Меню

Охрана труда при устройстве дорожной одежды



Охрана труда. Охрана труда и техника безопасности при устройстве дорожной одежды

Дорожная одежда состоит из нескольких функциональных слоёв, которые выполняются из различных материалов в зависимости от категории дороги. При устройстве дорожной одежды применяются такие материалы, как песок, щебень, доменный шлак, материалы для укрепления слоёв из органических и неорганических вяжущих, а также бетон, дегтебетон, асфальтобетон. При устройстве дорожной одежды применяется дорожная техника – автогрейдер, дорожные катки, автогудронаторы, асфальтоукладчики, бетоноукладчики. seo продвижение сайта заказать

Дорожная одежда включает такие слои, как основание покрытия, при выполнении которых применяются различные технологические процессы по равномерному распределению слоёв с последующим их уплотнением; пропитки слоёв битумной мастикой, укладке асфальтобетонной и дегтебетонной массы с её уплотнением и др.

При этом необходимо обеспечить условия охраны труда и техники безопасности по эксплуатации дорожно-строительных машин.

При устройстве дорожной одежды необходимо выполнять основное требования охраны труда и техники безопасности:

– катки на уплотнении должны быть оборудованы звуковыми сигналами;

– запрещается нахождение сзади машины при загрузке материалов;

– запрещается находиться в приёмном бункере при загрузке материалов и между транспортными средствами и приёмным бункером;

– при разделе органических вяжущих запрещается нахождение в радиусе 5 м людей, трогать руками горячие части гудронатора;

– при уплотнении конструктивных слоёв и при работе 2-х или более катков дистанция между ними должно быть не менее 5-ти м, при смене направления движения катков необходимо подать звуковой сигнал;

– очищение кузова транспортных средств необходимо проводить с земли лопатой с ручкой длиной 2,0 м;

– при работе с горячими материалами рабочие должны обеспечиваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

При устройстве дорожной одежды необходимо выполнять основные требования охраны труда и техники безопасности.

При устройстве основания из каменных материалов (шлака, щебня):

– катки на уплотнении должны быть оборудованы звуковыми сигналами;

– запрещается нахождение сзади машины при загрузке материалов;

– — запрещается находиться в приёмном бункере при загрузке материалов и между транспортными средствами и приёмным бункером;

– при разделе органических вяжущих запрещается нахождение в радиусе 5 м людей, трогать руками горячие части гудронатора, перед началом;

– при уплотнении конструктивных слоёв и при работе 2-х или более катков дистанция между ними должно быть не менее 5-ти м, при смене направления движения катков необходимо подать звуковой сигнал;

– очищение кузова транспортных средств необходимо проводить с земли лопатой с ручкой длиной 2,0 м;

– при работе с горячими материалами рабочие должны обеспечиваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Источник

Лекция 4. Требования охраны труда при строительстве дорожной одежды

1.Общие требования техники безопасности.

2.Техника безопасности при строительстве слоев оснований и покрытий из неукрепленных минеральных материалов и укрепленных неорганическими вяжущими.

3.Техника безопасности при строительстве слоев и покрытий, укрепленных органическими вяжущими.

4.Техника безопасности при строительстве асфальтобетонных покрытий.

5. Тоже цементобетонных и железобетонных покрытий.

1. Общие требования техники безопасности.

Строительство дорожной одежды включает в себя комплекс работ по устройству:

• дополнительных слоев основания

• нижних и верхних слоев основания (доменные и другие шлаки, гравий, щебень и их смеси без укрепления или укрепленные органическими или минеральными вяжущими);

• и покрытий жесткого или нежесткого типов (щебеночные. Гравийно-щебеночные ц/б, а/б).

При строительстве дорожной одежды непременно должны выполняться следующие требования:

• Проект организации производства работ по укреплению грунтов различного вида вяжущими, должен предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию процессов с целью минимального контакта рабочих с токсичными веществами.

