Меню

Отношение пропорций частей одежды



Тема 4. Отношения и пропорции в костюме

1. Понятие об отношениях частей формы одежды

Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью её от форм тела человека, характера материала, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды.
Отношением называется результат сравнения двух однородных величин. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.
Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, так как многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление.
Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете свидетельствует о нюансныхотношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение.
Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете называется контрастнымотношением. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, ещё не разрушенной различиями.

2. Определение понятия «пропорции»

Пропорции– это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
В костюме пропорции играют особенно важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные его части между собой и фигурой человека, зависит образная выразительность костюма и внешний облик самого человека.
При этом надо принимать во внимание форму и величину головного убора или причёски, форму и высоту каблука, количество и характер украшений, а также цветовое решение костюма. Все эти компоненты оказывают влияние на характер пропорций.

Пропорции бывают следующих видов (рис. 4.1):
• пропорции равенства — это когда части костюма равны между собой (принцип одинаковости); такое членение вызывают ощущение покоя, статики;
• пропорции неравенства – это когда части костюма не равны между собой (принцип разнообразия); такое членение вызывает ощущение движения, динамики. Неравенство может быть незначительным или построенным по принципу контраста;
• пропорции «золотого сечения» (разновидность пропорций неравенства) выражается следующими соотношениями: 3:5 (5:3), 5:8 (8:5), 8:13 (18:8) и т.д. В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

1 — «равенство»; 2 — «неравенство»; 3 — «золотое сечение» 3:5
Рис. 4.1. Виды пропорций.

Длина одежды и положение линии талии очень подвержены влиянию моды, но какие бы пропорции не были модны, наиболее гармоничными считаются пропорции, построенные по правилам “золотого сечения”.
В основе строения человеческой фигуры также лежит принцип “золотого сечения”, так как это соотношение выражает естественное членение фигуры линией талии на две неравные части (3:5).

3. Роль отношений и пропорций частей формы одежды в создании образной выразительности в костюме

В зависимости оттого, что входит в понятие красоты в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями.
Стиль готики характеризуется вытянутыми удлинёнными пропорциями, отношение длины лифа к длине юбки было 1:6, 1:7. Эпоха Возрождения напротив тяготела к некоторой «приземлённости», монументальности; характерны пропорции «золотого сечения», но при этом отношение ширины одежды в плечевом поясе к ширине юбки почти равно единице.
В эпоху классицизма – снова вытянутые пропорции, соотношение длины лифа и юбки: спереди 1:6, со спины 1:7 (шлейф).
Стиль Ампир делает пропорции более умеренными, так как юбки в нижней части расширяются и появляются внизу оборки.
Очень сильно усложняется пропорциональное решение костюма в XX в., когда юбки укоротились и стала видна значительная часть ног. На изменении соотношений открытой части ног и платья основывается в значительной мере формирование и изменение моды.
В 1925 году в моду входят пропорции равенства, талия опускается на бёдра, величины юбки и лифа становятся равными. В дальнейшем юбки укорачиваются, линия членения опускается ещё ниже, пропорции становятся 2 к 1. Такие пропорции придали некоторую неустойчивость фигуре.
Какие бы пропорции не были в моде, при работе над композицией одежды надо считаться с пропорциями фигуры человека.

Подведем итоги:
• Существуют следующие отношения частей формы одежды: тождество, нюанс, контраст.
• Пропорции – это соразмерность, определённое соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом.
• Пропорции бывают следующих видов: пропорции равенства, неравенства, «золотого сечения».
• Пропорция «золотого сечения» выражается следующими соотношениями: 3:5 (5:3). В каждом из этих отношений сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.
• В зависимости оттого, что входит в понятие красоты в ту или иную эпоху, возникают конкретные формы костюма с соответствующими пропорциями. Какие бы пропорции не были в моде, при работе над композицией одежды надо считаться с пропорциями фигуры человека.

Лабораторная работа №1

по теме «Форма, силуэт и линии в костюме»

Задание 1

Выполнить эскизы моделей одежды различных силуэтов (полуприлегающего, прилегающего, приталенного, свободного). Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4. Лист располагается вертикально, на одном листе – одна модель, в правом нижнем углу указать геометрическую фигуру, определяющую силуэт модели.
В качестве основы для изображения моделей одежды необходимо использовать современные журналы мод. Для зарисовки женских фигур можно использовать предлагаемые схемы фигур в движении (рис. 3.5).

Читайте также:  Как связать одежду для кошек мастер класс

Задание 2

Выполнить эскизы моделей одежды с применением различных видов линий. Указать на каждом эскизе изученные виды линий с помощью условных обозначений (см. рис. 3.4).
В качестве основы используются современные журналы мод. Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.

