Меню

Одежда мебель древней греции



Мебель Древней Греции.

На статус древнейшей профессии претендуют многие специальности, мебельщикам ввязываться в это спор, в общем, не обязательно, однако с тем фактом, что искусство мебельного дизайна было известно ещё в Древней Греции, спорить не приходится.

Главным направлением творчества мебельщиков VI-VII века до нашей эры было изготовление комодов и сундуков. На протяжении нескольких сот лет менялись только формы крышек на этих сундуках (интересно, что они с опозданием на несколько лет повторяли изменения в архитектуре крыш домов того же периода), но к V-му веку до нашей эры археологи относят зарождение дизайна мебели в его современном понимании, а именно, всевозможных орнаментов и резьбы, украшавших мебель, а также активного применения краски. Эти сундуки использовались для хранений посуды и одежды, но в эллинистический период их постепенно вытеснили новомодные шкафы.

Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры — все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Но мало кто знает, что и мебель в современном её мире зародилась также в Греции.

К настоящему моменту никаких предметов древнегреческой домашней мебели не сохранилось по той простой причине, что все они изготовлялись из дерева. Однако мы можем наблюдать их на фресках, росписях и в скульптуре, да хотя бы в Пантеоне. Другое дело — мебель, созданная для уличных условий, но вряд ли по ней можно делать выводы обо всей древнегреческой мебели в целом.

Согласно большинству исследователей, в период с VII по IV века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки ещё более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечность и неудобство — египтяне не гнались за комфортом. Однако к V-IV веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становится более гладкой, удобной и красивой.

Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определённого места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» — эта тенденция также жива по сей день. Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки.

Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени.

Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием — это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

Древнегреческие кровати сейчас бы назвали вольной комбинацией собственно кровати и софы. Они предназначались не только для сна, но и для принятия пищи. Дело в том, что греки предпочитали ужинать не столько сидя за столом, сколько лёжа на кровати, и, наверное, в этом они были правы. Этакая «обломовщина» зародилась в V-м веке, то есть когда греческая цивилизация вступила в период высочайшего своего расцвета. Греческие кровати существенно отличались от египетских: во-первых, они существенно возвышались над землёй, во-вторых, у них присутствовало нечто вроде подушки, в то время как египтяне использовали возвышение на кровати для ног, а не для головы. Так что наша традиция класть голову на подушку тоже идёт от древних греков, которым так удобнее было поглощать свои яства.

В отличие от нас, греки использовали столы только для еды. На них было не принято класть безделушки, книги или ценные предметы, как это делаем мы сейчас. Поэтому столы греков чаще всего были легкими и их можно было без проблем перемещать с места на место, также они были существенно ниже, чем средний стол сегодня. В состоятельных слоях населения различали столы для еды и напитков, последние обычно были повыше и стояли на трёх ножках, точь-в-точь как в современных забегаловках. Вообще греки явно предпочитали три ножки четырём, это прослеживается на всём пути развития греческой цивилизации. Столы делали из бронзы и мрамора, но чаще всего всё-таки из дерева. По мере упадка культуры столы утрачивали прямоугольную сторону и становились круглыми — эта тенденция прослеживается во всех цивилизациях, современной, видимо, тоже.

Читайте также:  Вешало для одежды габариты

Как и прочие предметы греческой мебели, сундуки первоначально были содраны с египетских образцов и лишь значительно позже обрели свой собственный стиль. Они использовались исключительно для хранения одежды, потому что на полках хранили главным образом посуду. Иногда в сундуки попадали также драгоценности — от грабителей. Вряд ли, однако, греки догадались до этого первыми, хранили в сундуках покрывала и фрукты, главным образом, айву. Сундуки считались самой ценной мебелью, в эллинистический период они вполне могли составлять часть приданого невесты.

Традиции созданий стульев в Грецию пришли не из Египта, а из Персии. В VI-м веке в Греции доминировали жёсткие кресла с подлокотниками и жёсткой спинкой. На сохранившихся фресках по страдальческому выражению сидящих на стульях людей можно легко заключить, что кресла были в высшей степени неудобными. До V-го века никому просто не приходило в голову, что кресло может быть удобным, но именно в это время начался совершенно новый период в греческой культуре, к которому относится также изобретение подушек. Кресла становились роскошными и до того удобными, что практически без изменений существуют все средние века и фактически доживают до начала XIX-го века, когда развитие промышленности сделало возможным дальнейший прогресс в области комфорта. Мягкие спинка и подлокотники, которые в большом ходу по сей день и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды, были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи. По мере развития кресла становились всё более тяжеловесными, и, наконец, уже не предназначались для переноса с места на места. Фактически, если перенести древнегреческое кресло, изготовленное 2500 лет назад, в сегодняшний день, оно не будет выглядеть слишком странным.

