Меню

Пояс значение для одежды



Зачем носить пояс

В современном мире пояс рассматривается только лишь как модный аксессуар, лишённый всякого смысла. Однако в действительности он является важнейшим элементом одежды, без которого наши предки из дома не выходили и не брались за важные дела. Пояс как символ пути сопровождал человека от младенчества до перехода в мир иной, способствовал преодолению препятствий и оберегал от зла, помогал выстраивать свою жизнь в гармонии с окружающим миром.

Пояс – один из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.

Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Без пояса находиться в обществе – считалось верхом неприличия, ведь распоясать человека означало обезчестить его.

Часто пояс – символ пути, дороги, преодоления препятствий, как мифических, так и реальных. В свадебной обрядности – это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной – в жизнь иную.

Пояс имел и небесное, космическое значение. Млечный Путь считали кушаком небосвода. Радугу – поясом богини Лады.

Пояс, принимая форму окружности, придавал целостность и гармоничную законченность человеку, не давал враждебным силам проникнуть за этот круг.

Пояс как оберег

Даже в самом скромном пояске может таиться сила, способная уберечь человека от напастей и бед, полностью изменить ход всей его жизни.

До недавнего времени пояс был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. Его носили богатые и бедные, взрослые и дети, мужчины и женщины, жители городов и поселяне… Пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Первый крохотный поясок повязывали на голенькое тельце новорожденному ребёнку и не снимали ровно год. Годовалого ребёнка опоясывали уже новым поясом. При этом мальчики и взрослые мужчины носили пояса поверх одежды, а девочки и женщины подвязывали ими нижние рубахи.

Обереговое значение поясу придавали вышитые на нём заботливой рукой символы. Что мы знаем о традиции нанесения орнаментов? У всех славянских народов традиционная обережная вышивка всегда покрывала одни и те же части одежды: низ рукавов, подолы и горловину – крайние места в костюме. Считалось, что именно через эти «входы» к человеку может пристать всё недоброе, и именно эти места укрепляли обережными символами для защиты. За ними сберегающую роль брала на себя сама ткань, служащая базовым оберегом всего тела.

Но если все прочие кольца из орнаментов защищали от недоброго отдельные части тела: руки, ноги, грудь – то узорный обережный пояс охватывал всё тело целиком, сохраняя его за непроницаемым защитным коконом. Такие славянские пояса надевались под каждый отдельный элемент одежды, которых в разное время у женщин могло насчитываться и больше пяти. Наиболее ярким, украшенным славянским поясом, конечно, был самый верхний. Нижний же, нательный, часто представлял из себя лишь тонкую нить или верёвочку.

Среднестатистический славянский мужчина имел, как минимум, три пояса. Бытовой – который он носил всегда и везде. Обрядовый – который он надевал во время праздников и обрядов. Воинский – обычно наиболее широкий, массивный, с бляхами, на котором крепилась перевязь с оружием. Каждый из этих славянских поясов – обережный, но каждый служит своей цели. Потому и узоры на них изображались разные. Использование тех или иных узоров всегда логично и ясно.

Славянские пояса, значение которых заключалось в их многофункциональности, могли «разбавляться» символами, обозначающими варну, ремесло, которым занимается человек, его родовые знаки или какие-то локальные символы. Славянский пояс с этой точки зрения сродни европейскому гербу, который зачастую рассказывал о своём владельце очень многое, если не всё. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение и многое другое.

До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег в случае долгой отлучки мужа, при беременности – для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый.

Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому чадородию.

Кроме всего прочего обережный славянский пояс помогает собраться внутренне, сосредоточиться, потому к работе или любому важному делу без пояса тоже не приступали.

Виды поясов

В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как кушак, ремень, юсало, шнур, гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

  • Тельник (или сетка) – пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.
  • Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
  • Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трёх метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обёртывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины – на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
  • Покромка или покрома, покромь – плетёный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трёх метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.
  • Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок – широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина – от 1 до 3 метров, причём женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обёртывались вокруг фигуры несколько раз.
  • Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану.
  • Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками.
  • Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.
Читайте также:  Одежда для дрессировки собак 10 букв

К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы, которые использовались как кошелёк для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка».

Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса.

Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не надевают – исключение – если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником.

У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат.

Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Такой пояс помогает будущей женщине уравновесить использование своих мужской и женской энергий.

После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина – 2-2,5 см. Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются бахромой, а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.

Праздничные пояса традиционно были с узорами, плетёными вручную и разноцветными. В их узорочье обязательно присутствуют родовые обереговые знаки и они украшаются множеством кистей или подвесок, иногда с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками. Причём, на мужских и женских поясах делается разное количество кистей. Например, на многих мужских кушаках делают 7, 9 и даже больше кистей, соединяя их в причудливое переплетение. На женском праздничном поясе обычно делают 8 кистей — число покровительниц женской судьбы богинь Доли и Недоли и число космической взаимосвязи всего сущего; или 13 кистей – число самой богини Макоши, покровительницы семейного благополучия.

Чаще всего на простых праздничных поясах делаются 3 кисти — знак триединства мира: Явь, Навь, Правь – связь прошлого, настоящего и будущего.

К детским пояскам вместе с кистями можно подвешивать маленькие погремушки или бубенчики-обереги.

Кисти праздничных поясов в старину могли украшать «золотной» нитью. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл.

От повседневных поясов праздничные отличаются многоцветьем, изысканностью ткачества и смысловой сложностью узоров, а также – шириной и длиной. Их длина позволяет оборачивать пояс вокруг тела 2-3 раза – длина мужского праздничного пояса – 1 круг, 285 см.

Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству.

Все праздничные пояса, обычно, передаются по наследству. Если судьба предыдущих владельцев была счастливой, их продолжают носить дети и внуки. Держа в руках подобные пояса, дети и внуки напрямую соприкасаются с запечатлённой на них энергетикой своих родителей и Предков, в результате начинает пробуждаться Родовая память.

В других случаях их могут хранить как память и использовать для обрядов поминовения предков.

Иногда ткут особые «смертные» пояса, которые внешне просты, как опояски. Человек, надев такой пояс, даёт понять окружающим, что он отрешился от этого мира и готовится перейти в мир иной. Их носят в повседневности, не снимая.

Читайте также:  Ann taylor размер одежды

Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался. Кожаные ремни носили только охотники.

Зачем носить пояс каждый славянин знал с малых лет и не просто знал, но и носил. «Подпоясанного человека бес боится, леший в лесу не заведёт», — говорили в народе.

Без пояса человек может находиться какое-то время только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.

Сейчас тканые пояски стали редкими элементами декора одежды, их смысл и значение было сокрыто. Однако шило в мешке не утаишь и уже сейчас мастеров данного направления появляется всё больше. Всё возвращается на круги своя.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Пояс — обязательный элемент молитвенной одежды

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лук.12: 35,36).

Символическое значение пояса

Целомудрие, умеренность и самоограничение — эти благочестивые качества символизирует пояс, который должен носить всякий крещеный человек.

Поясу христиане всегда придавали символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с невидимыми врагами:

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6,14-17).

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Исуса Христа (1Пет.1,13).

Святитель Василий Великий так писал о ношении христианами пояса:

Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф. 3,4); а еще прежде его Илия, потому, что как отличие сего мужа описано: “Муж космат, и поясом усменным (кожаным) препоясан о чреслах своих” (4 Цар. 1,8).

Пояс и нательный крест никогда не снимаются

В таинстве Крещения на каждого из нас одеваются вместе с нательным крестом и срачица (сорочка, рубашка) с поясом. Крест и пояс никогда не снимаются, как принадлежности святого Крещения.

Тканый пояс с надписью В Новгородской губернии широким льняным поясом — «свивальником» — обвивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила ребенку нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни. После совершения крещения мать новорожденного в знак благодарности одаривала кума и куму (крестных) — каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и обвязанному шерстяным поясом.

Старообрядцы всегда придавали особое значение обычаю носить пояс. Без пояса христианин не делал никакого дела. Существует два вида поясов — «нижний» и «верхний». «Нижний» пояс более прост и не украшен. Он надевается при крещении на голое тело. Его носят всю жизнь и даже в бане не снимают. «Верхний» пояс подпоясывал верхнюю одежду.

Разделение поясом низа и верха, как и правой и левой стороны, до сих пор не утратили своего значения. Пояс является не просто атрибутом одежды, но и обозначает готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну.

