Меню

Одежда жителей крымского ханства



Традиционная одежда крымских татар

Фото: avdet.org
Национальная одежда – это не просто дань обычаям своего народа, ведь она отражает его душу и уникальную культуру, имеющую глубокие корни. Сегодня каждый народ знает и гордится своими национальными костюмами, понимая всю значимость этой неотъемлемой составляющей родных традиций. Особенно чтят свои традиции крымские татары, ведь этот народ испокон веков уважает своих родителей и предков, любит свою землю и никогда не забывает о своей истории и происхождении. Поэтому сегодня мужчины гордо носят на деловых встречах утонченные смокинги , а на традиционные праздники с радостью надевают национальные наряды.

Национальная одежда крымских татар заслуживает особого внимания, ведь для ее пошива использовали домотканые материалы, которые собственноручно изготавливали трудолюбивые женщины. Их же руками шилась одежда и для себя, и для всей семьи. Кожа и шерсть – те материалы, без которых невозможно представить себе традиционный костюм этого народа.

Одежда крымско-татарских женщин

Женщина – образец чистоты и покорности, трудолюбия и грациозности. Именно поэтому ее костюм был продуман с ног до головы, в их убранстве не существовало мелочей.

Женское убранство невозможно было представить без кетен-кольмек – это широкие, просторные и довольно длинные рубашки, доходящие до колен. Они могли быть холщовыми или хлопчатобумажными. Также невозможно представить себе традиционное убранство женщин без длинных изящных платьев (атер), которые имели широкие рукава. Надев такое платье, девушка смотрелась просто неподражаемо в танце. Нельзя не упомянуть и про цветные шаровары (шалвар), которые доходили до ступни и завязывались вокруг щиколоток шнурком.

Большое внимание девушки уделяли и верхней одежде. Чего только стоят розовые или малиновые кафтаны, украшенные серебристыми вставками.

Крымские татарки всегда очень красиво украшали голову. Волосы, заплетенные в тонкие косички, покрывали бордовой шапочкой из бархата (фес). Такие шапочки смотрелись очень нарядно, ведь их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывается белая ткань, расшитая по краям.

Особенности мужской национальной одежды

Национальный мужской костюм нельзя было представить без кольмек – рубахи с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые обязательно подвязывались широким кушаком красного либо зеленого цвета. Мужчины должны были покрывать голову невысокой шапкой из шерсти барашка в холодное время года, а летом носили тюбетейку или красный фес.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма является илик – короткая безрукавка, внешне похожая на жилетку, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями. Зимой крымские татары носили камзолы и кафтаны их домотканого полотна. В сильный холод мужчины надевали тулупы из овчины или куртки.

Сегодня ничего не мешает мужчине смокинг купить, а женщине – элегантное вечернее платье. Однако красивые и колоритные национальные костюмы навсегда останутся предметом гордости крымских татар.

Источник

Национальные костюмы крымских татар: как выглядели ичиги, чадра и чембер

Удивительный полуостров, издавна привлекавший внимание представителей самых разных этнических групп.

Античные греки, отважные скифы и сарматы, хазары и печенеги, славяне, ловкие и находчивые итальянцы, ногайцы, половцы, турки и другие народы оставили свой след в истории этой земли, наложили отпечаток на историю и культуру населения Крымского полуострова.

Для женского костюма была характерна многослойность. Традиционно базовым элементом наряда являлась длинная льняная или шелковая рубаха – кольмек. Крымские татары до середины XX в. не были монолитной общностью.

Среди них выделялись исторически сложившиеся группы: горные, южнобережные и степные татары. Поэтому существовали локальные варианты в цветовых решениях одежды, в орнаменте и некоторых других деталях.

Рубаха комплектовалась с широкими штанами, собранными в области щиколотки. Очень интересно они изготавливались: верхняя часть шилась из белой ткани, а нижняя, которая виднелась из-под рубахи – цветная.

На рубаху надевали антер – платье из атласа или шелка с глубоким вырезом или распашное.

В вырез прикреплялась вставка с вышивкой или с нашитыми монетками. У степных татар на рубеже XIX-XXвеков — плетёное из мелких жемчужин украшение в виде сетки.

