Меню

Почему у татар такая одежда



Хиджаб и национальная одежда: взгляд из Татарстана

Присущие современным татарам стереотипы резко противопоставляют понятия хиджаба и национальной одежды в современных реалиях. Вопрос о том, есть ли в них сходство, зачастую вызывает диссонанс. О том, каким был исконный татарский женский наряд и может ли он перекликаться с современным городским хиджабом, нам расскажет молодой дизайнер мусульманской одежды Зиля Ахметова.

Какой был исконно татарский “хиджаб”?

– Современный стереотип о хиджабе близок к ближневосточным традициям и культуре. У татар же было своё мусульманское одеяние, образ которого мало кому ныне известен. Его принято называть национальной одеждой. Однако в представлении современной молодежи и старшего поколения татарская национальная одежда – это платье длиной в колено, красиво вышитый фартук, легко накинутый на голову платок и изумительно украшенный калфак. Какой он, татарский хиджаб, в глазах современных дизайнеров?

– Это ошибочная версия татарского костюма, которая сложилась в головах нынешнего поколения из-за влияния стереотипов времен Советского Союза. Изначально любой национальный костюм имеет коконообразную форму. Каждая женщина должна была покрывать свою голову. Волос не было видно ни у татарки, ни у удмуртки, ни у башкирки, ни у русской. У кого-то эта норма имела языческий смысл, у кого-то – религиозный, а также , возможно, имел место еще какой-то гигиенический посыл. В глазах современных дизайнеров национальная одежда разная, потому что не каждый обращается к истории костюма. В обиходе больше представлен фольклорный костюм, который мы привыкли видеть. Это слишком пестрый образ, блестящие ткани. На самом деле, это очень сильно дешевит образ национальной одежды. В таких нарядах наши предки никогда не ходили. Если обратиться, например, к 19 веку и взять образы деревенской или городской женщины того времени, то все они были покрыты. Исходя из исследований Карла Фукса, можно отметить, что, когда татарка шла по улице, она всегда “звенела” чулпами, накосниками. Татарку сначала было слышно, а потом уже видно. Когда мужчины слышали звон монеток, они поворачивались спиной и женщина могла спокойно пройти. Она не шла с открытым лицом, а обычно закрывало его шалью. Увидеть татарку-мусульманку было практически нереально.

Казанская татарка. Копия картины А. Е. Мартынова. XVIII в. Татары

В современном исполнении мало кто обращается именно к старому, исконному татарскому костюму. В основном, при создании образа берут отдельные детали. Допустим, у татар были изү (нагрудник), бәби итәк (рюши на юбке) – их укоротили и добавили рюшки. Изү делалось из металла, создавать ее собственноручно было немного дорогим удовольствием. Ее можно смело делать из никеля, более дешевого по цене, что, к сожалению, не делают ювелирные мастера. Думаю, это бы пользовалось большим спросом и было бы доступным для широкого слоя населения.

Типичный образ татарской бабушки

– Расскажите немного о своем творчестве, о том, как вы пришли в мир дизайна и моды.

– Это началось еще со школы. Я обучалась в художественной школе, но еще не представляла, что свяжу свое творчество именно с одеждой. Хотела стать дизайнером интерьера. Будучи уже студенткой университета, я надела хиджаб. Реакция на мой внешний вид была такова, что сразу в мой адрес начали сыпаться фразы типа “Это не татарская одежда”, “Почему вы искажаете татарскую одежду?”, “Моя бабушка такое не носила” и тому подобное. Но я с ними не согласна, потому что я сама помню, что носила моя бабушка.

Если описывать ее ежедневный образ, то это были галоши; шерстяные носки; штаны-шаровары, которые закрывали щиколотки; носки она никогда не снимала; поверх штанов было внутреннее платье; платье ее было длинное – ниже голени; сверху надевался камзол, который завязывался на поясе; а на шее всегда были бусы. Платок она завязывала странным образом. Если она работала, то завязывала два платка – чтобы лоб полностью закрывался, потом остальная часть головы и шея. На праздник она надевала чепчик с вышивкой, платочек и шаль с кисточками. Образ был полностью покрытый.

