Меню

Одежда как часть тела



Психоанализ символического значения одежды

Фрагмент из книги «Психоанализ символизма обыденной жизни». Публикуется с согласия автора, из материалов рассылки «Психоанализ символизма обыденной жизни».

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Психоанализ символического значения одежды

Пожалуй одним из самых характерных способов проявления индивидуальности человека является его внешний вид, формируемый в первую очередь одеждой и в сочетании с косметикой для женщин.

Одежда – выразитель нашего внутреннего состояния, желания проецировать или желания получить «свое хочу». В одежде важно все, начиная от формы, цвета, ткани, фактуры, украшательств, ухудшений (люди иногда специально ухудшают свой внешний вид, например испачканные дегтем шаровары запорожца в повести Т.Шевченко, или одежда несоответствующая внутреннему состоянию, в результате чего она сидит как «мешок») и сочетаний, внешней и внутренней одежды (нижнего белья) т.п. Рассмотрим всё порядку, учитывая, что на использование одежды также влияет мода, ситуации, обязательность (форма), в меньшей степени достаток. А кроме этого будем учитывать, что определение символического значения одежды, или её элементов, как выразителей одного из инстинктов (в соответствии с теорией психоанализа – сексуального и властного инстинктов), позволяет выявить лишь акценты доминантности этого инстинкта для данного случая и подразумевает, что другой инстинкт также проявляется но менее выражено.

Важной является функциональность и направленность одежды. Свободная, легкая и удобная одежда соответствует большей раскрепощенности, в противовес тяжелой, жесткой, ограничивающей и неудобной, как бы внешне поддерживающей внутренние ограничения и запреты. Это действенно для обоих инстинктов. Как пример можно привести длинные, узкие юбки или платья – реально держащие ноги женщины. Это может быть как показателем собственных ощущений, так и если это обязательная форма одежды – репрессивность к женщинам в данном социальном институте (армия) или обществе (ислам). Такие стягивающие снизу халаты-кимоно, традиционны для японских женщин, у которых в дополнение к этому на спине находится «бант», обеспечивающий «символический» горб, задающий согбенность женщин и определяющий место японских женщин в традиционной культуре – услужение мужчине.

Акцентуация одежды, либо каких либо ее частей, деталей, открытость их на органах гениталий, груди, ягодиц, шеи и других первичных биологических сексуальных зонах – является потребностью в их стимуляции, путем привлечения внимания. Одежда, увеличивающая в объеме, ширине плеч (плечевые накладки), отражающая рельеф тела (как бы сформированный мышечный комплекс) – выражает потребность усиления реализации властности.

Культурное разделение одежды на женскую и мужскую также играет роль, особенно при нарочитом использовании элементов одежды характерных для другого пола, как протестность и потребность в усилении реализации данных аспектов сексуальности.

Сильнообтягивающая, неудобная миниюбка, в данном ракурсе будет выглядеть как потребность в сексуальности, с жесткими ограничениями на этой сфере и в то же время постоянные ее одергивания, достигают целей привлечения сексуального внимания. Явно выраженные мужские штаны на женщине, ее заявка на потребность во властности на уровне мужчин и подчинение этому стремлению своей сексуальности. Нарочитое использование мужчинами общепринятых «женских» элементов в одежде, потребность протестного увеличения своей сексуальности, либо реализация властности и сексуальности путём привлечения внимания (истероидность). Облачение в жесткую одежду закрывающую все тело – потребность в защищенности и недостаточности властности для ощущения безопасности.

Цветовая гама красного, оранжевого, желтого, зеленого, а также белого имеет преимущественно сексуальное значение, а голубой, синий, фиолетовый, коричневый и черные оттенки – властное. Но это не является предопределенным (Люшер), а скорее текущим культурным направлением для одежды, ведь цвета в первую очередь соответствуют зонам инстинктивной активности (эрогенным зонам по Фрейду и Сэджеру, Толкачеву), кроме того соответствие их характеру тоже не всегда является довлеющим. Например красный, физиологически обладающий возбуждающим действием и соответствующим символическим значением может использоваться как для показания властной, так и сексуальной раскрепощённости, либо потребности в ней, а уж детали её реализации будут определяться значениями других элементов и свойств одежды.

