Меню

Русские фразеологизмы с названиями одежды



Русские фразеологизмы с названиями одежды в аспекте лингвокультурологии : на фоне китайского языка Люй ЦзиньЯнь

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Люй ЦзиньЯнь. Русские фразеологизмы с названиями одежды в аспекте лингвокультурологии : на фоне китайского языка : диссертация . кандидата филологических наук : 10.02.01 / Люй Цзинь Янь; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2009.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/499

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.1. Фразеология и фразеологизмы 8-9

1.2. Изучение фразеологии в российской лингвистике 9 — 19

1.3. Вопрос о лексико-фразеологической системе языка 19-21

1.4. Фразеологизм: свойства, структура, значение 21 — 24

1.5. Узкий и широкий подходы к определению фразеологического состава русского языка 25-30

1.6. Страноведческая ценность фразеологизма 30-34

1.7. Китайский и русский языки 35-36

1.8. Особенности древнего костюма Китая и России 36-46

ГЛАВА 2. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С НАЗВАНИЯМИ ОДЕЖДЫ В СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

2.1 Названия одежды в составе русских фразеологизмов как единицы современного русского языка 47 — 65

2.2 Структурно-семантические типы и лексико-грамматический состав русских фразеологизмов, включающих названия одежды 65 — 75

ГЛАВА 3. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С НАЗВАНИЯМИ ОДЕЖДЫ КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И НОСИТЕЛИ СВЕДЕНИЙ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 76

3.1. Фразеологизмы с названиями одежды как единицы лексико-фразеологической системы русского языка 76-83

3.2. Фразеологизмы с названиями одежды как носители культурной информации 83-116

ГЛАВА 4. РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С НАЗВАНИЯМИ ОДЕЖДЫ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 117

4.1. Названия одежды в русских пословицах и фразеологизмах (сопоставительный анализ)

4.2. Русские пословицы с названиями одежды как носители страноведческой информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 131 — 142

ПРИЛОЖЕНИЕ Словарь русских фразеологизмов с названиями одежды 1-23

Введение к работе

Говоря на том или ином языке, мы пользуемся не только отдельными словами, но и устойчивыми сочетаниями слов, или фразеологическими оборотами, которые не создаются в процессе речи, а извлекаются из памяти целиком, в качестве таких же готовых образований, как и слова. Слова и фразеологические обороты являются основными единицами языка, его «строительным материалом».

Незнание наиболее распространенных фразеологизмов приводит к непониманию высказывания даже тогда, когда все составляющие его слова хорошо известны. Правильное понимание устной и письменной речи, свободное общение на изучаемом языке совершенно невозможны без усвоения достаточного количества фразеологических оборотов, особенно таких, которые входят во фразеологическое ядро этого языка и обладают несомненной страноведческой ценностью. К таким фразеологизмам относятся и многие фразеологизмы, содержащие названия одежды.

Тема диссертации — «Русские фразеологизмы с названиями одежды в аспекте лингвокультурологии (на фоне китайского языка)».

Актуальность исследования определяется потребностью в изучении того, как отражается русская культура фразеологизмами разных типов, что направлено на совершенствование преподавания русского языка в иностранной (в данном случае китайской) аудитории.

Цель исследования — описать русские фразеологизмы с названиями одежды как фрагмент русской лексико-фразеологической системы и выявить их национально-культурное своеобразие, т.е. рассмотреть в лингвокультуро-логическом аспекте, на фоне китайского языка.

Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретическую литературу, связанную с темой диссертации, и определить теоретические предпосылки предпринятого исследования..

Выявить и описать названия одежды, использующиеся в составе русских фразеологизмов, как единицы современного русского языка (определение их значения, происхождения, стилистической окраски, частоты употребления в русском языке и т.п.).

Рассмотреть названия одежды, использующиеся в русских фразеологизмах, на фоне названий китайской одежды.

Описать структурно-семантические типы русских фразеологизмов с названиями одежды и их лексико-грамматический состав.

