Меню

Порты это женская одежда или мужская



Порты

Энциклопедия моды и одежды . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое «Порты» в других словарях:

ПОРТЫ — ПОРТЫ, портов, ед. нет (прост.). То же, что штаны. «Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах.» Максим Горький. «Он лезет в портах в воду.» Чехов. || То же, что кальсоны. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОРТЫ — см. портки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПОРТЫ — ПОРТЫ, портяной и пр. см. портно. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

порты — порты, портов, портам, порты, портами, портах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

порты — штаны, портки, брюки, порточки Словарь русских синонимов. порты сущ., кол во синонимов: 4 • брюки (39) • портки … Словарь синонимов

порты — см. порт … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

порты́ — порты, ов (штаны) … Русское словесное ударение

Порты — мн. разг. сниж. то же, что штаны Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Порты — Порт (значения) устаревшее название брюк … Википедия

ПОРТЫ — 1) безопасные, достаточно защищен. от волнений гавани, удобные для стоянки морских судов; 2) в частности гавани, в котор. могут быть произведены оснастка или починка судов, военных (военный п.) или коммерческих (с запасными магазинами,… … Словарь иностранных слов русского языка

порты — ов; мн. Разг. сниж. = Портки … Энциклопедический словарь

Источник

ПОРТЫ

Смотреть что такое ПОРТЫ в других словарях:

ПОРТЫ

(стар.) — по летоппсям и духовным княжеским XIV и XV вв. означали вообще одежду.

ПОРТЫ

порты мн. разг.-сниж. То же, что: штаны.

ПОРТЫ

порты мн. = портки

ПОРТЫ

порты штаны, портки, брюки, порточки Словарь русских синонимов. порты сущ., кол-во синонимов: 4 • брюки (39) • портки (5) • порточки (4) • штаны (34) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны. смотреть

ПОРТЫ

Порты (стар.) — по летоппсям и духовным княжеским XIV и XV вв. означали вообще одежду.

ПОРТЫ

морские и речные) – гавани, оборудованные защитными сооружениями от непогоды и всеми необходимыми приспособлениями для стоянки, погрузочно-разгрузочных операций и ремонта судов. Воды морских П. до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море портовые сооружения, рассматриваются как часть внутренних вод соответствующего государства, т. е. вод, целиком находящихся под суверенитетом этого государства. Такой же правовой режим имеют и речные П. Иностранные торговые суда могут свободно заходить в любые П., не закрытые для международного торгового мореплавания. Они обязаны соблюдать законы и правила страны П. и подчиняться ее юрисдикции, но внутренний распорядок на судне определяется законами и правилами страны флага при условии, что не нарушаются законы страны П. Условия захода иностранного корабля в П., а также условия его пребывания в нем регулируются особыми правилами, которые сообщаются правительством страны П. правительствам других стран. Военные корабли, как правило, могут заходить в иностранные П. лишь с особого разрешения страны П. Эти корабли, их шлюпки и личный состав пользуются экстерриториальностью. Это, однако, не освобождает их от обязанности соблюдать законы и правила, действующие в данном П. В случаях нарушения этих законов и правил инцидент регулируется дипломатическим путем. Советский Союз в отношениях своих П. придерживается указанных выше правил, что нашло свое отражение в советском законодательстве. Империалистические государства в нарушение элементарных норм международного права нередко используют заход своих военных судов в П. иностранных государств в целях давления и вмешательства во внутренние дела последних. Так, в 1948 г. в целях оказания влияния на ход и результаты выборов в Италии США под предлогом «визита вежливости» ввели свои военные корабли в итальянские П. Нарушением норм международного права, регламентирующих режим П., являются также создание США своих военно-морских баз в П. некоторых капиталистических государств и закрытие их для торгового судоходства. . смотреть

ПОРТЫ

ПОРТЫ1) безопасные, достаточно защищен. от волнений гавани, удобные для стоянки морских судов; 2) в частности — гавани, в котор. могут быть произведены. смотреть

ПОРТЫ

1) Орфографическая запись слова: порты2) Ударение в слове: порт`ы3) Деление слова на слоги (перенос слова): порты4) Фонетическая транскрипция слова пор. смотреть

ПОРТЫ

корень — ПОРТ; окончание — Ы; Основа слова: ПОРТВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ПОРТ; ⏰ — Ы; Слово Порты содержит с. смотреть

ПОРТЫ

-о́в, мн. прост. То же, что портки.Дед получил от зверинца сорок рублей и купил на них новые штаны. — Порты у меня — первый сорт, — говорил он. Паусто. смотреть

ПОРТЫ

Вертеть порты. Пск. Шутл. Искать выход из трудного положения. СПП 2001, 62.Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны

ПОРТЫ

мн., Р. порто/в (штаны) Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны

ПОРТЫ

ПОРТЫ портов, ед. нет (простореч.). То же, что штаны. Из дома вышел Алексей в белой холщевой рубахе, в синих портах. М.Горький. Он лезет в портах в воду. Чехов. || То же, что кальсоны.