Формализуя вышеописанное – учитывать влияние генетически определенных особенностей человека на выбор цвета, в соответствии с зонами инстинктивной активности необходимо. Также важно учитывать, что зачастую эти цвета указывают на потребность стимуляции (из за недостаточности другими средствами) соответствующих зон (например генитальных), а также учитывать возможные фиксации на соответствующих этапах эрогенного развития ребенка и циклических проходов этих фаз взрослыми – все то что и определяет поведение на основе природного характера, его стереотипных частей и текущих черт. Например, для невротически фиксированных на анальной стадии, постоянно бессознательно переживающих эту фазу, важным будет использование коричневых оттенков в одежде, как и общее предпочтение этого цвета, а если жизненные условия изменятся, так что этот конфликт будет разрешен, то предпочтения могут измениться в сторону большего соответствия природных черт характера и соответствующих им предпочтений.

Фактура и материал одежды является одним из существенных факторов наряду с цветом. Твердая, тяжелая, толстая, жесткая фактура материалов будут придавать одежде преимущественно властное значение, например женский твидовый костюм тёмных тонов для деловых встреч, а мягкая, лёгкая, тонкая, бархатистая – сексуальное, например лёгкая, льняная рубашка и шорты ярких расцветок для отдыхающих на пляже. Тяжесть и толщина, как и наоборот лёгкость и тонкость (общий размер) может указывать также на интенсивность выражения инстинкта. Например, тяжелое бархатное платье – показатель сильного закрытия сильной сексуальности (платья во дворцах X V II I века, внешние строгие ограничения морали тех эпох и скрытая распущенность). А металлические доспехи рыцарей указывают на их защищенность и опасность в бою. Легкое, полупрозрачное нижнее женское белье из мягких тканей, является примером другого рода – тактильных ощущений сексуальной направленности и соответствующей демонстрации потребности в нежности и стимуляции эрогенных зон, прикрываемых бельем. Одежда из выделанной кожи, обладает преимущественно властной составляющей – шкура убитого существа на себе. Но например одежда из меха, с гораздо меньшим акцентом на мертвое животное, зачастую имеет сильное значение сексуальности, меховая шуба, как собственная шубка – этакой теплой и пушистой самочки.

Цвет, как и фактура одежды, могут уменьшать другие её значение, например чёрная миниюбка – компенсация (для цензуры) приоткрытия сексуальности, красная верхняя одежда – усиление властности. То есть яркие, интенсивные цвета усиливают символическую реализацию одежды, а темные, тусклые уменьшают и могут показывать каким способом желательна реализация данного инстинкта, например желтая футболка – властвование с помощью слова (молчание, то есть тайна как атрибут власти, тоже сюда относится) и т.д.

Внешняя одежда, как выполняющая функцию защитной оболочки – имеет большее властное значение, а нижнее белье, как обеспечивающее удобство (в том числе и защищающая от соприкосновением с грубой внешней одеждой) – сексуальное значение.

Расположение одежды (верхняя и нижняя) также не имеет жесткой привязки к инстинктам, здесь существенное значение зависит от других признаков, например уже рассмотренной фактуры одежды (рюшечки, бантики и т.д.) или жесткости, сочетаний с цветом. В общем случае одежда верхней части тела (свитера, шапки, и т.д.) имеет большее значение властности, а нижней (штаны, юбки, обувь) – сексуальности. Важно учитывать, также и то к чему привлекают внимание дополнительные элементы одежды. Например выделение одежды в районе женской груди (фактура, покрой, цвет, рисунок, украшения) будет иметь сексуальный смысл, в том числе и до полного изменения значения одежды верхней части тело до сексуального уровня, а жесткие ботинки (сапоги) с высоким, зафиксированным голеностопном суставом – изменение на властный. Если рассматривать этиологию возникновения такого разделения, то возможно проанализировать использование одежды примитивными племенами, набедренные повязки предназначены для защиты гениталий, причем у женщин грудь обычно не закрывается, а для защиты от травм оружия, веток, холода – повязки и накидки вокруг туловища из крепкой кожи. С другой стороны, влияние надсмотрщика или цензора могут сместить такое соотношение, с учётом того, что в бессознательном противоположности идентичны, и красная куртка, может служить показателем сексуальной нереализованности и попытки привлечь партнера (наподобие яркой расцветки птиц).