Установить парадигматические отношения между русскими фразеологизмами с названиями одежды и определить место русских фразеологизмов с названиями одежды в лексико-фразеологической системе русского языка.

Проанализировать русские фразеологизмы с названиями одежды в лингвокультурологическом аспекте, т.е. как носителей лингвострановедче-ской информации.

Сопоставить русские фразеологизмы, включающие названия одежды, с пословицами, содержащими названия одежды.

Источниками языкового материала являются фразеологические и общие толковые словари русского и китайского языков, а также записи русской и китайской речи.

В диссертации использованы методы непосредственного наблюдения, описания, сопоставления и обобщения.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Традиционная русская одежда во многом отличается от китайской; следовательно, фигурирующие в составе русских фразеологизмов названия одежды являются относительно китайского языка безэквивалентными или неполноэквивалентными с национально-культурной спецификой значения.

В двуплановой семантике рассмотренных нами русских фразеологизмов с названиями одежды наибольшую роль играет не метафорическое, а денотативное, прототипическое их значение: эти фразеологизмы уже в самом своем лексическом составе содержат указание на сферу материальной русской культуры.

Читайте также:  Теплая одежда для котят

Национально-культурное своеобразие значения фразеологизмов создают не только сами названия предметов русской одежды, но и сведения об использовании этих предметов в русской бытовой сфере, содержащиеся в прототипическом значении фразеологизмов.

Русские фразеологизмы с названиями одежды входят в лексико-фразеологическую систему русского языка в качестве её фрагмента, отражающего существенные стороны русской культуры.

Русские фразеологизмы, как и пословицы с названиями одежды (последние изучались нами дополнительно в сопоставительном и лингвокульту-рологическом аспектах), содержат богатый страноведческий материал, с которым считаем целесообразным знакомить иностранных учащихся (прежде всего китайских) при обучении их русскому языку.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые рассматриваются русские фразеологизмы с названиями одежды как фрагмент лексико-фразеологической системы русского языка и выявляется их национально-культурное своеобразие как фразеологических единиц с денотатом -основным носителем культурной информации.

Результаты исследования могут быть полезны для специалистов в области лингвокультурологии, лексической семантики, лингвострановедения, что и определяет их теоретическую значимость.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов и языкового материала в вузовском курсе «Современный русский язык», спецкурсах по лингвокультурологии, а также в практике преподавания русского языка как иностранного, прежде всего в

7 китайской аудитории, с каждым годом расширяющейся и в России, и за её

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались нами на региональной конференции «Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2005г.), международной конференции «Русский язык в условиях интеграции культур» (Воронеж, 2008г.), на заседании кафедры русского языка Воронежского государственного университета и отражены в опубликованных работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения: «Словаря русских фразеологизмов с названиями одежды».

Основные результаты исследования изложены в четырех публикациях.

Фразеология и фразеологизмы

Фразеология — это раздел науки о языке, изучающий фразеологическую систему языка как в её современном состоянии, так и в историческом развитии.

Объектом изучения фразеологии являются фразеологические обороты, т.е. устойчивые сочетания слов, аналогичные словам по своей воспроизводимости в качестве готовых и целостных единиц, например: два сапога пара; шапка волос; ломать шапку; в костюме Адама и Евы; не к шубе рукав; под сапогом; оставаться в одной рубашке и др.

Основная задача, которая стоит перед фразеологией, — изучение фразеологической системы языка в синхронии и диахронии, в её взаимосвязях с лексикой и словообразованием, с одной стороны, и грамматикой — с другой.

Фразеология — это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. В ней, как в зеркале, отражается история и культура народа, многовековой опыт его трудовой и духовной деятельности, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи.

Таким образом, теоретическое изучение фразеологической подсистемы современного русского языка не только позволяет описать её как важную часть языковой системы, но и дает возможность усвоить основные нормы литературного употребления фразеологических оборотов. Всестороннее исследование фразеологического состава русского языка в синхронии и диахронии способствует развитию ортологии — науки о правильной речи. Она должна строиться на объективных лингвистических данных, а не на субъективных оценках специалистов, работающих в области практической стилистики.

