Меню

Одежда муравьишка окружающий мир



Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Муравьи»

Кошеварова Ирина Геннадьевна
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Муравьи»

Цель: формирование целостной картины мира.

— воспитывать чувство коллективизма, желание помочь другу в трудной ситуации;

— развивать мелкую моторику рук, графические навыки, мышление, память;

— познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, о пользе приносимой муравьями;

формировать понятия о бережном отношении к насекомым.

Оборудование и материал: мультимедийная установка, презентация «Муравьи – санитары леса», листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, гусеницы из бумаги.

Ход занятия.

«Стоит под елкой городок.

К нему сто тропок, сто дорог.

По тем дорожкам взад-вперед

Народец Крохотный снует».

(муравьи и муравейник)

— Сегодня мы с вами познакомимся с муравьями.

Стихотворение о муравьях.

По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам

Рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

Он как солнышка кусочек,

Тоже золотистый очень.

Не смотри, что кроха он,

Он могучий словно слон.

Не боится он труда,

Не ленится никогда.

Презентация «Муравьи – санитары леса»

Как выглядит муравей? (ответы детей)

А вы знаете, говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. У него есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое,есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод, тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.

Как устроен муравейник?

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

А крепок ли такой дом?

Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

Как вы думаете, почему в одном направлении.

Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

Из чего муравейник строят муравьи?

Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник?

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны.)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

Чок – чок, каблучок!

В танце кружится сверчок.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке.)

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями.)

С муравьем она порхает.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке.)

Звонко хлопают ладошки!

(Похлопать в ладоши.)

Всё! Устали ножки!

Как происходит в муравейнике разделение труда?

А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их, прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Муравьи — воины смело защищают муравейникот не прошеных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.

Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.

Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.

Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.

Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых.

Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.

Ребята, предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.

Проводится игра: «Кто скорее соберет гусениц».

Дети образуют две команды, по 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает та команда, кто больше соберет гусениц.

Спасибо вам, защитники леса!

Знаете ли вы, ребята, что в доме муравьев действует своя система наказаний.Например: если здоровый муравей-фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.

Совершенно по-другому поступают муравьи с тем,кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не поправится и сможет сам приносить еду другим.

Какие враги есть у муравьев?

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы. Гнезда рыжих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны.

Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

Почему муравьев называют санитарами леса?

Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Проводится игра: «Муравейник»

Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.

Где встречаются муравьи?

Известно более 10000 видов муравьев. Один из самых распространённых муравьев – это черный садовый муравей, живут на лугах, в лесах, садах. Эти муравьи устраивают гнезда под камнями и поваленными деревьями.

Почему муравьи называются самыми сильными животными?

Кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали!

Самый сильный на свете — муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.

Вот какой силач малютка – муравей!

Мы сегодня много интересного узнали о муравьях, а сейчас мы слепим этого маленького силача.

Дети выходят на прогулку садятся за парты для проведения занятия на веранде по рисованию муравья.

Самостоятельная деятельность постройка муравейника из песка муравьям.

Итог занятия.

Вот какие вы ребята молодцы! Давайте наши поделки поставим возле муравейника, который мы построили. Теперь давайте наведем порядок на столах и вымоем руки.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Одежда» Формирование целостной картины мира. Тема. Одежда. Цели. Обобщить понятия одежда. Учить различать и называть детали одежды; комментировать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Одежда» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Цель: расширить и уточнить представления детей об одежде. Задачи: • Конкретизировать представления об одежде,.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Рассматривание картины «Кошка с котятами» (вторая младшая группа) Конспект НОД, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами». 1. Кто изображен на картинке?.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Хлеб — наше богатство» Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство».[/b]Цели: Познакомить детей с процессом выращивания.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе «Жители леса» Конспект подготовила воспитатель: Суржанская Ирина Ивановна Цель: формирование элементарных представлений у детей о лесных животных через.

Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в подготовительной группе. Тема: Лес и его обитатели.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Пресмыкающиеся» Цель: познакомить детей с пресмыкающимися животными, особенностями их строения и жизнеобитания. Задачи: 1. Уточнить, систематизировать и.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «Хлеб — всему голова!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка» Конспект занятия в подготовительной.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «Откуда хлеб пришел» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Откуда хлеб пришел» Программные задачи: 1. Закрепить.

План-конспект занятия по формированию целостной картины мира «Магазин одежды» План-конспект-проект занятия по формированию целостной картины мира «Магазин одежды» во второй младшей группе Цели Дать понятие обобщающего.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Стр. 46-47 Весна в мире насекомых Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы

Стр. 46-47 Весна в мире насекомых Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл 2 ч Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть: выберите любую дату в указанном диапазоне

бабочку (какую?) — крапивница, вторая половина апреля
шмеля — вторая половина апреля
пчелу — вторая половина апреля
муравья — вторая половина апреля
муху — вторая половина апреля

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы — листья крапивы
Гусеница траурницы — листья березы, осины
Стрекоза — личинки комаров
Личинка стрекозы — личинки комаров
Муравей — насекомые

Нет, эти насекомые не приносят вреда человеку, а многие насекомые даже приносят пользу, стрекозы и их личники поедают назойливых комаров, муравьи поедают насекомых-вредителей.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

*Вспомните, какое еще животное питается комарами, и впишите в схему №1 его название. Если забыли, посмотрите на с 58 тетради №1

**В книге «Великан на поляне» (с 83-84) вы можете прочитать об одном удивительном животном, которое питается личинками комаров. Оно похоже на ящерицу, а весной живет в воде. Впишите в схему №2 название этого животного.

