Меню

Оценка эстетических свойств одежды



Эстетические свойства одежды

Эстетические требования к одежде – это соответствие современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, сложившемся направлении в моде.

Эстетически эта оценка одежды выявляется при сопоставлении ее с идеалом, т.е. представлении человека о прекрасном. Это складывается под влиянием следующих факторов: уровня жизни, климатических, национальных, индивидуальных особенностей человека (возраст, образ жизни, работа, место жительства).

Понятие “прекрасное” – выражение эстетического отношения человека к действительности – означает не только форму, но и полезности, истинность, нравственность. Понятие “эстетическое” – это эмоциональное восприятие действительности.

Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие, которое одежда оказывает на человека, достигается благодаря геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение.

Форму одежды подразделяют условно на функциональную, конструктивную, эстетическую. Функциональная форма одежды определяется назначением одежды. Конструктивная форма одежды характеризуется строением одежды, объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма одежды определяет красоту и художественную выразительность. Эстетическая ценность изделий определяется единой формой, созданной с учетом комплекса основных требований – функциональных, эргономических, эстетических.

Эстетические требования к одежде зависят также от стиля и от моды. Стиль – исторически сложившаяся устойчивость общность приемов и средств художественной выразительности. Стилевое единство выражается в общей системе организации формы. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий общества. Изменение исторических условий предопределяет систему стилей и, следовательно, изменения форм одежды.

Мода – временная общность средств художественной выразительности, в отличие от стиля. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий, связанных с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий в соответствии с условиями жизни и вкусами. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических условий и т.д.

Мода определяется социальными и экономическими условиями жизни. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает человека покупать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых, т.е. психологические причины оказывают периодические изменения моды в форме одежды, так как наступает психологическое утомление потребителей от однообразия господствующей моды и возникает желание обновить устоявшиеся формы.

Эксплуатационные характеристики одежды

Способность одежды в течение определенного промежутка времени выполнять свои функции характеризуется надежностью и определяется основными свойствами – долговечностью, сохраняемостью и пригодностью.

Долговечность одежды – это сохранение работоспособности до разрушения. Показатель долговечности – срок службы.

Данное состояние определяется несоответствием ее потребительских свойств уровню требований, оно может наступить в результате физического состояния, а также изменения эстетических требований к одежде, т.е. ее долговечность определяется сопротивлением физическому и моральному износу.

Физический износ происходит под одновременным механическим воздействием (истирание, усталостная прочность, нагрузки, близкие к разрывной) физико-химических (солнечная радиация, влага, газы) и биологических факторов (микроорганизмы, гниение, разрушение насекомыми), ухудшающих свойства материалов, разрушающих ее детали и узлы.

Моральный износ выражается в том, что изделия, сохраняя основные свойства, перестают удовлетворять эстетическим потребностям человека в связи с изменением моды. Изделия не удовлетворяет потребителей по форме, размерам, конфигурации деталей, швов, отделочных элементов, конструктивным и декоративным линиям, цвету, фактуре материалов.

Основная причина морального износа – изменение потребностей человека, которая выражается в предпочтении одних изделий другим, т.е. социальное и культурное развитие общества вызывает изменение одежды и приводит к ее социальному устареванию – моральному износу.

Сохраняемость – способность одежды сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования. Несоблюдение условий транспортирования приводит к искажению формы, а при хранении товаров в условиях повышенной влажности может вызвать усадку материалов, что приведет к изменению формы. При нарушении условий хранения товаров изделия поражаются грызунами, личинками моля. Следовательно, для повышения сохраняемости одежды должны быть обеспечены необходимые условия хранения и транспортировки.

Ремонтопригодность одежды – это возможность ремонта и повторного использования одежды, которая зависит от конструкции изделия и методов обработки.

Источник

Эстетические требования и свойства одежды

Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров .

Значимость эстетических показателей

Значимость эстетических показателей

Группа и вид изделия

Коэффициент весомости эстетических показателей, %

Люстры, бра декоративные

Мебель жилых зон

Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.

Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.

Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.

Для моды как универсального явления характерны определенные черты .

Рис. Отличительные черты моды

Рис. Отличительные черты моды

Их содержание учитывает ряд особенностей:

Читайте также:  Esprit одежда мужская рубашка

♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;

♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;

» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;

♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;

♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется «Мода». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.

Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:

♦ особо (принципиально) модные;

♦ модные (улучшенные или модифицированные);

♦ морально устаревшие (неизменные).

Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.

Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.

Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов .

Рис. Факторы моды

Рис. Факторы моды

Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:

♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;

♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.

Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.

Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет . Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.

С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.