• Дорожные рабочие, обслуживающие грунтосмесительные машины, цементовозы, распределители вяжущего, дорожные фрезы и т.п. должны пользоваться специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

• К управлению машинами могут быть допущены лица, достигшие 18 лет и имеющие удостоверение на право управления и эксплуатацию машины;

• Машинистам должна быть вручена инструкция по техника безопасности, в которой указано об установленных системах сигнализации, предельных нагрузках, допускаемых скоростях работы машин.

• Не допускать работу машин в темное время суток при отсутствии или недостаточном освещении рабочих органов машин и всего фронта работ.

• Перед началом работы машинист обязан проверить машин, а также указать дорожным рабочим безопасную зону их работы.

2.Техника безопасности при устройстве оснований и покрытий из неукрепленных и укрепленных неорганическими вяжущими минеральных материалов

При проведении работ связанных с распределением и укладкой минеральных материалов необходимо соблюдать меры предосторожности, связанные с движением машин, а именно:

• во время укладки распределителем в основаниях дорожной одежды на насыпях запрещается подъезжать к бровке насыпи ближе 1 м;

• если распределитель прицеплен к автомобили – самосвалу, водитель может подавать автомобили задним ходом для выгрузки материала только по сигналу рабочего, находящегося у распределителя;

• во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машине и кузове автомобили – самосвала.

• При работе профилировщика-распределителя и грунтосмесительной машины запрещается:

— удалять какие-либо ограждения, настилы и работать без них;

— подтягивать болты на включенных вибраторах;

— выполнять ремонт на включенных генераторах;

— включать вибратор, если вибробрус не лежит на основании;

— вставать на кожух ротора, вибробус или транспортерные ленты;

— регулировать толщину распределяемого или укладываемого машиной слоя, а также регулировать натяжение ремней или поправлять их при работающих вибробус;

— заправлять грунтосмесительную машину водой из автоцистерны на ходу;

— прочищать отверстия распределительной системы во время ее работы;

Читайте также:  Жилет сигнальный одежда сигнальная повышенной видимости

• очистку ротора и смену лопаток допускается выполнять после установки ротора на инвентарные подкладки и отключения двигателя;

• для предотвращения выдувания вяжущих материалов на транспортере следует предусмотреть ограждения;

•во время работы смесителей ДС-50 А, Б запрещается снимать верхние крышки;

• сборку, разборку и ремонт грунтосмесительных машин можно производить после поднятия и установки деталей на опорные подставки;

• строповку для подъема и перемещения деталей и машин следует производить за монтажные петли или в местах, указанных заводом-изготовителем в соответствующем по грузоподъемности Кр.

• При выполнении работ дорожные рабочие и другие лица должны находиться с наветренной стороны от работающих грунтосмесителей, цементораспределителей, дорожных фрез и других машин.

• запрещается открывать верхний люк склада цемента если не сброшено давление, а также разъединять шланги и воздуховоды, находящиеся под давлением.

3. Техника безопасности при укреплении слоев дорожных одежд органическими вяжущими.

Основные требования по охране труда при этом сводятся к следующему:

• при укреплении минеральных материалов Б рабочие должны быть обеспечены рукавицами, комбинезонами, респираторами и защитными очками, а при работе с дегтями вместо респираторов фильтрующими противогазами.

• при укреплении материалов синтетическими смолами, кроме вышеперечисленных индивидуальных средств защиты для смывания токсичных растворителей или отвердителей, случайно попавших на кожу работающего, на месте работ необходимо иметь запас спирта-сырца и ацетона, вату и нейтральное мыло;

• при укреплении мин. материалов фурфуроланилиновыми смолами продолжительностью непрерывной работы на машинах разливающих смолу должна быть ≤ 4 часа в холодную и умеренную погоду, а в жаркую ≤ 2 часа, а в жаркую безветренную погоду не применять;

• при использовании в качестве отвердителя карбамидных смол соляной и других кислот дополнительно к перечисленным средствам индивидуальной защиты на месте работ должен быть 10 % раствор питьевой соды для нейтрализации кислоты, попавшей в глаза;

• фурфурол, анилин и карбамидные смолы должны храниться в металлических бочках с герметически закрывающимися горловинами.

