Меню

Одежда коренных жителей таймыра



Коренные малочисленные народы Таймыра, их традиции

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Начало присоединения Сибири к России относится к концу XVI века. В XVI веке Сибирь как новый край Русского государства управлялась Посольским приказом, а с 1599 г. — приказом Казанского дворца, в ведении которого к началу XVII в. находились все восточные окраины страны. В 1637 г. было образовано новое центральное учреждение — Сибирский приказ. В отличие от типичных областных приказов с их основной финансовой функцией по сбору налогов, Сибирский приказ на протяжении всего XVII в. имел очень широкие полномочия: ведал вопросами административными, финансово-податными, таможенными, военными и даже дипломатическими.

Специфика социально-экономических условий Сибири, удаленность сибирского региона от центра обусловили особенности управления им на местах. Царское правительство не разрушало социальную организацию аборигенов Сибири, а стремилось опереться на нее, привлекая на свою сторону родоплеменную знать.
В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью, подготовленную и осуществленную под руководством М.М. Сперанского. Для подготовки реформы был создан Сибирский комитет. Авторы реформы исходили из того, что окраины России требуют своеобразной организации управления. Сибирская реформа вылилась в ряд законодательных актов, среди которых одним из важнейших стал «Устав об управлении инородцами Сибири», регламентировавший все стороны жизни коренного населения: экономическую, административную, судебно-правовую, культурно-бытовую. В основу Устава были положены следующие принципы: разделение коренного населения на три разряда (оседлые, кочевые, бродячие) в соответствии с родом занятий и образом жизни; ограничение опеки над аборигенами со стороны русской администрации и полиции, власть которых должна была отныне состоять лишь в осуществлении «общего надзора»; введение свободной торговли с аборигенами; упорядочение налогового обложения.
При разделении на разряды Устав рекомендовал исходить из степени экономического развития «инородцев», главным критерием которого являлся «способ хозяйствования». К группе «бродячие инородцы» или «ловцы» (охотники), «переходящие с одного места на другое» относились энцы, нганасаны, ненцы, долганы и эвенки, проживающие на территории Таймыра. Подробнее.

Численность коренных малочисленных народов Севера (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) составляет 10 132 человек или 29,5% от общей численности населения, из них:

  • долганы — 5 393 человека;
  • ненцы — 3 494 человека;
  • нганасаны — 747 человек;
  • эвенки — 266 человек;
  • энцы — 204 человека;
  • прочие народы – 28 человек.

НГАНАСАНЫ

Современные нганасаны являются потомками самого северного тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя. Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр примерно 6 тыс. лет назад. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй половине XVII — начале XVIII веков. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др). Подробнее.

Далекие предки энцев жили на Средней Оби. Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названиях энцев и южных самодийцев – селькупов, карасинцев, карагасов и других. Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями – охотниками на дикого северного оленя. Пришедшие с юга самодийцы более многочисленные, с высоко развитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов. Подробнее.

В своём формировании и этническом развитии ненцы прошли сложный исторический путь. Материалы археологии, данные топонимики, антропологии позволяют довольно точно утверждать, что в начале I тыс. н.э. самодийские по языку этнические группы заселяли обширные лесостепные районы на огромном пространстве от восточных отрогов Урала до Саянского нагорья. Подробнее.

Исторически и этнически хантайские эвенки связаны с Эвенкией, откуда они небольшими группами и отдельными семьями в течение XVII – ХХ в. проникали на Таймыр. Хантайские эвенки – небольшая по численности группа эвенкийского народа. В настоящее время их насчитывается около 300 человек. Подробнее.

Долганы — самая молодая по времени образования народность, проживающая на Таймыре. Образовалась она в XVIII веке на территории Таймыра. В XVII веке, когда русские пришли в Среднюю и Восточную Сибирь, народности долган не существовало. Только на реке Лене, близ устья Вилюя и Муны были встречены отдельные тунгусские роды с названием «долган». Считается, что впервые о долганах упоминается в ответах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую академию наук в 1841 году, когда шла подготовка к экспедиции А.Ф. Миддендорфа. Сложились долганы из родовых групп различного происхождения. Подробнее.

Источник

Дикий, дикий Север. Как живут коренные народы Таймыра

Треть населения Таймыра (около 10 тысяч человек) — коренные и малочисленные народы эвенков, долганов, нганасан, ненцев и энцев. Многие из них до сих пор продолжают заниматься оленеводством и промыслами на полуострове. Впрочем, несмотря на то, что государство пытается поддерживать культуру и традиционный уклад жизни этих народов, жители Таймыра перенимают новейшие достижения цивилизации. Жизнь аборигенов, балансирующих между сохранением идентичности и полным погружением в современность, — в галерее «Ленты.ру».