Лабораторная работа №2

Задание 1

Выполнить эскизы моделей с разными видами отношений и пропорций частей костюма с определением мест членения силуэтов одежды линиями на пропорциональные части (подписать каждый вид пропорций на эскизах).
В качестве основы для изображения моделей одежды необходимо использовать современные журналы мод. Для зарисовки женских фигур можно использовать предлагаемые схемы фигур в движении (рис. 3.50). Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.

Задание 2

Выполнить эскизы моделей одежды с использованием различных схем ритма. Для создания ритмической закономерности в данных моделях необходимо использовать различные виды деталей и отделок.
Постарайтесь, чтобы разработанные модели наиболее ярко выражали тот или иной вид ритма.
Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.

Лабораторная работа № 3

Задание 1

После анализа полученных работ (совместно с преподавателем), одна из моделей (наиболее удачная) выполняется на формате А-3. Модель дорабатывается, устраняются возможные недостатки.
Материалы: цветные тушь, гуашь, акварель, мягкий карандаш.

Задание 2

Выполнить зарисовки-копии различных фрагментов отделки (вышивки) народного или исторического костюма.
В качестве основы необходимо использовать дополнительную литературу по историческому и народному костюму. Источник в виде вырезки из журнала или цветной ксерокопии необходимо приложить к работе.
Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.
Материалы: цветные тушь, гуашь, акварель, мягкий карандаш.

Задание 3

Разработать эскизы моделей современной одежды с использованием фрагментов отделки и вышивки народного и исторического костюмов (из предыдущего задания 2).
Необходимо грамотно использовать полученный вид отделки для создания определенного ритмического построения в моделях одежды. Постарайтесь использовать несколько видов ритма.
Количество: не менее 3-х эскизов, формат А-4.
После анализа полученных работ (совместно с преподавателем), одна из моделей (наиболее удачная) выполняется на формате А-3. Модель дорабатывается, устраняются возможные недостатки.
Материалы: цветные тушь, гуашь, акварель, мягкий карандаш.

Источник

Отношения и пропорциональные закономерности в организации костюма

Рассматривая одежду, мы видим, что она не монолитна. Линии, проходящие по ее поверхности, расчленяют ее на отдельные части, причем членение это как реально, так и визуально. Расчлененность формы одежды и ее поверхности вызываются следующими обстоятельствами:

· зависимостью формы одежды от формы тела человека и ее конструкции;

· зависимостью формы одежды от технологического процесса ее изготовления и характеристик материала, из которого она изготовляется;

· зависимостью формы одежды от ее назначения и требований художественной выразительности.

Форма тела человека, технологический процесс изготовления одежды, материал и назначение одежды требуют реального членения формы на отдельные составные части. А вот требования художественной выразительности допускают наравне с реальным членением визуальное.

В современных условиях типовой, наиболее часто встречающейся формой членения поверхности плечевой одежды на части является форма, состоящая из нескольких основных деталей: спинки, полочек, рукавов, воротника.

Вследствие симметричности фигуры одежду обычно изготовляют из двух симметричных частей: на спинке часто выполняют средний шов, перед средней линией делят на две части (полочки).

Основы конструкции различной одежды определяются ее ассортиментом, принадлежностью к той или другой группе наименований.

Результат сравнения двух величин одного свойства в моделировании называют отношением, Помимо соразмерности частей одежды отношения возникают и по другим ее основным составным элементам: цвету, фактуре, массе, линии и др. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство или равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета. Однако согласованность, основанная на многократном повторении отдельных элементов, быстро вызывает утомление, притупляет восприятие.

Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете – это нюансные отношения. Композиция, построенная на одних нюансных отношениях, может оказаться невыразительной. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека композиция.

Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете, то есть контрастное отношение, требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей, чтобы восприятие целостности формы не разрушалось различиями.

Чаще всего композицию строят на сочетании контрастных и нюансных отношений. В этом случае одни свойства формы противопоставляются своими контрастными отношениями, другие развивают это начало, но с меньшей степенью выразительности, а следующие уже подчиняются первым своей уравновешенностью, и фоном становятся нюансные отношения тех свойств, которые играют подчиненную роль в данной композиции. Только умелая согласованность приводит к гармоничной стройности в звучании различных свойств формы.

Гармоничность в соотношении частей возникает лишь при учете определенных закономерностей в их соединении. Размерные соотношения элементов формы отражаются в пропорциях. Пропорциональные соотношения –это соразмерность элементов, единство частей и целого. В моделировании одежды пропорция является одним из главных средств композиции, так как с ее помощью достигается гармоничность вещи и организуется ее форма.

Читайте также:  Название предметы одежды для детского сада

Пропорция – это рассчитанная размерная система, в которой отношения элементов формы организуют объемно- пространственную структуру. Только при наличии пропорциональной продуманности есть целостность формы. По существу, пропорция – это основное средство организации формы. В этом качестве она используется с глубокой древности (об этом мы уже говорили) и достаточно глубоко исследована.

