Меню

Одежда как символ власти



Одежда

Внешний символ духовной активности, отражая выполняемые человеком функции и его общественный вес.

Одежда впитывает в себя престиж и силу того, кто её носит: люди стремятся прикоснуться к облачению папы, как некогда — к камзолу, перчаткам, сапогам короля во время торжественных процессий.

Мантия, которую надевает король в церемониале восхождения на трон, символизирует небо.

Шляпа (кепи, фуражка) служит иногда знаком социальной принадлежности . Как и Золотой Балдахин Будды, головной убор выступает символом власти.

Символами принадлежности к клану служат монашеская ряса, военная форма. Снять их — значит выйти из общины, порвать с ней связи.

Содержание

Египет [ править ]

Уже древние египтяне изображали Исиду в многоцветной одежде со множеством прихотливых складок, желая показать этим, что пассивная и материальная сила принимает различные формы и пользуется разными способами для того, чтобы по собственной воле смягчиться под действием активной возвышенной силы.

В то же время одежда Осириса была простой и светлой, что означало единство его сущности и незыблемую универсальность власти.

Китай [ править ]

В Древнем Китае облачение императора считалось синтезом Вселенной. Оно состоит из сущности мира, внизу имеет четырехугольную форму, что символизирует Землю. Круглый балдахин над его четырехугольной колесницей означает Небо, на тканях его платья изображены самые могущественные созвездия, и благодаря знакам (Солнце, Луна, звезды, молния и т. д.) на одежде Единственный Человек вступает в прямое общение с наиболее действенными благотворными силами.

Костюм должен представлять собой единый ансамбль, все детали которого отвечают закону соответствий. Мундир чиновника должен быть окрашен в один из пяти основных цветов, а его нижнее белье . иметь одну из соответствующих промежуточных расцветок. Колпак, самая благородная часть одеяния, должен быть изогнут в зависимости от обстоятельств: траура, воздержания, опалы, деловой встречи, присутствия начальника и т.п.

Для того чтобы их приняли при дворе, лица благородного происхождения должны были носить одежду, соответствующую положению, времени года, обстоятельствам и достоинству Императора.

Одежда должна состоять из двенадцати полотнищ, так же, как год — из двенадцати месяцев. с закругленными рукавами, формой своей подражающими кругу, загнутым воротником; шов на спине должен быть прямым, как стрела, символизируя прямоту и порядочность, а на нижней поле — горизонтальным, подобно коромыслу уравновешенных весов.

Психология [ править ]

Одежда служит также символом Persona: того, как выглядим мы в глазах других, социального положения, профессии и роли в обществе.

Онейрокритика [ править ]

Новая одежда, увиденная во сне, означает новое положение, новое отношение к жизни или другим людям. Порванный или неподходящий в данных обстоятельствах костюм (или платье) выдает в человеке уязвленное самолюбие или чувство неполноценности. Носить во сне униформу означает недостаточную оригинальность или чисто механический подход к жизни.