Читайте также:  Каскад одежда для беременных

В основе жизни всех коренных народов Севера находится олень. Ему поклоняются, используют как источник пропитания, шкуры применяют для возведения чумов и в одежде. У ненцев существуют жесткие гендерные правила взаимодействия с предметами, изготовленными из оленьей кожи. Например, женщине запрещено топтать голову оленя, мужскую одежду, оленью упряжь, переступать через них и обходить очаг.

В конце 2014 года на Таймыре поголовье домашних оленей превышало 100 тысяч животных. Оно регулярно увеличивается. Государство дотирует содержание оленей, что делает забой домашних оленей невыгодным.

Охота на дикого оленя была основным промыслом предков нганасан — самого древнего народа Таймыра. Само название полуострова идет из языка нганасан — «тай мирэ». Это переводится как «Страна оленьих следов». Нганасаны — исчезающий народ. По данным переписи 2010 года, их осталось 747 человек. Сейчас язык нганасан пытаются поддерживать с помощью «языковых гнезд» —родную речь изучают в детском саду и школе.

Тяжелая экономическая ситуация в 1990-х годах привела к конфликту нганасан с их ближайшими соседями — долганами. Последних на Таймыре насчитывается около 5000 человек. Долганы произошли от «затундренных» русских крестьян, якутов и эвенков. Традиционным промыслом долган было кочевое оленеводство, но в последние годы большая часть представителей этого народа осела в городах, в основном, в Дудинке.

Сейчас представители коренных малочисленных народов Севера пользуются многочисленными льготами и привилегиями. Например, им положены квоты на вылов рыбы и охоту, специальная пенсия, облегченный допуск в вузы. Отдельные регионы дополнительно поддерживают малые народности дотациями из бюджета, помощью с летним отдыхом и целевыми субсидиями. В Госдуме находится проект закона, который создаст реестр представителей коренных малочисленных народов, который упорядочит предоставление господдержки малым народам.

Помимо государства помощь исконным обитателям Таймыра оказывает бизнес. «Норильский никель» на день оленевода и день рыбака вручает местным жителям подарки и призы за участие в местных конкурсах и соревнованиях. Кроме того, в экстренных ситуациях «Норникель» выручает аборигенов продуктовыми наборами и «техническими» забросками. Компания уделяет большое внимание развитию местных промыслов, чтобы жители меньше зависели от ее поддержки

С 2010 года коренные народы Таймыра участвуют в этническом фестивале в Норильске «Большой Аргиш», который поддерживает «Норильский никель». Фестиваль проходит в ноябре. Под Аргишем на Севере понимают путешествие в оленьем обозе. Праздник по традиции завершается танцем дружбы «хэйро». На языке долган «хэйро» означает не солнце, как многие думают, а возглас радости. Им и приветствуют солнце.

Чтобы сохранить традиционный уклад и не разлучать детей и родителей, на Таймыре стали использовать кочевые школы. В конце 2014 года их было три, но власти края рассчитывают запустить полноценные школы-девятилетки, в которых будет применяться дистанционное образование. Помощь одной из школ оказал «Норникель», закупив пол с подогревом.

Исконные обитатели Таймыра долгое время сохраняли древние обычаи и практики. Например, у долган был развит матриархат. Женщина считалась хранительницей домашнего очага. Кроме того, на нее часто падала обязанность воспитания и поддержки детей, если погибал отец. Долганы полагали, что женщина должна во главу ставить мужа, но муж должен всегда прислушиваться к словам жены.

По результатам переписи 2010 года, на Таймыре проживало 227 энцев. Местные ученые спорят с такой оценкой — в советский период энцев путали с ненцами. При этом два народа сильно отличаются. Например, ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы — всегда по одному и только в редких случаях — по два-три. Энцы занимались промыслами — охотой и рыбалкой, а оленей использовали только как транспорт, в то время как ненцы исторически были оленеводами. Энецкий язык на полуострове почти исчез — на нем говорят несколько человек.

В отличие от энцев эвенки — один из самых многочисленных северных народов. В мире их более 50 тысяч человек. Однако на Таймыре лишь около 300. Все они живут на берегу Хантайского озера. Эвенки были охотниками-оленеводами. Они использовали оленя как верховое животное. В древние времена незамужние девушки эвенки заплетали много косичек, а замужние оставляли две. Традиционная одежда — парки — у девушек были украшены бисером и лисьим мехом.