Юбка платья была расклешённой, широкой. А лиф – подчеркивал фигуру обладательницы наряда. Съёмный элемент, добавлявший торжественности костюму – нарукавники из дорогой ткани, например из бархата, украшенные золотной вышивкой.

Здесь хорошо видна искусная вышивка на нарукавниках.

Поверх антера женщины носили расшитый бархатный жилет или курточку.

Обязательным элементом костюма был передник, представлявший собой неширокое полотно нарядной ткани с искусной отделкой тесьмой или с вышивкой. Детали, по которым можно определить возраст обладательницы костюма – это длина платья-антер. У девушек юбка доходила до колен, у замужних женщин – до икр.

Самые длинные юбки – длиной до пят – носили пожилые женщины. Постепенно нарядный передник стал также частью костюма пожилых женщин, тогда как для молодых передник имел утилитарное значение. Роль пояса выполнял шелковый кушак, несколько раз обёрнутый вокруг талии и застегнутый на массивную пряжку.

Пояс традиционно в разных культурах имел сакральное значение. Частью свадебного костюма являлся тканный из серебряных нитей пояс, который женщина носила всю оставшуюся жизнь.

Многослойность распространялась и на головные уборы. В ходу были платки. Нижний (ханэ) – наименьший по размеру и плотности носили на затылке. Каим – постоянный платок, создававший второй слой – носился по-разному в зависимости от местных традиций.

Третий платок – чембер – самый большой и нарядный, складывали по диагонали, завязывали в области затылка. Для праздничного варианта головного убора использовались налобные повязки, крепившиеся под нижним платком и украшенные золотыми монетками. К традиционным головным уборам следует отнести и чалмы, которые, как известно, представляют собой длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.

В отличие от замужних женщин, чей статус предполагал исключительно чалму белого цвета, девушки могли носить цветные чалмы. Интересно отметить, что популярные среди мужского населения фески изначально считались исключительно женским аксессуаром.

Читайте также:  Бохо или одежда для полны

Мужчины освоили и присвоили его под турецким влиянием. Феска надевалась на платок или покрывалась сверху большим легким покрывалом.

Религиозные каноны предписывали скрывать лицо и фигуру от чужих глаз. Очень популярны были различные платки и шарфы. Существовало множество способов их ношения на голове. В конце XIX века для покрывал появилось общее название – чадра. Традиционное покрывало, окутывавшее голову и фигуру девушек по достижении зрелости, называлось фередже-марама. Позже оно стало частью костюма замужних женщин.

В качестве обуви использовались сапожки – ичиги, которые в праздничном в праздничном варианте могли выглядеть очень нарядно.

Огромное спасибо всем, кто поставит палец вверх и поделится статьёй в соцсетях! Подписывайтесь по ссылке: Блог стилистки !

Источник

Крымскотатарский костюм

Крымскотатарский праздничный костюм имеет очень долгую историю и поистине сакральное значение для народа. Каждый элемент костюма имеет значение, и в целом комплекс тщательно продуман, и нет ни единой лишней детали в нем. Крымские татарки стремились продемонстрировать в создании костюма свое мастерство в рукоделии, широко применяя навыки в вышивке. Эти орнаменты не только были народным символом, но и во многом обладали функцией оберега от злых духов, сглаза.

При яркости и нарядности декора, само платье было простым и лаконичным, что привносило гармонию в образ. Как правило, оно изготавливалось из парчи, шелка или бархата и было достаточно длинным, отрезным по талии. Рукава были узкими, облегающими руки, по краю обработанные лентой и искусно вышитые традиционными орнаментами.

На талию девушки надевали нарядный пояс, богато украшенный в тон всему наряду, обычно позолоченный:

Под платьем, как и в национальном комплексе многих других народов, скрывались нижнее платье-рубаха и штаны на широкий шаг из дышащих, легких тканей.

На ноги крымские татарки обували мягкие туфельки, украшенные все той же вышивкой:

Головной убор крымских девушек обычно представлял собой шапочку из бархата, расшитую позоллченным орнаментом, повторяющим общий характер наряда.