Примечание — вариантов ответов для схемы может быть много, приведенная ниже схема составлена именно на основе данных из учебника.

Источник

ГДЗ по окружающему миру — 2 класс — рабочая тетрадь — 2 часть — Плешаков — 2020

ГДЗ по окружающему миру — то есть готовые ответы по школьному предмету «Окружающий мир» для 2 класс помогут родителям помочь ребенку в подготовке домашних заданий. Приводим ответы к 2 части рабочей тетради по программе Перспектива, 2020 — 2021 учебный год авторов А. А. Плешакова и М.Ю. Новицкой. Задания, вызывающие затруднения, приводятся с подробным объяснением. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях на страницах нашего сайта и использовать для подготовки докладов и проектов.

ГДЗ по окружающему миру

Страница 3 — 5 — Зимние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об из происхождении.

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия зимних месяцев в языках народов твоего края.

С названием месяцев у разных народов России и бывшего СССР можно ознакомиться в статье: Названия месяцев.

Заполним данные таблицы:

P.S. В 3-ий столбец записаны название месяцев по-белорусски.

2. Запиши названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы:

  • Просинец — древнее название января — это время когда на небе начинает появляться просинь и день становится длиннее ночи.)
  • Лютень — древнее название декабря на Руси — название этого месяца произошло из-за лютых морозов в это время.
  • Снежень — древнее название февраля на Руси — произошло от слова снег.
  • Студень — древнее название декабря на Руси — произошло от слова стужа, ведь именно стужей и морозами наполнен этот месяц декабрь.

б) с явлениями живой природы:

  • Бокогрей — древнее название февраля на Руси — в это время становится больше солнца и в солнечные дни скот выводили погреть бока на солнышке.

в) с трудом людей:

  • Січень — украинское название января — название произошло из-за обычая рубить или сечь деревья с целью обогреться и подготовить землю под засев.

В работе можно использовать на выбор старинные русские названия месяцев.

3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края и в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Северный Кавказ

Зима длится всего лишь два-три месяца с декабря по февраль.

  • На Полярном Урале очень долгая зима, длящаяся 8 месяцев. Начинается она с начала сентября и заканчивается в марте-апреле.
  • На Южном Урале зима непродолжительная и длится примерно 4-5 месяца с ноября до конца марта.
  • На Средний Урале зима длится около 5 месяцев, в период с ноября до апреля.

Западная Сибирь

  • Зима на севере Западной Сибири длится около девяти месяцев, в центре — около семи.
  • Югу повезло чуть больше, там климатическая зима царствует пять месяцев.
Читайте также:  Mister bon miss bon детская одежда

Восточная Сибирь

  • Зима длится от 5-6 месяцев (район Байкала) до 7-8 месяцев (центр Якутии и Красноярского края).
  • На крайнем севере Восточной Сибири лета почти невозможно дождаться, поскольку зима царит там около 11 месяцев.
  • В центральной и южной части Восточной Сибири теплое время года (включая весну и осень) длится от 1,5-2 до 4 месяцев.

Прибайкалье и Забайкалье

В Прибайкалье и Забайкалье зима тянется от 5 до 6 месяцев.

Дальний Восток

Зима малоснежная, продолжается до 9 месяцев, а начинается в октябре.

4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице зиме. Запиши.

5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.
Рассмотрим несколько городов нашей чудесной страны и разместим фотографии, сделанные зимой.

Северный Кавказ

Зимний вечер

Зимний храм Махачкала Ставрополь

Зимний дворец

Новогодняя сказка Екатеринбург Нижний Тагил

Западная Сибирь

Сказочный город

Снежная сказка Тюмень Новосибирск

Восточная Сибирь

Дорога в сказку

Ночная аллея зимой Красноярск Улан-Удэ

Дальний Восток

Зимнее море

Зима пришла Владивосток Хабаровск

Стр.6-7. Зима — время науки и сказок

1. Прочитай текст о народных приметах на погоду по двум дням святого Николая.

19 декабря — день святого Николая. Другой день памяти этого святого приходится на весну — 22 мая. В народных приметах об этих днях говорится так:
«Два Николы — один морозный, другой травный, один с зимой, другой с травой», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даёт травы».
Земледельцы примечают: «Если Николин день холодный — к урожаю». Трескучие никольские морозы предвещают урожайное лето.