• При заправке машины горячим битумом не следует находиться вблизи струи, чтобы не вдыхать пары токсичных веществ.

• Прочистку сопел битумораспределительной системы необходимо выполнять при отключенном насосе, располагаясь сбоку.

4. Техника безопасности при строительстве асфальтобетонных покрытий.

При укладке асфальтобетонных смесей работы необходимо проводить более тщательно и аккуратно, так как смеси с высокой температурой могут вызвать ожоги. Рабочим не разрешается работать без применения средств индивидуальной защиты (одежда, обувь и так далее).

При разгрузке асфальтобетонных смесей в бункер асфальтоукладчика должны быть соблюдены следующие требования:

• подавать автомобиль-самосвал на разгрузку разрешается только по сигналу машиниста;

•перед началом движения задним ходом водитель автомобиля-самосвала обязан подавать звуковой сигнал;

• при выгрузке смеси в бункер рабочие должны находиться на расстоянии ≥ 1 м;

• открывать задний борт автомобиля-самосвала при выгрузке смеси специальным металлическим крючком;

• не допускается выгрузка смеси в бункер в сильный туман и при недостаточной видимости;

• кузов автомобиля-самосвала необходимо очищать от остатков асфальтобетонных смесей, стоя на земле, скребком или лопатой с ручкой ≥ 2 м.

При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:

— находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;

— входить на площадку до полной остановки машины;

— регулировать работу уплотняющих органов;

— оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;

— ремонтировать шнеки, питатели и другие механизмы.

• При работе выглаживающей плиты с подогревом форсунку разрешается разжигать только факелом на прутке длиной ≥ 1,5 м и не прикасаться к разогретому кожуху над выглаженной плитой.

Запрещается производить очистку крыльев бункера от смеси во время движения асфальтоукладчика.

• Дорожные рабочие при устройстве дорожных одежд должны поверх одежды надеть яркие сигнальные жилеты.

• При работе с асфальтобетонной смесью, содержащей ПАВ и активаторы, необходимо пользоваться герметичными очками и универсальными респираторами.

• При длительных перерывах в работе (6 часов и более) асфальтоукладчики и катки нужно очистить, осмотреть, установить в одну колонну и затормозить. С обеих сторон колонны машин должны быть поставлены ограждения с красными сигналами: днем – знаки аварийной остановки, ночью – барьеры с красными фонарями (L=25-30 м).

5. Техника безопасности пи строительстве цементобетонных и железобетонных покрытий.

При строительстве цементобетонных покрытий различают в основном две схемы – с применением рельс-форм и безрельсовая укладка бетона.

При работе с комплектом бетоноукладочных машин необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

• Погрузка, разгрузка, транспортирование и установка рельс-форм должна осуществляться с учетом общих требований безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.

• Правильно установленные рельс-формы должны быть укреплены полным комплектом стандартных штырей L=80 см, диаметр должен соответствовать отверстиям в подошве форм.

• Перед укладкой бетонной смеси необходимо проверить устойчивость рельс-форм пробным наездом распределителя с загруженным бункером.

• Во время укладки бетона машинист не имеет права покидать площадку машины, не заглушив двигателя.

• При укладке арматуры (металлические сетки, каркасы, прутки) рабочие должны пользоваться рукавицами.

• Выгружать бетонную смесь в бункер укладчика разрешается после установки автомобиля на ручной тормоз.

• Запрещается очищать стенки бункера во время его перемещения или движущейся машины.

• Во время укладки смеси и отделки покрытия посторонних лиц не должно быть;

• При совместной работе бетоноукладочной отделочной машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м;

• Во время работы машин запрещается становиться на виброуплотняющий и отделочный брусья, а также класть на них инструмент и другие предметы, очищать бункер при работе распределителя;

Читайте также:  Зажим крокодильчик для одежды

• При установке бетоноукладчика на участках с продольным уклоном на рельс-формы необходимо устанавливать башмаки.