Фразеологические обороты привлекали внимание исследователей русского языка давно. Под различными названиями: речения, «крылатые слова», афоризмы, пословицы и поговорки, обороты речи, идиомы и т.д. — они объяснялись как в специальных сборниках, так и в толковых словарях, начиная с конца XVIII века. Еще М.В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него кроме отдельных слов должны войти «речения», «идиоматизмы» и «фразесы», т.е. обороты, выражения.

Однако сам фразеологический состав русского языка стал объектом изучения сравнительно недавно. До 40-х годов XX века в работах русских языковедов можно найти только отдельные — иногда очень важные и интересные -мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии. В первую очередь здесь следует отметить высказывания А.А. Потебни о внутренней форме фразеологизмов; замечания И.И. Срезневского о связи фразеологии со словообразованием (в частности, о возникновении слов из выражений); замечания Ф.Ф. Фортунатова [Фортунатов, 1956, с.7] о слитных словах и слитных речениях <так как, Москва-река, железная дорога) , теоретические положения А.А. Шахматова [Шахматов, 1941, с.8] в связи с анализом различного рода неразложимых словосочетаний и, наконец, мысли Е.Д. Поливанова о необходимости выделения фразеологии в особый раздел науки о языке [Энциклопедия «Русский язык», 1979, с.432].

Возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке относится к 40-м годам XX столетия и неразрывно связано с именем В.В. Виноградова. В ряде работ этого времени им были поставлены и разрешены многие вопросы общего характера, позволившие создать базу для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке.

Читайте также:  Драгонфлай одежда для сноуборда

Развивая мысли А.А. Шахматова и ряда зарубежных ученых, прежде всего Ш. Балли, он предложил принципы разграничения и классификации фразеологизмов на основе степени их неразложимости и устойчивости, показал пути истолкования их исторической природы. Описав характерные свойства трех типов фразеологических единиц — сращений, единств и сочетаний, он наглядно показал богатство русского языка, выражающееся как в своеобразии конструктивных моделей, так и самом инвентаре языковых единиц. Классификация В.В. Виноградова используется в учебных пособиях многих учёных, в том числе Н.М. Шанского.

Первая группа фразеологических оборотов, выделенная В.В.Виноградовым, — фразеологические сращения. Фразеологическими сращениями называются такие семантически неделимые фразеологические обороты, в которых целостное значение совершенно не соотносительно с отдельными значениями составляющих их слов. Значение такого рода фразеологических оборотов является таким же немотивированным и совершенно условным, как и значение слов с непроизводной основой.

Названия одежды в составе русских фразеологизмов как единицы современного русского языка

Названия одежды, использующиеся в русских фразеологизмах, различаются по своему происхождению, частоте использования в современном русском языке и в составе русских фразеологизмов, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске, а также по характеру соотнесенности с названиями одежды в китайском языке.

Выделенные нами 47 названий одежды и их частей, не считая образованных от них прилагательных, можно распределить условно по нескольким тематическим группам. Группа названий верхней одежды и её деталей, куда входят все виды одежды, кроме обуви и головных уборов, представлена 27 лексемами: брюки, епанча, костюм, жилетка, кафтан, мундир, портки, ворот, риза, рубаха, рубашка, одежда, сарафан, сорочка, трусы, фрак, шуба, гитаны, юбка, рукав, карман, галстук, пояс, подол, перчатка, варежка, рукавица.

Брюки, брюк. Верхние штаны. (Ходить) руки в брюки — бездельничать, (разг.).

Галстук, -а, м. Повязка из широкой ленты, завязываемая узлом или бантом вокруг воротничка. Заложить (залить) за галстук (за воротник) — выпить спиртного (прост., шутл.).

Епанча, -и, ж. Длинный и широкий старинный плащ (позднее женская накидка). Одного сукна епанча — о похожих людях, предметах.