Читайте также:  Gant одежда женская пальто

Таким образом необходимо учесть, что такое разделение одежды может иметь и смещенное значение, например при сильной нереализованности одного из инстинктов, одеждой другой части тела можно усиливать и дополнять значение основной проецируемой недостаточности. И наоборот элементы характерные для противоположного инстинкта могут использоваться для фактического, внешнего ограничения, в соответствии с внутренними блоками и запретами. Учитывать необходимо и принятые в обществе сочетания, например мало кто из мужчин оденет красные джинсы (а если оденет, то как раз со значением отрицания общественных норм – то есть властности) и синюю футболку навыпуск – символизирующие сексуальную потребность и властную уверенность, соответствующие его ощущениям, вместо этого скорее всего будет красная футболка заправленная в синие джинсы. Хотя девушке это было бы разрешено, так как для них нет таких жестких запретов на проявление сексуальности (зато куда больше запретов на властность), и это было бы больше значение именно сексуальности, но все же такое сочетание было бы признано «безвкусным».

Существенным является и то, какая часть одежды является закрывающей другую. Например, верхняя одежда (куртка, кофта, пиджак и т.п.), закрывает, удерживает и прикрывает внутреннюю – это обычно является оболочкой обеспечивающей защиту и реализацию потребностей властного инстинкта властной, но также возможно служит для прикрытия сексуальности, при каких-либо запретах на явное проявление этой области. Следует безусловно учитывать и погодные факторы. Заправленность одежды верхней части тела в нижнюю является преимущественно указателем на потребность доминирования сексуального в жизни человека и может объяснять как недостаточностью сексуальной жизни, так и запреты на властную. Например – типично требуемая формальная одежда девушки – белая блузка заправленная в черную юбку. Нивелирование противоположных цветов для инстинктов, наложение сексуальности белого цвета на властную часть верхней одежды блузки, и наложение властности, запрета черного цвета на сексуальную нижнюю часть юбки, в результате – человек лишается индивидуальности, гасится реализация инстинктов, посредством запретов и их противоречивого выражения, что отражает маскулинность нашего общества.

Если у мужчины ярко красная рубашка навыпуск, покрывающая обтягивающие синие джинсы, то этим скорее всего он проецирует значение этой рубашки, как привлекающую оболочку, акцентирующую внимание на себе (властность), для обеспечения сексуальности. В тоже время рубашка прикрывает область гениталий, чем указывает на недостаток сексуальных (либо специальное скрытие этой области, например в мужской среде) отношений при достаточно сильной потребности в них – обтягивание гениталий, ног, талии джинсами. Причем сами отношения он предпочитает в достаточно грубой и физиологичной форме (жесткая фактура ткани). Если же рубашка заправлена (особенно если это не рубашка, а например свитер), то этом может указывать, как на подчинение, приоритетность сексуальной потребности, недостаточности ее реализации для данного человека и в тоже время высокую цензуру, так как заправленная одежда обеспечивает дополнительную защиту, сокрытие гениталий. Здесь следует быть внимательными –так как покрытие гениталий одеждой, либо свободная одежда скрадывающая их очертания может являться признаком «отказа» их демонстрировать из-за достаточной сексуальной реализации, что в нашем обществе встречается редко. Аналогичным признаком сексуальной неудовлетворенности для женщин последнее время является характерное ношение брюк и штанов обтягивающих ягодицы, светлых просвечивающих юбок, вязанных кофт с просвечивающимся лифчиком, легкий топов без лифчика с топорочащимися сосками, не говоря уж о традиционных вырезах одежды на груди, демонстрацией пупка из-за короткой верхней одежды, либо нижней части талии, вплоть до начала ягодиц из-за приспущенных брюк и т.д. Мужчины проигрывают в этом соревновании по природным возможностям демонстрации сексуальных сигналов и больше вынуждены использовать символические элементы и делать акценты заменителями.

