Меню

Одежда людей древнего китая 5 класс



Урок ИЗО в 5 классе по теме: «Одежда «говорит» о человеке. Древний Китай»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Материал содержит план урока и музыкальное сопровождение к уроку

Скачать:

Вложение Размер
urok_izo_v_5_kl_odezhda_govorit_o_cheloveke.drevniy_kitay.zip 1.76 МБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока ИЗО в 5 классе по теме:

«Одежда говорит о человеке. Древний Китай»

  • познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;
  • показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией;
  • показать отличия в одежде разных сословий Китая;
  • развивать творческую фантазию учащихся;
  • воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность.
  • «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: учебник для 5 класса общеобразовательных школ/ Н.А. Горяева, О.В. Островская.- М. : Просвещение, 2013;
  • Зрительный ряд (фотографии и рисунки с изображением зданий, предметов быта, одежды Китая)
  • презентация
  • Музыкальный ряд

I. Организационно-психологический момент

(проверка готовности к уроку, подсчет количества присутствующих).

II. Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.

Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.

Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?

(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль).

Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.

Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества? (Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).

III. Организация познавательной деятельности.

На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.

(звучит музыка древнего Китая)

Учитель: Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность.

Ученик (миф о происхождении мира): «Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных (инь) — земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи».

Учитель: Графически эти космические силы изображались как две неотделимые половины — белая (ян) и черная (инь), изогнутые таким образом, что кажется, будто одна готова перейти в другую . Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил.

Полагали, что солнце и другие небесные светила обладают духом. Солнце-дух ежедневно совершает путешествие по небесному своду с востока на запад на огненной колеснице, которую везут шесть безрогих драконов чи-лун.

По восточным мифологическим представлениям, существует четыре священных существа: дракон — символ весны и востока, тигр — символ осени и запада, феникс — символ лета и юга и черепаха — символ зимы и севера.

Национальный костюм. Головной убор. Прическа.

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый — цвет для императора , белый и красный — для воинов, голубой — для молодых воинов, коричневый — для сановников (см. рисунки в учебнике на стр. 108-109).

Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.

Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Одно время был введен обычай бритьпереднюю часть головы, а волосы на затылке заплетать в косу. Чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.

Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора — трон дракона; лицо императора — лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Дракон красовался на государственном гербе. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе. Поэтому среди изображений двенадцати символов Праведного Пути на халате императора одним из главных был дракон. Изображение солнечного диска помещалось на правое плечо императорского халата, а лунного — на левое. На солнечном диске, как правило, был вышит трехногий (нечетное, «мужское» число) петух, а на лунном — заяц о четырех лапах (четное, «женское» число), толкущий в ступе порошок бессмертия.

Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией. Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной. Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.

Женские прически сложнее мужских, в их основе пучок. Часто в прическе делали несколько проборов, симметричных валиков, петель. Прически могли носить с негустой челкой, которая доходила до середины лба. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови (см. рис. в учебнике на стр.111).

Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи. Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати (см. рис. в учебнике на стр.112-113).

Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой (см. рис. в учебнике на стр.111). Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. На завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета.

IV. Практическая работа учащихся : изображении костюма жителей Древнего Китая

Источник

Презентация «Одежда говорит о человеке. Древний Китай» 5 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Щебуняев Владислав Викторович

Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская

Одежда более других связана с человеком.

  • Одежда более других связана с человеком.
  • С одной стороны одежда греет, защищает, а с другой стороны украшает фигуру человека.

В Древнем Китае желтый цвет – цвет золота – и дракон были символами императора.

  • В Древнем Китае желтый цвет – цвет золота – и дракон были символами императора.

У высших чиновников также были свои знаки отличия.

  • У высших чиновников также были свои знаки отличия.
  • Квадратные вышивки на груди халата означали высший ранг. Журавль символизировал долголетие.
  • Всего было 9 рангов и каждый из них символизировала своя птица.

Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением барса, дракона, льва.

  • Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением барса, дракона, льва.

Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным также в зависимости от ранга.

  • Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным также в зависимости от ранга.

Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый.

  • Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый.

Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола.

  • Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола.
  • Шелк был привилегией только для высших слоев общества.

Придворные дамы носили сложные изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра.

  • Придворные дамы носили сложные изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра.
  • Украшением были и маленькие, вышитые шелком башмачки на высоком каблучке.

Важной частью костюма был пояс. Его цвет, материал и украшения также служили знаком отличия аристократии и чиновников.

  • Важной частью костюма был пояс. Его цвет, материал и украшения также служили знаком отличия аристократии и чиновников.

Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый – для императора, белый и красный – для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для сановников.

  • Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый – для императора, белый и красный – для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для сановников.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы.

  • Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы.

Задание:

  • Выполни эскиз костюма Древнего Китая, включая его украшения.

Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г. Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Б.М. Неменского г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.

Источник

Урок по ИЗО для 5 класса «Эпоха Древнего Китая. Одежда говорит о человеке»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одежда «говорит» о человеке Презентацию подготовила: Рогозина Т.В.

Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. Она с одной стороны -греет, защищает; с другой – украшая фигуру человека, создаёт его образ, его стиль. Одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе.

Одежда в Древнем Китае В древнем Китае жёлтый цвет (цвет золота) и дракон были символами императора.

Дракон — символ китайской нации; доброе, милостивое к людям существо. Существует много изображений самых разных драконов. Самый распространенный вариант представляет дракона с телом змеи, покрытым чешуей, кроличьими глазами, коровьими (или заячьими ушами), на морде у него длинные усы, а четыре тигриные лапы имеют орлиные когти. Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества.

Дракона было принято изображать заглатывающим или выплескивающим жемчужину – символ его силы и могущества!

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Цвет одежды императора и его свиты: золотой, желтый; белый и красный — для воинов; голубой — для молодых воинов; коричневый — для чиновников.

Вышивка на халате китайского чиновника с изображением белого журавля означала первый, высший ранг. Журавль символизировал долголетие. Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным в зависимости от ранга.

Знатные дамы носили шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Важной частью костюма был пояс, цвет, материал, украшения которого служили знаком отличия аристократии и чиновников.

Женщины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой.

Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы. Они одевали шляпы, сплетённые из бамбука. Нарядная, украшенная одежда свидетельствовала о достатке в семье.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка.

Любой костюм украшали детали: пояса, веера, зонтики. На веере изображали: пейзаж, ветки, траву или бамбук.

Практическое задание № 1: украсить халат императора изображением дракона. Практическое задание № 2: выполнить на веере рисунок цветущей ветки вишни.

Спасибо за внимание!

Номер материала: 55785040244

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Изобразительное искусство. 5 класс

Одежда «говорит» о человеке. Часть 1
Необходимо запомнить

Форма, декор, цвет, материал в костюмах Древнего Китая выступают своеобразными социальными признаками, по которым можно определить место человека в иерархической структуре общества, роль, которую он играет, конкретное занятие.

Между народным костюмом и костюмом знатных господ в Китае существуют принципиальные различия. Народный костюм носит рабочий характер, более естествен по форме; костюм привилегированных классов подчёркнуто декоративен, более сложен и имеет обилие декоративных деталей, разных украшений.

Китайский традиционный наряд

Китайский традиционный наряд называется «ханьфу», что переводится как: «одежда династии Хань» (3 век до н.э.). Ханьфу делился на несколько типов, различающихся по цвету. Красный и черный цвета одевались только на очень важные и формальные мероприятия. Так же под ханьфу могли одеваться брюки. Мужчины с ханьфу носили специальные шляпы, а женщины или маленькие шляпки, или просто вставляли в волосы заколки и гребни с украшениями. Только император имел право носить одежду, украшенную драконами. Такой вид одежды так и назывался «лунпао» или в переводе «платье с драконами». В 1644 году Китай захватили манчжуры. Китайцы стали называть их «цижэнь» («люди с флагами»), потому что у всех знатных манчжуров были свои флаги. И, соответственно, одежду, навязанную манчжурами, стали называть «ципао», что можно перевести как «платье из флага» или «платье человека с флагом». В XVIII веке были сформулированы правила ношения ципао. Существовало пять видов наряда ципао для императора и его чиновников: платья на каждый день, платья для путешествий, на дождливую погоду, для самых торжественных церемоний при дворе или других мероприятий. Императорские ципао золотого или синего цвета из шелка были обычно расшиты девятью драконами и пятью облаками, где девять и пять священные числа, а дракон – символ императорской власти.

Источник

Презентация к уроку по ИЗО, 5 класс, на тему «Одежда говорит о человеке: древний Китай»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по теме: «Одежда говорит о человеке» предметная область «Изобразительное искусство», 5 класс Подготовила: Веденьёва Д.А.

Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. Она с одной стороны — греет, защищает; с другой – украшая фигуру человека, создаёт его образ, его стиль. Одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе.

Одежду Древнего Китая Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Цвет одежды императора и его свиты: золотой, желтый; белый и красный — для воинов; голубой — для молодых воинов; коричневый — для чиновников.

В древнем Китае жёлтый цвет (цвет золота) и дракон были символами императора.

Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Трон императора — трон дракона; лицо императора — лицо дракона. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон».

Вышивка на халате китайского чиновника с изображением белого журавля означала первый, высший ранг. Журавль символизировал долголетие. Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным в зависимости от ранга.

Мужчины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Коса у мальчиков символизировала связь с семьей.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка.

Китаянки должны были обладать изящными манерами. Знатные дамы умели играть на лютне, петь, играть в шахматы, писать стихи, искусно вышивать, владеть каллиграфией. Прекрасным считалось круглое лицо, которое поэты сравнивали с бледной луной.

Маленькие ступни и кисти рук были признаком аристократизма, поэтому ступни девочек из знатных семей плотно бинтовали, на них надевали специальные колодки, приостанавливающие рост.

Знатные дамы носили шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Важной частью костюма был пояс, цвет, материал, украшения которого служили знаком отличия аристократии и чиновников.

Женщины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой. Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями.

Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови

Любой костюм украшали детали: пояса, веера, зонтики. На веере изображали: пейзаж, ветки, траву или бамбук.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы. Они надевали шляпы, сплетённые из бамбука. Нарядная, украшенная одежда свидетельствовала о достатке в семье.

Физкультминутка: Ба дуань цзин (ba duan jin) или восемь кусков парчи — древнекитайская методика традиционной гимнастики цигун. Комплекс упражнений широко распространён у даосских и буддистских монахов Китая. Цигуном занимаются все слои населения (молодые, старые, здоровые, больные, мастера боевых искусств и т.д.).

Физкультминутка: Дыхательная медитация Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.

Творческое задание: Вдохновившись увиденными иллюстрациями, придумайте и нарисуйте костюм, характерный для жителя древнего Китая (по выбору: император, чиновник, воин, знатная китаянка, простолюдин)

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1103122

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Чехлы для одежды розница