Меню

Презентация одежда романского стиля



Презентация на тему: Романский стиль

Урок ИЗО в 7-8 классах Романский стиль

Романский стиль- художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (Франция, Германий, Италия и др.) в 10-11 веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Храм св Софии в Константинополе

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, а также искусства античности, Византии и мусульманского Ближнего Востока.

Ведущую роль в романском искусстве играла архитектура, поскольку насущной потребностью времени была постройка церквей, монастырей, аббатства, рыцарских замков и крепостей.

Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей- монахи. Церковь Сен- Савен- Гартан в Пуату

Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов- мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена.

Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф.

Местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетается с почвой и зеленью.

Наружный облик построек романского стиля исполнен спокойной и торжественно – суровой силы.

В создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами.

А также башни — донжоны, которые становятся в романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций.

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов – кубов, параллепипедов, призм, цилиндров. Германия. Церковь Святой Марии.

Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.

Книжная миниатюра Резьба по дереву

А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Медальон с изображением фантастического животного 12 век.

Решетка в романском стиле

Основные элементы орнамента — геометрические мотивы (плетенка), розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока.

Мозаика Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения его в этом качестве относятся ко II веку, хотя уже более чем за четыре тысячелетия до этого голубь был символом души или небесного вестника.

Источник

Презентация к уроку история костюма на тему «Костюм эпохи Средневековья. Романский период»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2016 Костюм эпохи средневековья — романский период IX—XII века Департамент по культуре и туризму Томской области ОГАПОУ ГКСКТИИ Презентация по предмету «История костюма» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество».

В V веке после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX века стало государство франков.

Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию. На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом – подчиненным своего сюзерена — непосредственного господина. В XI веке, с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура. Хлодвиг

Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье — IX-XII века и позднее средневековье — XIII-XV века. В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени. Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты.

В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. волокна из стебля конопли Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета носили палачи. Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.

Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело — влияние христианства.

В XII веке, после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры. Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.

Читайте также:  Как удалить залоснившиеся пятна с одежды

В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру. В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.

Мужской костюм Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, камиза была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, котт — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX века у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.

Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико. Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI века — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов – VIII-IX вв. плащ стал называться манто.

В XII веке мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.

В конце XII века на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался ми-парти. В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.

рыцарь в кольчуге и шлеме-горшке с геральдическим символом

Женский костюм В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру — покрывала, далматику — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X века, они стали подчеркивать фигуру.

Женский костюм состоял из двух туник — нижней — котт и верхней — сюрко, которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу. У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI века появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам. В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.

В XII веке платье — котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом, на лифе не образовывались заломы. В XII веке еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части.

на мужчине: короткая верхняя туника с вышитой каймой, полукруглый плащ на женщине: верхняя туника со швами, закрепленными кантами, плащ-накидка

В XII веке во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — пигаш — их возникновение связывают с именем графа Анжуйского, которые распространяются во всей Западной Европе. Обувь В эпоху Каролингов — IX век — франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи. В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — ботт. Их шили из ткани или цветной кожи.

Обувь Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками. Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Первая обувь появилась 4000 лет назад и сделана была из цельного куска недубленой кожи. Каблуки появились на Ближнем Востоке, чтобы приподнять подошву от горячего песка. В Европе в 16-17 веках все каблуки были красного цвета. В 15 веке длина туфель определяла знатность вельможи. В результате многим приходилось привязывать носок к голени, что бы не спотыкаться. В Европе до 18 века женская обувь не отличалась от мужской. В 17 веке считалось высшим шиком носить 15-сантиметровые каблуки. Требовалось двое слуг ─ по одному на каждую сторону, ─ чтобы поддерживать человека на таких каблуках. Прародители кроссовок, кеды, впервые появились в Америке в 1916 году. Первые женские модельные туфли предназначались Королеве Виктории и появились в 1840 году. ИНТЕРЕСНОЕ ПРО ОБУВЬ

Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI веке мужчины стали носить длинные, до плеч, волосы. Прически и головные уборы На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон куаф с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — кугель.

Читайте также:  Одежда индии мужская название

Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Прически и головные уборы Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных. Украшения

Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами. Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы. Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.

Интересно! И все-таки мужчинам, а не женщинам принадлежит пальма первенства в искусстве украшательства. Украшения помогали отличить вождя от воина, царя от охотника Кольцо было знаком высокого сословного положения. Кольца-печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Молодожены скрепляли договор металлическим кольцом — именно этот факт становился решающим. Свадебное торжество было вторичным. Его придумали с целью оповещения о факте вступления в брак. Древние евреи вручали невестам кольцо как символ того, что будут заботиться об их финансовом благополучии.

В древней Руси было принято, что перед тем, как ребенок родится, на совете решали – какую драгоценность ему носить. После рождения надевали бисерное ожерелье или нитку с бусами. До определенного возраста детей одевали одинаково, при переходе от детского к подростковому возрасту девочкам прокалывали уши и дарили бусы. Мальчикам прокалывали левое ухо — якобы помогало от грыжи, и тем самым обозначали мужской пол ребенка. Серьги состоятельные люди надевали на оба уха. Одно проколотое ухо европейца указывало на низкое социальное происхождение. Во времена древнего Рима одну серьгу носили рабы, в Древней Греции – наложники, в средневековой Европе – пираты, цыгане, мошенники. На Востоке раджи и шахи использовали серьги как аксессуар к одежде.