Жилетка, -и, ж. (разг.). Короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается пиджак, сюртук, фрак, а также женская одежда такого фасона. Плакать / плакаться в э/силетку (кому — н.) — жаловаться на неудачи, стараясь вызвать сочувствие.

Кафтан, -а, м. Старинная мужская долгополая верхняя одежда. Тришкин кафтан (разг., неодобр.) — о частичных и внешних исправлениях, только вредящих делу, а не приносящих пользы.

Карман, -а, м. Вшитая или нашивная деталь в одежде — вместилище для платка и мелких нужных под рукой вещей. Бить по карману — вводить в расход, причинять убыток (разг.).

Мундир, -а, м. Военная или гражданская форменная одежда Картофель в мундире — картофель, сваренный в кожуре.

Подол, -а, м. Нижний край юбки, платья. Подолом вертеть (прост., неодобр.) — о женщине: вести себя с мужчинами развязно, распутно.

Перчатка, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев. Бросить перчатку (кому-н.) — вызвать на борьбу, на состязание, на дуэль.

Пояс, -а, м. Лента, шнур, ремень или прошитая полоса ткани для завязывания на талин. За пояс заткнуть (кого-н.) — превзойти кого-нибудь в чем-либо (разг.).

Риза, -и, ж. Облачение, одежда священника при богослужении. До положения риз (прост.) (напиться, напоить) — допьяна.

Рубаха, -и, ж. Одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее белье (женская). В рубашке родился (разг.) — об удачливом, счастливом человеке. Рубаха — парень — открытый, простой в обращении человек.

Рукавица, -и, ж. Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Держать в ежовых рукавицах (кого) (разг.) — обходиться с кем-то сурово, строго.

Рукав, -а, м. Часть одежды, покрывающая руку. (Работать, браться за дело) засучив рукава — усердно, старательно, энергично (делать что-н.).

Ворот, -а, м. На одежде: вырез вокруг шеи. Тянуть за ворот (кого-л.) (прост., экспр.) — принуждать, заставлять кого-л. делать что-л.

Варежка, -и, ж. Мягкая зимняя рукавица. Разевать /разинуть варежку (прост.) — крайне удивиться, изумиться.

Костюм, -а, м. 1. Одежда, платье. 2. Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка или брюки) верхнее платье. В костюме Адама и Евы — нагишом, безо всякой одежды.

Одежда, -ы, ж. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Не вылезать из какой-либо одежды — постоянно быть одетым в одно и то же; все время носить одно и то же.

Сорочка, -и, ж. То же, что рубашка (см. выше). Родиться в сорочке (рубашке) — быть удачливым, счастливым.

Читайте также:  Какая мужская одежда с чем сочетается

Фрак, -а, м. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. (Нужен он мне) как раку фрак, как щуке брюки, как рыбе нижнее белье (шутл.) — об отказе от чего-то как от ненужного.

Шуба, -ы, ж. Зимняя верхняя одежда — меховая или на вате, ватине. Под шубой (что) — о кушанье, покрытом сверху слоями гарнира.

Штаны, -ов. Одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и каждую ногу в отдельности. Штаны протирать (разг., шутл.) — заниматься канцелярской работой, долго учиться.

Юбка, -и, ж. Женская одежда от пояса книзу, а также соответствующая часть платья. За каждой юбкой бегает о женщинах как предмете ухаживания мужчины.

Портки, -ов (прост.). То же, что штаны. Без портков остался кто-л.— обеднел.

Слова этой тематической группы имеют разное происхождение (есть среди них исконно русские и заимствованные из других языков) и время вхождения в русский язык, о чем свидетельствуют данные «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского и др. (далее — Сл. Ш.).

Наиболее древние названия — исконно русские слова: платье (др.-русск. образование от платъ — «кусок материи»); сорочка (вост.-слав. образование от сорока — «рубаха, одежда»); рубаха и образованное от него рубашка; портки (др.-русск. образование от порть (ср. портной), известно с XVB.); штаны (считается заимствованием из тюркских языков, однако не исключено, что это слово исконно русское).