ПОРТЫ

порты́, -о́в (штаны)Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны

ПОРТЫ

порты́, порто́в, порта́м, порты́, порта́ми, порта́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны. смотреть

ПОРТЫ

порт’ы, -‘ов (штаны) Синонимы: брюки, портки, порточки, штаны

ПОРТЫ

Ударение в слове: порт`ыУдарение падает на букву: ыБезударные гласные в слове: порт`ы

Источник

Портки и штаны. Вообразим невыразимое?

Такой привычный для нас сейчас предмет мужской одежды, как брюки, имеет длительную и своеобразную историю. Штаны были знакомы человечеству очень давно, тем не менее, классический античный мир их не знал. Они пришли в традиционный европейский мир от кочевых племен. Что не удивительно: все же основным средством передвижения для кочевников всегда была лошадь.

Древние жители Восточной Европы познакомились с этой одеждой благодаря скифам и сарматам, Западная Европа — благодаря варварам (готам). В императорском Риме со штанами, кстати, пытались бороться, хотя германские кожаные штаны сразу пришлись по душе римским воинам. Когда же на наших просторах вошли в житейский обиход штаны — достоверно не известно (указывают на XI век — тогда уже носили).

Этот предмет одежды прижился везде и стал символом мужского, «маскулинного», в силу чего столь привычные уже для всех штаны и брюки тоже стали полем битвы. В вопросах одежды вообще, к сожалению, кроется масса возможностей для споров, в том числе «на высоком идеологическом уровне».

Штаны — не исключение. Термин, выросший «из штанов», стал революционным термином во Франции (санкюлоты — беспорточные, от sans culotte, где кюлот — короткие штаны знати и буржуазии в отличие от длинных у бедняков). Но, по счастью, сейчас все вопросы здесь сосредоточены в довольно узкой области — вопросах сексологии, женской эмансипации и прочего, что строго на любителя. (Есть даже работа с характерным названием «Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология» российского сексолога И. Кона).

Читайте также:  Красивые образы одежды 2020

Столь знакомое нам слово «брюки» появилось не так давно и пришло из нидерландского языка. До этого пользовались словом «штаны» (по основной версии — слово турецкого происхождения), а еще раньше — словом «порты», или «портки». А еще в русском литературном языке 19 века бытовало очень стыдливое слово для мужской одежды — «невыразимое» (или «невыразимые»). Невыразимое — и все тут. Сразу всем читателям понятно. Зафиксировано и в литературе:

«Его бухарский халат разъехался спереди, и обнаружились препротивные нижние невыразимые из замшевой кожи» (И. Тургенев. Повесть «Несчастная»). Или у Тургенева же: «Выхожу — и вижу — за калиткой — человека дурно одетого с разодранными невыразимыми, а перед калиткой Пэгаз в позе победителя» (очерк «Пэгаз»). Или у Вяземского: «Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой».

Целомудренные писатели нашли и словосочетание, описывающее, как бы это выразиться, человека, оказавшегося без невыразимых. Писали просто «без оных». Сразу всем читателям тоже все понятно. «Как только, бывало, губернатор за ворота, так предводитель сейчас: Ой, тарантас! — и марш в деревню. И ходит там без оных, покуда опять начальство к долгу не призовет» (Салтыков-Щедрин. Сказки. «Праздный разговор»). Собственно, «невыразимое» — это шутливый эвфемизм, конечно.

И все же попробуем, оставаясь столь же целомудренными, как некоторые писатели-классики (не только русские — и Диккенс так деликатно называл), вообразить это невыразимое.

Порты, портки — древнее слово. Когда-то им и обозначалась немудреная «одежда типа брюк». Происхождение слова понятно — от «портно», грубого холста, из которого и шили самую насущную одежду — портки и рубашки. Нам осталось слово «портной». Впрочем, слово «портки» тоже живет и здравствует и поныне. И городские женщины часто его употребляют, обращаясь к мужу или сыну. И в шаловливых стихах проскакивает. И в непристойных частушках звучит.

