Меню

Османская империя стиль одежды



Турецкий костюм в Османской империи

В середине XV в., когда турецкий султан Мехмед II завоевал Константинополь, Византийская империя окончательно пала. Турки-османы не воспринимали культуры покоренных народов, так как религия не допускала никакого изменения внешности. Однако у более развитых арабов и персов турки переняли внешнюю роскошь, а огромные богатства, награбленные в войнах, способствовали тому, что турецкий двор стал необычайно великолепным и пышным.
Турецкая одежда изготовлялась из самых разнообразных тканей: льняных, бумажных, шерстяных, суконных, а также из тафты, атласа, муслина, батиста и даже меха и сафьяна. Костюмы были белого, черного, зеленого, иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Турецкие султаны одевались только в белые одежды; военные — в белые и зеленые. У великого визиря парадный костюм был из белого шелка, у муфтия — из белого сукна, духовные лица носили зеленое сукно.

Мужской костюм

Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак.
Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Под эти штаны надевали чулки.
Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Рубашки шили из тонкой полосатой полушелковой ткани, из муслина, шелка и полотна.
Длинные кафтаны с широкими и очень длинными рукавами шили из одноцветной или полосатой ткани — полубумажной или полушелковой, застегивали их на пуговицы или запахивали. Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Янычары собирали их сзади в широкие складки. У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов.
В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами, и доходил длиной до бедер. Более длинная куртка надевалась поверх камзола.
Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс.
Верхней одеждой у турок было «фередже». Его надевали поверх остального платья. Это была длинная широкая одежда с длинными широкими, иногда разрезными рукавами. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. В XVI в. появились фередже с узкими декоративными рукавами.
В холодную погоду турки носили также плащи из верблюжьего сукна.

Женский костюм

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Сверху надевали: шелковый узорчатый полукафтан с широкими рукавами, из-под которых выглядывали рукава рубашки, и еще один шелковый кафтан. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Верхний был длинным, с разрезами на боках до самых колен, завязывался шелковым кушаком или поясом, украшенным серебром и золотом.
Выходя на улицу, турчанки надевали черный шелковый плащ с большим четырехугольным отложным воротником зеленого цвета. Женщины средних сословий носили полосатые шерстяные плащи и очень длинные покрывала.
Считалось, что по повелению самого пророка Мухаммеда женщины, кроме старух, не должны никому, кроме ближайших родных, показывать свое лицо и ноги. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз. Женщины также носили шапочки с прикрепленной к ним черной вуалью, закрывавшей все лицо до подбородка.

Обувь

Мужчины носили башмаки с загнутыми носками и широкие полусапоги. Их шили из толстого красного сафьяна. Дома мужчины носили легкие туфли из желтого сафьяна.
Женская обувь была похожа на мужскую. Дома турчанки также носили мягкие туфли из желтого сафьяна или деревянные подошвы с завязками. Выходя на улицу, надевали красные сафьяновые башмаки или полусапожки на высоких каблуках с металлической отделкой.

Прически и головные уборы

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан».
Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета).
Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Количество перьев было строго определено. В XVI в. султан носил на своем тюрбане три пера, усыпанные бриллиантами; у великого визиря было два пера, а у других сановников — по одному.
Во время правления Мехмеда II стал модным тюрбан, обвернутый белым муслином. В 1583 г. был издан указ, по которому устанавливались его различные виды в зависимости от сословной принадлежности и звания.
Еще с XIV в., со времен Османа I, мусульмане брили голову так, чтобы на макушке оставалась небольшая прядь. Поэтому под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Когда дома тюрбан снимали, фес оставляли на голове: ходить с непокрытой головой было не принято.
Кроме тюрбанов было много других головных уборов, различавшихся по форме, отделке, цвету.
Янычары носили разнообразные перьевые папахи, а также высокие головные уборы с султаном из перьев или высокие шапки, верхняя часть которых падала на спину в виде рукава. Последние имели символическое значение: память о том, как однажды святой дервиш благословил начальника янычар, учредившего это войско, возложив ему на голову свой рукав.

Головные покрывала защищали турок от насекомых.
Борода считалась лучшим украшением мужчины, и потому за ней тщательно ухаживали. Существовали строгие предписания, определявшие ее форму.
В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Выглядели они очень нарядно: их украшали лентами, бантами, а богатые женщины — драгоценными камнями, золотом, жемчугом, перьями. Женщины также носили на голове шали.
Дома турчанки ходили с распущенным волосами, перехватывая их лентой, а выходя на улицу, заплетали их в косы и надевали сверху головной убор. В косы вплетались различные украшения.

