Меню

Одежда крестьян история россии 6 класс



§ 28. Быт XV—XVI веков (окончание)


Одежда

Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по- прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.

Вспомните, как одевались мужчины и женщины в средневековой Европе.

Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.

В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.

Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, — всё это резко отличало представителя знати от простолюдина. Кафтан шился из лёгкой и тонкой материи, редко из сукна, полы обвивали золотой и серебряной тесьмой. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем. Именно тогда появилось выражение «ходить козырем». Для улицы существовала широкая длиннополая одежда, которая в зависимости от фасона имела различные названия — ферязь, охабень, однорядка. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи — сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Волосы остригали в кружок.

Одеяние знатных женщин отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому женская одежда была длинная и широкая. Нижней одеждой оставалась рубаха-сорочка белого или красного цвета из тонкого полотна или шёлка. Рубашка имела широкие и длинные рукава, которые стягивались у кистей рук запястьями.

Поверх сорочки носили летник вроде мужского кафтана с рукавами, сшитыми до локтя, спускавшимися длинными полотнищами. Летники делались из дорогих тонких тканей и обшивались по подолу тесьмой. Шею тесно охватывал воротник или шейное ожерелье из чёрной тесьмы, вышитой золотом и жемчугом. Иногда поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею. В холодную погоду сверху летника надевали опашень — длинную одежду из тяжёлой материи с широким круглым воротником. Широкие рукава опашня висели до пят и имели ниже локтя прорезы.

Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или чёрный, хлеб. Повседневной пищей были также щи из кислой капусты. Важное место в крестьянском рационе занимали различные каши. Летом ели много овощей: и в сыром, и в пареном, и в варёном виде. В тех местах, где были крупные реки и озёра, в основном питались рыбой. Из рыбных блюд наиболее любима была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Все кушанья обильно приправляли луком и чесноком. В праздники люди позволяли себе иную пищу: мясные щи, различные солянки из овощей и мясных продуктов, яичницу.

Но праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни.

Любимыми кушаньями зажиточных людей были варёная и жареная рыба и икра. В почёте была различная уха: с шафраном, с лимонами, огурцами и лапшой, с пряными кореньями. В летнее время к столу подавали ботвинью, которая приготовлялась на квасе с рыбой и щавелем. В любое время суток ели окрошку. Блины и оладьи считались лакомством и готовились по праздникам. За обедом пили вино и мёд. В XVI веке голландские купцы привезли в Москву кофейные зёрна. В богатых домах на завтрак стали подавать кофе.

Русские люди независимо от достатка очень любили пироги. Пироги пекли с разными начинками: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса, гороха.

Читайте также:  Как обшить одежду по краям

В день ели несколько раз: завтракали, обедали, полдничали и ужинали. Завтракали очень рано. Обедали около полудня. В четыре или пять часов пополудни полдничали. После захода солнца ужинали, спустя час молились Богу и ложились спать. Молились также перед тем, как сесть за стол, и вставая из-за стола.

Люди очень строго соблюдали посты по понедельникам, средам и пятницам. Даже тяжелобольные люди не употребляли в это время мясной пищи.

Итог
Таким образом, в XV—XVI веках стало резче проявляться имущественное различие людей. Но ещё сохранились общие для всех формирующихся сословий основы жизни. И бедные, и богатые носили сходную по фасону одежду, ели щи да кашу, отмечали общие праздники, говорили на одном и том же языке.

Проверяем свои знания
1. Из каких частей состояли русские города в XV—XVI веках? Что собой представлял собственно город? Каково было главное его предназначение? 2. Как вы думаете, почему основным типом жилища русского человека была рубленая деревянная изба? 3. Опишите и, если сможете, нарисуйте внутренний вид русской избы. 4. Чем определялась необходимость поддерживать в избе постоянную чистоту? Как поддерживали чистоту русские крестьянки? 5. Как изменилась одежда русских людей в XV—XVI веках по сравнению с периодом Древнерусского государства? 6. «Накройте» стол крестьянина в будни и праздники. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?

Учимся быть историками
1. Используя картину А. М. Васнецова «Кузнецкий мост в Москве». а также дополнительную литературу и интернет-ресурсы, дайте описание столичной жизни в XVI веке. 2. Представьте, что вы крестьянин или горожанин, живущий в XVI веке. Придумайте рассказ от первого лица «Один день из жизни. », используя материалы параграфа и дополнительную литературу.