Украшательства (пуговицы, брошки, запонки, заколки, оборочки, вышивка и т.п.) зачастую имеют значение сексуального характера, а ухудшения (если они не привлекают внимание к гениталиям или другим сексуальным зонам) функциональности одежды – властного. Другая ситуация, когда украшения (как и другие способы, по контрасту и конкуренции противоположных значений атрибутов одежды) используются для властных символов, позволяя снизить их значение, например украшения оружия. А ухудшение сексуальной одежды, может снизить ее сексуальность (хотя не всегда однозначно, например модные в определенной молодежной среде специальные разрезы на джинсах). Также применение властных и сексуальных украшений или ухудшений может использоваться для реализации внутренних запретов.

Рисунки на одежде, чаще всего, возможно трактовать в свете их прямого символического значения и обычно они добавляют существенные штрихи к общему символическому значению одежды. Например, использование фотографий на футболках, указатель на потребность личности в авторитетах и кумирах, недостаточность властности (в среде околомузыкальной молодежи часто еще на черном фоне, и указывает на характерную фазу периода отделения от родителей), детские рисунки – на потребность в возврате в детское состояние опекаемости и удовлетворения всех желаний родителями и т.д. Также и символизируемые значениям различными изображениями животных, растений, рельефа, предметов и даже абстрактных рисунков с кругами, углами, линиями и т.д.

Существенное значение может иметь использование различной расцветки частей одежды – например основной части куртки и рукавов, тем самым увеличивая соответствие одежды внутренним потребностям за счет акцентуации соответствующих символов. Например, желтая куртка и большие черные вставки на рукаве, символический сигнал «доступен для общения, но не больше».

Конечно, в практике однозначно на основании только нескольких деталей полностью верный вывод сделать сложно, если вообще возможно (только уж для явно выраженных случаев), необходимо учитывать сочетания комплексно. Гармоничное одеяние, сопровождающееся гармоничным поведением – единственный указатель на адекватность жизни человека, за одним исключением, что адекватность оцениваем мы, на основе собственных «отклонений», для других понятие адекватности может отличаться.

При явных же несоответствиях цвета, фактуры, формы и т.д. одежды характеру человека – её значение возможно рассматривать как направленность воздействия одежды на кого-либо. Например, внезапное одевание «сексуальной» обтягивающей и короткой одежды девушкой (которые на ней таковыми и не выглядят), обычно ходившей в платьях, или например, одевание зеленой шелковой блузки, вместо обычного домашнего халата – сигнал необходимости, чтобы сегодня обязательно увидели. Или неожиданное переход на классический костюм молодым парнем – демонстрация потребности изменить свой социальный статус.

То есть следует различать, является ли этот элемент одежды или их сочетания проекцией внутреннего состояния, характера, или же проекция внутренней нехватки, потребности для удовлетворения.

Отдельным интересным феноменом является форма одежды утвержденная в различных социальных институтах, например в армии. Она всегда имеет очень существенное значение, так как призвана выразить/обеспечить среднее значение характеров служащих. Кроме того она обезличивает людей для находящихся вне этой структуры, например мы не замечаем уборщиц, официантов и т.д. В Советское время у солдат была достаточно свободно-бесформенная форма, преимущественно из простой, крепкой и износоустойчивой ткани, практически без украшательств (минимум знаков различий и т.п.) – основной упор на функциональность. У офицеров же обязательная костюмная форма из хорошего материала – представительность и высокостатусность офицера. Во время «перестройки», когда целенаправленно нивелировалось значение армии, солдатам всех видов войск начали выдавать форму «афганцев», просторные «балахоны», хорошо подходящие для жарких климатов с соответствующей расцветкой, но и тех в недостаточном количестве, в результате чего до сих пор армия имеет достаточно пестрый вид. Офицеры также начали носить примерно такую же форму, свободно-функциональную, но в тоже время мало выделяющую их из рядового состава, что возможно и выгодно во время боя, но в мирное время понижает их статусность и не только для солдат. В тоже время для милицейского состава, форма которых несколько раз пересматривалась, все улучшаясь, к настоящему времени ввели в их обиход кожаные куртки (одежда из кожи живых существ, более властна, чем растительная или синтетическая) – указывая на смену военного государства на полицейское.

