховой одежды. Характерным отличием этой одежды был султан на капюшоне, выполненный из оленьего хвоста.

Сокуй имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Его носят без пояса. В зависимости от окраски шкур сокуй бывает белый, тёмный, пёстрый. Красивым считается сокуй из белых шкурок (рис. 16).

Торбаса (или торбаза) – это типичная северная очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех. Они бывают низкие и высокие, большие и узкие, женские и мужские, зимние и летние. В торбасах северянин может проходить долгие годы.

Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Внутрь одевается меховые носки (чижи).

Подошву шьют из кожи лахтака (большого тюленя) чтобы не промокали. Можно сшить и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяют на новую сухую. Это в основном зимой. А летние шьют из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания.

Читайте также:  Одежда если крупные бедра

В верхней части торбаса туго затягиваются шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещиваются спереди чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

Женские торбаса гораздо выше мужских, бывают даже до колена. Мужские редко доходят до середины икры (рис. 17, 18).

7. Головные уборы

Шапка женская – головной убор северной женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.

Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают. Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса, обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.

Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии (рис. 19).

В суровых северных широтах одним из необходимых условий для выживания народов было умение шить одежду, а также прочие изделия и бытовые предметы из натурального меха и кожи.

Особенно интересными являются хозяйственные сумки, которые использовались в быту у многих северных народностей.

В них хранили и транспортировали самые разные вещи – рыбу, мясо, прочие продукты, а также утварь из домашнего обихода. Позднее стали держать в сумках порох и рукоделие.

Сумки у северчан были самые разные (рис. 20). Одни – побольше, другие – поменьше. Их изготавливали из самых разных материалов. Например, из оленьей замши ровдуги или замши нерки – мандарки. Кроме того, для пошива применялся мех животных, добытых во время охоты.

Жители Севера к сумкам относились крайне трепетно – не просто шили наскоро некое подобие мешков, но придумывали новые формы, сочетания оттенков и обязательно украшали готовое изделие с помощью вышивок из оленьего волоса, объемных меховых аппликаций, кожаных ремешков, декоративных швов из жил, росписи и даже бисера (рис. 21).

В суровых условиях севера наряд северян обязательно включает варежки, украшеные по желанию мастерицы (рис. 22).

Перчатки пятипалечные ровдужные отделывали полосками красной и черной ткани, вышивкой подшейным оленьим волосом белого и красного цветов (рис. 23).

Пояс – это главный атрибут северной одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа – точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами, металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным.

Пояс детский – обязательный важный атрибут детской северной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.

Пояс женский – обязательный важный атрибут северной женщины. Пояс был самотканым, его плели из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается северянами как символ чистоты (рис. 24, 25).

Нагрудник был важной как конструктивной, так и декоративной частью одежды жителей Крайнего Севера. Он служил для защиты груди и горла от мороза, надевался на шею и свисал вниз до живота. Мужской нагрудник изыскан по цвету и ритмическим членениям.

Верхняя узкая часть закрепляется на шее при помощи ремней, внизу нагрудник постепенно расширяется и заканчивается не прямым краем, а уголком. Чаще всего композиция напоминает раму из светлого материала, в которой оставлены окошки темного цвета с распластанными на них выполненными цветными нитками или бисером крестообразными фигурами. Крестообразная фигура на нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (рис.26).

9. Одежда из рыбьей кожи

Технология обработки кожи рыбы была известна издревле. Народы севера шили из нее одежду, изготавливали предметы быта и украшения. При этом они использовали кожу крупных экземпляров: амура, сазана, кеты, горбуши и т.д. Тушки рыбы немножко подсушивали, а затем с них палочкой или ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней. Потом для придания мягкости обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, смазывали падогой (размельченной, жидко разведенной кетовой икрой), сворачивали в тугой узел по нескольку штук и отбивали тупым топором. Изделия шили специальными нитками, которые делали из тех же кож, разрезанных на узкие полоски. Правда, кожа была жесткой, к тому же избавиться от характерного запаха было невозможно.

Из нее мастерили что-то похожее на дождевики. Их тоже украшали кожаной аппликацией, которую красили в синий цвет.

На шаманских одеждах из рыбьей кожи рисунки располагались в три яруса, отражавшие особенную картину мироздания. Мир воспринимался как система, состоящая из трех ярусов. Нижний – обозначал царство, расположенное под водой и землей. Люди представляли его как исток всего живого и царство умерших предков. Средний мир – это живая и цветущая земля–кормилица всех живущих на ней. Верхний ярус – это небо. На каждом орнаменте обязательно присутствовали дракон или змея. У змеи было два хвоста, расходящиеся по сторонам, когтистые лапы, а на голове красовались перья. Дракон, змея – это были древние символы всего живого и на земле, и над землей и даже в небе. Позднее сведения о трехъярусной системе мира утрачивается, и остаются только два яруса, тогда композиция изображалась как древо жизни с раскинувшимися ветвями, которые уходят в небо (рис.27).

Источник