Запомните новые слова

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ — здания, в которых размещаются органы власти.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ — относящийся к власти. КАФТАН — верхняя мужская одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.

ПОЛАТИ — деревянные настилы, сооружаемые под потолком.

ХАРЧЕВНЯ — закусочная с простыми и дешёвыми кушаньями.

Источник

Как одевались древние славяне?

На Руси одежда была неотъемлемым атрибутом быта: суровый климат диктовал свои условия выживания. Первобытные люди кутались в шкуры животных. Позже из обработанного меха начали шить верхнюю одежду. В 7 веке для начали ткать полотно, для его изготовления использовали лен и коноплю. Еще один сырьем для изготовления одежды была овечья шерсть, ее пряли на веретенах. Ткачество и сучение шерсти было одним из основных занятие девушек и женщин.

Женская одежда на Руси

Одежда древней Руси легла в основу национального русского костюма. Крой одежды отличался простотой и лаконичностью. Крестьяне изготавливали одежду из домотканых тканей, а знатные дамы предпочитали заморский шелк.

Женщины на руси одевались просто: длинная рубаха из холста порой доходившая до голени, рукава непременно длинные. Сорочку принято было украшать вышивкой около круглого ворота. Узоры и орнаменты вышивки отличались в каждом регионе Руси, самые популярные цвета орнаментов — красный и синий. Поверх сорочки надевали запону, внешне она походила на широкую ленту с вырезом для головы. Запона прикрывала спину и грудь женщины. Замужние дамы поверх сорочки надевали поневу — аналог современной юбки с завязкой на талии, голову покрывали платком — повойником.

На зиму шили кожухи — национальная одежда из шкуры животного вывернутого мехом внутрь. Второй зимней одеждой был тулуп, шили его из овечьей шерсти.

Одежда крестьян и высшего сословия шилась по аналогичной схеме. Отличие было лишь в материале и отделке. Богатым женщинам были доступны костяные пуговицы, броши, атласные ленты. Зимнюю одежду шили из меха пушных зверей — лиса, бобер, песец. Шубы стоили очень дорого и позволить их себе могли лишь титулованные особы.

Мужская одежда на Руси

Мужчины, как и женщины, носили рубахи. Кроили их на запах или из цельнокроеного полотна. Ворота на рубахе не было, а горловину нарядной рубахи украшали полоской вышитого орнамента. Штаны шили очень широкими, как шаровары, их подпоясывали на талии, щиколотках и под коленом, для этого использовали тесьму или железные ободки, что практичнее.

Штанины использовали как карманы. Мужчины высшего сословия носили две пары штанов, одни исподние, и вторые шаровары. В 12 веке в моду вошли косоворотки. Зимой мужчины так же как и женщины носили тулупы и кожухи.

Свадебные русские наряды

Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу.

Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.

Читайте также:  Розовая одежда для персонажей

Источник

Одежда крестьян история россии 6 класс

Наиболее распространенным костюмом крестьян был русский КАФТАН. Об отличии западноевропейского кафтана от русского уже говорилось в начале этой главы. Остается добавить, что крестьянский кафтан отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Короткий кафтан назывался ПОЛУКАФТАНОМ или ПОЛУКАФТАНЬЕМ. Украинский полукафтан именовался СВИТКОЙ, это слово часто можно встретить у Гоголя. Кафтаны чаще всего были серого или синего цвета и шились из дешевого материала НАНКИ — грубой хлопчатобумажной ткани или ХОЛСТИНКИ — льняной ткани кустарной выделки. Подпоясывали кафтан, как правило, КУШАКОМ — длинным куском ткани обычно другого цвета, застегивался кафтан крючками на левую сторону.


Селифан и Петрушка. Иллюстрация П.М.Боклевского к поэме «Мёртвые души»
См. страницу «Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»» на сайте «К уроку литературы»

Целый гардероб русских кафтанов проходит перед нами в классической литературе. Мы видим их на мужиках, приказчиках, мещанах, купцах, кучерах, дворниках, изредка даже на провинциальных помещиках («Записки охотника» Тургенева).