Стоит отметить, что вышивка крымских татар очень красива и заслуживает отдельного внимания. Основным мотивом является растительный, это можно проследить на фото обуви, и на следующем фото сумки, расшитой традиционным крымскотатарским орнаментом:

Примечательно, что красный цвет крымские татары почитают особенно сильно, и свадебное платье обычно шили именно из красного отреза. Наряду с ним типичными цветами костюма выступают синий и зеленый.

Источник

Одежда жителей крымского ханства

Одежда крымских татар. Крымское ханство.

БОНЧ-ОСМОЛОВСКИЙ ГЛЕБ АНАТОЛЬЕВИЧ

Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890-1943) более известен как антрополог и археолог, однако не менее весум его вклад в этнографическое изучение Крыма. Полевыми этнографическими исследованиями он увлекся, еще будучи студентом естественного отделения Санкт-Петербургского университета. В 1917 г. он приехал на лечение в Крым и с этих пор началось его знакомство с культурой крымских старожилов. По результатам своих наблюдений Бонч-Осмоловский готовил сообщения, доклады и активно выступал с ними в Ялте, Евпатории, Симферополе. В 1920 г. он был назначен на должность заведующего Крымским комитетом по делам музеев, но вскоре командирован в Москву, а оттуда — в Петроград, где поступил на работу в этнографический отдел Русского музея.

В 1923 г. он, уже как сотрудник музея, совместно с Ф. А. Фиельструпом выезжал в этнографическую экспедицию в Судакский и Бахчисарайский районы. В 1924 и 1925 гг. Бонч-Осмоловский руководил этнографической экспедицией, организованной Главна-укой, Крымохрисом и Русским музеем. Исследования проводились в Бахчисарае, в Байдарской долине, Джанкойском районе. Особое внимание уделялось изучению кустарных промыслов и сборам этнографических коллекций. Вплоть до ареста, последовавшего в 1932 г., он активно писал, выступал с лекциями и докладами, освещая особенности материальной и духовной культуры крымских татар.

Одежда крымских татар с начала нынешнего столетия с каждым годом теряет свой национальный характер. Русская рубаха, пиджак и сандалии вытесняют цветные мийтаны, чек-мены и туфли. Только известная крымская шапочка халпах ос-

талась в роли единственного национального символа. В настоящее время только в самых глухих уголках Судакского района (сел. Ай-Серес, Ворон и Шелень) можно встретить нескольких стариков, одетых по-старому. У мужчин длинные, из домашней бязи, рубахи с очень широкими рукавами и еще более широкие штаны, стягивающиеся вышитым поясом учхур. На рубаху надевается ярко-красный атласный мийтан, род жилета с короткими, по локоть, рукавами; на голове халпах, на ногах вязаные из белой шерсти носки; поверх их легко снимающиеся кожаные туфли хатыр или хорывля. При входе в дом обувь, по восточному обычаю, оставляется на террасе. Во время работы, вместо мийтана, надевается ксха-чекмен — короткая, до талии, куртка из домашней шерстяной материи. В дорогу берут узун-чекмен — широкую шинель из толстой материи с капюшоном и очень длинными рукавами. Узун-чекмен хорошо защищает от непогоды, чем объясняется, что он до сих пор сохранился в чабанском быту. Дорожная обувь — чарых — кожаные лапти, прекрасно выдерживают каменистый грунт крымских дорог. Зимой к этой одежде прибавляется узун и ксха-эни курк — бараний тулуп и меховая куртка с короткими рукавами.

Женская одежда была еще живописнее. Те же, чуть длиннее, белые рубахи с широкими рукавами, широкие и длинные, до щиколотки, шаровары — туман, с выглядывающими из-под верхней одежды, обязательно красными, концами, называющимися балак. Поверх рубахи надевается зубун — род халата, стянутый в талии с двумя складками сзади. Рукава у него или короткие до локтя, или узкие длинные, с отогнутым углом и вышитыми обшлагами. Разрез зубуна на груди закрывается вышитым серебром или украшенным монетами передничком, называемым гокслюк. Не шее — повязка герданлык, также расшитая серебром. Сзади с талии спускается вниз углом шерстяной вязаный платок хиих, спереди —тканый передник пешкир. Кроме сходной с мужской обувью, женщины носили шерстяные пестрые носки и вышитые серебром туфли бабуч. Для хождения по непролазной деревенской грязи существо-‘ вали своеобразные приспособления: высокие, до 3-х вершков, деревянные котурны, называющиеся табал-дрых. На голове шапочки фес, в прежнее время сходные с туркестанскими — такие же мягкие и вышитые. Теперь черные бархатные, украшенные спереди золотыми монетами, а сверху серебряной филигранной или чеканной бляхой (тепелик). Поверх феса накидывается вышитая шаль марама, свободно спускающаяся сзади. В деревнях женщины никогда не зак-

