Меню

Одежда древних римлян плащ тога накидка бурка



Как одевались древние римляне и римлянки?

Древний Рим принёс современному обществу много полезных, интересных вещей. Одной из них является мода на римские тоги свободного покроя, туники, без которых не обойтись в жаркую погоду, мода на натуральные ткани сдержанных расцветок.

Гардероб жителей делился на мужской и женский, зависел от положения в обществе, сословия, рода деятельности.

Общим элементом одежды любого римлянина были пышные складки, в которых прятали фигуру, замысловатые узлы на плече или поясе, скрепляющие полотна ткани.

Интересно: штаны в Древнем Риме были под запретом. За их ношения могли казнить и выгнать из страны. Штаны стали массово носить лишь в 3 в. н. э.

Мужчины обязательно носили тунику , как вид нижнего белья, повседневного и праздничного. Иногда одевали сразу несколько туник. Комплект состоял из просторного полотна, скреплённого на плечах, и тонкого пояса.

В некоторых видах одежды встречаются короткие рукава, длинные были только у знатных жителей. Сверху накидывали тогу. Широкое двухметровое полотно длиной около шести метров укладывали аккуратными фалдами вокруг туловища и скрепляли специальными пряжками аграфами. Верхняя одежда состояла из шерстяного плаща: пенула для низшего сословия, праздничной лацерны, полудамента для вельмож, короткий сагум для солдат.

Интересно: одежду фиолетового цвета разрешалось носить только императору; накидки красного и бордового оттенка были в гардеробе лишь у знати.

Римлянки одевались в похожие одеяния. С той лишь разницей, что их туники были более изысканными, украшены орнаментами и ювелирными деталями . Поверх туники женщины накидывали столу, без которой нельзя было появляться в общественном месте. Законченный вид придавала пала с капюшоном.

Интересно: женщины под туникой носили прообраз современного бюстгальтера из ткани и кожаные широкие пояса, приподнимающие женскую грудь. В Древнем Риме появились первые купальники для женщин: повязки в районе бёдер и груди.

Читайте также интересные статьи про:

Ваше мнение по теме важно и интересно для нас, поделитесь им пожалуйста в комментариях.

Источник

Зачем древние римляне носили тоги?

Думаете, потому что тога – это удобно? Нет, неудобно.

В принципе, ближайший аналог тоги – это индийское сари. Тоже огромный кусок ткани, до шести метров длиной, в который надо красиво замотаться. Если не умеешь, то ничего не выйдет. Только тога еще сложнее – это не прямоугольный кусок ткани, а длинный полукруг, делалась из более тяжелых, шерстяных тканей и специально укладывалась красивыми, широкими складками.

Изначально, тоги в Риме носили все, включая женщин и детей. Но в самые древние времена в Риме и правил не было – заматывайся как хочешь, да и куски ткани выбирались недлинные. А вот ко временам классического Рима, к I веку до н. э., оказалось, что тога – это только мужская официальная одежда, примерный аналог нынешнего делового костюма-тройки с галстуком в тон. Тога — отличие истинного римского гражданина от всяких рабов и просто понаехавших, одетых в какие-то хитоны и туники. Император Август официально предписал дресс-код: хочешь на форум – одевайся в тогу. Тога стала символом столичного жителя: провинциальные чиновники надевали их, конечно же – но в основном по большим праздникам (и служили при этом объектами сатиры, знаменитый Ювенал таких обличал), а вот повседневно тоги носили только римские граждане в Столице. Если римлянин отправлялся в изгнание – он автоматически лишался права на тогу.

Впрочем, простой человек это на себя и не намотал бы сам. Как дамам XIX века необходимы были горничные, чтоб надеть на себя корсет и кринолин, так и римлянину был необходим специальный раб — вестипликарий, который заматывал римских мужчин в тоги.

Это была целая профессия, которой надо было обучаться. В отсутствии утюгов и отпаривателей уложить шерстяную ткань красивыми складками, так чтобы они держались все время, пока хозяин толкает речи в Сенате – задача сложная. Складки скреплялись специальными прищепками, и тога отвисалась на специальных вешалках, чтоб складки держались.