В организации костюма используют пропорции простые арифметические (основанные на рациональных числах) и сложные геометрические (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений).

Простые арифметические пропорции строятся на отношении целых чисел. Они основаны на модульности – повторении – одной и той же величины. Наиболее ясно зрительно соразмерность выражается в отношении 1:1, но такая соразмерность инертна, маловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны, тождественны. Более выразительны соотношения 1:2, 1:3 и т. д. Как видим, простые пропорциональные отношения выражаются дробным числом, где числитель и знаменатель – целые числа. Однако следует избегать увеличения чисел, сопоставляющих отношение соразмерности. В костюме пределом простых отношений являются числа до 8. Их практически можно определить как предел ясного восприятия соразмерности величин, воспринимаемых человеком, ибо пропорционирование определяется сущностью вещи, а в костюме такой сущностью является тело человека, его фигура. Если принять за эталон условно-нормальную фигуру высокого человека (170-180 см), а за единицу измерения – высоту головы человека, то между отдельными частями тела прослеживается определенная пропорциональная зависимость. Высота головы составляет 1/8 высоты всей фигуры. Линия бедер делит фигуру пополам. Линия коленей, проходящая по нижнему краю коленных чашечек, делит пополам ноги. Рука в опущенном положении концом среднего пальца немного не доходит до середины бедра, локоть расположен на линии талии. Линия плеч находится ниже уровня подбородка на 1/3 единицы измерения, то есть высоты головы. Между концами плеч укладываются две единицы измерения. Ширина шеи равна 1/2 этой же единицы. Ширина талии составляет единицу измерения, то есть равна высоте головы.

Поиски модельерами гармоничных пропорций в костюме привели к тому, что нам известны рукав длиной 3/4, пальто длиной 7/8, юбки минимальной длины, составляющие 1/3 всей длины одежды (2/3 длины составлял и свитер и блузка). А в 30-40-х годах XX века существовала верхняя одежда типа пыльника, которая называлась труакар (видоизменение от французского trois quarts) – 3/4 всей длины костюма (на 1/4 была видна юбка).

Простые отношения соразмерности частей одежды можно строить как по отношению ко всей форме костюма и другим частям самой формы, так и по отношению к фигуре человека. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин.

К простым пропорциональным отношениям относится так называемый египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5.

Сложные пропорциональные отношения основаны на иррациональных числах, которые выводятся геометрическими построениями. Их находили, ведя поиски гармоничных пропорций, начиная с глубокой древности. Вот некоторые из них:

· «треугольник Пифагора» – прямоугольный треугольник с углами в 30, 60 и 90 градусов и гармоничным соотношением сторон;

· «золотое сечение», получаемое при делении целого на две неравные части, где целое так относится к большей части, как большая часть – к меньшей;

· «квадраты Фибоначчи» с резким убыванием отношения стороны к диагонали;

· «динамические» прямоугольники с отношением сторон 1/2,1/3,1/5, 1/8 и т.д., которые дают иллюзию постепенного, едва заметного убывания.

В основе строения человеческой фигуры лежит принцип «золотого сечения», так как соотношением золотого сечения выражается естественное членение пропорционально сложенной фигуры линией талии на две части. Приблизительно такая же пропорциональность и в членении платья, где линия талии совпадает с естественным расположением ее на фигуре, а длина – до колен.

Классическим типом современной одежды считается тот, членение которого наиболее точно соответствует конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета – на уровне линии бедер, а длина всего костюма – до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движения.

Однако сводить все случаи проектирования одежды к принципу «золотого сечения» было бы неверно. Да и история костюма свидетельствует о зависимости пропорций конкретных форм костюма от того, что входит в понятие красоты в то или иное время, в ту или иную эпоху. Кроме того, каждая мода в какой-то мере изменяет пропорции форм костюма; тем самым силуэт одежды способствует новому восприятию фигуры человека.

Это можно продемонстрировать на простом примере. Если при одной и той же длине платья перемещать линию талии вверх или вниз (рис. 3.4.12), то можно заметить, как изменяется зрительно восприятие одного и того же платья. Платье с завышенной талией создает впечатление контрастности (рис. 3.4.12, а). Переместив линию талии на бедра, мы разделим платье на две одинаковые части, образовав отношение подобия (рис. 3.4.12, в). А вот естественное расположение талии делит платье на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к «золотому сечению».

Читайте также:  Известные бренды одежды во франции

Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное (рис. 3.4.12, а, б). Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья (рис. 3.4.12, в), то создается впечатление однообразия, статичности. Здесь длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой. Более того, из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой.