Читайте также:  Чем можно вывести лизуна с одежды

Украшения и косметика

Турецкие женщины с удовольствием пользовались косметикой. Они белились и румянились, натирались различными благовониями и маслами, красили в красный цвет ногти и пальцы, чернили брови и ресницы краской, которую делали из сажи. Некоторые турчанки украшали лоб мушками. Иногда, по древнеарабскому обычаю, наносили себе на руки и грудь татуировку.
Драгоценные украшения турчанок также были разнообразными. Они носили серьги, кольца, ожерелья, ножные и ручные браслеты, подвески, аграфы с драгоценными камнями, плоские шапочки, вычеканенные из золота и серебра, веера из расшитого узорами шелка или из перьев.
Богатые турки также любили украшения, но со времен Сулеймана II мужчины носят только серебряные перстни, оправленный в серебро кинжал и четки из 99 бусин (по числу имен Аллаха). У тех, кто имел право носить оружие, костюм дополнялся саблей. За пояс турки клали носовые платки.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Источник

Как одевалась реальная Хюррем-султан?

Для создания «Великолепного века» собрали целую группу костюмеров. Дизайнеры со всей Турции работали над нарядами героев сериала. Была проделана сложнейшая работа. Однако это того стоило. «Великолепный век» прославился на весь мир не только благодаря блестящей актерской игре, но и атмосфере могущественной Османской империи, которая была передана в сериале.

Особенно все восхищались нарядами султанш. В каждой серии Хюррем-султан могла поменять несколько платьев и драгоценностей. Тем не менее реальная Роксолана никогда не носила все те наряды, в которых появлялась Мерьем Узерли. Мода в Османской империи XVI века была другая.

Основные тренды XVI века

Безусловно, девушки в гареме, а особенно султанши, стремились одеваться ярко и дорого. Во дворец Топкапы поставляли только самые лучшие ткани, а мастера мечтали шить наряды для правящей семьи и наложниц султана.

Тем не менее мода в те времена была очень простой. Мужская и женская одежда по стилю была похожа. В гардеробе женщины всегда была простая свободная рубашка без выреза. Одежда должна была скрывать тело.

Рубашка была длиной до пояса, а под нее женщина надевала шаровары. Когда она выходила на улицу, то должна была сверху надевать платье, напоминающее халат или плащ, а на голову — чадру. И чем богаче была женщина, тем сильнее она «закутывалась», тем больше слоёв одежды было. Это было не только необходимостью, связанной с религиозными убеждениями (женщины не должны были показывать себя никому из мужчин, кроме близких родственников и супруга; в случае с гаремом — султана), но и способом продемонстрировать свой высокий статус и материальную обеспеченность.

Как наложницы соблазняли султана?

С такой модой на закрытую одежду, из-под которой не видно тела и даже очертаний фигуры, красивых форм, трудно было соблазнить султана. Девушкам приходилось изощряться, чтобы понравиться правителю. Максимум, что они смогли сделать — это вышить узор на рубашке (обычно цветы, особенно часто тюльпаны и цветущий гранат, или листочки) и надеть чуть более облегающие шаровары . Также в ход шли яркие ткани. Самые яркие наряды девушки надевали на праздники, которые проходили в гареме, где они могли таким образом привлечь взгляд на себя самого султана и получить приглашение в покои ( на хальвет ) и непосредственно на свидание с повелителем.

Фаворитки султана, которые уже успели ему понравиться, имели в дополнение к своим нарядам украшения и меха, которыми их в знак благодарности одаривал султан. Когда же девушка впервые отправлялась к султану, ей могли выделить «казённые» украшения и наряд. Впрочем, у всех без исключения девушек в гареме были еще и личные средства, которые им регулярно выплачивали. На рынок им ходить самим не разрешалось, но надежных торговок в гарем пускали. Таким образом они могли обновлять гардероб и по собственному вкусу. Что же касается Хюррем, то она, конечно же, была самой нарядной женщиной в гареме султана Сулеймана. Она могла себе это позволить!