Отдельным, еще не рассмотренным блоком является косметика, призванная повысить или наоборот снизить символическое значение органов лица. В целом использование косметики аналогично рассмотренному использованию одежды, аналогии провести не сложно – значительное использование «грима» соответствует тяжелой одежде, а легкие «подправляющие мазки» достаточности и удовлетворенности естественными акцентами проекции лицом инстинктов и потребностей. Поэтому в целом использование косметики достаточно прозрачно, а различные типовые вариации не очень сложны для анализа. Примером может служить указание на характер, выбираемой цветовой гаммы (следует учитывать, впрочем как и для одежды, возрастные особенности). Другим известным примером служат методы акцентирования губ и рта, как символа женских гениталий, путем использования обесцвечивающих помад, прячущих губы или наоборот ярко-красных оттенков.

Читайте также:  Уникальные ткани для одежды

Другим блоком символических значений одежды, точнее не ее самой как символики элементов одежды покрывающей тело, а акцентов одеждой на символических значениях элементов туловища являются «одежда для»: головы, кистей, стоп, шеи. Например мужчины для этого могут одевать красные шапки или кепки на голову, а женщины красные платки на шею – привлекая внимание к символическим заменителям гениталий. Сюда же можно отнести тонкие кожаные перчатки, либо толстые вязанные варежки – либо демонстрация пальцев, либо обеспечение их теплой защиты, причем часто не очень коррелирующее с погодой (некоторые наоборот не носят никаких перчаток, шапок независимо от мороза).

Поэтому, безусловно, при анализе следует помнить о базовом влиянии погоды на выбор одежды. Но явное несоответствие сочетаний внешней одежды температурным и влажностным условиям окружающей среды является прямым основанием для большего символического значения одежды, чем функционального, классическим примером здесь служить Гоголевский рассказ «Шинель».

Конечно в силу единого источника – психологических феноменов человека, фракталогичности жизни индивида, символические значения одежды, схожи по аналогии с домами, автомобилями и другими объектами человеческих проекций.

Книга дает обширный материал по проявлению символов бессознательного в повседневной жизни с точки зрения психоаналитической теории. Приведены основы психоанализа для облегчения понимания некоторых подходов не специалистами. Издание расчитано на широкий круг читателей, а также специалистов в области психологии, психоанализа, культуры.

Источник

Одежда: классификация и виды

Одежда — это совокупность предметов (из ткани, меха и т. п.), которыми человек покрывает своё тело для того, чтобы защититься от негативного воздействия внешней среды, а также для соблюдения моральных норм, существующих в обществе.

Человек стал шить одежду из шкур убитых животных около 30 тысяч лет назад с одной единственной целью защитить себя. До него ни одно млекопитающее на земле никогда не использовало в целях защиты своего тела одежду. С течением времени одежда постепенно стала выполнять и многие другие функции.

Функции одежды

Под функцией одежды понимают ту роль, которую она выполняет в жизни человека. Функции современной одежды делят на утилитарные и социально-эстетические.

  • Утилитарные функции одежды заключаются в ее практической полезности. В бытовой одежде их подразделяют на защитные и утилитарно-практические: практическую и назначения.
  • Социально-эстетические функции одежды состоят в ее духовной полезности, т.е. способности одежды предметно-чувственным образом отображать свою естественную и общественную целесообразность, красоту и совершенство, нести в себе определенную информацию. В эту группу входят функции: морально-этическая, информативная, визуально-коммуникативная, воспитательная и художественно-эстетическая.
  • Защитная — наиболее важная в группе утилитарных и обеспечивает защиту человека от неблагоприятных влияний, химической, биологической, естественной среды и механических повреждений.
  • Практическая функция, присущая некоторым видам одежды (грации, пояса, бюстгальтеры и др.) заключается в фиксации отдельных участков тела в определенном положении или придании им определенной формы.
  • Функция назначения заключается в обеспечении одеждой физической возможности эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена, т. е. работы, отдыха, сна и др.
  • Морально-этическая функция одежды обусловлена традициями, обычаями общества, которые диктуют вид одежды, способ ее ношения.
  • Информативная функция одежды заключается в ее способности информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может поведать и о человеке, который ею пользуется, и о его культуре, вкусе, наклонностях, возрасте и др. Кроме того, сам облик вещи несет информацию человеку о том, к какому классу, типу она относится, каким образом следует с ней обращаться и т. п.
  • Визуально-коммуникативная функция заключается в том, что одежда способна выступать в качестве визуального посредника в общении между людьми, передавая определенные сведения от кого-то кому-то. Эта функция возникла из естественной потребности деления людей по внешним признакам одежды на определенные группы в целях регулирования взаимоотношений между ними, и одежда выступает таким признаком отличия групп.
  • Воспитательная функция одежды заключается в воспитании и развитии эстетических вкусов, так как воспитывают не только люди, события, но и вещи. Особенно ярко эта функция проявляется в детской одежде, которая дает первые уроки эстетического воспитания детям.
  • Художественно-эстетическая функция заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение своей художественностью, выразительностью, гармонией с окружающей средой и внешним видом человека.