в традиционной культуре славян выступает как противоположность наготе по признаку «культура -природа» и идентифицирует человека по этническим, половым, возрастным, ритуальным и другим признакам, маркируя оппозиции свой—чужой, мужской— женский, старый—новый, будни—праздники, обыденное—сакральное. Разные части О. имеют неодинаковую семантическую нагрузку и функционируют в различных сферах народной культуры. Так, среди деталей мужской О. наиболее «нагруженными» являются рубашка, шапка, штаны и пояс, из женских атрибутов — рубашка, пояс, фартук, используемые в календарной и семейной обрядности как охранительные и продуцирующие средства. У славян широко известно поверье, что первая О. человека воздействует на всю его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго, в старую нестиранную рубашку отца, «чтобы он его любил», старую О. отца или матери, а для пеленок использовали части О. взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества. Если в семье умирали дети, то повитуха принимала новорожденного в штаны отца или в рубашку, сшитую старой женщиной во время родов. У славян существовали особые виды одежды, свидетельствующие о вступлении в брачный возраст: понева — вид женской набедренной О., фартук и украшения у девушки, пояс и шерстяные штаны у парня. Замужние женщины отличались особой прической (убранные волосы) и головным убором: чепец, кокошник, наметка, белый платок. Молодая в первый год после замужества носила яркую, праздничную О. со множеством украшений, что имело охранительную и продуцирующую функцию. Новая О. использовалась в свадебном обряде (костюм жениха и невесты), при похоронах, первом севе, посеве льна. У русских в первый день Нового года девушки надевали все новое, чтобы у них всегда были обновы. Старая О. использовалась чаще в качестве апотропея (в родинах, ряжении, аграрно-скотоводчес-кой магии). В Московской губ. отелившуюся корову окуривали из старого лаптя, стоптанный лапоть вывешивали в курятнике. О. часто выступает в роли двойника человека, метонимически замещая его. Так, у сербов Краины беременная женщина, у которой не держатся дети, до рождения просит попа окрестить ребенка, совершив ритуал над его рубашкой, чтобы защитить его от смерти. В Болгарии известны случаи помолвки и даже бракосочетания невесты с шапкой или штанами жениха. Ю.-слав. погребальный обряд предусматривает возможность оплакивания и даже погребения одежды покойного, если смерть случилась вдали от дома. Сходные по семантике действия известны и русским, где на сороковой день в дом приходил об-мывалыцик в одежде покойного, как бы представляя последнего (Пензенская губ.). Широко известны магические манипуляции с О. в народной медицине, любовной и вредоносной магии. О. больного относили на дерево, на придорожный или кладбищенский крест, протаскивали через прокоп в земле, через расщепленный ствол дерева, бросали в воду источника и др. В сев.-зап. Сербии верили, что венчальная О. помогает при родах, а у русских в подобных случаях использовали штаны мужа роженицы. В свадебное платье или фартук невесты словаки закутывали детей, страдающих «слабостью», а в полесской традиции ребенка во время судорог накрывали «вш-чаним платтям». Желая обеспечить себе любовь до смерти, девушка должна была связать кусок своего белья и кусок от белья парня и закопать их на кладбище под могильным крестом (Спиш, Словакия). В Полесье известно поверье, что плодовитость невесты можно уничтожить, надев на нее мужскую О. В календарной обрядности О. использовалась при ряжении (колядование, масленичные обходы) и в аграрной магии. У всех славян широко известно переодевание в О. противоположного пола, что имело продуцирующее значение. Переодевались и на южно-славянской свадьбе при замешивании хлеба и в маскарадных играх после объявления о невинности молодой. На Брянщине при посеве льна хозяин надевал женский фартук, куда клал семена, а в Рязанской области, отправляясь сеять, мужчина нес семена в собственных штанах. Во многих славянских традициях известен обычай подкладывания под порог хлева различных частей О. (фартука, штанов, пояса). Считалось, что расстеленная под ногами скота О. «привязывает» его к дому, хозяевам. У южных славян в мужских и женских календарных обходах использовалась свадебная О., что должно было обеспечить молодежи скорое вступление в брак. Существовал ряд запретов на изготовление О. в определенные периоды времени. В Славонии женщины не пряли в доме, пока там лежит покойник, иначе будут неметь руки. У словаков в Горегронье нельзя было прясть в Пепельную среду: конопля и лен не вырастут, а нитки принесут несчастье тому, кто носит О. из них. У южных славян запрещалось шить и чинить О. в средо-постную среду, Андреев день, Лазарев день. У балканских славян широко известно табу на изготовление мужской О. во время «волчьих дней», чтобы волки не трогали пастуха и его стадо или охотника. Нередко в обрядах и повседневной жизни использовалась О., вывернутая наизнанку для защиты от «злых сил» и «сглаза», ночного путника, роженицы, жениха и невесты на свадьбе, родственников покойного во время траура, чтобы душа не узнала их и не смогла бы им причинить вреда, если те случайно обидят ее. Но одетая навыворот шуба могла иметь и продуцирующее значение, как пожелание богатства, плодовитости и благополучия в свадебном обряде и при крещении ребенка, когда его перед выходом в церковь клали на вывернутую шубу. Цвет О. имеет знаковую функцию в семейной обрядности: при трауре -черный и белый; на свадьбе — красный и белый; старики носят черную О.; у некоторых мифологических персонажей: демоны судьбы — в черной О., юды, самовилы, ведьмы — в белой, змеи имеют серебряную рубашку. В фольклоре известны «чудесные» атрибуты О.: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, плащ-невидимка у южных славян. Лит.: Г.С. Маслова. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX— начала XX в. М., 1984. Е. С. Узенёва Христианство = [ править ]

Читайте также:  Какую именно одежду нужно маркировать

Одежда без швов один из символов Страстей Христовых.

Черновые материалы [ править ]

Одежда из шкур, в которую облачались римские носители орлов легионов, как представляется, имеет тотемическое происхождение.