Прически

В гареме девушки могли не покрывать голову платком, поэтому они использовали волосы, как оружие соблазнения. За волосами тщательно ухаживали, чтобы они всегда были густыми и блестящими. В них вплетали золотые и серебряные нити. Кстати, эти нити носили название «телли», и одна из хасеки султана Ибрагима I (показанного во втором сезоне сериала «Империя Кёсем») по имени Хюмашах получила прозвище «Телли» потому, что очень любила вплетать в свои волосы серебряные нити. Этот момент показан и в сериале. Вот так выглядела невеста Хюмашах.

Так что в «Великолепном веке» роскошные прически султанш совпадали с модой реальной жизни того века.

Ошибка костюмеров

После выхода «Великолепного века» кинокритики сразу нашли множество исторических несоответствий, в том числе несовпадений с модой того времени. Актрисы в сюжете появлялись в красивых пышных платьях, иногда из полупрозрачной ткани. Раньше женщины не одевались настолько ярко. Не было никаких декольте. В сериале даже валиде-султан носила платья с декольте, что было непозволительно. Когда девушки выходили на улицу, то покрывали голову платком. Только вот все платки были сделаны из прозрачной ткани. Лицо почти всегда было открыто.

Мода в сериале была скорее европейской. Все актрисы надевали платья, характерные для Запада XVII века. Единственное, в чем не ошиблись костюмеры, они использовали натуральные ткани: шелк, парча и бархат.

Гардероб Роксоланы

Гардероб Роксоланы отличался от остальных женщин только тем, что для пошива одежды для законной жены Сулеймана использовали дорогие ткани и нити из золота и серебра . Хюррем-султан также надевала шаровары и рубашку из муслина или тонкого полотна. Поверх она надевала платье.

Читайте также:  Как называются все виды мужской одежды

Когда она выходила на улицу, то поверх платья надевала еще одну длинную рубашку, на голове — платок и шапочка из бархата, украшенная камнями. Лицо прикрывалось шелковым платком, который крепился к этой шапочке.

Также я встречала информацию о том, что Роксолана, чтобы выделиться из гарема, часто заказывала для себя новые наряды, сама занималась их моделированием и даже иногда шила. Вот такая была рукодельница Хюррем!

Цвет одежды

Что же касается цвета одежды, то красный цвет , столь любимый Хюррем в сериале «Великолепный век» наверняка нравился султанше и в реальности. А всё потому, что ткани этого цвета были очень дороги. Для их создания использовались краски животного происхождения, которые привозили аж из Индии.

В основном же в гареме носили одежду медового цвета и цвета слоновой кости, а вот синий и зелёный почему-то не пользовались большой популярности. Также практически не носили коричневую одежду.

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!

Источник

​«Их нравы»: кому из подданных повелителя османов позволяли щеголять в мехах и шелках

Одежда в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он рассказывает о традиции ткачества и видах одежды.

Известно, что вечная путаница в употреблении глаголов «одеть» и «надеть», решается простой формулой «одеть Надежду, надеть одежду». А вот во что одевались и какие предпочтения в одежде были у жителей Великой Порты об этом речь пойдет чуть ниже.

Русская народная поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму» была как никогда актуальна для жителей Османской империи, особенно ее первая половина. Потому что, начиная с периода правления Фатиха Султана Мехмеда, на законодательном уровне приступают к регулированию одежды, которую носят жители империи. В частности регулирование касается использования определенных тканей и методов шитья. Это было сделано для того, чтобы с легкостью можно было определить социальный статус человека и его положение в государственной иерархии. К примеру, шелк, бархат, вещи расшитые золотом и серебром могли носить только султаны и представители его семьи. Человек, как было принято говорить, из другой социальной категории не мог, не то что носить, но даже приобрести шелковые и бархатные ткани для личного пользования. За этим строго следили, а за нарушение было предусмотрено наказание.

Начиная с периода правления Фатиха Султана Мехмеда, на законодательном уровне приступают к регулированию одежды, которую носят жители империи. Фото kendallredburn.com

Если говорить о султанах и их окружении, то первые шесть султанов Османской империи носили обычные хлопчатобумажные одежды. Лишь с завоеванием Константинополя, когда благосостояние государства увеличилось, султаны начали носить одежды из дорогих тканей, и появилась мода на меха. Виды меха и время носки определял султан. Обычно за три недели до осени начинали носить одежды с мехом горностая, осенью и весной — с беличьим мехом, зимой — одежды с соболиным мехом, а летом — ферадже (пальто) из ангорской шерсти. Простые люди понимали, что пора сменить верхнюю одежду, когда видели, что какой-нибудь высокопоставленный чиновник приходил на пятничный намаз в другом одеянии.