С помощью одежды часто стремятся подкорректировать фигуру. Длительное время отсутствие стройной талии компенсировалось тугими корсетами, создававшими иллюзию стройной фигуры. Слабые плечи мужчин обычно компенсируются ватином в плечах пиджаков, пальто.

Женская грудь, не дотягивающая до эталонных размеров, порою компенсируется особыми бюстгальтерами, ухищрениями в покрое платья. Нестройные ноги скрываются длинными юбками и брюками. Одежда скрывает то, что показывать нежелательно, и создает иллюзию наличия того, что на самом деле отсутствует.

Требования к одежде

Качество одежды характеризуется совокупностью потребительских и производственных свойств изделия, определяющих степень его пригодности для использования по назначению.

Потребительские свойства одежды определяются гигиеническими, эксплуатационными и эстетическими требованиями. Производственные свойства — экономичностью и технологичностью конструкции изделий.

  • Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. К ним относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость. Эти требования обеспечиваются соответствующим подбором материалов для одежды, многослойностью и конструкцией изделий.
  • Эксплуатационные требования предусматривают удобство пользования одеждой и надежность ее в эксплуатации. Удобная одежда обеспечивает свободу движений и дыхания человека. Легкое надевание и снимание; надежность в эксплуатации означает безотказную службу одежды в течение всего периода носки до момента ее морального или физического износа.
  • Эстетические требования включают художественное оформление одежды, подбор материалов по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.
  • Производственные требования направлены на обеспечение изготовления одежды с рациональным использованием материалов и минимальной трудоемкости обработки, которые являются основными факторами снижения себестоимости изделий.
  • Для обеспечения высокого качества продукции и снижения трудоемкости ее изготовления используют технологичные конструкции, при разработке которых учтена возможность применения наиболее эффективных методов изготовления одежды, нового оборудования и осуществления комплексной механизации и автоматизации швейного производства. Пошив одежды должен выполняться в полном соответствии с требованиями Госстандартов и технических условий.
  • Экономические требования предусматривают снижение себестоимости изготовления изделий, минимальный расход материалов, уменьшение времени на изготовление изделий, унификацию узлов и деталей и др.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

Современная одежда выполняет множество функций и весьма разнообразна по назначению. Чтобы лучше разобраться в ее многообразии и определить требования, предъявляемые к каждой группе швейных изделий, принято одежду классифицировать.

Под классификацией понимается разделение всего ассортимента одежды по какому-либо признаку. Все виды одежды в зависимости от области их использования можно разделить на следующие классы.

1. По общему назначению: бытовая одежда, спортивная, специальная, ведомственная, национальная.

  • Бытовая одежда — это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Она подразделяется на подклассы: по способу использования и по условиям эксплуатации.
  • Спортивная одежда — это одежда для профессионального и любительского спорта.
  • Производственная одежда — это одежда для ношения в различных производственных условиях. В одних случаях решается как специальная защитная одежда — на металлургических, химических предприятиях и др., а в других случаях — как символическая (одежда для дорожных рабочих — оранжевые жилеты).
  • Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся и т.д.
  • Национальная одежда заключает в себе традиции народного костюма. Она может быть повседневной, выходной или обрядовой.
Читайте также:  Одежда с надписью ислам

2. По способу использования: домашняя одежда, повседневная, выходная, для отдыха.