• Движение автомобилей в зоне укладки бетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси.

При укладке бетонной смеси комплектом со скользящими формами,

• посторонние должны находиться на L > 5 м от работающих машин;

• при установке копирных струн необходимо тщательно закреплять их концы в натяжных лебедках и пользоваться рукавицами.

• Во время работы машин рабочие не должны находиться вблизи гусениц;

• между консолями, на которых установлены следящие датчики;

• впереди движущейся машины ближе 5 м;

• разбрасывать бетонную смесь вблизи шнека;

• производить очистку рабочих органов допускается после полной остановки двигателя;

• рабочий, занятый на установке штырей в продольный шов, не должен покидать свое рабочее место до полной остановки двигателя.

При устройстве преднапряженных цементобетонных покрытий необходимо:

• заранее проверить исправность насосов, домкратов и устройств, обеспечивающих натяжение арматуры.

• Натягивать арматуру надо под руководством ИТР.

• Арматурные стержни перед натяжением должны быть осмотрены.

• Не допускается использовать стержни с порезами, скрутками, загибами.

• Место натяжения арматуры должно быть ограждено.

•Устанавливают щиты с надписью «Арматурные натяжения».

• Запрещается стоять на участках натяжения арматуры перед домкратами.

Машинист нарезчика деформационных швов в затвердевшем бетоне:

• снабжается защитными очками;

• во время работы нельзя производить смазку, регулировку, какой-либо ремонт;

• крышка кожуха режущих дисков должна быть закрыта, а сами диски зафиксированы и закреплены на валу.

• каждый диск должен быть установлен строго вертикально для исключения перекоса и разрушения.

Лекция 5. Требования охраны труда при ремонте и содержании автомобильных дорог

1. Общие требования техника безопасности.

2. Охраны труда при содержании земляного полотна и дорожной одежды

3. охрана труда при ремонте дорожных покрытий.

4. Охрана труда при герметизации швов битумной мастикой.

1. Общие требования техника безопасности.

При ремонте или реконструкции автомобильных дорог ПОС должен быть предусмотрен двух- или однополосный объезд ремонтируемого участка. Места производства работ должны быть оборудованы ограждениями, дорожными знаками и другими техническими средствами организации движения в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ на автомобильных дорогах». ИНУВ.3-2-218-051-95.

• Всякое отклонение от утвержденных руководством СУ и согласованных с ГАИ схем по устройству ограждений не допускается.

• Перед началом работ все работающие должны быть ознакомлены с применяемой условной сигнализацией, порядком движения и маневрирования машин, местами разворота, въездами, местами складирования ДСМ.

• При выполнении дорожных работ в пределах полосы отвода рабочие должны быть одеты в сигнальные жилеты.

• Дорожные машины и оборудование, предназначенные для ремонта и содержания автомобильных дорог должны использоваться строго по назначению в соответствии с их технической характеристикой.

• После окончания дневной смены дорожные машины должны быть убраны за пределы земляного полотна, а нетранспортабельные машины (асфальто — и бетоноукладчики), оставляемые на проезжей части должны быть ограждены с обеих сторон инвентарными барьерными ограждениями с сигнальными фонарями, зажигаемыми с наступлением темноты. Барьеры устанавливаются перед машинами на L=10 м.

• Специальные машины («Дорожная служба», «Дорожная лаборатория») должны иметь соответствие надписи, вертикальную разметку и снабжены проблесковым маяком.

• Выезд за пределы рабочей зоны в процессе производства работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог дорожных машин запрещается. При необходимости маневра дорожных машин на П.Ч. за пределами рабочей зоны с обеих сторон должны быть выставлены регулировщики движения с флажками и Г.Г.С.