Особо ценным считался мех черной лисицы. Такое могли себе позволить лишь очень высокопоставленные люди. Ношение же меха черной лисицы чиновниками высокого ранга воспринималось с неодобрением. Только главный визирь мог надеть такую одежду и то, только во время церемоний. Если падишах кому-то из обитателей дворца или какому-нибудь паше разрешал носить мех черной лисицы, то это означало, что человек вознагражден за выполнение какого-либо важного поручения. Что касается женщин, то в плане меха для них не существовало ограничений.

Многие исследователи отмечают, что период с середины XVl века до начала Танзимата в женской одежде был охарактеризован как период все более увеличивающегося закрытия. Согласно шариату издавались законы, предписывающие женщинам покрывать голову и закрывать лицо. Однако стоит отметить, что женщины мусульманки и не мусульманки у себя дома были вольны одеваться так, как им удобно. Но, когда они выходили в общественные места, независимо от вероисповедания, все обязаны были покрывать голову и закрывать лицо при появлении лиц мужского пола. Закон также регулировал фронтальную открытость женских ферадже (пальто), согласно закону, подкладка пальто должна была быть пришита, а не приклеена.

Многие исследователи отмечают, что период с середины XVl века до начала Танзимата в женской одежде был охарактеризован как период все более увеличивающегося закрытия. Фото gambaradakata.com

Бурса — центр текстильной промышленности

Большинство туристов, побывавших в Турции, знают, что Бурса — это столица современной турецкой текстильной промышленности. Таковой она была и до XVl века, пока этот статус у нее не перехватил Стамбул. В то время на рынке Бурсы было около тысяч лотков, продававших ткани. В 1502 году султан Баязид II издает указ о том, что все ткани, продаваемые на рынке Бурсы, должны быть классифицированы по виду, качеству, весу и т. д. Специальный чиновник вел строгий учет за каждым отрезом, произведенным, привезенным и выставленным на продажу в Бурсе. В этой связи примечателен султанский указ 1574 года, который гласит, что отныне только дворцовые мастера Стамбула могут заниматься производством золотошвейных тканей. В качестве причины принятия данного решения приводится то, что мастера из Бурсы при производстве золотошвейных тканей тратят слишком много золота и серебра.

Архивные источники говорят о том, что в Османской империи текстильная промышленность и сопутствующие производства, особенно золотошвейный промысел, находились под постоянным контролем служащих падишаха. Были даже изданы законы, регулирующие деятельность портных, в которых прописывались дозволенные для использования ткани, стоимость пошива тех или иных предметов одежды и т. д. Это было сделано с целью ограничения растраты, защиты религиозных норм и сохранения традиций.

Читайте также:  Одежда блузки с баской

С началом эпохи тюльпанов происходят заметные изменения в женской одежде, что, конечно же, ведет к увеличению количества указов, запрещающих ношение той или иной одежды. Однако об этом и подробнее о женских нарядах времен Османской империи будет рассказано в следующую субботу.

Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 г. в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Источник

Как одевались в Османской Империи

С самых первых дней существования ислама было различие между тем, какую одежду может носить мусульманин и неверный. Основу этой традиции определяет Коран.

Так называемый Пакт халифа Омара, который, возможно, был издан для защиты немусульман в Сирии после арабского завоевания, определил одинаковую одежду и ношение специального пояса. В более поздние века немусульмане носили специальные опознавательные знаки, например желтый значок, который впоследствии использовался в средневековой Европе для различения евреев. Немусульмане также должны были носить медальоны на шеях, когда они ходили в хаммам. Без специальных указаний им было запрещено носить кресты.

В 14-м веке османы продолжили эту традицию. Единственное отличие заключалось в том, что большинство людей, которыми они правили, были христианами: это были греки и армяне. Султан Мехмед Фатих издал указ, касающийся обычаев немусульман, спустя некоторое время после падения Константинополя в 1453 году. В нем он в заверил их в том, что они могут продолжать свою жизнь, как и раньше; некоторые историки считают, что это также относится к свободе в одежде, хотя в документе об этом ничего не говорится. Число евреев в Анатолии было небольшим до тех пор, пока испанцы не изгнали их с Иберийского Полуострова в 1492 году, а затем то же сделали Португалия и Франция.