Костюм эпохи средневековья — романский период

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-177348

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация на тему: Романский стиль

Романский стильРоманский стиль (от лат. romanus – римский) – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в Х-ХII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты, орнаменты в виде листьев). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Основной вид искусства романского стиля – архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки – здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Характеристика стиляОсновными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня – донжонВокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров.

В основе плана – раннехристианская базиликаУвеличение хора или восточной алтарной части храмаУвеличение высоты храмаЗамена в крупнейших соборах кессонного потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам.

Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонныОсновной мотив интерьера – полуциркульные аркиРациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек – травей.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.

Читайте также:  Как пришивать крючки для одежды

Источник

Мода и костюм эпохи Средневековья – романский стиль

Период Средневековья в истории Европы достаточно протяженный по времени (V-XV вв.). Но Средневековье не было однородным как в области искусства, так и в области быта.

Миниатюра из книги «Histoire du Graal»

Так, период с V по XI века считается ранним средневековьем. Это время зарождения европейской культуры и формирования первых государств. XI-XIII века – период романского стиля как в европейском искусстве, так и в костюме. XIII – XV века – время готики или же позднего средневековья.

В данной статье речь пойдет о европейском костюме романского стиля – одежде европейцев XI-XIII веков. Время в истории Европы неспокойное. Это время войн, крестовых походов и рыцарских турниров. Время рыцарей и прекрасных дам. А также – это период костров инквизиции и эпидемий чумы.

Утер Пендрагон
Кадр из сериала «Мерлин»

Романский стиль в одежде

Женский и мужской костюм романского стиля еще во многом похож на костюм Римской Империи – в его основе лежит туника. Так же, как и в более древние времена, отсутствует четкое разделение мужской и женской одежды – основой и мужского и женского костюма романского стиля является платье-туника.

Еще не появилось понятие моды. Мода возникнет позже, в период готики, при Бургундском дворе. Однако одежду уже постепенно начинают кроить, а не шить из цельного куска ткани.

Рыцарь и его дама сердца
Книжная миниатюра

Так, в XI веке появляется крой с тремя швами (средний шов спинки и боковые швы), благодаря которому верхняя часть лифа как женской, так и мужской одежды подгоняется точно по фигуре. При этом нижняя часть одежды зачастую расширяется при помощи треугольных клиньев.

Мужчины в период романского стиля носили нижнюю рубашку, поверх которой надевался котт или блио.

Наложение шины на сломанную ногу
Миниатюра Манесского Кодекса

Котт – это верхнее платье-туника. Длина платья котт менялась в зависимости от времени. В XII веке носили котт длиной чуть выше колен, к XIII веку длина платья котт стала доходить до щиколотки. Котт обязательно носили с поясом вокруг бедер. Воротник платья котт и его пояс украшались орнаментом в едином стиле.

Блио – это накладная верхняя одежда (то есть надевается через голову) из шелковой или шерстяной ткани с заниженной отрезной линией талии. Мужское блио романского стиля было двух вариантов – свободное с широкой юбкой и поясом либо с узкой талией и широкой юбкой без пояса.

Генрих фон Фельдеке
Миниатюра из Большой Гейдельбургской рукописи

Поверх платья котт могли носить сюрко – одежду наподобие плаща. Сюрко в мужском костюме – это верхняя одежда в виде туники, с круглым вырезом, как с рукавами, так и без них. Рукава отсутствуют в более поздних вариантах сюрко. Длина сюрко доходила до колена.

Помимо сюрко мужчины носили различные плащи, чаще всего круглой формы. Высшая знать и короли могли носить мантии – плащ больших размеров из дорогой ткани с украшениями, обшитый мехом куницы, соболя или горностая.

На ногах мужчины носили штаны-чулки под названием шоссы. Они были узкими и плотно облегающими ноги. Цвета – зеленый, красный либо коричневый.

С шоссами также носили нижние штаны брэ – короткие, чаще всего из льняного полотна.

Миниатюра из Манесского Кодекса

Мужская одежда, впрочем, как и женская, периода романского стиля была ярких цветов. Любимые цветовые сочетания Средневековья – красный/розовый и зеленый, красный и синий. К примеру, если цвет лицевой стороны плаща синий, то его тыльная сторона чаще всего была красного цвета.

Появляется в период романского стиля и мода мипарти, то есть мода носить одежду в цвета герба. В средневековой Европе свой герб имели как представители аристократических семей, так и города. Одежда по моде мипарти чаще всего состояла из двух или четырех цветов. К примеру, правая сторона блио могла быть красного цвета, левая зеленого, правая часть шосс желтого цвета, а левая синего. Такую одежду чаще всего носили молодые люди и пажи.

Моргана
Кадр из сериала «Мерлин»
Платье, стилизованное под блио

Женщины, как и мужчины, также носили два варианта верхней одежды – котт и блио.

Котт – это верхнее платье с рукавами, которое надевали поверх нижней рубашки.

Блио в женском костюме отличалось от мужского длиной. Длина женского платья блио была до пола. Блио шилось из дорогих тканей, к примеру, парчи. Могло расшиваться золотыми или серебряными нитями. Еще одна особенность платья блио – широкие рукава.

Рыцарь и дама сердца
Средневековая миниатюра

Поверх платья котт женщины могли носить сюрко. Женское сюрко отличалось широкими проймами, которые могли быть обшиты мехом. Такое сюрко считалось самым нарядным и называлось «королевским».

Также женщины обязательно носили головные уборы. Ведь христианская церковь во времена Средневековья предписывала женщинам прятать волосы. Также церковь выступала против макияжа, считая его обманом, а ложь, как известно, один из смертных грехов. Впрочем, уже в период готики женщины начнут использовать румяна и помаду.

Источник