Тоги были разные. Обычная повседневная тога была белой – ну как сейчас черный костюм. Другой вариант белоснежной тоги («и тут выхожу я в ослепительно белом костюме») — это Toga candida, тога кандидата в чиновники. Ну да, он должен быть безупречен.

Особое значение имел пурпурный цвет. Триумфаторы одевались в пурпурные вышитые золотом тоги. Для мальчиков использовались тоги с красной каймой, потому что по легенде первый царь Рима Тарквиний в возрасте четырнадцати лет окрасил одежду кровью первого врага. Так что тут красная кайма – это что-то вроде пионерского галстука для юных римлян.

Впрочем, красная кайма потоньше была знаком высшей аристократии и должностных лиц. «Коршунами в тогах», – называл чиновников Апулей. Тогу с пурпурной каймой носит у Петрония богач Трималхион, и в ней же собирается быть похоронен:

“Стих не замедлил принести в триклиний белое покрывало и тогу с пурпурной каймой.

Трималхион потребовал, чтобы мы на ощупь попробовали удивительную добротность шерсти.

— Смотри, Стих, — прибавил он, улыбаясь,чтобы ни моль, ни мыши не испортили моего погребального убора; не то живьем сожгу. Желаю, чтоб с честью меня похоронили и все граждане чтоб добром меня поминали.”

Цицерон обличал современных ему хипстеров, « закутанных в целые паруса, а не тоги », – видимо, в его времена, чем длинней и шире была одежда, чем модней. Самым писком считались не шерстяные, а шелковые тоги – шелк ценился на вес золота, и одна тога могла стоить целое состояние.

Читайте также:  Капсульная одежда для девушек

Были тоги траурные – черные или серые (возможно в отсутствие современных отбеливателей, в этот разряд постепенно переходили обычные повседневные белые). Были даже желтые, опять- таки с красной каймой – специально для жрецов-авгуров.

Постепенно тоги выходили из моды и к моменту падения Рима уже даже императоры их не носили. Но так или иначе, это одежда осталась одним из символов Древнего Рима.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Источник

«Гай, мне нечего надеть» или женская мода Древнего Рима

Современная мода предлагает самые разные виды одежды и варианты её ношения. Но как с этим обстояло две тысячи лет назад? И во что же одевались римлянки в то время?

Начать стоит с оговорки: римляне всегда старались удивить сограждан своим внешним видом. В свое время Луций Сенека жаловался, что мужчины позволяют себе одеваться в женские одежды, даже непристойные. Пройдемся по ним подробнее.

Начать стоит с самого простого, а именно— Strophium и Subligaculum. Сублигакулум — вид нижнего белья в древнем Риме, своего рода набедренная повязка. Эта повязка делалась из кожи и на одной из сторон закреплялась завязками, другая сторона была сшита. Сублигакулум больше всего похож на современные бикини. Грудь и бёдра римлянки бинтовали, а, занимаясь спортом, надевали кожаные набедренные и нагрудные повязки — строфиум и мамилларе , прототипы современного бюстгальтера.

Нагрудная повязка была обычным, если не обязательным, предметом в женском нижнем белье. В принципе, это была адаптированная римлянами греческая льняная лента — аподесма . Римляне считали чрезмерно большие размеры груди комичными или характерными для стареющих и непривлекательных женщин. Поэтому строфиум не просто закрывал женские прелести, но и сдавливал их. Таким образом, женщины скрывали слишком большие или отвисшие груди.

Исследования артефактов и эксперименты показывают, что полосы приходилось несколько раз обматывать вокруг груди, в основном, чтобы сгладить большую и увеличить маленькую грудь. Иногда даже в самых откровенных римских фресках грудь покрыта строфиумом . Разумеется, трудно понять, почему автор предпочел такое изображение. Что странно, подобного рода фрески встречаются в лупанариях (публичных домах). Другие примитивные аналоги бюстгальтера встречаются ранее на настенных росписях, сохранившихся в печально известных Помпеях.