Портки из грубого холста или пестряди шились беднотой. (Пришёл марток — надевай семь порток! — важное указание на обманчивую погоду ранней весной). Портки изначально делились на «холодные, стеганые и теплые» — то есть шились на разную погоду. Предположительное отсутствие портков стало символом крайней нищеты — беспорточный (говорили еще голоштанный, бесштанный, голопятый). Замечательно и неожиданно так звучит у Твардовского в «Василии Теркине»:

К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной
.

Сейчас так могут сказать только о малых детях и в другом, прямом смысле. А в деревнях когда-то дети подолгу бегали по улицам без портков, в одной рубашке («беспорточная команда»). Слово сохранилось и как некий образ:

Слетелись-сбежались Дуб Волосастый, Зовкий Дарун,
Беспорточный Комар — задирчивый глаз, да Брюхо — Валун,
Из соседнего леса Дмитрий-Боян примчал на коне,
Кулавой-Одинец, Крылина-Мудрец в хрустальной броне.
.
(Ю. Шевчук. Сказка).

Люди позажиточней надевали зимой порты суконные («Рубашка на нем грязная, на портках домашнего сукна заплаты». Новиков-Прибой «На медведя»). Летом носили порты тафтяные (из тафты — шелка). До XV века портки шились из двух прямых полотнищ, с клином, который назывался ластовицей, и с очкуром (пояс, завязка). Портки могли быть узкими или пошире, длинными и не очень. Следовали и моде — портки «в елочку» или в полосочку.

Знать носила порты из дорогих тканей — парча, объярь (плотный узорчатый шелк). Могли порты и мехом подбить, сделать «с исподом» — мех брали с брюшка песца, белок, соболей.

Порты, естественно, носили мужчины всех сословий. До нас дошло выражение «Без порток, но в шляпе», известно и «Сапожник без сапог, портной без порток». Не исключено, что в некоторых семьях можно и сейчас, к сожалению, услышать «Снимай портки!» (дескать, жди ремня).

Надо полагать, что когда-то всяких поговорок и присказок было намного больше. Например, о бестолковом, но суетливом человеке говаривали: «Седлай порты, надевай коня!».

Удерживались порты на талии или бедрах узлом на гашнике. Сохранились разнообразные поговорки-отговорки с этим словом («И рад бы погнался, да гашник порвался», или «И рад бы не поддался, да гашник оборвался»). В общем, гашник виноват, а то бы я!

С помощью гашника можно было делать портки уже или свободнее — так, как было в данный момент удобнее. Узлы завязывали спереди и сзади: «Те же портки, да наперёд узлы» — поговорка, смысл которой совершенно ясен (то же самое).

Слово «гашник» — интересное, и запомнить его легко. Во-первых, кому не знакомо из жизни — «Спрятать в загашник«? А поговорка именно отсюда. Во-вторых, укороченным «гаш» могли заменить слово «портки».

Но еще интереснее, что есть еще одно слово для портов — гачи. Оно сохранилось в некоторых славянских языках — вот сейчас электронный словарь мне перевел на украинский: гачі — штаны (полотняные; белые суконные). Это слово до сих пор используется и в ряде регионов России («засучить гачи»).

Тюркское «иштон» пришло со времен Золотой Орды. Но слово «штаны» распространилось на мужскую гардероб в XVIII веке, оставив слово «портки» сугубо для обозначения исподнего белья. И уже с этим словом пошли в народе новые выражения, пословицы и поговорки: «задрав штаны» (у Маяковского еще: «задрав порточки»), «остаться без штанов» — как крайняя степень нужды, «вырасти из коротких штанишек» и так далее.

Итак, портки давно стали устаревшим названием устаревшего же исподнего белья. Штаны тоже окончательно «превратились» в элегантные брюки.

Надеюсь, мне удалось выразить невыразимое, а вам его вообразить. А то долго не могла и близко подойти к такой щекотливой теме…

Источник

Как носили порты на Руси

Кто не помнит живописное роскошество одеяний древнерусских князей, изысканность облачения аристократии или скромную одежду крестьян? Если тело можно было считать храмом, то одежда была его украшением.

Сорочица

Сорочка, или сорочица была основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, богатых и бедных. В классическом варианте сорочица была нательной рубахой. У мужчин она могла доходить до колен, носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремнем или тканным шнурком.