«Без пояса ходить — грех»

Сохранилось соответствующее отношение к человеку, пренебрегающему освященным стариной обычаем. Например, слово «распоясаться» означает:

  1. Развязать на себе пояс.
  2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность.

Бранный пояс, тканый на берде

Распоясать человека — значит обесчестить его. Оттого недостойно ведущего себя называли в народе распоясавшимся, то есть самовольно лишающим себя чести. «Пояс считается и теперь священным предметом… и не снимается ни днем, ни на ночь», пишут исследователи традиционного русского быта.

Считалось крайне неприличным мужчине без пояса находиться на народе, в обществе. Снятием пояса на пиру был оскорблен внук Дмитрия Донского Василий Косой (середина XV в.), что и послужило предлогом к войне.

Варианты тканых поясов с узором Пояс, тканый на дощечках

В народе бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин?! Без пояса ходить грех». То есть человек, ходящий без пояса, в народном сознании становится уже не только не христианином, но и даже не русским. Хождение без пояса всячески осуждалось: в русском фольклоре «без пояса» ходит всякая нечисть. О человеке, который уже «сраму не имеет», говорят: «совсем уж распоясался».

И более того люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами, например, русалки традиционно описываются как одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса.

Читайте также:  Примеры одежды для собеседования

Традиционный элемент многих культур

Пояс существует с давних времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В славянских курганах X–XIII вв., принадлежавших сельскому населению — «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

Терракотовые статуэтки мужчин, найденные С. Г. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии. Живопись архитектурных памятников VI–VII вв. в Средней Азии и средневековые миниатюры также изображают мужчин с поясами.

В своей книге по Самарканду известный этнограф О. А. Сухарева сообщает: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию». Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика-ремесленника во время посвящения его в мастера.

Пояс в русской культуре

Пояса бывают и кручёные, и кожаные, и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; самых разных цветов (в середине ХIХ века уже появились анилиновые красители). Женщины ткали пояса сами — себе и своей семье. У каждого человека было несколько поясов.

Подпоясанные женские сарафаны

Ни одна свадьба без поясов не обходилась, они служили подарками жениховой родне и дружке, играли важную роль и в обрядности. В некоторых приграничных с Белоруссией селениях во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце.

Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказаться от замужества. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. На Руси пояс служил и родительским благословением, а также передавался по наследству из поколения в поколение.

Пояс олицетворял также дорогу. В свадебной обрядности — это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной — в жизнь иную. Усопшего опоясывали, на поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «Все упование мое к Тебе возлагаю Мати Божия, сохрани мя во Своем Си крове».

Пояса с наузами (узлами) старообрядцы не носили

Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается как пережиток язычества. Святитель Кирил Туровский (XII в.) приравнивал «науз ношение» к «кощюнам и бесовским песням».

Пояс с наузами (узлами на концах) христианам носить запрещено Монахи исповедовались: «Согреших, наузы вязах на себе и к волхвом и к обавником и к чародеем ходих… согреших, наузы на себе нося…» Ношение волшебной повязки приравнивалось к колдовству, заклятиям.

В Потребнике указывается: «Елицы волхвуют… и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся… или опоясания… и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити… 6 лет да не причастятся… или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся».

Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища» (филактерии), которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. «Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования или иные злые хитрости и другие сим подобные непотребства суть служения диаволу», — говорил святитель Кирил Иеросалимский.

Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству». Поэтому старообрядческие мастерицы не используют наузы при изготовлении поясов.

Лестовка и пояс сопровождают человека всю жизнь

Во многих музеях хранятся пояса и опояски, изготовленные более 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька. За поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте: помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож, ямщики затыкали кнутовище бича. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».

Процесс ручного ткачества пояса

Таким образом, пояс сопровождал христианина от рождения и до кончины в самых разных жизненных ситуациях. Как лестовку используют для непрестанной молитвы, и поэтому христиане имеют её с собой всегда, где бы ни находились, так и пояс сопровождает человека всю жизнь.

Каждый пояс для ткачихи — это нечто большее, чем просто изделие для повседневного и праздничного опоясывания. Когда ткёшь старинные пояса и они по взмаху твоих рук оживают наяву, сердце всегда радуется! И даже не красоте самого пояса, а тому, что человек будет носить его и возносить в нем свои молитвы к Богу.

Источник