Еще один интересный факт связан с Феодорой, византийской императрицей VI века, прежде бывшей актрисой. Современники сообщают, что та выступала в похожем белье, прежде чем завладеть сердцем императора Юстиниана I.

Теперь давайте рассмотрим тунику . Куда же в Рим, да без туники, мы же не варвары? Но рассмотрим мы именно женскую версию. Вообще, рубахоподобная tunica (аналог греческого хитона ) использовалась римлянами как домашняя одежда на каждый день. Тунику шили из двух полотнищ так, чтобы она закрывала оба плеча. Надевали ее через голову, просовывая руки в боковые проймы — рукавов у туники поначалу не было. Позднее, когда рукава таки появились, их долго считали признаком щегольства и изнеженности.

Как и любая античная одежда туника не имела воротника. Для удобства ношения длинных туник (до колена) их подпоясывали. Эта одежда в среде римского общества имела некоторый символизм. Длина, наличие полос, а также их ширина и орнамент — всё это указывало на статус носителя. Римские сенаторы, например, использовали Laticlavus с широкими фиолетовыми полосами, в то время как эквиты (сословие всадников) — Angusticlavia , с более узкими полосами.

Хотя туника не предназначалась для женщин, она была частью их римского костюма. Это была основная одежда, которая носилась под столой, паллой или тогой. Впрочем, носить её можно было и без них. Кроме того, дама могла носить или не носить какую-то форму нижнего белья под ней.

Изначально туника была шерстяной и продолжала бы быть шерстяной для тех, кто не мог позволить себе более роскошные волокна. Римская туника была перенята от греков в 3 веке до н.э. Носить её могли как граждане, так и неграждане. В целом, это была по-настоящему народная одежда.

Перейдем к более статусным вещам — Stola . Стола была длинным плиссированным платьем, надетым на нижнее белье, называемое tunica intima . Хотя стола была без рукавов, ее версии могли иметь короткие или длинные рукава. Эти рукава могут принадлежать самой столе или быть частью туники. Традиционная безрукавная стола закреплялась застежками на плечах, называемыми фибулами.

Стола, как правило, была покрыта лентами и имела 2 пояса. Первый носили чуть ниже груди, создавая множество складок. Второй и более широкий пояс носили вокруг талии. Столы, как правило, делались из льняных или шерстяных тканей. Более богатые женщины носили столу из шелка.

Состоятельная дама могла добавить к своей столе limbus . Он представлял собой отдельный кусок ткани со множеством складок, который вшивался в подол столы, создавая видимость нижнего платья. Такое украшение создавало иллюзию многослойности, демонстрируя богатство и статус уважаемой римской матроны, хранительницы семейного очага.

Цвета римляне разделяли на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого , жёлтого , и зелёного цветов. Напротив, если мужчина одевался в желтое или зелёное, это давало повод окружающим заподозрить его в гомосексуальных наклонностях.

Столы окрашивали в различные цвета: красный, желтый и синий. Декольте и подол старались украсить. Для простолюдинок это была простая цветная полоса или рисунок. Более богатые гражданки Рима дополняли одежду различными деталями и украшениями.

Читайте также:  Сколько стоят одежда для собак

Впрочем, всё тот же римский философ Луций Сенека считал, что стола не должна сильно выделяться: « матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины » (Sen. nat. quaest. VII. 31).

Хотя стола это римская одежда, её корни также уходят в Древнюю Грецию. Она была одним из главных образцов моды в Древнем Риме, начиная с раннего Res Publica Romana и заканчивая Римской и Византийской империями, вплоть до 1-го тысячелетия.

Еще один интересный факт: ныне самым известным носителем столы является статуя Свободы в Нью-Йорке.

Ну и последняя у нас на очереди — Palla . Палла представляла собой плетеный прямоугольник из шерсти, который римская матрона надевала на Столу, когда выходила на улицу. То была традиционная древнеримская мантия, скрепленная брошами, которую носили женщины. В сущности, палла — это единый кусок материи, накинутый через плечи и обернутый вокруг тела или головы.

