Меню

Система проектирования моделей одежды



КОНСТРУИРУЕМ ОДЕЖДУ

Художественные системы в моделировании одежды

Дизайнеры швейных изделий занимаются созданием одежды широкого ассортимента разнообразного назначения и внешнего вида, что обуславливает необходимость различного подхода к проектированию и моделированию.

Главное требование, предъявляемое к костюму как продукту дизайнерской деятельности, заключается в том, что модели должны обладать не только утилитарными признаками, но и эстетическими , т. е. представлять художественную ценность. Костюм как продукт дизайна становится художественным произведением тогда, когда обладает основным признаком художественной системы — композицией.

Художественная система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) представляет собой множество связанных между собой элементов, образующих определенную целостность, единство.
Художественная система обладает внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством. Она как система отвечает функциональным и конструктивным требованиям.

Процесс проектирования новых моделей одежды предполагает понимание дизайнером различий в художественных системах.

В этой статье представлены варианты художественных систем, выделенных на основании возрастающей степени сложности дизайнерской работы.

Модель — это образец, единичное изделие одежды, обуви, головных уборов, тип, марка какого-либо изделия. Часто под моделью понимают образец, служащий эталоном для серийного производства одежды.

Семейство — группа изделий, в основе кроя которых лежит одна конструктивная основа (чертежи основных деталей изделия — полочки, спинки, рукава). Разработка семейства моделей как подход применяется, прежде всего, в условиях промышленного производства.

Изменяя лишь дополнительные детали (воротники, клапаны, элементы декора, материалы) можно обеспечить быструю сменяемость моделей в технологическом потоке. Это позволяет разнообразить модельный ряд выпускаемой продукции. Основные затраты времени приходятся на разработку конструкторской документации (построение чертежей, моделирование, разработку лекал и градации основных конструктивных деталей). Такой подход позволяет сократить время на разработку и внедрение новых моделей в производство.

Гарнитур — несколько предметов костюма одного стиля и сделанных обычно из одного и того же материала. Например, гарнитур нижнего белья, домашней одежды. Или — к определенным туфлям предлагается определенная сумка, к шапке — шарф и т. п. Разработка предметов костюма в виде гарнитура — это современный подход в дизайне, который позволяет стимулировать покупательский интерес к продукции. Нелегко удержаться от соблазна при покупке, например, обуви и не приобрести идеально подходящую к ней сумку или перчатки.

Комплект — полный набор одежды, составляющий костюм . Подбор нескольких изделий в законченное единое целое. Комплект может состоять из платья и пальто, костюма и пальто, пальто и головного убора. Комплект в отличие от ансамбля — набор предметов, возможно и не связанных стилевым единством, но объединенных ради какой-то цели, утилитарного назначения костюма. Они могут сочетаться по цвету. Иногда комплект — часть ансамбля.

Для продвижения новых моделей на рынке комплект приобретает и другое значение. Особенностью всех модных марок является широкий ассортимент продукции. Одновременно в торговом зале бутика может быть представлено до двадцати тем для всех коллекций. Спрос на определенные темы может зависеть от изменений погоды и праздников. Для поддержания интереса покупателей в торговом зале проводится ременчендайзинг (переоформление торгового зала) не реже одного раза в неделю. В оформление торгового зала входят манекены, на которых формируются комплекты одежды и аксессуаров в виде total look. Total look представляет комплект (иногда ансамбль) одежды, выражающий стиль, образ и идею коллекции. Это такой набор предметов одежды, который одновременно можно надеть на себя. Как правило, total look формируется в пределах одной темы коллекции и задумывается дизайнерами марки изначально. Total look показывает покупателям, как носить одежду данной темы коллекции, видение дизайнера марки. Чтобы самостоятельно создать Total look необходимо следовать законам композиции костюма, т. е. учитывать пропорции, сочетания цветов , выделить главное, расставить акценты, использовать средства выразительности ( контраст, ритм , нюанс , симметрия, асимметрия и т. д.).

Ансамбль (франц. ensemble — целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время) — в моде обозначает сочетание одежды и предметов, дополняющих ее, подобранных как единое художественное целое.

До второй половины 50-х годов прошлого века этот термин использовался лишь в узком смысле «гарнитур» в тех случаях, когда речь шла о гармоничном подборе комплекта, состоящего из одежды, обуви, головного убора и других дополнений, связанных одной общей художественной идеей. Этот смысл слово «ансамбль» имеет и теперь, но так как сейчас одежда в большей степени дифференцируется в зависимости от своего назначения и адресата, то и термин этот обычно используется с уточняющими его определениями. Например, праздничный, нарядный ансамбль — комплект одежды, обуви, украшений и других дополнений, которые позволяют человеку создать художественный образ, соответствующий этой ситуации. Главное в ансамбле — согласованность костюма и определенного человека. Именно ансамбль создает дизайнер для показа моделей и пропаганды нового образа.