Источник

Ненецкий национальный костюм

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

Читайте также:  Как удалить ворсинки с одежды

Ненцы — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра и проживающие в основном в Ненецком автономном округе Архангельской области, в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. Они традиционно занимаются оленеводством и многие из них ведут кочевой образ жизни, поэтому неудивительно, что традиционный костюм ненцев до сих является повседневной одеждой для большинства из них.

И даже местные власти любят в холодную погоду наряжаться традиционно для коренных жителей региона.


Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

Про одежду отсюда
Самым известным предметом гардероба ненцев является малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из осенних телячьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя, мехом наружу и внутрь. При этом считается красивым использовать для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.


На обложке местного журнала Эдуард Яунгад, председатель Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по государственному устройству, местному самоуправлению и общественным отношениям. Член Комитета по экономической политике, бюджету и финансам.

К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).


В центре шейх Сауд бин Сакр аль-Касими, глава эмирата Рас-эль-Хаймы и член Высшего союзного совета Объединённых Арабских Эмиратов на ХХ соревнованиях на Кубок губернатора Ямала в Надыме, 2015 год

Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.

Покрой малицы – довольно широкой в верхней части – и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и проч.


Николай Валуев на Ямале. День оленевода в Тазовском. 2013 год

Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.

В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы, то есть, на все случаи жизни, поэтому женщине приходится шить много — всю жизнь. К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.

Малица занимает в культуре ненцев такое важное место, что в ненецком фольклоре даже существует сказка под названием «Малица для оленевода»


Во время недели ненецкой культуры в сентябре 2018 года с помощью ростовых кукол показывали сказку
«Малица для оленевода»

В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.

Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) – верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.


Совик и меховые чулки «чижи» в Краеведческом музее Мурманска

Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.

Читайте также:  Одежда для мужчин мужские костюмы

Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Совик носят без пояса. В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок.


Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком.

Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла – его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь. Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком: его стягивают вокруг ног, а капюшон и рукава вправляют внутрь и в таком виде в нём ложатся прямо на снег или в куропаткин чум.
Летом в плохую погоду на малицу надевают тканый совик. Он намного короче зимнего.

Ягушка (паница) — женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.


Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.


Ненецкая певица Надежда Сэротэтто в ягушке (панице)

Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.



Отсюда

Вообще изготовление одежды у ненцев, как правило, сопровождается монологической внутренней речью, которой женщина выражает своё отношение к тому, для кого она предназначена. Эта речь позднее может стать песней, исполняемой для всех или даже народной.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы (пива) — высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы.


Пимы

Пимы надевали с меховым чулком, известным под названиями «чижи», «тяжи», «липты» (картинка наверху, где совик в Краеведческом музее Мурманска)

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Ненецкие головные уборы отличаются большим разнообразием. Вит только несколько примеров

Справа: Капор — ненецкая женская шапка (нэва’ се’). Из фондов Ненецкого краеведческого музея


Ненецкая шапка Пярьтав с сава’ нэ на мини-выставке «Всё дело в шляпе»

Справа:Ненецкая семья из Канинской тундры — женщина в шапке пярьтав


В 2011 году губернатор Ненецкого автономного округа Архангельской области Игорь Федоров во время посещения Дня оленевода в СПК «Путь Ильича» получил в подарок от председателя хозяйства Ивана Лагейского ненецкий мужской пояс с набором соответствующих атрибутов.

Дети одеваются так же как и взрослые


Детский совик


Детская малица


Детская ягушка (паница)

Ну и раз уж мы заговорили о Дне оленевода, то это самый главный праздник ненцев, на котором, в частности, проводятся показы и конкурсы традиционной одежды.

День оленевода проводится в начале и середине календарной весны в многочисленных районах Крайнего Севера, куда специально для этого с ближайших стойбищ съезжаются местные оленеводы.

Об этом празднике много и часто писал amarok_man . Например, День оленевода. Надым. С праздником, Надым !


Справа губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на Дне оленеводов в Салехарде 2016 г. У него даже пояс с ножом есть.

Ну и помимо Дня оленевода на других торжественных мероприятиях и значимых событиях тоже можно увидеть традиционную одежду ненцев, даже если иногда и слегка стилизованную


VII Международнaя встречa представителей государств – членов Арктического совета стран наблюдателей в Арктическом совете, Сабеттa, Ямал, 30 августа 2017 года. Гостей одели в маличные рубашки


Ненецкая певица Надежда Сэротэтто на каком-то спортивном мероприятии, где современные костюмы для выступлений стилизованы под традиционный ненецкий костюм.

И стали появляться энтузиасты, пытающиеся создать современную ненецкую этномоду за пределами Крайнего Севера.

А вот в таких платьях выступает Надежда Сэротэтто

Источник