У женщин она могла быть длиной и до ступней, рукава ее собирались в складки у запястья и сдерживались обручами. Ворот такой рубахи, как правило, был низким, чтобы шея оставалась голой. Сначала это был просто вырез, в который проходила при надевании голова.

Разрез с застежками или завязками появится чуть позже. Застегивали ворот на небольшую пуговицу, которая могла быть и костяной, и деревянной, и бронзовой. Особо нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, которые обшивались узорами из золотых нитей.

Кожух

Старинный русский костюм был весьма многослоен. Если сорочица надевалась в начале, то кожух завершал композицию. Этот верхний покров был самым теплым слоем, для его отделки использовались козлиные и овечьи шкуры. Кожухи носили как женщины, так и мужчины. Богатые кожухи были сделаны из хорошо выделанной мягкой кожи, расшивались жемчугом и украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей.

Читайте также:  Одежда для лыжного спорта декатлон

В духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.) можно встретить такие описания: «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом». Кожу для этого наряда красили в разные цвета, но чаще всего использовали красный: «кожух чермничный», «кожух черленный». Люд попроще носил кожухи из грубо выделанной кожи.

Корзно

Вообще, предметы костюма типа накидки в древней Руси были весьма популярны. Одной из них было корзно – длинный, доходящий почти до пят плащ, который застегивался на правом или левом плече запонкой с петлицами или на драгоценную пряжку. Это был княжеский предмет одежды, о чем говорит, например, его относительная дороговизна – его пошив стоил гривну.

Иногда корзно могло быть не только плащом, но и наплечной распашной одеждой со сшитыми боковыми швами. Едва ли эта накидка была удобной одеждой – длиннополый плащ, покрывающий половину тела, вряд ли мог дать нужную свободу движений, особенно в военных походах, так что он служил, скорее, индикатором статуса и надевался «по случаю».

Мятль

Если корзно носила только знать, то люди рангом пониже могли накинуть на себя мятль – еще один вид безрукавного плаща. Это как раз тот случай, когда можно сказать «просто и со вкусом». Впрочем, добротности у мятля не отнять. Есть сведения, что устанавливался даже штраф в три гривны для того, кто в драке разорвет чей-то мятль (по другим летописным источникам, стоимость мятля составляла полгривны). О цвете мятля точно не известно, но в летописях упоминаются рудавые (красно-бурые) и черные мятли.

Вотола

Крестьяне и небогатые горожане носили вотолу (или волоту) – кусок толстой посконной материи или грубой шерстяной ткани, который накидывали на плечи в сырую и холодную погоду. Длина вотолы была до колен или икр. Она застегивалась или завязывалась у шеи и иногда имела капюшон. В таком наряде пойти на церковный обряд, было, конечно, неприлично, но вот собирать в ней яблоки в дождливый октябрьский день – самое то.

Порты

Портами могла обозначаться как одежда в целом, так и штаны, для которых было еще несколько древних названий – гачи и ноговицы. Порты были довольно узкими штанами с поясом на вздежке. Их всегда носили заправленными в сапоги или онучи, поэтому сказать, насколько они были длинными, сложно, на всех изображениях они полностью облегали ногу. До конца XVII века в штанах не было карманов – все необходимые мелкие вещи надо было носить на поясе, который крепился к ремню или в специальной сумке – калите.

Шапка

Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой. Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы.

Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.

Источник

Порты это женская одежда или мужская

Одежда бедного люда была похожа на царскую одежду и носила похожее название. Отличие состояло в качестве материала и убранстве. Богатые люди носили шелковые платья с серебряными и золотыми поясами, сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами.

Исподнее платье называлось портами и шилось из полотна. Рубашки-сорочки, как и у женщин, шились из холста длиной до колен с разрезанным впереди воротом и подпоясывались шнурком. По завладении России татарами изменились многие наши одежды: сорочки и исподнее платье приняли другой покрой, вошли в употребление штаны и шальвары. Сорочки стали чуть короче, застежку перенесли на левую сторону, украсили запонками. Для украшения же делали подоплек, вышитый красными нитками и шелком. Под пазухой пришивались красные и синие ластовки — ластовицы.

Основу мужского костюма составляли порты. Они шились из двух кусков холста или сукна, в месте соединения которых вставлялась ширинка — ромбический кусок такой же ткани — и собиралась в талии на гашнике. «Гащами» славяне называли ноги, а одежду для них — «гачами». Другое название портков — «на-говицы». В древности порты украшали оберегами по нижнему краю и ширинку — кусок передней ткани. На поясе носили калиту — тряпичную сумочку, или тузлук, из кожи для ключей, денег или табака.