Возможность связи между мазохистской концепцией «мехов» (Захер-Мазоха «Венера в мехах») и их повседневным использованием женщинами.

Пятнистая шкура животного (типа пантер), разноцветная или переливчатая ткань являются символами Целого (бога Пана).

В поэме «Aurelia», которая изобилует символами, Нерваль говорит:

«И богиня моих грез предстала предо мной, смеющаяся, одетая в индийские одежды. Она стала ходить перед нами, и луга снова зазеленели, а цветы и травы вырастали прямо из-под её ног».

В другом месте поэмы Нерваль так украшает одежду своей возлюбленной, что она становится неотличима от цветов и трав.

Одежда из цельного куска ткани — означает целостность, интеграцию, целостность традиции. Рвать одежды — значит рвать традицию.

Источник

Одежда как символ власти

Символика одежды

Слово “одежда” — по-французски “vetement”, имеет связь с санскритским словом “vas”, означающем “жить в резиденции, в жилище”. “Vas” также является корнем слова “vasàna”, что значит “тканая одежда”. Латинское слово “habitus” переводится одновременно как “привычка” и “жилье”, поэтому во французском языке одежда еще обозначена словом “habit”, т.е. “покров, под которым живет человек”. Таким образом, происхождение слова “одежда” кроется в понятии “дом”, “жилище”, что в традиции всегда имело значение некого микрокосмоса, в котором на маленьком уровне повторяется модель макрокосмоса в его целостности и гармонии. И дом и одежда были не только укрытием, но символизировали определенные жизненные процессы, были ритуальными. Они призваны были защищать человека от внешних воздействий, но не только физических, гораздо более психических и духовных. И дом и одежда помогали создать и сохранить гармонию в душе человека. В истории существует много примеров, когда особое значение придавалось не крепости стен и не утилитарности и прочности одежды, а знакам и символам, которые одухотворяли пространство. У многих народов чтобы овладеть кем-либо, совершается магическое действие над одеждой человека. Одежда органически связана с его носителем, является его символом. Одежду защищали не менее, чем защищали самого человека.

МОДА.
Такому интересному явлению как мода история насчитывает не один век и даже не одно тысячелетие. Уже в Египте, Греции, Риме встречаются прецеденты на то, что мы сегодня назвали бы модой, хотя многое происходило по-другому и на других основаниях. С каждым столетием мода становилась все более “экстравертным” явлением и, наверное поэтому, все более быстротечно и трудноуловимым. В отличии от древних эпох, все менее совместимы такие понятия как канон и мода, классика и мода, традиция и мода. Все больше мода стала напоминать быстро переменчивую волнообразную психику человека. Суммируя опыт веков, психологи отмечают двоякий характер моды. С одной стороны, мода отражает стремление человека к обновлению, к смене старых форм. Модная одежда выполняет своеобразной биооболочки которая помогает человеку жить в соответствии с природными ритмами. С другой стороны, отмечено, что чем выше культура человека тем устойчивее и индивидуальнее его вкусы, тем вульгарнее в его глазах слепое, механическое следование моде, тем меньше для него опасность стать жертвой моды. Мода стала требовать все новых и новых ценностей. Они меняют друг друга не накапливаясь. “Моральное старение” моды стало наступать прежде, чем она успевает исчерпать все свои формы. Ценность любого обьекта современной моды – оригинальность. Очень быстро этот обьект становится предметом для подражания, поэтому также быстро он теряет оригинальность, свою ценность и смысл. Возможно, отмечают психологи, современная мода лишь отражение более глубоких явлений – например, недолговечности и непрочности принципов и идеалов которыми живет само общество.