Все эти предметы предназначались в основном для семейного обихода, но ими греческое наследие в области дизайна не исчерпывается. В домах богатых греков впервые догадались использовать в качестве элемента обстановки вазы и горшки, это направление развивалось очень плодотворно, и множество греческих ваз дошли до нас. На то, что они были именно декоративными, указывает такой факт, что порой вазы изготовлялись из драгоценных или полудрагоценных металлов. На них обычно рисовали сюжеты из легенд и сказаний, которые опять-таки широко известны поныне. Лишь изредка вазы действительно использовали по назначению, а именно — для хранения разнообразных жидкостей.

Нельзя сказать, что пять основных разновидностей греческой мебели были полностью неизвестны другим народам. Но именно у греков они стали такими, какими знаем их мы. И в этом один из феноменов греческой цивилизации.

114. Саркофаг из Абусир.
115. Складной стул с характерными загнутыми внутрь ножками.
116. Обеденный стол (по модели из бронзы).
117. Простая деревянная кровать (по рисунку на вазе).
118. Ложе с подушками.
119. Парадные мраморные театральные кресла. Театр Дионисия в Афинах.
120. Раннегреческое кресло дощатой конструкции.
121. Архаический трон (по изображению на гробнице из Лаконии).
122. Трон без спинки, с подставкой для ног (по рисунку на вазе).
123. Парадный табурет (по рисунку на вазе).
124. Характерный мотив греческой орнаментики.
125. Клисмос, женский стул со спинкой (с надгробного памятника Хегесо, Афины, IV в. н. э.).
126. Ложе с мягкой обивкой и подушками (по рисунку на вазе).
127. Стол (по рисунку на вазе).
128. Меандр — характерный древнегреческий орнамент.

Греческие орнаменты (можно нарезать текстуры), скачать .

Источник

Мебель Древней Греции

Известно, что первые образцы мебели изобретены в Древнем Египте, а умельцы Древней Греции изрядно потрудились над их облагораживанием. Стили оформления, созданные много веков назад на базе древнегреческой культуры, прошли долгий путь до наших дней.

Эволюция древнегреческой мебели

Сначала здесь изготавливали примитивные предметы, призванные хоть немного облегчить быт. Но эллины охотно перенимали достижения в создании деревянной мебели у других стран. Позднее греки придумали и стали развивать направление, которого не было ни в одном государстве – декорирование изделий чёткими, яркими геометрическими, растительными и смешанными рисунками. За основу брались акант, пальметта, всевозможные цветы, листья деревьев и растений.

Технологии и материалы

Мебельщики Древней Греции работали с различными породами дерева, предпочтение отдавали древесине кедра, оливы, пальмы, ценились также орех, клён, чёрное дерево. Зачастую для создания своих изделий мастера использовали бронзу и мрамор.

Читайте также:  Как можно продать свои одежды

Пик расцвета всех древнегреческих искусств, в том числе и мебельного производства, приходится на V-III столетия до н. э. Вместо тяжёлых предметов прямоугольной формы появляются изящные образцы, декорированные узорами и изысканной резьбой. И если оформление изделий в Египте было символичным, мебельщики Древней Греции смело экспериментировали с разными орнаментами. Получались настоящие произведения искусства.

Разнообразие древнегреческой мебели

Сначала мебелью были обустроены лишь театры, храмы и другие общественные места – их обставляли прочными креслами и стульями из мрамора. В домах как зажиточных людей, так и простых граждан предметы меблировки стали появляться только после войн с Персией.

С этого времени дома начинают ограждать заборами, а комнаты заполнять мебелью, которая изготавливалась уже без воздействия внешних стилей. Ниже представлены 5 основных видов обстановки, которые были в обиходе у граждан Древней Греции.

Кресла, стулья и табуреты (дифрос)

В те далёкие времена в Греции было 2 вида табуреток. Первый – с плоским плетёным сидением и четырьмя ровными опорами был достаточно мобильным, он почти без изменений дошёл до наших дней. Второй больше походил на миниатюрный стол. Для изготовления табурета такого типа использовали мрамор и бронзу, поэтому он был тяжёлым и занимал своё определённое место в доме. При необходимости подобный предмет служил не только в качестве сидения, но и как маленький столик.

В архаическую эпоху стулья делались по строгим канонам древнеегипетского искусства: жёсткая основа, изобилие прямых углов. Верхом греческого мебельного искусства можно назвать клисмос – лёгкий, элегантный стул с изогнутыми ножками. Его изготавливали из гнутой древесины и украшали бронзовыми элементами.