Каков был первый кафтан, с которым мы познакомились вскоре после того, как научились читать, — знаменитый «Тришкин кафтан» у Крылова? Тришка явно был бедным, неимущим человеком, иначе вряд ли бы ему понадобилось перекраивать самому свой продравшийся кафтан. Стало быть, речь идет о простом русском кафтане? Отнюдь нет — на Тришкином кафтане были фалды, которых крестьянский кафтан никогда не имел. Следовательно, Тришка перекраивает «немецкий кафтан», подаренный ему барином. И не случайно в этой связи Крылов сравнивает длину переделанного Тришкой кафтана с длиной камзола — тоже типично дворянской одежды.

Любопытно, что для малообразованных женщин всякая одежда, надеваемая в рукава мужчинами, виделась кафтаном. Других слов они и не знали. Гоголевская сваха называет кафтаном фрак Подколесина («Женитьба»), Коробочка — фрак Чичикова («Мертвые души»).

Разновидностью кафтана была ПОДДЁВКА. Лучшую характеристику ее дал блестящий знаток русского быта драматург А.Н. Островский в письме артисту Бурдину: «Если ты называешь поддевкой кафтан со сборками сзади, который застегивается на одну сторону на крючках, то именно так должны быть одеты Восмибратов и Петр». Речь идет о костюмах персонажей комедии «Лес» — купце и его сыне.

Поддевка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики. Носили поддевку и богатые купцы, и, ради «опрощения», некоторые дворяне, например Константин Левин в своей деревне («Анна Каренина»). Любопытно, что, подчиняясь моде, как некий русский национальный костюмчик, маленькому Сереже в том же романе сшили «сборчатую поддевку».

СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты.

АЗЯМ — разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом.

Верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин) служил АРМЯК — тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи — толстого сукна или грубой шерсти. Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Темный армяк носил тургеневский «Касьян с Красивой Мечи». Армяки мы часто видим на некрасовских мужиках. Стихотворение Некрасова «Влас» начинается так: «В армяке с открытым воротом, / С обнаженной головой, / Медленно проходит городом / Дядя Влас — старик седой». А вот как выглядят некрасовские мужички, дожидающиеся «у парадного подъезда»: «Загорелые лица и руки, / Армячишко худой на плечах, / По котомке на спинах согнутых, / Крест на шее и кровь на ногах….» Тургеневский Герасим, выполняя волю барыни, «накрыл Муму своим тяжелым армяком».

Армяки часто носили ямщики, надевая их зимой сверх полушубков. Герой повести Л. Толстого «Поликушка» едет за деньгами в город «в армяке и шубе».

Гораздо примитивнее армяка был ЗИПУН, который шили из грубого, обычно домотканого сукна, без воротника, с раскошенными полами. Увидев сегодня зипун, мы сказали бы: «Балахон какой-то». «Ни кола, ни двора, / Зипун — весь прожиток», — читаем в стихотворении Кольцова про бедного мужика.

Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины. Зипун воспринимался как символ бедности. Недаром пьяный портной Меркулов в рассказе Чехова «Капитанский мундир», хвалящийся былыми высокопоставленными заказчиками, восклицает: «Пущай лучше помру, чем зипуны шить!»

В последнем номере своего «Дневника писателя» Достоевский призывал: «Дослушаем серых зипунов, что-то они скажут», имея в виду бедный, трудовой народ.

Разновидностью кафтана была и ЧУЙКА — длинный суконный кафтан халатного покроя. Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах — трактирщиках, мастеровых, торговцах. У Горького есть фраза: «Пришел какой-то рыжий мужчина, одетый мещанином, в чуйку и высокие сапоги». В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синекдоха, то есть обозначение ее носителя по внешнему признаку — недалекого, невежественного человека. В поэме Маяковского «Хорошо!» есть строки: «Салоп говорит чуйке, чуйка салопу». Здесь чуйка и салоп — синонимы заскорузлых обывателей.

Читайте также:  Blackberry bella одежда женская

Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ. В рассказе Чехова «Свирель» изображен старик-пастух в сермяге. Отсюда эпитет сермяжный, относящийся к отсталой и бедной старой России — сермяжная Русь.

Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по-разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести.