Читайте также:  Дженсен эклз без одежды

рывали лица; это чисто городской обычай, Перенятый у городского населения Турции.

Замкнутые в узком кругу своей семейной жизни, почти не имевшие общения с внешним миром, татарки находили единственное утешение в своей одежде. Их сундуки наполнены никогда не употреблявшимися платьями и вышивками. Серебряный пояс, набор золотых монет на фес и гоксулюк, и несколько пар серег еще недавно составляли неотъемлемую принадлежность каждой замужней женщины. Годы упорного труда убивались молодежью обоего пола на накопление этого мертвого капитала, без которого нельзя было вступить в брак.

Источник

Одежда жителей крымского ханства

БОДАНИНСКИЙ УСЕИН АБДРЕФИЕВИЧ

Усеин Абдрефиевич Боданинский (1877-1938) — один из известнейших деятелей крымскотатарской культуры, художник, искусствовед, общественный деятель. Родился он в семье учителя Симферопольского народного татарского училища. Рано проявил способности к рисованию. С 1895 г. получил возможность учиться в Строгановском училище в Москве. После его окончания в 1905 г. много работал в Москве и Санкт-Петербурге как художник-оформитель, декоратор, однако не забывал о своей родине. Боданинский создает эскизы для золотошвейных работ, в 1914-1916 гг. выходят его первые работы по истории и этнографии. Вернувшись в Крым, он принял активное участие в общественно-политической жизни полуострова, возглавил Бахчисарайский музей и был его бессменным директором почти 14 лет. Усеин Боданинский организовал археолого-этнографические экспедиции по изучению культурного наследия крымских татар, собрал со своими коллегами огромное количество материалов. К сожалению, многое он не смог воплотить в жизнь: в 1934 г. он был снят с поста директора, вскоре арестован, а 17 апреля 1938 г. расстрелян.

Экспедиция занялась подробнейшим изучением татарского жилища в трех местах: Старом Крыму, дер. Ай-Серезе, дер. Сарай-Мин на Керченском полуострове, и дер. Бой-Казак под Перекопом, с детальными обмерами планов, фасадов, разрезов, с терминологией всех частей дома, описанием строительных материалов, системой их применения. Необходимо еще изучить наиболее типичные жилища в предгорной части Крыма и в районе Судака.

В процессе выработки жилищ, несомненно, имели важное значение природное окружение, материал, имеющийся под рукой строителя, формы хозяйства, кроме того, целый ряд причин исторического порядка: взаимодействие иных культур, иных влияний и принесение из глубин Азии самобытных традиций. По строительным признакам и по употребляемому строительному материалу жилища в Крыму делятся на несколько типов:

1. Чит — дома-плетенки; каркас состоит из деревянных столбов с подкосами пайванд, между которыми вплетается стена в виде корзинки из молодых веток лесного ореха фндык или четлеук; внутри и снаружи такие стены обмазываются смесью глины с соломой, саман. Верх состоит из основной балки ар-калык — хребтовой, которая лежит на фронтонах вдоль всего дома; его часто делали из тополя. Поверх аркалык поперек положены кериште или сайгак — ряд балок на 2 ската, на некотором расстоянии друг от друга. Концы их выступают снаружи по фасадам и дают типичный для татарских домиков выступ крыши сачак. На концы сайгак положен сачаклык, который служит рамой для плетеной опалубки, лежащей на всей балочной системе; поверх такой опалубки лежит слой глины, перемешанной с резаной соломой (саман), и перекрывается татарской черепицей в тех районах, где это возможно. В степной и восточной части, где нет этого материала, или он очень дорог, крыши Домов покрываются толстым слоем глины с соломой; этот тип распространен по всему Крыму 14 .