В этих обстоятельствах османам было бы трудно настаивать на каком-то дресс-коде, поскольку они, как мусульмане, принадлежали к меньшинству.

Законы о привилегиях

Эти османские законы не были строги к исполнению, в отличие от серьезных ограничений, накладываемых на одежду в странах Западной Европы. Такая ситуация получилась потому что после смерти или свержения султана, законы, которые он издавал, должны были быть продлены следующим султаном, которому порой просто было не до того: он мог быть увлечен военными кампаниями или подавлением восстаний.

Но известно, что эти законы определяли, что может носить человек, например, его головной убор, верхнюю одежду, включая ткань, длину и цвет обуви. Верхняя одежда была в основном темной. Христиане носили цветные тюрбаны и туфли красного или желтого цвета, а одежда евреев была черной или фиолетовой. Закон 1702 года определил, что евреи больше не должны носить желтую обувь, а только черную. Это могло применяться и к христианам. Предметы роскоши, такие как шелк и меха, были исключительно прерогативой императорской семьи и высокопоставленных чиновников.

Женская одежда обычно не регулировалась, так как она была более или менее ограничена домом; однако с 16-го века и далее женщины султанской семьи приобрели значительную власть и известность, благодаря чему люди привыкли видеть их на публике, даже если они закрывали лицо.

Этому способствовала и та свобода, которую принесли с собой иностранки. Немусульманские женщины, которые уже имели больше свободы, чем их мусульманские коллеги, часто подражали иностранкам, и это привело в 18-м веке к ряду ограничений, касаемых одежды в общественных местах.

Преследование по закону

Однажды султан Мурад III (ок. 1574-1595) распорядился казнить всех евреев в империи только потому, что его раздражала роскошь, которую они демонстрировали в своей одежде. Только после вмешательства Соломона Ашкенази и других влиятельных евреев с великим визирем, поддержанными выплатой крупной суммы денег, приказ был изменен на закон, ограничивающий одежду. После этого евреи не должны были носить роскошные тюрбаны а также воздерживаться от использования шелка при изготовлении одежды.

Султан Мурад IV (1623-1640) был известен своим безжалостным преследованием любого, кто не подчинялся его законам, вплоть до того, что устраивал ночные облавы, чтобы обеспечить повиновение и назначать наказание на месте, если это необходимо. Однажды он наткнулся на христианского нищего, который носил желтые ботинки в то время, когда только мусульманам разрешалось носить их. Несмотря на оправдания бедняка в том, что свою старую обувь ему дал мусульманин, султан все равно казнил его.

Гибб и Боуэн в своей книге «История Османской империи и современной Турции» пишут следующее о запрете султана Мурада IV :

Каждому было приказано носить только одежду и головные уборы, на которые он имел право в силу своего вероисповедания, ранга, класса, занятия и тому подобное, и субъектам всех религий было приказано подчиняться своим лидерам, а также их законам и традициям ».

Когда Халил Хамит был великим визирем с 1782 по 1785 год, закон об одежде снова ужесточили. На этот раз речь шла о тканях: Хамит приказал, чтобы все использовали только местные материалы, а не индийские и европейские одежды,которые вошли в моду. Это фактически должно было возродить османское производство тканей и сократить импорт.

Султан Селим III (1789-1807) также приказал, чтобы его подданные вернулись к ношению традиционной одежды в рамках своих попыток реформировать Османскую империю. Но вместо модернизации он и его советники откатились назад. Чтобы предотвратить инакомыслие, закрыли кофейни и таверны, а крестьяне, приехавшие в города из-за отсутствия работы на земле, были вынуждены по указу вернуться туда, откуда они пришли. Однако реформы султану не удалось, и его свергли в 1807 году.

Позднее султан Махмуд II (тот самый, из «Султана моего сердца») остановил регулирование одежды,так появились фески вместо тюрбанов. Шаровары стали брюками. На смену халатам пришли пальто. С запада пришли рубашки.

Чтобы зафиксировать это, Махмуд дважды заказал свой портрет: в одном он носил традиционную мантию, а в другом — «западную» военную форму.

Источник