Понаблюдай и ты за явлениями природы в день святого Николая текущего года. Запиши свои наблюдения:

19 декабря снега было _____________.

2. Запиши народные приметы на урожай в твоём крае.

3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок на с.7.

Русская народная сказка «Лиса и волк»

4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Смекалка во всяком деле выручит.

Стр.8-9. Зима в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни (устно) свой выбор.

Зимой солнце поднимается в небе совсем невысоко, дни становятся короткие и земля получает мало тепла. Повсюду лежит снег. Именно на третьей картинке мы видим, что лежит снег и солнце поднимается в небе невысоко, поэтому отмечаем именно эту картинку.

2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Декабрь

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 05.12.2019 -13℃
Вторник 06.12.2019 -9℃ снег
Среда 07.12.2019 -8℃
Четверг 08.12.2019 -12℃
Пятница 09.12.2019 -17℃
Суббота 10.12.2019 -7℃ снег
Воскресенье 11.12.2019 -7℃ снег

Январь

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 09.01.2020 -19℃ слабый туман
Вторник 10.01.2020 -16℃
Среда 11.01.2020 -12℃
Четверг 12.01.2020 -6℃
Пятница 13.01.2020 -6℃
Суббота 14.01.2020 -10℃
Воскресенье 15.01.2020 -8℃

Февраль

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 06.02.2020 -15℃ снег, слабый туман
Вторник 07.02.2020 -18℃
Среда 08.02.2020 -26℃ туман
Четверг 09.02.2020 -21℃
Пятница 10.02.2020 -16℃
Суббота 11.02.2020 -15℃
Воскресенье 12.02.2020 -14℃ небольшой снег

Сравните результаты наблюдений за три зимних месяца между собой, а также с результатами осенних наблюдений. Сделайте выводы о том, как меняется погода.

Страница 10 -11 — Звёздное небо зимой

  1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши её. Объясни (устно) как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Чтобы найти Полярную звезду нужно найти на небе две звезды, которые образуют переднюю стенку ковша, мысленно соединить их линией и продолжить эту линию от верхней звезды ковша.

2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Когда-то давно в дремучем-дремучем лесу жили медведица и медвежонок. Питались они сладкой малиной и мёдом, который делали для них пчёлы.
Медведи в свою очередь всегда помогали пчёлам. Но однажды медвежонок, играя с одной пчелкой забрел от дома так далеко, что оказался на небе далеко-далеко от Земли.
Медведица в это время потеряла медвежонка и пошла его искать. И тоже оказалась на небе. Все троим пчелке, медвежонку и медведице очень понравилось на небе и они решили остаться там жить. Так медведица превратилась в созвездие Большая медведица, медвежонок в созвездие Малая медведица, а пчелка стала Полярной звездой.
И теперь каждый, кто смотрит ночью на звездное небо видит эту троицу и вспоминает эту историю.

3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток.

4. С помощью иллюстрации учебника соедини звёзды на рисунке так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши её. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Фрагмент созвездия Орион

Три звезды, расположенные рядом образуют пояс Ориона. Если провести линию налево и вниз, то найдём самую яркую звезду на небе — Сириус.

5. Понаблюдайте звёздное небо. Обратите внимание на то, как изменилось расположение ковша Большой Медведицы по сравнению с его расположением осенью. Найдите Полярную звезду. Ориентируясь по ней, определите стороны горизонта. Найдите на небе созвездие Ориона и звезду Сириус. Полюбуйтесь ими! Используя атлас-определитель, отыщите а небе другие созвездия и звёзды. Запиши названия созвездий и звёзд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Большой Пес, Малый Пес, Созвездие Близнецов, Плеяды, Созвездие Тельца, созвездие Возничий.

Звезды: Ригель, Бетельгейзе или «Битлджус», Порцион, Сириус, Пллукс, Кастор, Альдебаран, Капелла.

Страница 12 — 13 — Зима в мире растений

1. Узнай лиственные деревья по плодам. Соедини линиями рисунки и названия.

2. Узнай хвойные деревья по шишкам. Соедини линиями рисунки и названия.

3. Догадайся какое растение изображено на фотографии. Подпиши название. Раскрась это растение на рисунке.

Фото можжевельника Можжевельник

На фотографии изображен можжевельник.

4. Во время прогулки постарайся определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки по которым ты определил эти растения.

Как узнать деревья зимой?

Страница 14 — 15 — Зимние праздники

1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядой. Для этого вместо пропуска в тексте впиши нужное имя в ласковой форме.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Александрова двора.
Нашла коляда Александров двор.
Александров двор не мал, не велик,
Не мал, не велик — на семидесяти столбах.
На всяком столбе по жемчужине горит.
Счастья, радости тебе, Сашенька!

2. Раскрась рождественскую открытку к празднику.

3. Рассмотри фотографии новогодних игрушек. Отметь (закрась кружок) те, которые тебе кажутся старинными.

4. Разберись в схемах изготовления новогодних игрушек. Сделай их для подарка друзьям.