ЗЕРКАЛО.
Зеркало имело в традиции богатую символику, наделялось магическими свойствами не только в храмовых церемониях, но служило ритуальным обьектом и в повседневной жизни человека. Основное значение зеркала вытекает из отношения древних ко всем образам формам и явлениям как к отражению мира божественного, который находится в “зазеркальном” пространстве. Отражение в зеркале – это тоже явленный, временный мир, но это и возможность войти в иное пространство, встретиться с душой, истиной всего того, на что человек настроит свое внимание и что ему в данный момент актуально. В обрядах в священном зеркале появляется божество. Когда человек смотрит на себя в зеркало – он может встретиться со своей бессмертной душой, узнать истину о самом себе. В буддизме зеркало – символ души в состоянии чистоты, отраженная истина, просветленный ум. Зеркало является одной из восьми драгоценностей в китайском буддизме и означает искренность. В христианстве зеркало олицетворяет Деву Марию поэтому ее называют “Зеркалом Праведности”. В индуизме зеркало призвано напоминать что все есть лишь отражение, майя и что нужно смотреть в глубь вещей. В японской культуре встречается “обвиняющее” зеркало – когда человек смотрит на себя в зеркало, он узнает свою природу и если он видит зло, зло должно быть уничтожено. “Зло разрушается, когда узнает себя”. Не случайно зеркало считалось источником красоты и гармонии на земле. Древний ритуал одевания храмового божества перед зеркалом происходил ежедневно и предназначался для того чтобы божество “увидело” свое отражение и имело возможность опуститься на землю. Также и человек каждый день обращался к зеркалу как возможностью встретится с богом и самим собой, чтобы прожить свой день достойно и вспомнить предназначенное. На древних зеркалах мы видим изображение божеств-покровителей красоты и гармонии, магические символы и знаки, а сами зеркала обычно имеют форму солнца или луны, к которым также относились как к отражению высшей истины. В Египте, например, ритуал одевания перед зеркалом происходил в то время, когда солнце поднималось над горизонтом и человек вместе с солнцем и природой проживал состояние воскрешения и обновления. Египетские зеркала – это диск солнца, поднимающийся из цветка лотоса, который охраняет бог Бес.

Читайте также:  Секонд хенд камуфляжная одежда

Строгая символическая система в традиционном костюме вытекает из глубоких представлений древних о миропорядке, космосе, природе и человеке. Например китайская философия гласит, что отцом всех событий является небо, а матерью – земля. Небо изображали в виде круга (символ бесконечного), а землю — в виде квадрата (конечное). Соединением этих двух начал обьяснялась сущность мироздания. Кроме национального китайского костюма было построено сочетание этих двух геометрических фигур. Развернутая в плоскости одежда представляет мандалу – графическое изображение картины мироздания. (Подобную геометрию имеет крой одежды многих народов.)
Геометрический вид формы русского женского костюма – трапецию или треугольник. Весь силуэт напоминает гору с прочным широким основанием и вершиной в виде нарядного головного убора. В русском женском костюме доминирует идея неба. Весь костюм обильно украшался символами солнца, мирового древа, большим количеством изображений птиц. Сама женщина ассоциировалась с птицей. (как и у других народов) – ее звали “голубушкой”, “лебедушкой”, “утушкой” и т.п. Названия головных уборов тоже “птичьи”: “кокошник”, “кика”, “кичка”, “сорока” и т.п. Кокошники украшались изображением птиц или пушками, изготовленного из лебяжьего или гусиного пуха. Важный элемент костюма – обильная вышивка на предплечьях – там, где символически у женщины вырастают крылья. Вышивка на предплечьях содержала символы поля пространства, где по представлению древних небесное и земное встречаются. Подол украшался символами земли, плодородия, счастья.

Ученые доказали, что многие украшения в традиционном костюме (обручи на различных частях тела, тяжелые подвески и серьги, короны и диодемы на голове) являлись не только украшениями, но и активными биостимуляторами, расположенными на самых важных частях человеческого тела и способствующими многим жизненно важным процессам в организме человека, поэтому все они несли охранительную функцию, нежели украшательную (подобно тому, как символами в доме человека охранялись очаг, двери, окна и т.п.) Например важным элементом в костюме всегда были серьги или подвески закрывающие уши. Ухо – сосредоточие жизненно важных точек в жизни человека. У многих народов существовало представление, что через уши человек слышит дыхание жизни и дыхание мира иного.
Ожерелье, цепочка или воротник в традиции обозначают божественную силу, пост и достоинство. Подобно бусинам в ожерельи или звеньям цепи, человек должен соединить множество явлений единой нитью, создать порядок и гармонию внутри себя.
Важнейшим элементом в одежде всегда был пояс. С одной стороны, он имел значение круга Жизни и Судьбы, поэтому был связан с обетами, служением, посвящением. С другой стороны он символизировал силу, победу, верность и чистоту. Надеть пояс или опоясаться – значит приготовиться к некоему действию или быть обязанным отправиться в путь. Пояс чистоты богини ( пояс Исиды, пояс Афродиты) – защитный талисман, поэтому дамы носили пояса связанные с именами великих богинь. Пояс обычно располагался на уровне солнечного сплетения (в “калите”-рус.), разделяя фигуру человека по золотому сечению, что символизировало соединение в человеке двух начал – небесного и земного.
Символическое содержание имела и обувь человека. Одеть обувь – значит выбрать правильный путь, научиться контролировать себя. Невеста всегда получала от жениха в подарок обувь. В знак того, что ее жизнь берется под покровительство и охрану мужа, который будет вести жену по верному пути. Снять обувь при входе в святое место – значит оставить снаружи контакт с земным и войти в храм со смирением.