  • Домашняя — комфортная функциональная одежда для ношения в свободное время.
  • Повседневная — одежда для выхода из дома (на работу, в гости, на мероприятия и т. д.). Должна соответствовать ситуации для поддержания имиджа человека; в случае работы возможен дресс-код.
  • Выходная — одежда для торжеств, приёмов, праздников. Подчиняется дресс-коду.

3. По условиям эксплуатации: верхняя одежда, легкая одежда, нательная.

  • Верхняя — пиджаки, жакеты, пальто, плащи, куртки и другие виды одежды, предназначенные для ношения в прохладное время года.
  • Легкая — платья, блузы, сорочки, юбки, брюки и т. д., т. е. те виды одежды, которые носятся либо в теплое время года, либо под верхними изделиями.
  • Нательная — виды одежды, которые надеваются непосредственно на тело человека, т. е. белье, ночные сорочки, пижамы и т. п.

4. По виду материалов одежду подразделяют на одежду из шерстяных, шелковых, х/б, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.

5. По сезонам: зимняя одежда, летняя, демисезонная, внесезонная.

6. По половозрастному признаку: женскую, мужскую, детскую.

7. По способу носки:

  • Поясная — брюки, шорты, юбки.
  • Плечевая — платья, сарафаны, жилеты, пальто, халаты, куртки.

Также следует отметить, что есть такая классификация, как по размерам и ростам. Это позволяет каждому человеку подобрать наиболее оптимальный вариант той или иной вещи.

ВИДЫ ОДЕЖДЫ

Одежда — это то, без чего мы не представляем своего существования. Времена Адама и Евы давно прошли, и сегодня на полках магазинов можно встретить различные виды одежды. Некоторые из них очень похожи и поэтому многие женщины, к примеру, кардиган называют пиджаком, водолазку — джемпером и т. д. Чтобы не было подобной путаницы, мы разберемся, чем отличаются различные виды одежды. Итак… виды одежды.

Пальто — это верхняя одежда на пуговицах, в зависимости от моды они могут быть различной длины, шьются из разнообразных теплых материалов. По сезонам делятся на зимние, летние и демисезонные. Этот вид одежды обычно изготавливают строгой формы, полуприлегающего или прямого силуэта, однобортное или двубортное. Могут быть лацканы, карманы, воротник, пояс.

Полупальто отличается от пальто заметно меньшей длиной.

Плащ — это демисезонная верхняя одежда чаще всего на пуговицах. Бывает двубортный и однобортный. Плащи шьются из водонепроницаемых и водоотталкивающих тканей, а также из пленочных материалов.

Разновидность плащей — накидки.

Куртка — это верхняя одежда с подкладкой. Как правило, куртка короткая, но есть и удлиненные модели. Может быть воротник, капюшон, карманы. Этот вид одежды отличается спортивным стилем. В качестве застежек используются пуговицы или замки-молнии.

Пуховик — это куртка, у которой внутри перо и (или) пух подкладка. Верхняя часть, как правило, стеганая. Хотя внешний материал может состоять из шерсти, меха и т.д.

Ветровка — это легкая куртка из непромокаемого материала, она защищает от ветра и дождя. Отличительная черта: нет подкладки.

Пиджак — это и официальная и модная одежда. Этот вид одежды является непременным атрибутом любого делового стиля. Они бывают однобортные и двубортные. У двубортного пиджака полузанос борта до 12 см и два ряда пуговиц, из которых один ряд застегивается.

Жакет — это исключительно женская одежда, разновидность пиджака, укороченная его версия. Может быть с длинными и короткими рукавами. Его используют в повседневной жизни.

Брюки (штаны) — это общее название одежды для нижней части тела. Отличительная черта — колени закрыты, как правило, штанины длиной по щиколотки. На пояс брюк пришиваются шлевки для продевания ремня. Они могут быть с карманами или без. По сезону делятся на зимние, демисезонные и летние. Фасоны весьма разнообразны: шорты, лосины, бриджи, джинсы.