Делаем гирлянду (инструкция)

1. Возьмем цветную бумагу

2. Нарежем полоски

3. Разрежем эти полоски еще пополам

4. Склеим одну полоску в колечко.

5. Склеиваем следующее колечко и прикрепляем к предыдущему.

6. Продолжаем клеить колечки и прикреплять. В результате получим гирлянду.

7. Украшаем гирляндой ёлочку.

Делаем ёлочку из бумаги (инструкция)

1. Берем лист А4 зеленого цвета, разрезаем его на 4 части и каждую из них сгибаем пополам.

2. Складываем все листы вместе и вырезаем ёлочку и должно получится 4 одинаковых ёлочки.

3. Склеим 4 ёлочки получим игрушку и украсим ею ёлочку.

Делаем снежинку (инструкция)

1. Возьмем лист бумаги А4.


2. Согнем его пополам.

3. Согнем с одной стороны лист как указано на фото.
4. Загнем с другой стороны
6. Отрежем кончик и нижнюю часть волнами.
7. Разогнем листок и получим снежинку.8. Украсим снежинкой комнату.

Страница 16 — 17 — Растения в домашней аптечке

1. Как называются эти лекарственные растения? Укажи стрелками.

2. Практическая работа «Лекарственные растения».
1. Рассмотрите лекарственные растения, выданные учителем. Заполните таблицу.

Фото растения Название растений Какие части используются
Тысячелистник Соцветия
Подорожник Измельченные листья
Шиповник Плоды
Валериана Корни
Календула Соцветия
Липа Цветки

2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

  1. Травянистое растение, корни которого используются как успокаивающее средство.
  2. Кустарник, плоды которого содержат много витаминов.
  3. Травянистое растение, соцветие которого заваривают для полоскания горла.
  4. Дерево, цветки которого заваривают при простуде.
  5. Травянистое растение, свежие листья которого останавливают кровь, а высушенные — помогают при кашле.
  6. Травянистое растение, настойка которого улучшает аппетит.

Заполним пустые ячейки ребуса

3. С помощью взрослых познакомьтесь с лекарственными растениями вашей домашней аптечки. Какие из них были собраны вашими родными в природе, а какие — куплены в аптеке?
Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Растения домашней аптечки

  1. Ромашка — собраны родными в природе.
  2. Мята — собраны родными в природе.
  3. Календула — собрана родными в природе.
  4. Мать-и-мачеха — собрана родными в природе.
  5. Кора дуба — куплена в аптеке.
  6. Шалфей — куплен в аптеке.
  7. Зверобой — куплен в аптеке.

Страница 18 — 19 Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнай птиц по клювам. Соедини линиями рисунки и названия.

Соединим птиц с их названиями:

Объясни (устно) связь между строением клюва каждой птицы и особенностями ей питания. Дополнительную информацию о питании птиц вы можете найти в книге «Зелёные страницы».

2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Маленький зверёк с длинным хвостиком. Питается желудями, орехами и другой растительной пищей. Зимой почти всё время проводит под снегом.

Маленький хищный зверёк. Зимой почти не заметен на снегу, потому что мех его становится белым.

Довольно крупное животное, одетое в бурый мех. Питается и растительной, и животной пищей, которую находит под снегом. Выкапывать пищу из-под снега ему помогают клыки.

В Приложении найди изображения этих животных и наклей их в окошки.
3. Продолжайте наблюдения за птицами вашего города (села). Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью? Каких ещё птиц вам удалось увидеть?
Продолжайте подкармливать птиц. Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Птицы зимой

Страница 20 — 21 — Невидимые нити в зимнем лесу

1. Как связаны между собой ель и лесные животные? Вырежи картинки из Приложения и наглей их в схему №1. В схему № 2 впиши названия животных. Проведи стрелки.

2. Прочитайте в учебнике рассказ «Как животные друг другу помогают». Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу. Связи между растениями и животными покажите зелёными стрелками, а связи между различными животными (их помощь друг другу) — красными.

Заполненная схема будет выглядеть так:

Невидимые нити в зимнем лесу

Показы свой вариант схемы классу. Обсудите ваши схемы и выберите наиболее точные. Сравните их со схемой в Приложении.

Страница 22 — 23 — В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале. Используй в нём слова «межа», «граница», «рубеж». Нарисуй картинку к своему рассказу.

2. Отгадай загадку. Подсказку к загадке найди в народной примете на урожай: «На Сретение капель — урожай на пшеницу». Запиши отгадку.

Читайте также:  Логотип одежда для танцев

3. В старину у каждой хозяйки был свой любимый способ готовить блины. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нём одноклассникам.

4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

20 февраля 2020 года — Праздник Масленица — проводы зимы

Прочитать об истории праздника Масленицы, его традициях и обрядах можно >> тут.

Страница 24 — 25 — Зимний труд

1.Раскрась фрагмент старинной прялки.