Столы (трапедзы)

Первые столы имели самые простые формы. Позднее мастера стали их приукрашать, используя рельефные узоры в виде цветов и растений, лап хищников и голов птиц. Жители Древней Греции принимали пищу лёжа. Поэтому трапедзы были низкими: по завершении обеда их можно было легко убрать под ложе.

Кровати (клине)

У клине очень интересная история. Изначально для сна и дневного отдыха греки использовали не слишком глубокий ящик на низких опорах. Сверху подстилали шкуры, потом появились матрасы. В дальнейшем кровати (ложа) стали выше, для изготовления применялись твёрдые породы древесины, мрамор, бронза. Ножки стали декорировать искусной резьбой, орнаментами, волютами. Мебель богатых слоёв населения украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.

Сундуки

Одним из самых почётных предметов в доме считался сундук. Основным материалом для производства была древесина. Крышки делали как плоскими, так и выпуклыми. Стенки, скреплённые штифтами и шпонками, красили в яркие цвета.

Первые дизайнеры мебели

Древнегреческих умельцев можно по праву назвать дизайнерами многих известных видов мебели. Под влиянием развития древнегреческого искусства предметы меблировки, подсмотренные у других народностей, видоизменились, были облагорожены уникальным греческим стилем.

Источник

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Мебель в Древней Греции

Древний грек был, прежде всего, существом общественным. Поэтому долгое время роскошью в Греции могли отличиться только общественные здания (в первую очередь, храмы). Жалкие частные жилища даже у богачей были лишены элементарных удобств. Ведь большую часть дня греки проводили вне дома, а зачастую и спали в городе прямо под портиками (благо климат это позволял). В суровой Спарте запрещалось даже использовать рубанок, чтоб не, дай Бог, спартанские воины не изнежились на удобной мебели.

Лишь после войн с персами запросы греков начинают расти и появляются красивые богатые дома. Только теперь (наконец-то обнесённый каменным забором) дом мог считаться «своей крепостью». Окна выходящие на улицу появились довольно поздно.

Центральной частью жилища был внутренний дворик (перистиль), через который освещались все остальные помещения. Он же служил основным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колонами (портиком). Стены, сперва, белились известью, а позже стали расписывать. Во внутреннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями, а пол — роскошной мозаикой.

У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токарный станок, что тут же отразилось на качестве деревообработки. Греки, судя по всему, освоили и гнутьё древесины с помощью пара — способ, переоткрытый европейцами вновь только в XIX веке! Реализм и простота греков в сочетании с развитым художественным вкусом привела к появлению элегантной и комфортной мебели.

Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги.

Читайте также:  Одежда для полных жен как

Позднее у греков появился обычай есть лежа; для этих целей они применяли ложе (клинэ) — что-то среднее между кроватью и софой. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки: ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами.

Мебель для сидения была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х образной опоре — происходит из Египта, такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Востока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми ножками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья; этот тип часто встречается в вазописи. Подобные парадные кресла делали для аристократов и из мрамора (например, в театрах). Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они являлись второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более легкие обеденные столы; обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре.

В обстановку жилища входили также переносные маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов и туалетных принадлежностей.

Павсаний пишет о том, что среди сокровищ Олимпии был и сундук из кедра с богатой резьбой по слоновой кости, отделанный золотом, с изображениями сцен из мифологии, произведение мастера Евмеласа. В III веке до н. э. в Греции изготовляли уже и богатую мебель из бронзы, отделанную золотом или серебром, с мягкой обивкой. Расцвет греческого мебельного искусства приходится на V—III века до н. э.

Большинство произведений греческого искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми. Греки уже знали способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. Они отдавали предпочтение строгим тектоническим формам. Ножки, заканчивающиеся лапой зверя, встречались реже.

Для греческой орнаментики характерны как фигуративные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы в точной, ясной композиции, четких очертаний и яркой окраски. Характерным геометрическим орнаментом была спиральная, а также волнистая линия. Широко распространенным орнаментом был меандр; к архитектурным орнаментам относились ионики (овы), бусы и зубчики. Греческая орнаментика была чисто декоративной и не имела символического значения.

Постепенно мебель освобождалась от застывших архаических форм, становилась предметом художественного творчества. Позднее, в период эллинизма, формообразование стало более свободным, разнообразным. Греческая мебель имела четкую структуру, которая подчеркивалась и декором. Простота, гармония элементов и благородные пропорции способствовали распространению художественного влияния греческой мебели на мебель других народов. Греческое искусство оказало большое влияние на искусство Древнего Рима, которое обязано ему своими основами.

Источник