2. Второй тип жилья чатма — типа северных бревенчатых изб. Стены состоят из широких и толстых дубовых досок, которые кладутся ребрами друг на друга и по углам связываются системой макас — щипцов; кроме того, доски укрепляются деревянными накладными дугами пайванд, образующими на боковых фасадах стрельчатые арки, через посредство деревянных шипов чуй. Отсюда такие дома называются чуйли-чатма-эв (уй) 15 . Район распространения: горный, предгорный Крым, Бахчисарай.

3. Следующий тип более новый — сантрач, фафферковый 16 . В этом случае каркас из дерева на вертикальных стройках дрек, кои скреплены наискось подкосами пайванд. Промежутки между стойками и подкосами закладываются кирпичом-сырцом калп, и с обеих сторон обмазываются глиной с примесью соломы, а сверху белится светлой жирной глиной. Район распространения—центральный, горный и предгорный районы Крыма.

4. Последний тип домов — каменные, кладка на известковом растворе или глине связывается в различных горизонтах дубовыми лежнями, связанными между собой системой макас — ножниц. Такой прием возведения каменных стен очень древний: употреблялся в Сассанидской Персии, греками и сельджуками Малой Азии. В Крым был занесен, очевидно, малоазиатскими мастерами еще в XIV в. 17 Район распространения — центральный, горный, предгорный, восточный Крым.

Все старые татарские дома, построенные указанными методами, весьма устойчивы от землетрясения 18 и, несомненно, являются результатом многовекового строительного опыта на почве и условиях Крыма 19 . Для нашего советского антисейсмического строительства в Крыму мы должны внимательно изучить старинные методы возведения крестьянских жилищ и учесть все наиболее дешевые строительные материалы, имеющиеся на местах, для правильного и научного построения наших строительных планов.

Одной из основных задач экспедиции было изучить и собрать все, что касается крестьянской одежды. С этим вопросом, вообще, нужно торопиться, ибо одежды с каждым годом подвергаются сильному изменению: в северной и центральной части Крыма национальная одежда исчезла. Осталась она еще в наиболее глухих частях горного и восточного Крыма. Новый быт с повелительной неизбежностью внедряется во все уголки татарской жизни, устанавливая свои законы, свои привычки. В самом деле, вместо неудобной, вредной летом и дорогой черной барашковой шапки на голове у крестьянина появляются легкая и дешево стоящая кепи или шляпа, на ногах — дешевая и прочная стандартизованная обувь, как верхнее платье — пальто и так далее, вытесняя собою неудобные и неприспособленные для современной жизни мест— мягкие сафьянные сапожки, или деревянные ходули табандрык, или налын и тому подобное.

Читайте также:  Одежда для спорта атлант

С таким же успехом вытесняются сокма-штан — шаровары из домотканого войлочного сукна (сокма — тат.) с учкур, собирающим шаровары широкими складками вокруг талии, или камзол — куртка в обтяжку с короткими или длинными рукавами и многочисленными пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда в виде короткого тулупчика кска-тончк, или тулуп из овчины узун-тон, ввиду их целесообразности, сохраняются в быту лучше.