Фрагмент старинной прялки

Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

2. Заполни пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

3. Определи, какие растения зеленеют, цветут и даже плодоносят в этом подоконнике зимой. Запиши их научные или народные названия.
На рисунках представлены лук, фиалка, декабрист и лимон.
4. Вырежи из Приложения детали одежды для зимних прогулок собачки. Сделай из них аппликацию. Раскрась одежду собачки. Придумай подпись.

Аппликация — собака в одежде для зимних прогулок

Страница 26 — 27 — Будь здоров

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть зимой. Вместо рисунков здесь можно поместить и фотографии.

Зимние игры

Зимой можно играть в снежки, хоккей, догонялки, ляпы, игру «Выше ноги от земли», «Казаки разбойники», «Царь горы», а также кататься на лыжах, коньках, санках, снегокате, снегоходе, лепить снеговика и т.д.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которых ты любишь играть зимой.

Зимние игры развивают силу, ловкость, быстроту реакции, выносливость, смелость, трудолюбие, уважение, сообразительность, воображение, хитрость, координация, меткость, пространственную ориентацию.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из зимних игр народов вашего края.
Вместе опишите ход игры. Дайте её название. Если необходимо, составьте и зарисуйте её схему на отдельном листе. Не забудьте отметить название народа. В конце текста запишите фамилию и имя того, кто рассказал об игре. его возраст, место и дату записи.

Игра «Царь горы»

Страница 28 — 29 — Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

Кормушка для птиц

2. Есть ли на этом рисунке птицы, которые прилетали к твоей кормушке? Отметь их (закрась кружок).

Напиши, какие ещё пернатые гости бывали в твоей «столовой».

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесённом в Красную книгу России (желательно о живущем в твоём крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Страница 30 — 31 — Зимняя прогулка

1.Рассмотри фотографии. Подумай, в каких краях России зимой людям требуется такая тёплая одежда. Ответь устно.

По возможности подбери предметы зимней одежды (или их фотографии), которые используют народы вашего края. Организуйте в классе выставку этих предметов (фотографий).Русский национальный костюм

Русский национальный зимний костюм
Полушубок — короткая, до колен, овчинная шуба.

Тулуп — долгополая меховая шуба, полы которой заходят одна за другую, и подвязывается ярким поясом.

Муфта — использовалась для того, чтобы греть ладони. Она украшалась меховой опушкой, и прошивалась мехом изнутри.

Кожух — зимний кафтан, подбитый мехом; украшался нашивками, кружевом; надевался на зипун (полукафтан без воротника из грубого самодельного сукна).

2. Сходите на зимнюю прогулку. Полюбуйтесь природой и красотой города (села). Понаблюдайте за жизнью людей. Сделайте фотографии. Составьте фоторассказ о вашей прогулке на с. 31.

Зима в городе

Весна и лето — Весенние месяцы

Страница 32 — 33

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод о их происхождении.

1 2 3
Мартиус Март Сакавiк
Априлис Апрель Красавiк
Майус Май Май

P.S. В 3-ий столбец записаны название весенних месяцев по-белорусски.

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия весенних месяцев в языках народов твоего края. В работе можно использовать на выбор старинные русские названия месяцев из учебника.

С названием месяцев у разных народов России и бывшего СССР можно ознакомиться в статье: Названия месяцев.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы:

б) с явлениями живой природы:

в) в трудом людей:

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

Северный Кавказ

Подснежники Махачкала Ставрополь

Природы пробуждение

Весеннее чудо Екатеринбург Нижний Тагил

Западная Сибирь

Ранняя весна

Цветение яблони Тюмень Новосибирск

Восточная Сибирь

Предчувствие весны

Пришла весна Красноярск Улан-Удэ

Дальний Восток

Очаровательная весна

Весне дорогу! Владивосток Хабаровск

4. Вернись к с. 6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения.

19 декабря снега было _____________.

22 мая травы выросло ____________.

22 мая пока не наступило:)

Ответь (устно), оправдался ли народный прогноз погоды по приметам дней святого Николая.

По поводу народного прогноза — узнаем 22 мая.

Оцени самостоятельно свою работу: _________.

Весна в неживой природе

Страница 34 — 35

1. Отметь рисунок на котором показано положение солнца весной. Объясни (устно) свой выбор.

2.Составьте список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Весенние явления в неживой природе

Капель, таяние снега, журчание ручейков, ледоход, половодье, первая гроза, проталины.

4. Понаблюдай за погодой весной. Каждый месяц ведите наблюдений в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 13.03.2020 0℃
Вторник 14.03.2020 -1℃ гололедица
Среда 15.03.2020 +1℃
Четверг 16.03.2020 +4℃
Пятница 17.03.2020 +5℃ снеготаяние
Суббота 18.03.2020 +3℃
Воскресенье 19.03.2020 +2℃ сосульки

Апрель

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 24.04.2020 +8℃ дождь
Вторник 25.04.2020 +13℃
Среда 26.04.2020 +10℃
Четверг 27.04.2020 +14℃
Пятница 28.04.2020 +13℃
Суббота 29.04.2020 +12℃
Воскресенье 30.04.2020 +14℃
День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 08.05.2020 +5℃
Вторник 09.05.2020 +15 ℃
Среда 10.05.2020 +12℃
Четверг 11.05.2020 +11℃
Пятница 12.05.2020 +8℃
Суббота 13.05.2020 +6℃
Воскресенье 14.05.2020 +5℃

Сравните результаты наблюдений за три весенних месяца между собой, а также с результатами зимних и осенних наблюдений. Сделайте выводы о том, как меняется погода.