• Скорость движения механических средств в рабочей зоне не должна превышать 5 км/ч.

2. Охрана труда при содержании земляного полотна и дорожной одежды.

• При осмотре участка дороги дорожный рабочий должен идти по обочине навстречу движущихся автомобилей, а при выполнении каких-либо работ в дневное время устанавливать перед собой предупредительный знак, а ночью красный мигающий фонарь.

• Машины, профилирующие дорогу или окашивающие обочины, должны иметь спереди сзади предупреждающий знак «Прочие опасности» а на обочине выставлять временные знаки, ограничивающие скорость и «Ремонтные работы». На машинах должны быть включены фары и габаритные фонари.

• Работающих на зимнем содержании автомобильные дороги необходимо обеспечить помещениями для обогрева и приема пищи, сушки одежды и обуви.

• Дистанция между одновременно работающими снегоочистителями должна быть не менее 15 м.

• При очистке улиц скорость снегоочистителя должна быть ограничена 10 км/ч.

• Машинисты снегоочистителей должны быть обеспечены светозащитными очками.

• Водителям автомобилей снегоочистителей запрещается обгонять движущиеся автомобили.

• Запрещается до полной остановки и выключения двигателя снегоочистителя вытаскивать из под навесного оборудования попавшие туда посторонние предметы.

• Во время снегоочистки запрещается находиться на подножках и стремянках машин.

• Колеса снегоочистителей, работающих на больших уклонах (>9 %) должны быть снабжены цепями.

• Материалы, применяемые для борьбы с зимней скользкостью (песок, шлак) должны быть сыпучими.

• Бункеры для хранения и загрузки автомобилей противогололедными материалами должны быть оборудованы решеткой.

• Для регулирования движения бульдозера при подаче песка из штабеля в бункер необходимо установить сигнальные знаки, хорошо видимые в любое время суток. Запрещается наезжать бульдозером на решетку бункера.

При погрузке песка погрузчиками в пескоразбрасыватели необходимо соблюдать следующие требования:

— погрузку песка вести без образования козырьков;

Читайте также:  Как называются люди подбирающие одежду

— во время погрузки нельзя находиться между погрузчиком и пескоразбрасывателем;

— рабочим, сопровождающим автомобили, запрещается находиться в кузовах и на подножках;

— запрещается разравнивание песка в автомобили во время работающего погрузчика.

При погрузке и складировании песка вручную должны выполняться следующие требования:

— перед началом работы необходимо осмотреть места погрузки, обрушить козырьки мерзлого песка, разбить глыбы. Запрещается работать подкопом;

— загружать автомобиль можно только с одной стороны, соблюдая безопасный интервал между работающими;

• Противогололедные материалы должны рассыпаться пескоразбрасывателями. Запрещается россыпь вручную из кузова движущегося автомобиля. Допускается ручная россыпь из штабелей аварийного запаса на больших уклонах, поворотах и т.д.

• Пескоразбрасыватель может двигаться в общем потоке автомобилей не обгоняя их. Запрещается рассыпать песок во время большого скопления автомобилей и пешеходов.

3. Охрана труда при ремонте дорожных покрытий

При использовании для ремонта дорог рыхлителя перед началом его работы необходимо проверить надежность крепления рыхлительных зубьев.

Во время работы бетонолома рабочая зона молота должна быть ограждена металлическими сетками или цепями, предотвращающими разлет осколков дробимого бетона.

При работе авторемонтера, оборудованного термосом, необходимо соблюдать следующие требования:

— по окончании загрузки асфальтобетонной смеси на заводе загрузочный люк бункера должен быть надежно закрыт;

— передвижную электростанцию авторемонтера устанавливают на свободной площадке от производства работ и заземляют в соответствии с ПЭУ;

— при работе электрофрезы запрещается подходить к диску со стороны его вращения;

— при работе с электроутюгами, заливщиками трещин, имеющими высокую температуру необходимо принимать противоожоговые меры;

— при подогреве битума и приготовлении асфальтобетонной смеси в передвижных котлах и смесителях необходимо следить, чтобы у разгрузочного отверстия не было рабочих.