Такому же сильному изменению подвергается женская одежда, состоящая из широкой и длинной, ниже колен, рубашки ке-тен-кольмек из тонкого домотканого бумажного холста с примесью льна и шелка, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее; подол и рукава рубашки заканчиваются волнистой каемкой оя или кружевной полоской. Под рубашку надеваются широкие шаровары думан или дон из белого холста: нижние части штанин, начиная от колен, делаются из ярко-красной материи, с таким расчетом, что они наполовину остаются снаружи, всегда видны из-под рубашки и придают фигуре женщин своеобразный вид. Поверх рубашки надевают короткий, до колен или несколько ниже, кафтан збн с короткими рукавами и с вырезом на груди кокус; вырез этот закрывается вне дома особым нагрудником кокслюк на шнурках; из-под рукавов збн видны широкие длинные рукава холщовой рубашки, которые во время работы засучиваются и собираются у локтей. Кафтан этот, плотно облегая торс женщины, ниже талии значительно расширяется при помощи особых клиньев джабу с боков. Талия в обычное время перевязана спускающимся сзади в виде треугольника шерстяным вязаным платком боин-явлук с бахромой, спереди завязывают на шнурках оглюк или пештмал — фартук из полосатой материи. На свадьбах или по праздникам талию опоясывают нарядными поясами, вышитыми серебром с чеканными или филигранными застежками — бляхами колан, или капаклы-кушак. На ноги надевают шерстяные чулки с цветным узором, сырлы-чорап, поверх которых надевают мягкие сафьянные туфли терлик с несколько загнутыми кверху остроконечными носками, или же туфли без задков папич; осенью и зимой на ноги надевают высокие деревянные ходули налын или табандрык с ремешком для продевания ноги. Летом часто ходят босиком или надевают сафьянные шлепанцы без задников папич, или стамбул-папичи на босые ноги. На зиму кафтаны збн делаются на вате стеганными, рукава и подол удлиняются.

Волосы окрашиваются растительной краской хна, привозимой с Ближнего Востока, заплетаются в мелкие косички; женщины на висках оставляют локоны зульф, голова туго завязывается цветным узорчатым платком баш-явлук, а сверху вне дома набрасывается длинное белое прямоугольное покрывало баш-марам 20 . Через плечо и на волосах носят дуа и сач-дуа — амулеты, зашитые в матерчатый прямоугольный мешочек или заключенные в серебряную оболочку, по праздникам или на свадьбу на голову надевают маленькие бархатные шапочки фес, гладкие, вышитые серебром или украшенные галунами шерт.

Экспедиция собрала по несколько комплектов женских, мужских, детских одежд со всеми бытовыми предметами, имеющими связь с одеждой. Все это передано в Бахчисарайский музей, где экспонированы в общем комплексе динамики татарского быта в различных его проявлениях 21 .

Среди многочисленных народных обычаев некоторые, под влиянием экономических причин и нового советского быта, быстро оставляются, видоизменяются и забываются. Среди них свадебные обычаи в полном объеме редко где теперь соблюдаются. Экспедиция записала 2 варианта свадьбы в дер. Тюп-Кенегез (Присивашский район) и в Старом Крыму у крестьянки родом из дер. Атан-Алчин на Керченском полуострове 22 .

14 Жилища-плетенки употреблялись монголо-татарами еще в XIII в. (В. Де-Рубрук. История монголов).

15 Один из типичных таких домов находится в Бахчисарае в прих. Бур-ма-чешме и принадлежит музею, а другой — в дер. Коккоз в предгорной части Крыма, принадлежит Мурадасыл Муслюм. Имеются такие дома в дер. Буюк-Узен-Баш и Кучук-Узен-Баш.

16 Так в тексте, правильно «фахверковый» (Сост.)

17 Стены древнего «Керван-Серай» в Старом Крыму и Эски-Дурбе в Бахчисарае укреплены лежнями.

18 Это подтвердилось специальным обследованием жилищ горного и предгорного Крыма, произведенным Бахчисарайским музеем совместно с командированным в Крым постоянной сейсмической комиссией Академии Наук СССР проф. Л. В. Вознесенским после землетрясения 12/ IX — 1927 г. (отчет об этом исследовании уже закончен и будет опубликован).

19 Куфтин Б. А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова. Москва, 1925 г.

20 Эта основная схема одежд видоизменялась в деталях в зависимости от обстановки, времени года и возраста.

21 Изучением татарской одежды занимались этнографы: Г. А. Бонч-Осмоловский (Ленинград) и проф. Б. А. Куфтин (Москва). Отделы татарской этнографии имеются в музеях: Г. Русском в Ленинграде, Центр, музее народоведения (Москва), в Музее Тавриды (Симферополь), Ялтинском вост. музее.

22 Свадебные обычаи будут записаны в дальнейшем в горной, предгорной и восточной частях Крыма и опубликованы отдельной статьей. См. Бонч-Осмоловский Г. А. Брачные обряды татар горного Крыма (Известия Г. Р. Г. О., т. LVI 1 I . 1926, вып. I ).

Источник