Весна — утро года

Страница 36 — 37

1. Велика Россия. Поэтому весна приходит в разные её края в разное время. Запиши даты прихода весны по старинным календарям народов твоего края.

Северный Кавказ

Весна на Северном Кавказе наступает рано. Часто уже в конце февраля, а в начале марта непременно, начинает по-весеннему пригревать солнце, тает снег, вылезают из-под земли первые цветочки мать-мачехи, зацветает ольха и орешник, появляются первые перелетные птицы.

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Прибайкалье

Весна в Прибайкалье обычно затяжная и ветреная и длиться пока Байкал не освободится от ледяного покрова. Начало весны наблюдается в период с 15 по 24 апреля и длиться на протяжение 65 дней, до момента, когда среднесуточная температура воздуха достигнет отметки в +15°С.

Забайкалье

Весна в Забайкалье в южной части начинается в начале апреля, а в северной – в середине апреля. Она короткая, ветреная и с сильными заморозками по ночам. Для весны в Забайкалье характерны штормы, шквалы, снежные позёмки, а также метели, бури, пыльные позёмки, в особенности на юго-востоке региона. В апреле начинает таять снег. Часто при этом возвращаются холода, и выпадает снег. В конце апреля или начале мая происходит вскрытие рек. В начале мая наблюдается ледоход. К середине мая большинство водотоков очищаются ото льда и в Забайкалье прилетают первые стрижи, что говорит о скором приближении лета.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке весна начинается в апреле, при этом заморозки держатся до мая.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

3. Рассмотри фотографии. Такие игрушки делают ко дню весеннего равноденствия. Из каких материалов они сделаны?

Сосчитай и ответь устно, сколько птичек «спряталось» в наряде весенней куклы. Проверь себя по Приложению.

В наряде весенней куклы «спряталось» 4 птички.

4. В Приложении разберитесь в схеме изготовления весенней птички из ткани. Сделай такую игрушку.
Вместе с друзьями украсьте птичками деревце во дворе школы в день весеннего равноденствия.
5. Поместите фотографию или рисунок весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Праздник второй встречи весны называют Сороки

Звёздное небо весной

Страница 38 — 39

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звёзды так, чтобы на рисунке №1 получилась главная фигура созвездия Кассиопея, а на рисунке № 2 — фигура Льва.

Созвездие Кассиопеи (слева) и Льва (справа)

2. Понаблюдайте звёздное небо. Обратите внимание на расположение ковша Большой Медведицы. Как оно изменилось по сравнению с расположением зимой? Отыщите Полярную звезду и созвездие Кассиопея. Найдите созвездие Льва и полюбуйтесь им! Используя атлас-определитель, отыщите на небе другие созвездия и звёзды.

Запишите названия созвездий и звёзд, которые удалось увидеть на весенним небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба. Воспользуйся для этого атласом определителем, а также другими книгами, Интернетом (по своему усмотрению).

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши её на отдельном листе и красиво оформи.

Весеннее пробуждение растений

Страница 40 — 41, 42 — 43

1. Узнайте растения на фотографиях. Проверьте себя по учебнику (с. 74 — 75). С помощью учебника подпишите названия растений.

Ветреница

Печёночница

Мать-и-мачеха

Медуница

Хохлатка

Гусиный лук

Отметьте (закрасьте кружок) растения, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Раскрасьте цветы. Назовите их (устно).

Хохлатка, Медуница и Гусиный лук

На рисунке изображены: хохлатка (слева), в центре медуница и гусиный лук (справа).

3. Знаешь ли ты эти растения? Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.

Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников — красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха

Одуванчик

Черёмуха

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья: орешника, берёзы, яблони и дуба.

Растение Период распускания листьев
Орешник Начало апреля — конец мая
Береза Конец апреля — середина мая
Яблоня Конец апреля — конец мая
Дуб Середина апреля — конец мая

6. Нарисуй расцветающее растение, которое тебе особенно нравиться. Можно наклеить фотографию.

Цветение яблони

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой «Зелёные страницы» или другой литературой (по своему выбору).

Чудесные цветники весной

Страница 44 — 45

1.Вырежи из Приложения фотографии и приклей каждую в своё окошко.

Маргаритки

Тюльпаны

Анютины глазки

Гиацинты

Нарциссы

2. Раскрась цветы. Назови их (устно).