Другие лексемы относятся к древним заимствованиям русского языка: риза — из греческого языка, кафтан — из персидского через арабский язык, юбка, шуба — из арабского языка через польский и другие языки, епанча — из тюркских языков (Сл. Ш.). Одежда — заимствовано из ст.-сл. языка.

Фразеологизмы с названиями одежды как единицы лексико-фразеологической системы русского языка

Некоторые русские фразеологизмы с названиями одежды имеют несколько значений, например:

Под каблуком /башмаком /кого-либо, чьим-либо, у кого-либо: 1) В полной зависимости, беспрекословном подчинении (обычно у женщины). Знали матросы, что «капитанша» держит под каблуком молодящегося капитана, что уступил, подчинился девчонке старик капитан. (Соколов-Микитов «Матросы»).

2) Под властью, гнетом. Нравы народа находятся под каблуком Наполеона, имя которого синоним угнетения и тирании. (Писарев «Очерки из истории печати во Франции»). (Молотков, с. 188);

В сапогах (сапожках) ходит кто-либо. (Устар. Экспрес)

1) О том, что очень дорого стоит. Да полно, нынче и винцо-то в сапогах ходит: экое времечко; вот до чего дожили; и своего вина нельзя привезтъ в город: пей-де вино государево с кружала да делай прибыль откупщикам. (Н. Новиков «Письма к Фалалею»);

2) О том, что трудно достается. [Мужской голос:] А то еще сваху ищи. Деньги ей плати, а деньги нынче в сапогах ходят. (Некрасов «За стеной»). (Федоров, с.569);

Метр с кепкой; аршин с шапкой (уст., шутл.); полтора метра с кепкой (шутл.):

1) Небольшого роста (ЗУС);

2) Молодой (Мокиенко, с. 127).

Внутри группы фразеологизмов (свыше 100 единиц), включающих названия одежды, нами были отмечены синонимические и антонимические парадигматические связи. Особенно много отмечено синонимов:

Два сапога пара; одного сукна епанча (сходные, имеющие одни и те же качества);

Класть в карман; залезть в карман; запускать руку в карман, набивать карман (прост.) (присваивать чужое);

В кармане вошь на аркане; в кармане ветер гуляет; карманная чахотка (прост.); в кармане свистит (безденежье);

Не по карману; бьет по карману (дорого);

Тупой как валенок; серый как солдатская шинель; лаптем щи хлебает (невежественный);

Держать в ежовых рукавицах; брать в ежовые рукавицы (быть строгим).

Немало среди фразеологизмов с названиями одежды так называемых

толстый карман — тугой карман (богатство);

тощий карман — пустой карман (безденежье);

вытрясти карман, вывернуть карман (стать бедным);

быть под башмаком — быть под каблуком (быть в подчинении у кого-либо);

отбросить сандалии — отбросить штиблеты (умереть);

костюм Адама — костюм Евы (отсутствие одежды на человеке);

снимать шапку — снимать шляпу (перед кем-нибудь);

залить за галстук — залооїсить за галстук (напиться);

остаться без рубашки — остаться без штанов (обеднеть);

держаться за бабью юбку — дероісаться за мамину юбку (быть несамостоятельным).

Пеньковый галстук — столыпинский галстук — муравъёвский галстук — (виселица).

Отмечено и несколько фразеологизмов — антонимов:

бросить перчатку — поднять (принять) перчатку ,

(работать) спустя рукава — засучив рукава;

набить карман — выворотить карман;

тощий карман — тугой (толстый) карман.

Необходимо отметить также наличие отдельных паронимов среди фразеологизмов с названиями одежды: ломать шапку: 1) проявлять глубокое уважение к кому-либо, 2) заискивать перед кем-либо — и заломить шапку -ухарски надеть шапку набекрень.

Источник