ВОЛОСЫ.
Волосы всегда считались хранилищем жизненной силы, а также силой мысли и памяти в человеке. Волосы на голове считались естественным восприемником высших сил и вдохновения, украсть или отрезать локон означало победить и украсть у человека солярную силу, содержащуюся в волосах-лучах. Мы встречаем у многих народов целый свод советов правил и запретов по уходу и обрезанию волос.
Ровные ряды здоровых, хорошо уложенных волос символизировали достоинство человека, контроль над жизненными силами, ясность разума, невозмутимость и спокойствие. Взлохмаченные, неубранные волосы символизировали одержимость, хаос, страх, потерю разума. У многих народов распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные или заплетенные волосы – брак и служение (подчинение) определенным обетам.
Острижение волос имело всегда двоякий характер – обычно волосы никогда не стригли просто так, остричь волосы означало для человека потерять самого себя, свою память. Острижение волос всегда носило обрядовый характер, символизировало для человека посвящение себя служению чему-либо, отказ от всего нечистого,, что обременяло до сих пор, это всегда было связано с началом новой жизни для человека, несло силу обновления. В отдельных культурах известно бритье волос и ношение париков. В таких случаях предполагалось, что человек является хозяином своего тела и бреется ради чистоты. Парики же, снабженные талисманами позволяли человеку сохранять внутреннюю и внешнюю гармонию и символизировали высшие силы в человеке. За париками тщательно ухаживали и держали в строгом порядке.

Особое значение в национальном костюме придавалось цвету, как наиболее сильному средству передачи ценностей и понятий, отражающих природу человека и его ориентацию в пространстве. Сегодня уже научно доказано, что цвет, более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека и одновременно это один из самых сильных факторов восприятия окружающего мира. Цвет может менять настроение человека, вызывать определенные воспоминания и ассоциации. Нередко можно услышать как цвета называют веселыми и грустными, серьезными и легкими, свежими и тусклыми. Эти эпитеты концнетрируются вокруг психологического феномена цвета по аналогии с настроением человека. В традиции каждый цвет как и звук наделяли свей силой, своим содержанием. При довольно стабильных формах костюма, всегда существовало разнообразие цветовых сочетаний, так как цветовая символика костюма изначально тесно связана с отражением многообразных жизненных процессов. В древних государствах любили насыщенные цвета выразительных тонов. Здесь мы почти всегда имеем дело с чистыми цветами известного нам цветового спектра. Замечено, что использование полутонов и менее сочных цветов появляется тогда, когда в обществе теряют свое прогрессивное значение высокие идеалы и морально этические нормы, усложняются общественные отношения. Вместе с этим вырождаются цветовые вкусы, согласование цветов становится сложнее, появляются блеклые, минорные или изощренные цветовые сочетания. Этим, например, характерен конец 19 века, когда любимыми сочетаничми были серо-голубой, серо-желтый, блекло-фиолетовый, блекло-зеленый цвета. 20 век характерен тем, что человек стал использовать искусственные синтетические цвета, которых мы не встретим в окружающей нас природе; такие цвета бысторо возбуждают и утомляют психику. Все это говорит лишь о потере очень тонкой и глубокой культуры обращения с цветом о которой нам может рассказать традиция.

Читайте также:  Рецепты удаления пятен с одежды

БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
У всех народов этот цвет олицетворял чистоту, невинность и целомудрие. Он часто символизировал особо выраженное в традиции понятие “счастья”, использовался в праздничной свадебной одежде. В классическом Египте, например, вообще исключались какие-либо цвета кроме белого, а яркость наряду придавали многочисленные украшения из камня и металла. В Японии белое носили представители юстиции в знак неподкупности и чистоты. В некоторых культурах белый цвет был также цветом потустороннего мира, где душа после смерти человека возвращается к самым чистым истокам. В Китае существовало понятие белого траура в момент смерти человека. Для египтян белый цвет символизировал свет который разгоняет демонов тьмы и указывает на рождение нового дня. Мудрецы всех времен считали белый цвет одним из самых мистических, т.к. он содержит в себе все остальные цвета.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.
Это не только цвет ночи и тьмы, но и символ всего таинственного, скрытого, невидимого. Это цвет хаоса, который в потенциале содержит все что должно появиться на свет дня. Также все вещи и события проходя через хаос, возрождаются в мире в новом качестве. Поэтому это цвет трансформации и преображения. В Египте это цвет земли, который дает жизнь двум берегам страны. В Японии – цвет мудрости, тишины и скромности. Древние философы и средневековые алхимики следом после черного цвета помещают белый, что символизирует возрождение. В западно-европейском классическом костюме самым изысканным и торжественным сочетанием является сочетание черного и белого.