Мне стало обидно из-за этого негатива и заблуждения людей. Именно поэтому я стала потихоньку изучать историю татарского костюма. На мое удивление, я выяснила, что татарки исконно ходили практически в никабе. Просто для своего времени это был своеобразный никаб. Естественно, татарки не ходили в черном. На наших территориях не изготовляли ткани и поэтому татарки закупали ткани у узбеков. Соответственно, ткани были узбекские. Это были хлопок, парча, шелк и т.д. Узор был тоже узбекским. Для более простого населения были характерны бязевые платья с вышивкой, которую татарки сами вышивали цветными и золотыми нитками. Вышивка присутствовала абсолютно во всем – на намазлыке, шторах, накидках, полотенцах.

Источник: Айгуль Мингазева

Национальные украшения в современном татарском хиджабе

– Зиля, вы ярый поклонник национальной одежды, с этим сейчас редко можно столкнуться. Какие элементы татарской национальной одежды вы используете в своем повседневном одеянии?

– Я использую разные элементы, в зависимости от времени. Особенно часто я ношу головной убор, отдаленно напоминающий салавыч. Это был татарский головной убор, в котором использовались либо монетки, либо металлические пластины. Это было что-то вроде чәчкабы (головной убор с пришитым мешком для кос), что еще отдаленно напоминают наши “трубы”, которые мы сейчас носим под платком. То есть это была шапочка с открытым “дном” и спереди имелась либо вышивка, либо монетки, либо жемчуг. Украшение ее зависело от фантазии девушки или женщины. Суть салавыча заключалась в том, чтобы она закрывала волосы полностью. И поверх него надевали платок.

Читайте также:  Мужская одежда куртки фирмы

Источник: Айгуль Мингазева

Также я люблю носить украшения с монетками, типа современных колье. Конечно же, это не похоже на украшения, которые были раньше у татарок. Они по своей форме и структуре были гораздо сложнее, т.е. ювелирное искусство у татар было на высшем уровне. Каждое украшение исконной татарки можно приравнивать к произведениям искусства. А то, что я ношу – это более упрощенный вариант украшений с монетами.

Источник: Айгуль Мингазева

Особую любовь заслуживают пояса, их я тоже люблю носить. Но дизайнеры редко используют их при создании образа татарок. А пояса наши предки носили, и их было у них достаточно. Сейчас мы можем увидеть примеры поясных украшений в Национальной музее Республики Татарстан. Пояса были либо как у крымских татар – на поясной резинке, либо полностью делались под талию женщины. В некоторых из них можно было убирать и вставлять “звенья”, чтобы увеличивать и уменьшать длину пояса.

“Татары у всех ассоциируются с чем-то пестрым, блестящим”

– У вас есть в планах создать коллекцию татарских национальных хиджабов?

– Да, конечно. Давно назревает эта идея.

– Какие бы наряды она включила в себя?

– При создании национальной коллекции я бы всё-таки сделала больший акцент на исторической части и показала бы скорее не элементы, а саму одежду. Это туникообразные платья, кафтаны, головные уборы. Сейчас дизайнеры в основном используют вышивку в современной одежде, дабы придать национальный колорит. Хотелось бы сделать больший акцент на том, что носили наши бабушки – на форме одежды, а не на деталях.

– То есть не следовать стереотипам?

– Да, потому что, к сожалению, татары у всех ассоциируются с чем-то пестрым, блестящим, какими-то цветочками. Когда ты выезжаешь за пределы республики, все думают, что ты живешь где-то рядом с Казахстаном или Узбекистаном, потому что для них характерна цветастость.

– А как вы считаете, национальная коллекция смогла бы завоевать популярность за пределами Татарстана?

– Я думаю, что да. Возвращение к истокам всегда дает свои плоды. К национальной тематике в одежде обращалась Асия Бариева, отразив в своей творчестве культуру Азии (Китай, Япония). В своей одежде она использовала элемент кимоно. Это было странно, эффектно. Для этой одежды нужна какая-то смелость, потому что не каждый ее наденет. Есть такая штука, как ментальные особенности. Например, у нас в республике есть такая особенность – если одну вещь начинает носить один человек, все в результате ее носят. То есть люди видят что-то друг на друге и начинают друг друга копировать. А чтобы взять и надеть отличную от остальных одежду, необходима смелость.