Шорты — это короткие брюки. Длина штанин варьируется от мини и до колен.

Лосины — это обтягивающие эластичные брюки.

Бриджи — это вид брюк, длиной ниже колен. Изначально с манжетами, а сверху широкие. Сейчас покрой и фасон могут отличаться.

Джинсы — это брюки из денима. Раньше были только синего цвета, сегодня — любого оттенка.

Жилет — это одежда без рукавов. В классическом варианте надевают под пиджак. То есть жилет является составной частью костюма-тройки.

Блуза (блузка) — это женская одежда свободного фасона. Изготовлена из легкой, иногда полупрозрачной ткани (шифон, шелк, полиэстер и прочее). Характеристики: пуговицы (хотя их может и не быть), воротник, манжеты (если есть рукава), оборки, рюши, аппликации.

Юбка — это женская одежда для нижней части тела, облегающая ноги и бедра вместе. По форме они бывают широкие, узкие, прямые или расклешенные, со складками или без. Юбки могут быть гофрированными, плиссерованными, на кокетке и без нее. Фасонов много. Привязки к материалам нет.

Саронг — юбка, свободно запахнутая вокруг бедер, запах от одной трети до половины общего объема.
Разновидностью юбок являются юбки-брюки.

Платье — это одежда, которая состоит из соединенного верха и юбки. По покрою их разделяют на цельнокроеные и отрезные. Основные детали этого вида одежды: спинка, перёд, рукава (или без рукавов), воротник.

Платья могут быть разнообразного стиля: классическое, фольклорного стиля (с отделкой вышивкой, кружевами, бейками), платье-туника, вечернее, свадебное, платья для коктейлей. У платьев могут быть различные вырезы горловины, покрой рукава, воротника, фасон карманов.

Сарафан — это разновидность платья без рукавов и воротника, иногда на бретелях.

Джемпер — это предмет вязаной или трикотажной одежды для верхней части тела без воротника с характерным круглым воротом, надеваемый через голову. Этот вид одежды отлично подходит как к деловому, так и к романтичному стилю.

Свитер — это джемпер с воротником (высоким, широким, объемным и т.д.), обычно с длинными рукавами. Свитер, как правило, вяжется крючком или спицами. Тип вязки может быть самым разнообразным.

Пуловер — это джемпер с v-образным вырезом.

Гольф (водолазка) — это джемпер с очень узким, плотно облегающим шею воротником.

Кофта — этот вид одежды обязательно должен быть на пуговицах или других застежках спереди снизу доверху. Наличие застежки является отличительным признаком кофты.

Кардиган — это трикотажная кофта без воротника с глубоким V-образным вырезом. Может быть мужским и женским. В женском варианте много фасонов и видов декора. Длина тоже варьируется.

Болеро — это короткая женская кофта (с пуговицами или нараспашку), длина которой чуть прикрывает грудь.

Футболка — может быть женской и мужской. Рукава: короткие, до локтей, 3/4 или длинные. Вырез круглый, как правило, без воротника. Материал — хлопок или ткани с его составляющими. Может быть и однотонной, и с принтом.

Поло — это футболка с длинным или коротким рукавом. Отличительная черта — отложной воротник и пуговицы (молния) в верхней части.

Тенниска — то же самое, что и футболка поло.

Майка — это мужская (женская) одежда без рукавов для спорта, повседневной жизни. Вырезы и декольте зависят от стиля. В основном майка одноцветная одежда, может быть декор на груди.

Комбинезон — это мужская или женская одежда, состоящая из брюк (шорт) и верха, соединенных между собой.

К чисто мужской одежде можно отнести и китель. Конечно, это форменное изделие, но его довольно часто носят и в повседневной жизни. От обычного пиджака он отличается разновидностями воротника. Китель может иметь как отложной, так и воротник-стойку с однобортной глухой застежкой.

Как видим, виды одежды достаточно разнообразны и имеют множество классификаций. Помните, что встречают по одежке, а провожают по уму. Одежда придумана для того, чтобы украшать себя. И разнообразие в ваш образ вносят именно различные виды такой одежды.

Источник