Красный цвет.
Этот цвет древние наделяли огненной силой, поэтому он символизировал солнце, стихию огня и был символом жизни. Во многих традициях это цвет царственности, цвет королей и героев, цвет мужества и победы. Часто красный цвет запрещался для обычного пользования, он служил для обозначения священных символов или знаков запрета В Китае и Японии в красном ходили воины и стратеги, во многих других традициях это цвет царской власти.Красный – любимый в русском костюме, красная вышивка на белом – символ чистоты души и одухотворенности божественным огнем (Сочетание красного и белого встречается особенно часто в традиционном свадебном костюме ) В светском костюме слишком много красного выглядит вул ьгарно т к этот цвет требует определенного поведения и поступков.

СИНИЙ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.
Синий цвет – цвет звездного неба. Всегда символизировал встречу с вечным и освобождение от уз сиюминутного, преходящего. В Китае воины носили синюю одежду как знак служения высшим идеалам и благословения неба. Исследования показали , что именно синий цвет успокаивает психику человека, приводит к внутренней гармонии, позволяет сосредоточиться на главном, освобождает от навязчивых мыслей и суетливости.
Голубой – цвет ясного дневного неба, у многих народов символизировал Истину, божественную мудрость и познание. В Египте – это цвет Маат, богини Справедливости(женсккий аспект Тота – бога Мудрости.) Голубым окрашивали волосы и тела богов, что также символизировало высшую мудрость В Китае голубые халаты носили студенты, то есть те, кто встал на путь познания. В Японии голубой символизировал все правильное, разумное, человеческое. В цветотерапии голубой является цветом умиротворенности, спокойствия, гармонии – с одной стороны, и дисциплины, стабильности, уровновешенности с другой.

Желтый –оранжевый цвета
Цвет золота, созревающих хлебов, символизировал плоть богов, неподверженность старению и увяданию.Императоры многих древних государств носилит желтую одежду как символ царского благородства и благополучия а стране. Свело-желтый цвет использовался для изображения женского тела в египетском искусстве, как знак нетленности и вечности жизни. В . цветотерапии использовался, чтобы помочь человеку ощутить радость существования, почувствовать в себе жизненные силы.
Оранжевый – цвет, дающий импульс действию и активности на всех планах. В традиции этот цвет символизировал энергию жизни, созидания, труда. А сегодня терапевты-колористы советуют этот цвет в качестве спасения от депрессий и апатии, пассивности и неспособности к новым начинаниям

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.
Символизирует саму Природу. В традиции встречается как символ пробуждающейся природы, молодых побегов, весны. Талисманы зеленого цвета дарились на счастье. Зеленый цвет — цвет надежды и мистического энтузиазма, цвет юности, свежести и естественности. В цветотерапии известен как лучший цвет для отдыха, для восстановления сил. Психологи рекомендуют его как лучший способ для релаксации.

На распространение в одежде тех или иных цветов часто оказывают влияние происходящие или только предстоящие события, а также доминирующие в обществе идеалы. Например, в 18 веке, во Франции белый цвет был цветом королевской власти. В противоположность ему, в период революций доминирует голубой – цвет республиканцев (цвет разума). После войны, эпидемий или голода наблюдается тенденция к ярким, сочным цветам как реакция на нужду и горе (по этому принципу, советуют психологи, человек сам может помочь себе чтобы выйти из состояния депрессий, отчаяния или просто рутины).
Гуситские войны утвердили только серые и темные цвета одежды, английские пуритане носили одежду черного цвета в противоположность пестрым костюмам католиков. Самым используемым цветом в период существования советского государства был серый цвет, наиболее неблагоприятный для проявления индивидуальных и неповторимых качеств личности человека.
После пестроты 80-х – 90-х на достаточно продолжительный период в моду входит нейтральный бежевый цвет (так называемый экологический), который говорит о потребности в отдыхе и релаксации.

Источник