У мужчин примерным аналогом такой одежды выступал паллий. И если он пришел на смену тоге, то женская палла пришла на смену столе, примерно во II веке н.э. Популярность её объясняется простотой ношения, ведь это не тога, для надевания которой вам нужны рабы.

Если приводить аналоги из современности, то она схожа с шалью. Палла могла иметь разные цвета, в том числе синий, зеленый и желтый, обрамляться золотом и украшениями. Палла, как и тога ткалась целиком, а не сшивалась.

Изначально женщины тоже носили тоги. Однако после II века до н. э. тога стала одеждой исключительно для мужчин, и римлянкам стало носить её неприлично: ношение мужской одежды женщинами ассоциировалось с проституцией и прелюбодеянием.

Лучшие друзья девушек — это margaritae.

Что касается украшений, то с ними у римлян все было строго, но неоднозначно. Мало того, что роскошь осуждалась моралистами, вводились целые законы против оной! Но римских дам это не сильно смущало. Не удивительно, ведь это самый простой способ продемонстрировать статус свой и мужа.

Женщины использовали самые разные виды украшений из серебра, золота, бронзы и даже стекла: диадемы , кольца , золоченые ленты , вплетавшиеся в волосы. Привычные ныне серьги временами вдевали по несколько штук сразу.

В ходу были и ожерелья с кулонами или без, браслеты, в том числе и надевавшиеся на плечо ( spintera ). Плиний упоминает так же цепочки на бёдра. Кроме того, застежки для одежды могли сами по себе являться украшениями.

Не обходилось и без драгоценных камней: изумрудов, сапфиров, гранатов и алмазов (бриллиантов в Древнем Риме не знали). А в правление императора Августа в моду вошел и жемчуг (margaritae), который в больших количествах привозился с Римского Востока. Жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой состоятельной женщины. И говоря о любви к украшениям, стоит заметить, что даже рабыни носили имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Такой был мир античной моды. Даже в древности окружение диктовало всё новые правила не самой экстравагантной римской моде, с историей которой интересно знакомиться и в наше время.

Источник

В какую одежду древние римляне одевались и в чем ее особенности

Древний Рим, обитель властных правителей и отважных военачальников. Все богатство древнеримской культуры не могло не отразиться в одежде этого народа. Выделяют два основных этапа развития римского костюма: республиканский и императорский. Одежда древних римлян республиканского этапа характеризуется строгостью и функциональностью, а императорского, напротив, делает упор на отношение владельца одежды к тому или иному классу. Императорский этап представлял собой большее разнообразие и пышность одеяний.

Виды одежды

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Читайте также:  Одежда для дома для кормления

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

Полудаментум Лацерна Тога Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижнее белье

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Обувь

В бытовой обстановке римляне предпочитали легкую обувь – солеа. Это были сандалии, привязываемые к ноге специальными ремешками. Для публичных выходов солеа определенно не подходили. В силу этого распространение получила и другая обувь: сапоги, башмаки.

Выходя в свет, римлянин надевал полусапоги из кожи, которые назывались кальцеус. Эта обувь закрывала ногу владельца целиком. Цвет обуви тоже имел значение. Император мог носить кальцеус из кожи красного цвета, а сенатор – черного. Обувь украшалась различными бляшками и брошками. Низшие слои населения довольствовались деревянными башмаками, или обувью из грубой кожи. Женская обувь изготовлялась из мягкой кожи различных цветов. Знатные женщины ходили в светлой обуви, обрамленной жемчугом или камнями.

В одежде древних римлян очень четко прослеживается влияние греческой культуры. Многое было позаимствовано практически без изменений, однако и собственная самобытность присутствует. На то, какой была одежда древних римлян, повлияла сильная военная составляющая жизни этого народа. Вклад в культуру внесли не только завоеванные территории, но и соседние империи.

Видео

Источник