Штаны, порты шились без разрезов с узлами так, что их можно было делать шире и уже. У бедных штаны шили из холста белого или крашеного, а также из серьмяги (грубой шерстяной ткани). У зажиточных — из сукна зимой, а летом богатые и знатные носили тофтяные или из другой шелковой материи штаны. Штаны у царей были яркие: красные, малиновые, лазоревые, желтые.

ЗИПУН — исподняя одежда как у царей, так и у крестьян. Это платье узкое и короткое, иногда до колен. Рукава зипуна отделывались из другой материи. Бывают зипуны без рукавов. Воротники к ним делались узкие и небольшие. Может быть в виде утепленной сорочки.

САРАФАНЕЦ ў комнатная одежда, длинная. Вышла из моды в XVII веке.

КАФТАН. Кафтан имеет несколько видов. Короткий называют кафтанец. Кафтан до колен с воздушными петлями, пуговицами и кисточками (наиболее нам известный по фильмам) — азям. Польский кафтан длиной до икр, имеет рукав «фонариком».

Ормяки, терлики, становые кафтаны заменяли современный плащ или пальто, одевались поверх легкой одежды. Кафтан-чуга — с короткими рукавами. Чуга использовалась для верховой езды, потому и имеет для удобства рукав до локтя. Чуга подпоясывалась специальным поясом, за которым закладывался нож и ложка, а на грудь пришивалась перевязь с дорожной сумою.

ФЕРЯЗЬ. Эта одежда одевалась, как и кафтан, на зипуны. С длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле.

ОРМЯК (армяк) — делался с прорехами, с кружевами, с вышитыми воротниками. Его полы не застегивались, а закидывались одна на другую.

ТЕШЛЯЙ. Одежда с множеством пуговиц (56 — 68 штук).

ОПАШЕНЬ. ОДНОРЯДКА. Верхняя летняя одежда, широкая, до пят, с длинными рукавами, с кружевом по краям разреза, нашивками. Вдоль разреза застегивались пуговицы.

ОХАБЕНЬ ў плащ с капюшоном.

ЕПАНЧА — это одежда двух видов: дорожная из медвежьей шерсти или грубого сукна, или нарядная из дорогой материи, подбитая мехом для пышности. Другую епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом. Она делалась без рукавов и без прорех для рукавов. Накидывалась на плечи и застегивалась

на шее пуговицей или завязкой.

ШУБЫ. Самая популярная одежда у русских. Много мехов составляло признак довольства и зажиточности. Шубы служили не только для зимних холодов, но и в них принимали гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных шубы шили из овчины и зайца. У людей среднего сословия — беличьи и куньи. У богатых собольи и лисьи (чернобурые, черные, серые). Щеголи делали шубы из горностаев. Шубы покрывались сукном и шелковыми тканями. Разрез окаймлялся металлическим кру жевом. Шубы повседневные служили каждый день. Нарядные надевали в церковь, в гости. Санные — большие и очень теплые ў шились для дороги.

Читайте также:  240 при ношении бронежилетов жилетов защитных скрытого ношения рекомендуется использовать одежду

КНЯЖЕСКАЯ ОДЕЖДА имела те же виды одежды, добавлялся только плащ-мантия — корзно. Плащ укреплялся на плечах застежкой-фибулой с отличительным княжеским знаком. Символика князя располагалась и на оружии, и на перстнях, и на браслетах-запястьях.

Наряд царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платка — распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, края одежды обшивались камнями, парчой и золотом. Сверху надевался круглый широкий воротник-ожерелье или барма и головной убор-тулья конусообразной формы с меховым околышем. Одежды духовенства по силуэту и крою от светской не отличались. Основными видами ее были подрясник типа кафтана, верхняя ряса типа шубы. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) КЛОБУК, типа капюшона или мягкая шапка

Мужские головные уборы были не столь разнообразны, как женские. Обычно носили войлочный колпак — поярковую шапку из овечьей шерсти. Поярковые шапки носили без отворота и с отворотом. Молодые парни носили шляпы с полями. Свадебные шляпы украшались розетками и пучками из лент. В XIX веке появилась мода на ямщицкие шляпы. Зимой носили меховые треухи: — прообраз будущей ушанки. Шапки — тафьяны прикрывали одну только маковку, и их носили только зажиточные. Ермолки и фески носили только дома, а Иоанн Грозный ходил в ней в церковь, за что поссорился с митрополитом Филиппом.