3. Определите несколько растений весенних цветников. Запиши их названия. Нарисуй 2 — 3 растения или наклей фотографию.

Растения весенних цветников

Портулак

Весенник

Сцилла или пролеска

Морозник

4. Напиши рассказ об одном из весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах. Для поиска используй книги о цветах, Интернет.

Весна в мире насекомых

Страница 46 — 47

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

Читайте также:  Винтажная детская одежда ссср

Крапивница

Лимонница

Траурница

Дневной павлиний глаз

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть:

3. Найди в учебнике сведения о том, чем питаются разные насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые
ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Комарами питаются стрекозы, лягушки, а также птица кулик, ласточка, клоп-водомерка, пауки (например, паук-скакун), летучие мыши, ящерицы, саламандры. Взрослыми комарами питаются многие птицы.

Личинками комаров питаются стрекозы, тритоны, жуки-плавунцы. также личинками комаров питаются многие рыбы. А вот личинками малярийного комара питается рыбка Гамбузия.

Весна в мире птиц и зверей

Страница 48 — 49

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из тёплых краёв.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть: грача — в середине марта , скворца — конец марта , зяблика — начало апреля , ласточку — начало мая .

Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, как правило, это происходит в середине марта, когда еще лежит снег. Днем встречи грачей раньше считали 17 марта, вслед за которым (18 марта) наступает день Конона-Огородника покровителя посевов. Грачей называют «Вестниками весны».

Вслед за грачами прилетают скворцы в период с 25 марта по 6 апреля. Сначала прилетают самцы, а через несколько дней самки. Скворцы прилетают стаями, когда еще лежит снег. Почти одновременно со ними или чуть раньше прилетают жаворонки.

Зяблик прилетает ранней весной, когда еще лежит снег вслед за скворцами и жаворонками. Как правило, это происходит в первых числах апреля.

Ласточка прилетает позже всех других птиц, когда становится тепло и появляются насекомые. Обычно это происходит в первых числах мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Отметь (закрась кружок на с. 48) животное, которое позже других просыпается от зимнего сна. Объясни (устно) почему.

4. Продолжайте наблюдения за птицами вашего города (села). Как с приближением весны изменилось поведение зимующих птиц? Какие перелётные птицы возвратились из тёплых краёв? Чем они заняты?

Послушайте весенние песни птиц и порадуйтесь началу новой жизни в природе!

По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком или фотографией.

Весенние песни птиц

Невидимые нити в весеннем лесу

Страница 50 — 51

1. С кем дружит ива? Вырежи из Приложения рисунки и наклей их в схему № 1. В Схему № 2 впиши названия животных. Проведи стрелки.

Невидимые нити в весеннем лесу (схема №1) Невидимые нити в весеннем лесу (схема №2)

2. Рассмотри рисунки. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях они тебе напоминают.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнёздах каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Весенний труд

Страница 52 — 53

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край
Режу чёрный каравай,
Кончу — повернусь,
За то же возьмусь.

Рогожка в окошках
Всё поле покрыла.

Вырежи из Приложения изображения отгадок. Приклей их в окошки на свои места.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает,
С одного берега тает,
С другого замерзает.

Ответ: ткут полотно.

Птичка-невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт —
Дорожку проведёт.

Какое орудие труда необходимы для вышивальщице? Какое из этих орудий изображен на рисунке?

Для вышивания нужны ручные инструменты: иголка, пяльце, напальчник, ножницы, также нитки. Кроме того, при вышивании применяли швейку, которая представляла собой невысокий столбик, вставленного в донце; на его конце была размещена мягкая подушечка или же лоскут замши, куда булавкой прикалывали ткань в пяльцах.

На рисунке изображена девушка с ручным инструментом иголкой и нитками.

Отбеливание льна

3. Рассмотри на фотографии, как раньше отбеливали льняные полотна. Как ты думаешь, в какое время года это делали и почему?
Ответь устно.

Беление льна в древности

Беление льна — долгий процесс, состоящий из нескольких стадий, которые повторяются многократно. Льняную пряжу белели в мотка вальками.

Нити после этого становились более прочными и эластичными.
Следующий этап — беление вытканного холста — «новины», длина которого около 15 метров.
Новину сначала золили (парили), то есть брали раствор золы с кипятком и заливали этим раствором холст в большом глиняном сосуде. Эту емкость потом ставили на протопленную печь и держали там около 10-15 часов.
Прозоленый холст выстирывали и расстилали ранней весной по снежному насту. На открытом воздухе и солнышке он лежал несколько дней. Холст должен был оставаться все время сырым и для этого его смачивали.
Обработанный природными стихиями солнца, воздуха и влаги холст отбивали вальками. И наконец, его снова золили, отстирывали. И так несколько раз.

Раскладывали холст льна весной, так как в это время особенно влажно —
ведь начинает таять снег, а влага это обязательное условие для того, чтобы получить нужный эффект.

Сочини к загадке строчку о белении полотна. Запиши её:

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье. Можно сделать и рисунок.

