Меню

Одежда крестьян древней руси 9 13 века



Тема: Костюм в Древней Руси IX-XIII вв

По предмету: История стилей в костюме

Лекция

В VIII — IX вв. На огромной территории Восточно-Европейской (или Рус­ской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной при­роды (лес, река и степь) играли важную роль в жизни племен и оказывали влияние на ход и развитие их жизни.

Возможно, обилие многоводных и медленно текущих рек Русской равнины повлияло на характер людей, отличавшихся спокойным, медлительным и доб­родушным нравом.

Короткое лето и долгая холодная зима с глубоким снежным покровом к метелями приучили русского крестьянина к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, к работе скоро, лихорадочно и споро, но затем в течение долгого осенне-зимнего периода темп его работы становился замед­ленным.

С конца IX в. среди русских поселений и княжеств стал возвышаться Киев, которым правил пришедший из Новгорода и захвативший власть Олег. Он объе­динил Новгород и Киев — два важнейших восточнославянских центра, а так­же наладил и укрепил торговые и политические отношения с Византией.

Крещение Руси состоялось в 988 г., и с этого момента Русь широко от­крыла двери влиянию византийской культуры, византийских идей и понятий. Киевская Русь явилась колыбелью культуры трех родственных народов: рус­ского, белорусского и украинского. Выдающимся памятником искусства это­го периода являются собор Св. Софии в Киеве, построенный византийскими мастерами, прекрасные мозаики и рельефы, а также изделия прикладного искусства.

Приняв христианство, русский народ взвалил на свои плечи тяжелое бремя великой ответственности за сохранение наследия не только византийской культуры, но и культуры античного мира. Русь приняла, сохранила и развила на каче­ственно новом уровне то, что оставила и «доверила» ей умирающая Византия.

С ХII в. Крупными культурными центрами стали Владимиро-Суздальское и Новгородское княжества. Их архитектурное наследие до сих пор поражает чис­тотой линий, пропорций, гармонией с природой.

Однако с XIII в. Монгольское иго приостановило развитие культуры Древ­ней Руси. Несмотря на тяжелое бремя монгольского владычества, русское ис­кусство продолжало развиваться, особенно в местах, куда монголы не дошли: в Новгороде и Пскове. Это были «роднички» чистой, не замутненные игом русской культуры, которые продолжали жить и питать русское искусство.

Новгородские храмы, фрески и иконы — образцы высокого самобытного искусства, целая эпоха в русской истории.

Идеал красоты. Представители Востока и Запада (купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей.

Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Кожа русских мужчин домонгольского периода была белой, во­лосы русые, брови и ресницы черные, глаза обычно серые, лицо румяное. Особая стать — широкие плечи и тонкая талия — была особенностью русских мужчин.

НаВостоке восхищались красотой русских купцов. Это засвидетельствовано во многих источниках, самый ранний из которых относится к Х в.

Русские женщины также отличались красивой внешностью. Все иноземцы отмечали, что русские женщины были высокими, белокожими, белокурыми, с ярким румянцем, черными «соболиными» бровями и голубыми глазами. Ве­личавая, неспешная походка, красивая осанка были как бы естественными проявлениями женственности, мягкости и сдержанности.

Виды и формы одежды. Текстиль. Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси. Одежды были теплыми и закрытыми, широко использовался мех.

Ноне только природные и климатические условия сказались на формах, видах и ассортименте русских одежд. Тесные связи с Византией, влияние хри­стианских традиций, этические нормы и эстетические представления, выра­ботанные церковью и людьми, — все это нашло свое отражение в древнерус­ском костюме. Одежды были длинные свободные, но неширокие.

Древнерусские одежды были несколько короче византийских. Однако ко­роткие одежды носить считал ось неприличным.

Одежды в основном были накладными: у мужчин — кафтан киевский, рубаха, туника; у женщин — рубахи, нагрудники, запоны и свиты. Драпирующи­еся одежды на Руси не прижились, их почти не носили даже среди знати. Исключение составлял лишь плащ корзно.

Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами текстиля стали лен и шерсть. Использовались также ткани из пеньки и конопли: пестрядь и посконина. Пестрядь имела узоры из ниток красного, синего или зеленого цвета. Довольно часто это были клетки и ромбы.

Простой люд носил посконные рубахи. Отбеленная посконина почти не отличалась от льняной ткани. Но лен был все-таки самой распространенной, популярной и даже любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и разного качества. Из белого полотна шили нарядные одежды, из сурового — юбки, порты и др. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого ровного белого полотна, так называемую исподнюю рубаху. «. Современное название «белье» происходит от другого старинного слова «белье» — беленые ткани».

Все цветные ткани назывались крашенинами.

В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубо­кой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти — сер­мяжной сукно (сермягу), шедшее на изготовление теплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специ­ально обученные работники.

Читайте также:  Надевание стерильной одежды манипуляция

В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева (шерстяной или полушерстяной до­мотканый текстиль), власяница — ткань из волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или полоску.

Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежды князей и знати выполнялись из дорогих византийских тканей: парчовых, шелковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками. Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки и утеп­лителя).

Мужская одежда. Гардероб князей и знати был не очень разнообразным, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жиз­ни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве.

Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал ис­поднюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную книзу с помощью клиньев, вшитых в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широким поясом. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подби­тую мехом.

Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застежкой, имел подкладку, как пра­вило, контрастного с лицевой стороной цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча.