– А как непривычный национальный образ воспринимается окружающими?

– В основном, положительно, потому что смотрится это очень необычно. Когда люди видят этнический посыл, люди с интересом относятся к одежде. Тем более это сейчас входит в моду и все хотят вернуться к истокам. Я не имею в виду только татар.

Источник: Айгуль Мингазева

Хиджаб: показатель современности или отсталости?

– Хиджаб и национальная одежда – противоположные полюса или у них есть шанс слиться воедино?

– Скорее всего, у них есть шанс слияния. Допустим, есть две противоположности. Все татары устраивают “ашлар” (праздничные столы, приуроченные к религиозным праздниками или обрядам – Исламосфера), зовут гостей, собирают родственников. Что они тогда все делают? Покрывают голову: женщины – платками, мужчины – тюбетейками. Почему они всё это делают, раз, как они любят говорить, это “не наше татарское”? Значит, меджлисы – это наша татарская традиция, а закрытое одеяние – нет. Почему тогда они не приходят на меджлис непокрытыми?

К хиджабу негативно относятся, как правило, только женщины, от мужчин это редко услышишь. Однажды ко мне на улице подошла женщина спросить дорогу и вдобавок сказала, что “наши бабушки так не одевались”. Сама же она была в обтягивающих джинсах. Я ей ответила, что наши бабушки также не ходили в джинсах. Все говорят, что современные татарки-мусульманки уподобляются арабам, а они в свою очередь уподобляются Западу. Получается взаимное обвинение. Если подумать, уподобление арабам все-таки во много раз лучше, чем уподобление Западу. К сожалению, у татар есть такая черта, что современность ассоциируется с распущенностью, а не с развитием, самореализацией, какими-то возможностями. Обычно ты современен, если ты пьешь, куришь и одеваешься откровенно – тогда ты современный. А если ты одета, как бабушка, но при этом образованна, имеешь широкий кругозор – то ты не современная. Это же тоже неправильно.

Источник: Айгуль Мингазева

О сasual татарской одежде

– Какой альтернативный путь возвращению к хиджабу наших предков вы видите?

– Рынок мусульманской одежды полон различных вариантов хиджабов. Многие дизайнеры “возвращаются к истокам” и начинают отображать национальные черты в своих коллекциях, чтобы отличаться от коллег.

– Casual татарская одежда глазами дизайнера – она какая?

– Это не слишком яркие цвета, потому что привычные яркие красные, синие, зеленые цвета – это очень странно. Это приемлемо в повседневной жизни. Опять же знаменитая фраза «наши бабушки так не ходили»: наши бабушки, напротив, выбирали очень спокойные тона. Это были нежно-розовые, бежевые оттенки и др. В моем представлении повседневная татарская одежда – это цветочки на бязевой ткани приглушенных цветов. Если брать более строгие сочетания, то сочетания бархата с черным, синим, но без узоров. Когда делают на бархате различные узоры и их много, то это скорее походит на узбекскую одежду. Мне кажется, мы уже стремимся к casual татарской одежде. Тот хиджаб, который сложился сейчас в Татарстане – это уже и есть casual одежда татар.

Читайте также:  Блатосфера одежда чей бренд

Когда татары выезжают в другие регионы, то их сразу отличают по внешнему виду. Местные удивятся этому, но татарский хиджаб, и вправду, отличается.

– Спасибо большое за содержательную беседу, Зиля! Удачи вам и творческих успехов!

Беседовала Айгуль Мингазева

Источник

Особенности татарского национального костюма

Одежда — это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

История наряда

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд — явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние.

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, — это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • мех;
  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета — бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней.

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские — из однотонной материи, мужские — из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса — вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась. Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс — ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги — обязательный атрибут татарки, который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент — перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы — чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы — сурьмой, лицо — китайскими белилами, ногти — хной. Волосы мыли кислым молоком, это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Читайте также:  Как выглядела священная одежда аарона

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары. Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых — фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги — их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой — с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета, праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь — разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
  • Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии. Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.

Источник