Рис. 3.4.12. Пропорциональное членение костюма

Гармонизация формы костюма происходит на основе как простых арифметических пропорциональных отношений, так и сложных геометрических. И те и другие пропорции могут проявляться и в форме, и в ее детализации. Например, арифметическая пропорция используется в организации одинаковых фрагментов формы или ее деталей. Гармонизация формы в целом, ее «расстановка» на фигуре человека происходит на основе геометрической пропорции в соответствии с тем, что иррациональность отношений частей и целого заложена в основе ее строения.

В моделировании костюма пропорциональные отношения, с одной стороны, определяются интуитивно или задаются тенденциями моды. Каждое модное направление предлагает свои пропорциональные членения костюма и тем самым человека в костюме. С другой стороны, пропорциональность конкретной формы складывается объективно, ибо связано с тем фактом, что проектирование новых форм одежды происходит применительно к одной, разной объемной пространственной структуре – человеческой фигуре.

Пропорционирование костюма происходит в основном в двух направлениях: или художник-модельер занимается пропорционированием, исходя из свойств материала, и создает как форму костюма, так и его функцию (назначение); или функциональное назначение костюма определяет форму и, следовательно, пропорции костюма.

В первом случае материал диктует форму, форма – конструкцию. Соотношение фрагментов в формы и площадей, расчлененных линиями конструкции, происходит в соответствии с логикой поведения ткани и с учетом движения фигуры.

Во втором случае пропорционирование костюма происходит, когда его форма и границы силуэта определены строгим функциональным назначением костюма, своего рода правилами его поведения. Такое происходит подчас при проектировании изделия массового производства, с учетом жесткой нормы расхода ткани, что ограничивает художника в выборе формы, не позволяет допускать излишне обширной формы, сложного силуэтного рисунка вещи. Пропорционирование осуществ-ляется путем «внутреннего наполнения» по сути дела лишь одного силуэта – прямоугольника, например, или трапеции.

Рис. 3.4.13. Членение формы костюма: а- вертикальное; б- горизонтальное; в- диагональное

Различают скульптурное пропор-ционирование и плоскостное, хотя и в том и другом пропорционировании оперируют плоскостями. В первом случае силуэт формы костюма пропорционируется со всех сторон, вкруговую, причем главными, контрольными плоскостями являются фасовые (спереди и сзади) и профильные (боковые) силуэты.

Плоскостное пропорционирование основывается на визуальном представлении о плоскостях, так как глаз, несмотря на его стереоскопическую приспособленность, воспринимает прежде всего профили, то есть плоскостное представление о поверхности.

И в том и другом методе улавливаются, оцениваются и уточняются отношения между площадями с целью получения гармонической целостности.

Следующим приемом пропорционирования формы является организация ее с помощью горизонтальных, вертикальных или наклонных (диагональных) линий (рис. 3.4.13). Нанесение таких линий на форму костюма в наброске, макете костюма из ткани определяет ее членение, которое делит форму на сопоставимые по размерам части. Эти линии могут даже обозначать характер композиционного решения изделия – горизонтальный, вертикальный или диагональный.

Большую роль в пропорционировании играют горизонтали, соответствующие линиям естественных членений фигуры и известные под названием конструктивных поясов. Эти горизонтали обусловливают также места расположения деталей (карманов, пояса и т. д.). Если в основу композиции кладутся ясно выраженные горизонтальные членения, композиция горизонтальна.

Композиция костюма будет иметь четкий вертикальный характер, если отношение частей определяется, отталкиваясь от средней вертикальной линии. Как видим, членение формы вертикалями и горизонталями происходит в полном соответствии с горизонтальными конструктивными поясами и центральной вертикалью, которые объективно присутствуют в форме и являются контролирующими линиями в процессе пропорционирования.

При членении формы костюма наклонными линиями ориентирами являются симметричные части человеческого тела и части получаются разные по площади и конфигурации.

Пропорционирование форм костюма происходит главным образом в пределах симметричной схемы (структуры) строения. При асимметричности композиции пропорционирование осуществляется внутри силуэта и относится к членениям и деталям. С помощью пропорционирования достигается выразительность формы и усиливаются эффекты статичности или динамичности, нюанса или контраста в костюме. Вследствие установления пропорциональных отношений между частями формы, формой и конструкцией, между формой в целом и ее деталями возникает соподчиненность целого и фрагментов. Следовательно, пропорции являются главным, определяющим все остальное средством композиции.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия «пропорции», «отношение».

2. Что такое тождество?

3. Раскройте сущность «золотого сечения».

4. Какие рекомендации можно дать по выбору пропорциональных отношений?

5. Каким образом получают иррациональные и рациональные, но гармоничные пропорциональные отношения (площадей или отрезков линий) в костюме?

Источник