Рис. Факторы, влияющие на моду:

Рис. Факторы, влияющие на моду:

1 — гигиенические; 2 — нормативный срок службы основных средств; 3— цикл

наука—техника—производство; 4 — кризисы перепроизводства

Эстетические свойства — это способность изделий через различные признаки выражать свою общественную ценность и полезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприятий.

Важными показателями эстетических свойств одежды являются:

♦ соответствие формы назначению;

♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);

♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);

♦ соответствие конструкции современному направлению моды.

Одним из важных показателей эстетических свойств является цвет (цветовая композиция), вызывающий разнообразные ассоциации в восприятии человека .

Источник

Разработка метода ранней диагностики эстетического качества модели одежды

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 05.06.2014 2014-06-05

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Тимочко, К. Р. Разработка метода ранней диагностики эстетического качества модели одежды / К. Р. Тимочко, С. Г. Кулешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 287-292. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11274/ (дата обращения: 05.04.2021).

В статье представлен метод ранней диагностики эстетического качества новой модели женской одежды по ее внешнему виду на стадии эскизного проекта. Предложено основные критерии оценки эстетического качества, математическое планирование работы экспертов и пример обработки результатов экспертизы.

Ключевые слова: эстетические свойства, критерии оценки, эстетическое качество, эскиз модели одежды, метод анализа иерархий.

Состояние проблемы до начала ее изучения авторами

Условия функционирования современного рынка одежды выдвигают на первый план проблему оперативного выпуска конкурентоспособной одежды, в первую очередь, за счет интенсификации производства и повышения эстетических свойств продукции.

Эстетические свойства, формируемые в процессе создания новой модели, занимают по значимости для потребителей одно из первых мест в общей системе качества одежды (несмотря на то, что индивидуальные потребности людей очень разнообразны). Однако критерии оценки эстетических свойств изделий до настоящего времени разработаны недостаточно и количественно неизмеримы.

Первыми подходами к выработке критериев эстетической оценки одежды являются работы Е. Б. Кобляковой [1], выявившей показатели эстетических свойств одежды и Ф. М. Пармона [2], предложившего оценивать их на основе предварительно построенного эталонного ряда образцов одежды отечественного и зарубежного производства с градацией оценки: лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие.

Как показал анализ литературных источников [1–6], до настоящего времени не существует объективных критериев и научно обоснованных методик оценки эстетических показателей качества продукции, в том числе, и костюма. Вместе с тем, интегральный характер современной науки свидетельствует о том, что реальные результаты в различных областях знаний могут быть достигнуты на основе объединения усилий специалистов в области фундаментальных исследований, прикладных наук и дизайна.

Читайте также:  Шкаф для одежды наполняемость

Итак, актуальность данной работы определяется необходимостью повышения эффективности эстетической оценки качества в проектировании костюма, сокращении затрат времени высококвалифицированных специалистов на осуществление такого рода экспертиз.

Цель представленной работы и задачи, которые были решены для ее достижения

Цель исследования — разработка метода проведения ранней диагностики показателей эстетического качества модели одежды до разработки проектно-конструкторской документации на стадии эскизного проекта.

Для достижения цели запланировано решить следующие задачи:

— адаптировать метод анализа иерархий для проведения оценки уровня эстетического качества модели одежды;

— обосновать выбор номенклатуры единичных показателей эстетического качества одежды, которые можно оценивать до разработки проектно-конструкторской документации;

— разработать шкалы оценивания эстетического качества эскиза модели одежды;

— использовать математический инструмент для проведения экспертного оценивания эстетического качества эскиза модели одежды.

Методика проведенных исследований

Эстетическим качеством объекта проектирования называется совокупность конкретных эстетических свойств, которые воспринимаются визуально — эмоционально и обусловливают общую меру его привлекательности, степень совершенства и являются основной целью проектирования [2].

Оценку эстетического качества объекта можно осуществлять на любом этапе проектирования, при рассматривании какого-либо уровня эстетических свойств.

В проектировании существует два основных типа оценки эстетических показателей:

а) оценка в процессе проектирования, сравнение вариантов и выбор наилучшего из них;

б) оценка готовых проектов и ансамблей.

При оценке эстетического качества костюма выделяют многочисленные эстетические свойства, это определенные средства и методы композиции. Однако большая численность критериев снижает объективность такой оценки, поэтому систематизируем эстетические свойства на 2 группы, те, которые в большинстве направлены на оценку композиционного совершенства костюма и те, которые направлены на проверку соответствия костюма эстетическому идеалу (рис. 1). Недостаточная сбалансированность упомянутых компонентов эстетического качества снижает конкурентоспособность ансамбля одежды. Поэтому, важно выявлять эти недостатки на уровне начальных этапов эскизного проектирования.

Рис. 1. Основные составляющие эстетического качества костюма

Подразделим известные методы оценки качества [1–6] на три группы:

1) экспертные методы, характеризующиеся тем, что и на первом, и на втором этапе применяют только экспертные способы получения и переработки информации;

2) комбинированные методы, в которых на первом этапе применяют экспертный способ, а на втором — только аналитический;

3) аналитические методы, в которых и на первом, и на втором этапе применяют только аналитические способы получения и переработки информации.

Вместе с тем, любой экспертный метод имеет существенный недостаток — необходимость привлечения к участию в экспертном опросе достаточного числа высококвалифицированных специалистов, что значительно повышает трудоемкость метода. В значительной степени лишены этого недостатка комбинированные методы.

Сущность комбинированных методов заключается в том, что исследования с привлечением экспертов проводятся только на первом этапе, когда устанавливается количественная взаимосвязь (в виде формул, графиков, таблиц) между визуально воспринимаемыми характеристиками типологически сходных объектов и эстетическим восприятием, испытываемым при этом экспертом.

На втором этапе на основе этой взаимосвязи и количественных характеристик, визуально воспринимаемых свойств данного, конкретно оцениваемого объекта количественная оценка красоты может быть получена уже без участия экспертов. Наиболее сложным и важным является именно первый этап.

Общей особенностью экспертных и комбинированных методов является психологический эксперимент (экспертный опрос), в ходе которого добываются исходные, опытные данные, необходимые для создания тех или иных методов оценки красоты. Что касается методов, объединенных названием «аналитические», то в основе их лежат не экспериментально полученные данные, а некоторые априорные допущения по поводу того, чем вызывается наслаждение, получаемое при рассматривании красивого предмета.

Таким образом, приходим к выводу, что следует вводить комбинированные методы оценки, которые одновременно учитывали бы современные требования и эстетические вкусы потребителей и сочетали точные математические вычисления, для максимального снижения субъективности экспертного опроса. Этим требованиям наиболее соответствует метод анализа иерархий.

Метод анализа иерархий (МАИ) разработан американским специалистом Т. Саати [6]. Это метод решения различных проблем формализации, основанный на математическом планировании работы экспертов и обработке результатов экспертизы. Для проведения анализа проблемы, выделено следующие общие этапы метода (рис. 2):

Рис. 2. Этапы метода анализа иерархий

Для проведения оценки уровня эстетического качества костюма на стадии эскизного проекта, преобразовано общие положения МАИ в конкретные, то есть те, которые необходимы для проведения только этой оценки. Эскизы моделей одежды сравнивают попарно, с определением приоритетного уровня общего эстетического качества. Для этого преобразовано общую шкалу оценивания в шкалу оценивания эстетического качества модели одежды, основными критериями оценки в которой предложены:

— Новизна и оригинальность;

— Тектоника модели одежды;

— Организованность объемно-пространственной структуры;

— Цветовое и орнаментальное решение;

— Соответствие материалов предложенному образу.

Согласно общим положениям МАИ, необходимую оценку может проводить как специалист, так и потребитель.

Сравнивая критерии попарно друг с другом, получим следующую матрицу парных сравнений, которая является обратно симметричной (рис. 3).

Рис. 3. Матрица попарного сравнения критериев

Рис. 4. Уточненная структура матрицы парных сравнений

При сравнении элемента с самим собой получаем ровную значимость оценки, так что на пересечении строки и столбца с одинаковыми номерами заносим единицу. Поэтому главная диагональ должна состоять из единиц.

Если некоторый элемент преобладает другой в определенное количество раз, то второй элемент будет меньше первого в то же количество раз. То есть при перестановке местами индексов элемент матрицы превращается в обратный.

Читайте также:  Bogner садовод горнолыжная одежда

Итак, структуру матрицы парных сравнений можно уточнить, как это представлено на рисунке (рис. 4).

Относительная величина уровня общей эстетического качества определена оценкой уровня эстетического качества собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице. Процедура определения собственных векторов матриц поддается приближению с помощью вычисления среднего геометрического [6]:

(1)

где cгеом.ср — среднее геометрическое;

х1…хn — оценки уровня эстетического качества собственного вектора матрицы приоритетов, нормализованного к единице, что позволяет получить среднюю экспертную оценку по шкале оценивания для каждой рассматриваемой модели.

Однако экспертная оценка часто может быть субъективной и неупорядоченной. Под влиянием ситуативных эмоций, эксперт способен менять мнение относительно уровня общего эстетического качества модели одежды, что является недопустимым. Поэтому, для анализа объективности экспертной оценки по методике метода анализа иерархий использовано определение индекса согласованности (ИС) оценок каждого из экспертов следующим способом.

1) Определяется сумма каждого j-го столбца матрицы суждений [6]:

, j=1,2,3,n (2)

где — сумма каждого j-го столбца матрицы;

— значение каждой оценки j-го столбца матрицы;

индексы i, j — номер строки и номер столбца, на пересечении которых находится элемент.

2) Полученный результат умножаем на j-ю компоненту нормализованного вектора приоритетов , то есть сумму суждений первого столбца на первую компоненту, сумму суждений второго столбца — на вторую и т. д. [6].

, j=1,2,3, ……, n. (3)

где — показатель пропорциональности преимуществ;

— j-тая компонента нормализованного вектора приоритетов.

3) Сумма чисел отражает пропорциональность преимуществ, чем ближе эта величина к n (числу объектов в матрице парных сравнений), тем более согласованные оценки [6].

(4)

где – показатель максимальной согласованности оценок;

— показатель пропорциональности предпочтений каждого объекта матрицы.

4) Отклонение от согласованности выражается индексом согласованности (ИС) [6]

(5)

где ИС — индекс согласованности;

n — число объектов и видов действия в матрице парных сравнений.

Для анализа объективности экспертной оценки по методу анализа иерархий использовано определение индекса согласованности (ИС) оценок каждого из экспертов. Отношение индекса согласованности ИС к среднему значению индекса случайной согласованности (ИСС) называется отношением согласованности (ОС):

где ОС — отношение согласованности мнений экспертов;

ИС — индекс согласованности;

ИСС — индекс случайной согласованности мнений экспертов.

Автоматизация расчетов экспертных оценок осуществляется с помощью программы разработанной в среде Matlab.

Анализ полученных результатов, их научная новизна и практическая ценность

Приведем пример проведения экспертного оценивания эстетического качества модели одежды по ее внешнему виду на стадии эскизного проекта, с использованием предложенного метода. Автору статьи предложено разработать модели женской праздничной одежды для летнего сезона в этно-стиле, с целью их внедрения в массовое производство на ТМ «Любисток» [7].

Для выявления всей совокупности эстетических свойств, адекватной реальному эстетическому восприятию и творческому процессу проектирования, всесторонне проанализирована их номенклатура. Помимо обобщения данных теории композиции костюма, с целью выявления наиболее значимых показателей, оказывающих существенное влияние на создание моделей женской праздничной одежды для летнего сезона в этно-стиле высокого эстетического качества, проведен специальный анкетный опрос. Экспертная группа состояла из 13 высококвалифицированных специалистов в области моделирования и конструирования одежды стаж работы по специальности, которых составлял не менее 10 лет. Обработка результатов опроса проводилась по известной методике [8]. При проведении анкетирования экспертам было предложено проранжировать семь факторов шкалы оценивания эстетического качества, учитываемых модельерами при создании новых моделей одежды в этно-стиле:

Качество трансформации источника творчества — эталона — х1;

Пропорционально-масштабные соотношения модели — х2;

Соразмерность формы модели телу человека — х3;

Композиционная пластика и фактура материала — х5;

Соответствие тенденциям моды — х7.

Обработка результатов анкетирования показала, что степень согласованности мнений экспертов является достаточно высокой, поскольку коэффициент конкордации составил W=0,741. Проверка согласованности мнений экспертов с помощью критерия Пирсона: c 2 расч =57,79 > c 2 табл = 12,59 показала при числе степеней свободы df= 6.

Следовательно, с доверительной вероятностью 0,95 можно утверждать о высокой неслучайной согласованности мнений экспертов относительно значимости выделенных факторов, оказывающих существенное влияние на создание моделей одежды в этно-стиле высокого эстетического качества. Построенная средняя диаграмма рангов приведена на рисунке 5. Из диаграммы видно, что распределение равномерное, убывание значимости — немонотонное.

Рис. 5. Средняя априорная диаграмма рангов.

Определение значимости факторов, влияющих на создание модной молодежной одежды в этно-стиле высокого эстетического качества

Результаты проведенного эксперимента привели к выводу о необходимости и достаточности оценки эстетического качества эскизов модной молодежной одежды в этно-стиле по этим факторам.

В соответствии с теорией квалиметрии, в основе любой количественной оценки всегда лежит сравнение с каким-то эталоном. За эталон использовано украинский традиционный народный костюм Полесья, обозначенный номером 1 на рисунке 6. Украинский традиционный народный костюм характеризует народные традиции — особенности декора, цветовой гаммы, материалов, покроя. Именно по этим критериям он выступает как эталон в данном исследовании, несмотря на несоответствие его современным тенденциям моды.

Для достижения высокой конкурентоспособности эскизы будущей коллекции одежды сравниваем между собой, а также с эталоном. Если оценка эстетического качества определенного эскиза существенно ниже других, то художественный уровень проектируемой модели одежды необходимо улучшать. Особенности предложенной методики поясним на примере эскизов, представленных на рисунке 6.

Источник