При ремонтных работах с использованием передвижных битумных котлов необходимо соблюдать следующие требования:

— котел должен быть установлен на обочине на L ≥ 50 м от места работы с подветренной стороны;

— загружать котел постепенно и осторожно не более ¾ его объема, не бросая куски в горячий битум;

— если битум вспенивается и переливается через горловину котла, то немедленно погасить горелку или залить топку водой (при разогреве твердым топливом); при воспламенении битума в котле надо плотно закрыть крышку;

— забор битума из котла производить с помощью насоса или самотеком через кран;

— не прикасаться к крышке котла руками;

— при розливе битума из распределительного шланга необходимо следить, чтобы в зоне, где происходит розлив, отсутствовали люди;

— при розливе горячего битума вручную (например, лейками) при мелком ямочном ремонте набирать битум из котла необходимо черпаками с рукоятью длиной ≥ 1 м, наполняя ковш на ¾ его вместимости. Вместимость ручных леек должна быть ≤ 10-12 л.

— разливать вяжущее, содержащее пек или креозотовое масло, необходимо из плотно закрывающихся сосудов;

— при ручной укладке и исправлении дефектных мест расстояние переноса асфальтобетонной смеси лопатами не должно превышать 8 м.

При сушке и разогреве ремонтируемого покрытия методом инфракрасного излучения необходимо выполнять следующие требования:

— на месте работы разогревателя должны быть пенный огнетушитель ОП-5 и запас песка;

— струя топлива при розжиге форсунки должна быть слабой и лишь при загорании доведена до требуемой интенсивности;

— зажигать форсунки можно только факелом с длиной ручки не менее 0,6 м.;

— при розжиге горелок не допускается присутствие, как рабочих, так и посторонних лиц перед зонтом разогревателя со стороны выходящего пламени; (L ≥ 5 м);

— следить, чтобы давление в топливном баке не превышало 0,2 МПа.

При использовании разогревателей с газовыми горелками необходимо соблюдать следующие правила:

— после открытия вентилей на баллонах и газорасходной колонке по манометрам убедиться в наличии среднего (016 МПа) и нижнего (0,0035 МПа) давлений;

— зажигая запальник и излучатель каждой горелки, рабочий должен стоять с подветренной стороны;

— при обнаружении утечки газа или неравномерности горения необходимо прекратить подачу газа к горелкам, перекрыв вентиль;

— систематически проверять герметичность соединений, газопроводов и арматуры с помощью мыльной пены;

4. Охрана труда при герметизации швов битумных мастик

Нарезанные в цементобетонных покрытиях деформационные швы заполняются мастиками на основе битума.

• Рабочие, занятые приготовлением, разогревом, транспортирование и укладкой горячих мастик до начала работ должны быть ознакомлены со свойствами составляющих и проинструктированы по правилам безопасного ведения работ и оказания первой помощи при ожогах. Все работающие должны быть одеты в специальную обувь и одежду, а также иметь все необходимые средства индивидуальной защиты и выполнять следующие правила техники безопасности при выполнении работ;

— котел, в котором готовят мастику, должен быть исправленным с плотно прилегающей крышкой. Верхний край котла не следует поднимать выше 1,2 м над уровнем земли. Загружать котел не > ¾ его объема;

— нагрев резинобитумных и битумоминеральных мастик не должен превышать значений ТУ, как правило 0 С во избежание вспышки битума;

— для измерения t 0 мастики необходимо использовать термометр со шкалой 250 0 С;

— для локализации возможного возгорания мастики на месте работ должен быть ящик с песком, ОП-5;

— загрузку котла битумом следует производить со стороны противоположной топке;

— не разрешается загружать в котел с горячим битумом влажные материалы состава мастики;

— забор проб мастики следует выполнять только специальным черпаком.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник