Меню

Одежда людей времен христа



Интересные факты — библейская одежда 2 ч.

Льняная ткань имеет очень древнюю историю. Культивируется она более 5 тысяч лет. Одежду из льна носили фараоны и их наместники, ими награждали выдающихся людей, египетский льняной батат был преподнесен в дар Соломону.

Изготовление шерстяной и льняной одежды требовало большого труда, и только очень богатые люди могли позволить себе иметь несколько смен одежды.

Лен обладает удивительными бактерицидными свойствами – ни бактерии, ни грибки не размножаются на нем. Лен еще называют «природным кондиционером» за его волшебную способность «дышать».

Народ древнего Израиля также копировал моду Египта, Ассирии и Рима. Эти страны экспортировали предметы роскоши и люди готовы были платить большие суммы, чтобы быть красивыми и модными.

Сами одежды давно пришли в негодность, но статуи и фрески дают нам некоторое представление о предметы роскоши, которые носили мужчины и женщины.

Согласно Божьим законам, любые изображения, и человека тоже, были запрещены. Но некоторые сведения о том, что носили израильтяне, у нас есть: в Библии изредка приводятся описания одежды. Кроме того, мы можем судить об одежде израильтян из дошедших до нас многочисленных рисунков других народов.

Разные ювелирные украшения были найдены при раскопках в Tel-al-Ajjul недалеко от сектора газа.

Даже самый несчастный бедняк на Востоке имел, по крайней мере, накидку. Это было последним достоянием, которое можно было отнять у человека (до сих пор во многих языках присутствует выражение «отдать последнюю рубашку» — по-французски «laisser jusqu’? sa chemise»). Библейские пророки резко осуждали тех, кто забирает у неимущих последнюю одежду.

Интересно, что в Древнем мире одежда использовалась в первую очередь не для защиты от непогоды, а для обозначения социальной иерархии. Костюм символизировал почет, престиж, принадлежность к социальному классу, внутреннее состояние человека – триумф, позор или скорбь.

Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными.

Работники выполняющие тяжелую ручную работу часто носили короткие покрывала.

Одежда выбиралась в зависимости от погоды. В Израиле лето очень жаркое, хотя по ночам довольно прохладно. Зимы там мягкие, но иногда может выпасть и снег. Поэтому в библейские времена люди обычно носили тунику длиной до колен или лодыжек. Туника полностью закрывала тело и изготовлялась из прямоугольного куска материи, вытканного на станке; такие же туники носили и дети.

Большинство людей в библейские времена ходили босиком, однако существовали и различные типы кожаных сандалий.

В новозаветные времена в моде были греческий и римский стили одежды. Туника стала более широкой и стягивалась поясом; свёрнутый шерстяной пояс служил одновременно кошельком.

Поверх туники надевалась верхняя одежда. Бедняки довольствовались грубой накидкой из верблюжьей или козьей шерсти, люди побогаче носили одежду из овечьей шерсти. Такая одежда представляла собой обычное покрывало, обёрнутое вокруг тела, или плащ с рукавами.

Часто туника стягивалась на талии поясом из кожи или ткани. В поясе иногда делали мешочек для денег (Мк. 6:8). Когда человеку нужно было выполнять тяжелую работу, он подбирал тунику и подсовывал ее края за пояс. В библейские времена специальной ночной одежды не было, люди просто распускали на ночь пояса и ложились спать в туниках.

(Слева: мужчины часто подтыкали тунику во время работы в поле. В центре: еврейский мужской костюм. Справа: костюм состоятельного человека).

Мужчины носили драгоценности и украшения. Нередко это было кольцо на пальце или же на шнурке, надетом на шею. Такими кольцами перстнями иногда запечатывали важные письма. Каждый перстень оставлял на мягком воске свой особый след (это называлось печатью), который указывал на то, кем отправлено письмо. Некоторые люди носили также амулеты, веря в то, что они помогут отогнать злых духов.

Плащ считался очень ценной вещью. Ночью он служил постелью и подушкой, днём его можно было сложить и использовать как походную сумку. Женщины в свёрнутых особым образом плащах носили детей. Его подкладывали в качестве сиденья почётным гостям.

Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц.

На этом рельефе из Ниневии, видно длинное одеяние, которое одевалось на голову и достигало земли.

Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос — хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там.

Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин.

Читайте также:  Не тронь меня одежда

Фелонь — длинная широкая верхняя одежда, напоминающая халат, которую носили в библейские времена.

Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях.


Как и мужчины, женщины обычно носили кожаные сандалии. Ремешок продевался между большим и вторым пальцами, а затем охватывал пятку (Лк. 3:16).

Обычно носили простые кожаные сандалии, иногда с деревянной подошвой.Такие сандалии носили ученики Иисуса (см. Мк. 6:9). Евреи снимали обувь, входя в дом, и омывали ноги прежде чем вступить внутрь. Самые бедные люди ходили босиком.

Как и мужчины, женщины носили туники из шерсти, хлопка или льна, но женские туники обычно были голубого цвета и доходили до лодыжек. У женских туник был треугольный вырез с вышивкой по краям.

Как и мужчины, женщины приподнимали подол туники, когда выполняли какую-нибудь работу, например, носили воду. Верхняя одежда женщин была длиннее, чем у мужчин — она скрывала ступни ног и стягивалась поясом на талии.

Слева: костюм еврейки; справа: костюм богатой женщины.

Источник

Одежда восточная и особенно евреев

Одежда восточная и особенно евреев ( Мф. XXIV, 18 ). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных ( Быт. III, 21 ). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда.

Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. Да будут во всякое время одежды твои светлы, говорит Соломон ( Еккл. IX, 8 ). Голубой цвет был любимым у иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц.

Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем, во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос – хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке, означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица.

Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из кн. Притчей ( Притч.XXI, 13, 19, 24 ). Азиатский фасон одежды остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света вследствие новейших исследований на форму одежды евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.

Одной из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие кроме сего никакой другой одежды, считаются как бы обнаженными ( Ис. XX, 2–4 ). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг ( Ин. XXI, 7 ). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов ( Исх. XXVIII, 32 ). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху ( Ин. XIX, 23 ). Выражение – рубашки и платья ( Деян. IX, 39 ), очевидно, означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в кн. пр. Даниила ( Дан.III, 21 ) – исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развевающиеся панталоны, мантии, а быть может, и тюрбаны.

Внутренняя одежда первоначально была очень простой, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу ( Ис. LII, 10 ) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды совершающий священнослужение священник ради особенных случаев должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней ( Исх. XXVIII, 42 ).

Читайте также:  Что такое бугай одежда

Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение – препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение – снимать пояс означало предаваться покою и праздности ( 4Цар. IV, 29 ; Иов. XXVIII, 3 ; Ис. V, 27 ; Иер. I, 17 ; Лк. XII, 35 ; Деян. XII, 8 ; IПет. I, 13 ).

Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6 вершков и более в ширину, с прикрепленной посреди пряжкой, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи ( Иез. XVI, 10 ) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем.

Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие ( II Цар. XX, 8 ), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежашщм к чреслам человека ( Иер. XIII, 11 ). Точно так же правда и верность называются у пророка ( Ис. XI, 5 ) препоясанием Обетованного Мессии.

Верхняя, или наружная, одежда ( Мф. XXI:8, V:40 ), вероятно, состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку – это было нечто вроде настоящих индийских покрывал – и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженной только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом ( Исх. XXII, 26, 27 , Иов. XXIV, 7 ). Это, вероятно, та самая одежда или льняной покров, на который указывается в Евангелии от Матфея (V, 40) и который иначе в русской Библии называется верхней одеждой, или милотью ( 4Цар. II, 8 ).

Полагают, что обшивка по краям этой одежды или шелковые кисти с голубыми нитями ( Чис. XV, 38 ) помещались по сторонам или краям ( Мф. XXIII, 5 ). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в восточных странах. В IV кн. Цар. ( 4Цар.I, 8 ) и в кн. пр. Захарии ( Зах.XIII, 4 ), быть может, разумеется одежда из шерсти овец или козьего меха.

Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом ( Евр. XI, 37 ), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда ( Мф. VII, 15 ) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны», употребленное в кн. Судей ( Суд.XIV, 12, 13 ), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно под теплой меховой одеждой, и вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. ( Притч. XXXI, 24 , Ис. III, 23 , Мк. XV, 46 ).

Покрывало, упоминаемое в Евангелии от Марка ( Мк.XIV, 51 ), вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками или пряжкой на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной.

Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, о Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась ( Быт. XXIV, 65 ). Оно служило также знаком покорности или почтения у женщин замужних ( I Кор. IX, 3–10 ).

В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев ( Ис. III, 15–23 ). В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосуды с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю), и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.

Читайте также:  Как сделать бумажную куклу с одеждой для девочек

Платки ( Деян. XIX, 12 ) были в общем употреблении у евреев, и, по свидетельству путешественников, жители восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем.

Опоясание ( Быт. III, 7 , Деян. XIX, 12 ). Несомненно, что означенная часть одежды у евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.

Кидар ( Исх. XXXIX, 28 ), или головные повязки ( Исх. XXVIII, 40 ), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из кн. Исаии ( Ис.III, 22 ), составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у евреев головные повязки или какой был образец, по которому они делались, и способ, как их носили.

Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. пр. Исаии, означает тонкий золотой или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко.

Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материи разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды.

Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотой одежды. Дети носят эту одежду большей частью до 8-летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время.

На Фамари, как известно из II кн. Царств ( II Цар.XIII, 18 ), была разноцветная одежда, ибо такия верхние одежды носили царские дочери-девицы.

Прибавлениями к еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т. п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носит кольцо в левой ноздре.

Нитка, упоминаемая в кн. Бытия ( Быт.XIV, 23 ), по мнению некоторых, означает тот снурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья, носили лица как мужского, так и женского пола на обеих руках ( II Цар. I, 10 ), а женщины иногда также и на ногах ( Ис. III, 19–20 ).

Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками ( Ис. III, 16 ). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке, или на шнурке на шее. См. Зеркало.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины христианки ( I Тим. II:9–10 ; IПет. III:3–4 ).

В кн. Второзакония ( Втор.VIII, 4 ) мы читаем, что одежда евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути по мере их возрастания; по мнению же других, евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования.

Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч.

Раздирать одежды ( Быт. XXXVII, 29–33 ) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин ( Нав. VII, 6 ) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы ( Лев. X:6, XXI:10 ), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа ( Мф. XXVI, 65 ), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью ( Ис. XXXVI, 22 ). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. Посему-то пр. Иоиль и обращается к народу со следующими словами: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши ( Иоил.II, 13 ).

Источник: Иллюстрированная Библейская энциклопедия / архимандрит Никифор (Бажанов). – Москва: Эксмо, 2016. – 640 с. ISBN 978-5-699-87789-8

Источник