Весенние работы

Старинные весенние праздники

Страница 54 — 55

1.Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Раскрась пасхальное яйцо — символ народного праздника.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодожёнов. Вместо пропусков запиши пожелания. Используй текст из учебника на с. 99.

Нарисуй в рамке кукол для подарка молодожёнам.

Куклы для молодоженов

3. Прочитай текст русской песни о берёзке.

Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

4. Подберите и приклейте фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Вербное воскресенье

За неделю до Светлой Пасхи православные христиане отмечают праздник — вербное воскресенье.

Будь здоров!

Страница 56 — 57

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунка здесь можно поместить фотографии.

Запуск корабликов Игра в классики

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Вместе опишите ход игры. Дайте ей название. Если необходимо составьте и зарисуйте её схему на отдельном листе. Не забудьте отметить название народа. В конце текста запишите фамилию и имя того, кто рассказа об игре, его возраст, место и дату записи.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Игра в классики развивает следующие качества: глазомер, координацию движений, чувство равновесия, учит управлять своими поведением в соответствии с правилами игры, а также учит умению побеждать и проигрывать.

Охрана природы весной

Страница 58 -59

1.Используя памятку, смастерите домик для птиц (скворечник).

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

Выхухоль Беркут

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесённом в Красную книгу России (желательно о живущем в твоём крае). Можешь проиллюстрировать свой рассказ рисунком.

Весенняя прогулка

Страница 60 — 61

Сходите на весеннюю прогулку. Полюбуйтесь природой и красотой города (села). Понаблюдайте за жизнью людей. Сделайте фотографии. На этих страницах составьте фоторассказ о вашей прогулке.

Парк весной Яблоня в цвету Цветет сирень

Лето красное

Страница 62 — 63

1. В первом столбце прочитай вслух названия летних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий летних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 2 3
Юниус Июнь Червень
Юлиус Июль Лiпень
Августус Август Жнiвень

P.S. В 3-ий столбец записаны название весенних месяцев по-белорусски.

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия летних месяцев в языках народов твоего края.

2. Запиши названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы:

б) с явлениями живой природы:

в) с трудом людей:

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приход в ваш край и когда уходит.

Северный Кавказ

Лето на Северном Кавказе начинается в июне и продолжается от 4,5 до 5,5 месяцев до октября.
Оно длинное и очень теплое.

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Прибайкалье и Забайкалье

Дальний Восток

Лето начинается на юге в начале июня и соответственно на севере в середине июня. Особенностью летнего периода являются обильные осадки и туманы, тропические тайфуны. Заканчивается в начале сентября с приходом осени.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Лето в городе

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько часов и минут длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения:

Вспомни народные приметы на эти дни. Сравни их со своими наблюдениями. Справедливы ли народные приметы? Ответь устно.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом. Объясни (устно) свой выбор.

7) Запиши даты.
День летнего солнцестояния — 20 или 21 июня в Северном полушарии.

День летнего солнцеворота — 25 июня.
8) Понаблюдай за погодой летом так, как вы делали это в течение учебного года.
Сравни результаты наблюдений в разные месяцы и сезоны года. Сделайте выводи об изменениях погоды.

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 05.06.2020 +21℃ дождь
Вторник 06.06.2020 +10℃
Среда 07.06.2020 +15℃
Четверг 08.06.2020 +16℃
Пятница 09.06.2020 +18℃
Суббота 10.06.2020 +21℃
Воскресенье 11.06.2020 +17℃
День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 10.07.2020 +34℃
Вторник 11.07.2020 +27℃
Среда 12.07.2020 +29℃
Четверг 13.07.2020 +33℃
Пятница 14.07.2020 +35℃
Суббота 15.07.2020 +36℃
Воскресенье 16.07.2020 +37℃

Август

День недели Число Температура воздуха (днём) Другие явления погоды
Понедельник 07.08.2020 +30℃
Вторник 08.08.2020 +22℃ дождь
Среда 09.08.2020 +15℃ дождь
Четверг 10.08.2020 +15℃ дождь
Пятница 11.08.2020 +12℃ дождь
Суббота 12.08.2020 +17℃
Воскресенье 13.08.2020 +16℃

Летние праздники и труд

Страница 66 — 67

1. Отгадай загадки. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

2. Начало жатвы в старину называли «зажинки». Заверши рисунок, на котором изображено, как лучшая в селе жница зажинает первый сноп на поле.

3. Вырежи из Приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трёх Спасов в августе.

Запиши даты и названия этих праздников:

4. Объясни (устно), как ты понимаешь пословицу «Конец началу руку падаёт».

Нарисуй условный знак к выражению «круглый год».

Круглый год

Летняя прогулка

Страница 68

Сходите на летнюю прогулку. Полюбуйтесь природой и красотой города (села). Понаблюдайте за жизнью людей. Сделайте фотографии. Составьте фоторассказ о вашей прогулке.

Лето в городе Летний день Летний закат

Источник