Из крестьянских головных уборов только недавно исчез КАРТУЗ, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря — неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне. Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Манилов («Мертвые души») появляется «в теплом картузе с ушами». На Инсарове («Накануне» Тургенева) «странный, ушастый картуз». В картузах ходят Николай Кирсанов и Евгений Базаров («Отцы и дети» Тургенева). «Изношенный картуз» — на Евгении, герое «Медного всадника» Пушкина. В теплом картузе путешествует Чичиков. Иногда картузом называлась и форменная фуражка, даже офицерская: Бунин, например, вместо слова «фуражка» употреблял «картуз».

У дворян была особая, форменная фуражка с красным околышем.

Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете.

Простой трудовой люд, в частности ямщики, носил высокие, округлые шапки, прозванные ГРЕЧНЕВИКАМИ — по сходству формы с популярной в то время лепешкой, испеченной из гречневой муки.


Сельский сход. Начало 19 века. Художник А.Убиган.

ШЛЫКОМ пренебрежительно называлась всякая крестьянская шапка. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть строки: «Гляди, куда деваются крестьянские шлыки». На ярмарке мужики оставляли свои шапки трактирщикам в залог, чтобы позднее выкупить.

В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась БАШМАКАМИ, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков, но дебютировали в женском роде: на ноге у героев Тургенева, Гончарова, Л. Толстого была БОТИНКА, а не ботинок, как говорим мы сегодня. Кстати, ботинки, начиная с 1850-х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. Особо тонкая, дорогая кожа для сапог и другой обуви называлась ВЫРОСТКОВОЙ (из шкуры теленка менее чем годичного возраста) и ОПОЙКОВОЙ — из шкуры теленка, еще не перешедшего на растительный корм.

Особо щегольскими считались сапоги с НАБОРОМ (или сборками) — мелкими складками на голенищах.

Еще лет сорок назад многие мужчины носили на ногах ШТИБЛЕТЫ — ботинки с крючками для наматывания шнурков. В таком значении мы встречаем это слово у Горького и Бунина. Но вот уже в начале романа Достоевского «Идиот» мы узнаем о князе Мышкине: «На ногах его были толстоподошвенные башмаки со штиблетами — все не по-русски». Современный читатель умозаключит: не только не по-русски, но и не по-людски вовсе: две пары обуви на одном человеке? Однако во времена Достоевского штиблеты означали то же, что гетры — теплые чехлы, надеваемые поверх обуви. Эта западная новинка вызывает ядовитые замечания Рогожина и даже клеветническую эпиграмму на Мышкина в прессе: «Возвратясь в штиблетах узких, / Миллион наследства взял».

Женская крестьянская одежда

Деревенской женской одеждой исстари служил САРАФАН — длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Перед приступом пугачевцев на Белогорскую крепость («Капитанская дочка» Пушкина) ее комендант говорит жене: «Коли успеешь, надень на Машу сарафан». Деталь, современным читателем не замечаемая, но существенная: комендант рассчитывает, что в деревенской одежде, в случае взятия крепости, дочь затеряется в толпе крестьянских девушек и не будет опознана как дворянка — капитанская дочка.

Замужние носили ПАНЁВУ или ПОНЁВУ — домотканую, обычно полосатую или клетчатую шерстяную юбку, зимой — с телогрейкой. О купчихе Большовой приказчик Подхалюзин в комедии Островского «Свои люди — сочтемся!» с презрением говорит, что она «чуть-чуть не поневница», намекая на ее простонародное происхождение. В «Воскресении» Л. Толстого отмечается, что бабы в сельской церкви были в панёвах. В будни на голове носили ПОВОЙНИК — платок, обвитый вокруг головы, в праздники КОКОШНИК — довольно сложное сооружение в виде полукруглого щитка надо лбом и с тульей сзади, или КИКУ (КИЧКУ) — убор с выдающимися вперед выступами — «рогами».

Появиться на людях с непокрытой головой для замужней крестьянки считалось большим позором. Отсюда «опростоволоситься», то есть опозориться, оскандалиться.

Слово «ШУШУН» — род деревенской телогрейки, короткой кофты или шубки, памятно нам по популярному «Письму матери» С. А. Есенина. Но встречается оно в литературе много раньше, еще в «Арапе Петра Великого» Пушкина.

Источник