Шапки-колпаки остроконечные. Зимний колпак подбивали мехом, богатые украшали колпак жемчугом. Колпаки имеют много разновидностей отделки и разных деталей.

Четырехугольная низкая шапка с меховым околышем. На ней делались прорехи, как и на колпаке с пуговицами, по шести на каждой прорехе.

ГОРЛАТНЫЕ шапки — боярские и княжеские. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Горлатные шапки шили из драгоценных мехов. К верху она была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, всячески украшенная. На одной стороне делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какой-нибудь образ. Во время торжественных случаев бояре надевали тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку.

Дома, сняв шапку, надевали ее на болванку, расписанную иконописцами и составлявшую украшение дома.

ПОРТЫ — ШТАНЫ. «Порты — портки» родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать». «Порты» употреблялись как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез, кусок ткани». Отмечен и еще один смысл -«кожа с задних ног животного», из которой на самом деле наш предок шил одежду ‘ для ног с готовой ступней. Так или иначе, «порты» все чаще обозначали одежду для ног. А древнее знаение — «одежда вообще» сохранилось в слове «портной».

ОБУВЬ. Мужская, женская и детская обувь, так же как и одежда, не отличалась по форме и назначению, различалась только в отделке и качестве кожи. На голую ногу обувь не носили. Бедные люди наматывали на ноги или прямо на штаны онучи — длинные, широкие полосы ткани — холщовые или шерстяные. В древности обувь называли «обуща», «обувенье», «обутень». Затем появились новые слова, а «обу-ща-онучи» осталось. Вязали и специальные носки — «копытца». Их плели с помощью одной костяной спицы. В основном обувь была кожаной, зверья и шкур было предостаточно. Плели обувь и из лыка. Такая обувь недорогая и быстро делается. Лапти — лычецы, лычаки, лычные сапоги плелись не только из лыка (тонко нарезанной липы), но и из бересты и даже из кожаных ремешков. В разных племенах способ плетения был свой. Практиковалось и «подковырование» — подшивание лаптей кожей.

Лапти носили люди деревенские, а в городах, посадах и крупных селениях кожаную обувь. Более того, лапти стали признаком слабого племени, не умеющего себя защитить. Так как со временем научились делать не только крепкую обувь, но и крепкие мосты, укрепления. Кожаная обувь была уже признаком развитого общества, особенно сапоги.

Полусапожки с острыми загнутыми носами называли чоботами. С чоботами носили чулки шерстяные или шелковые, а зимой подбитые мехом. У татар позаимствовали четыги или ноговицы из сафьянового чулка до колен или ниже.

Древнеславянские башмаки имеют больше десятков видов. Все они остроносые, женская обувь была почти такой же, но с каблучком. Посадские жены носили сапоги, дворянки ходили в башмаках и чоботах, крестьянки — в лаптях. Кожаная обувь считалась признаком зажиточности. Края голенищ богатых сапог и башмаков отделывались тесьмой, вышивкой, шелком. Расшивалась золотом и жемчугом, порой так густо, что не было видно цвета сафьяна. Красные «червленые» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Такая обувь относится к позднему периоду.

Некоторые термины и их значение:

1. Андарак — женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и в юго-западных губер- • ниях.

2. Баска ў праздничная, женская, плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями.

3. Валенка — мужской головной убор, валянный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом.

4. Епанечка ў женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчовая, сатиновая, стеганая, на спине заложена в боры. Имеет название боры, перо, перышки.

5. Ластовица — лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом, нередко кроился из тканей иного, нежели сама одежда.цвета.

6. Паголенки ў короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, часто богато орнаментированные, носившиеся вместе с лаптями вместо онуч, скотами.

7. Подстава — белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку.

8. Подчелок ў в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным бисером, стеклярусом, жемчугом, жестким очельем.

9. Стан, станушка ў в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, надевавшаяся под сарафан.

10.Сукня ў шерстяной сарафан.

11 Шушун — женская одежда разных типов: сарафане откидными рукавами, распашная туникообразная одежда до колен из бе ого сукна с рукавами до локтя.

12. Юпа, юпочка — верхняя распашная одежда из белого сукна, покроя шу шуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная.

ў Шел мужик по дороге, пришло две дороги, он в обе пошел. Шел по одной,

ў Били меня, колотили. Во все чины проводили, а потом вместе с царем на

ў Надену — ведет, сниму — змеей упадет, тепла не дает, а без него холодно.

_ В лыковом корытце живое мясо шевелится. (Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата.

Источник