На русских иконах часто встречается первый вариант ношения корзно, при­чем заметно стремление людей к гармоничному драпированию плаща, осо­бенно в тех случаях, когда край его с диагональным срезом переброшен через левую руку. Так достигалась почти параллельность ли­ний края, отделанных каймой. Почти на всех иконах святые изображены в плащах, надетых и задрапированных именно так. Застежка для корзно приме­нялась небольшая, видимо, на Руси ей не придавалось такого значения, как в византийско-римском костюме. Костюм дополняла круглая невысокая шапка полусферического очертания, отороченная мехом и довольно часто с отдел­кой из драгоценной ткани и жемчуга. Именно в таком костюме изображали Бориса и Глеба на иконах мастера среднерусской школы.

Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент ее был не столь разнообразен, как у людей богатых и знатных. Основной одеждой была рубаха навыпуск длиной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодежи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняная либо посконная, без воротника, с небольшим разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надева­лась поверх портов (штанов). Они бьши длинные, неширокие, штанины посте­пенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные книзу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года.

Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, на­рядные зарукавья (прототип будуших манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда исама рубаха бьша дорогой, из узорной ткани. Необходимым дополнением к костюму была калита (кошелек на поясе).

Женская одежда. Простые женщины носили длинную рубаху. Знатные жен­щины поверх исподней надевали верхнюю рубаху, которая шилась из дорогих тканей, а сверху плащ корзно

Рубаха имела вырез у шеи на мелкой сборке либо круглый по шее. Замужние женщины носили также поневу, надетую поверх рубахи. Понева представляла собой прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех полотнищ и собранный на талии шнурком, т. Е. Это была юбка, не сшитая спереди, а напоминающая широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Девушки носи­ли поверх рубахи запону — нарамник, опоясанный на талии. Поневы и запо­ны, как правило, шились из пестряди или пестроткани.

Праздничной одеждой была дорогая, широкая, неопоясанная, узорчатая (с вышивкой) туника с короткими свободными рукавами. Она называлась на­вершник. Красочность, монументальность, величавая статичность парадной одежды характерны для женского костюма Древней Руси.

Знатные женщины носили туники, но из более дорогих и узорчатых тканей, шелка.

Обувь. Самой древней славянской обувью считаются поршни (постолы) — башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и женщин попу­лярными были мягкие сафьяновые сапожки, яркие, кра­сивые, удобные; у бедных людей — сапоги из грубой кожи. Поршни и лапти из лыка с онучами (портянками) и оборами (за­вязками), закреплявшими их на ноге.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Голов­ные уборы князей, знати, богатых купцов имели вид мехо­вых колпаков. Носили также круглые шапки из парчи и бархата, вышитого серебром, жемчу­гом, золотом, из сукна, часто отороченные дорогим мехом, например соболем, куницей.

Читайте также:  Одежда для дискотеки кому за 30

Дружинники и воины носили шлемы — луковицы (ше­ломы) с бармицей — металлической кольчужной сеткой прикрывающей шею.

Простолюдины ходили в шапках и колпаках из войлока, шерсти, меха. Женщины носили круглые шапки, напоминавшие мужские, из бархата или парчи с меховой опушкой. Шапки простолюдинок были из простых материа­лов. Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые прижимали к голове венцом, обручем, шапкой.

Убрус — покрывало, платок прямоугольной формы — обматывался вокруг головы; один конец, украшенный вышивкой, спускался на плечо и грудь, другой подтыкался под подбородок. Убрус мог быть в форме треугольника (как косынка или шаль). В этом случае он закреплялся под подбородком застежкой. С помощью убруса можно было скорректировать овал лица. Убрус мог быть белым или цветным.

Княгини носили корону (венец) поверх покрывала или вуали, девушки ­ленты, повязки, обручи из бересты и кожи.

Прически мужчин были двух видов: «под скобу» и «в КРУЖОК». Русые шелковистые волосы хорошо держали форму и сочетались с аккуратно подстриженной бородой и усами. У пожилых людей прически и бороды были из более длинных волос.

Девушки заплетали косу. Она начиналась в нижней затылочной зоне, почти на шее. В глубокой древности носили распущенные по плечам волосы. Белоку­рые волосы, струящиеся по белой льняной рубахе, придавали неповторимую, трогательную нежность девичьему облику.

В день свадьбы подруги заплетали невесте две височных косы и укладывали их короной вокруг головы; сверху на них надевался повойник (облегающий чепчик из тонкой ткани), а затем головной убор.

До ХI в. в древнерусском костюме не было различия между женскими и мужскими украшениями. Основными из них были ожерелья, серьги, подвески. К ХIII в. Южнорусские (Киев, Чернигов и др.) Ювелирные изделия стали самыми популярными из-за высокого мастерства исполнения. Из других русских украшений можно назвать колты — височные украшения, гривны — шейные украшения, кольца, серь­ги и браслеты. Украшения были из золота, серебра и серебра с черньюи отделывались самоцветами. Изделия были массивными, но красивыми. Киевские золотые изделия отличались особой изысканностью, так как в них применялась такая техника отделки, как скань, эмаль, зернь, широ­ко использовался жемчуг. В одежде применяли специальные крепежные устройства из серебра — аграфы.

Выбор косметических средств был невелик. Они были в основном расти­тельного происхождения. С глубокой древности подметили, что употребление в пищу свеклы улучшает цвет лица, ею же румянили кожу щек. Брови слегка подрисовывали (корректировали) сажей.

Контрольные вопросы и задания

1. Каким был идеал красоты в домонгольской Руси?

2. Перечислите виды текстиля, использовавшегося для изготовления летних и теплых одежд.

3. Что такое лен, пестрядь, пестроткань, сермяга?

4. Что такое посконная рубаха, посконина?

5. Что такое свита, корзно?

6. Что такое зарукавья, ожерелье, как их носили?

Источник

Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Читайте также:  Классическая стиль одежда 19 века

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

Источник