Коллекция — несколько моделей одежды различного назначения (от 5-7 предметов одежды у начинающих модельеров до 60-80 моделей у известных кутюрье), которые объединены определенной идеей, отвечают некоторой тематике, часто имеют похожее цветовое решение и созданы для определенного сезона (весна-лето или осень-зима). Различаются авторская дизайнерская коллекция и коллекция определенного Дома моды или фирмы, которая может создаваться несколькими дизайнерами. Коллекции могут быть созданы для двух основных линий — от кутюр и прет-а-порте

Коллекция осень — зима 2011-2012 от Blumarine

Читайте также:  Маркировочная лента для одежды что это такое

Термин «Haute Couture» (от-кутюр) в буквальном переводе с французского означает «высокое шитьё». В наше время под ним понимают создание одежды самого высокого класса и обычно переводят как «высокая мода».

Коллекции прет-а-порте создаются знаменитыми мастерами с целью тиражирования для продажи (от фр. pret -a- porter — готовый к носке).
Выделяют четыре группы моделей готовой одежды:
• серия люкс (тираж 4-5 экземпляров);
• серия высокого качества (тираж 100-200 шт.);
• классическая серия — изделия высокого качества, но серийного производства;
• категория больших серий, не имеющая стандартных ограничений.

Если Вам понравилась статья, воспользуйтесь возможностью получать новую информацию на Вашу электронную почту.

Для этого заполните форму подписки, приведенную ниже.

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

Источник

Общая характеристика и этапы проектирования одежды

В условиях индивидуального производства

Конструирование — это создание конструкции какого-либо предмета, в частности одежды, с разработкой его проекта.

Конструкция — построение, устройство чего-либо. Для одежды это ее детали, их соединение, используемые материалы.

Проект представляет собой замысел, план построения чего-либо, ко­торый оформляется в виде конструкторской документации.

Проектирование в общем смысле — это совокупность (комплекс) ра­бот по созданию нового образца изделия; может включать исследования, расчеты и обоснования, создание эскизов изделий, их моделей в материале, построение чертежей, а также изготовление и испытание опытных образцов.

Проектирование часто сопровождается макетированием, т.е. изготов­лением макета изделия в каком-либо материале. Применительно к одежде макет представляет собой изделие в натуральную величину. Это возмож­но потому, что затраты времени и материалов при изготовлении образца изделия несравнимо меньше, чем, например, при изготовлении макета ав­томобиля или станка. В швейном производстве макетирование называют моделированием.

Таким образом, проектирование одежды включает два последователь­ных этапа:

творческий, к которому относится разработка эскиза будущей мо­дели, а также ее конструкции, включая образец в натуральную ве­личину из заданных материалов;

технический, включающий разработку конструкторско-технологической документации, необходимой для запуска проекта изделия в производство.

С 1971 г. проектирование всех видов изделий промышленного изго­товления производится с учетом требований специальных стандартов в виде Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). ГОСТы ЕСКД определяют этапы проектирования, их содержание, требования к оформлению конструкторской документации.

При изготовлении одежды по индивидуальным заказам населения про­цесс ее конструирования усложняется, а подготовка конструкторской до­кументации исключается или сокращается до минимума по сравнению с массовым производством.

Индивидуальные особенности заказчика учитываются на этапе созда­ния эскиза модели и разработки конструкции изделия. Отсутствуют ста­дии изготовления окончательных лекал, их градация и оформление техни­ческого описания на новую модель одежды.

Проектирование одежды для индивидуального производства может быть организовано на отраслевом уровне и на уровне предприятия-изготовителя. В этом случае конкретный потребитель одежды неизвестен и конструирование женской одежды ведется на фигуры манекенщиц. На­правляющая коллекция включает как остромодные изделия, так и изделия «умеренной» моды текущего сезона. Последние создаются художниками-модельерами с учетом спроса населения и сложившихся условий произ­водства. Организуются показы коллекций для пропаганды моды и для по­вышения квалификации специалистов.

Для знакомства закройщиков со способами получения модных форм в экспериментальных лабораториях разрабатываются перспективные базо­вые конструкции в остромодных вариантах, как правило, одного средне­го размера. В настоящее время в индивидуальном производстве часто применяют раскрой моделей по лекалам базовых конструктивных основ (БКО).

Базовые конструктивные основы создаются на 2 — 3 года с учетом рекомендаций перспективной моды. Эти рекомендации устанавливают ве­личины прибавок на свободное облегание, виды членения и способы фор­мообразования изделий. БКО разрабатывают по каждому виду одежды на различные силуэты, покрои, с учетом половозрастных групп. На них оформляются техническая документация и каталог зарисовок перспектив­ных моделей («папка» художника-модельера).

На предприятиях службы быта может выполняться корректировка кон­туров обмелки БКО применительно к размерным признакам конкретной фигуры. Используются также типовые раскладки деталей БКО. Могут соз­даваться и универсальные базовые конструкции, которые учитывают группу моделей и включают детали с максимальным количеством члене­ний.

После конструкторской и технологической проработки образцов на­правляющей коллекции и обучения специалистов ателье приемам конст­руирования и изготовления новых моделей оформляется техническая до­кументация на БКО. Она включает:

• образцы моделей (эталоны);

• лекала базовых конструктивных основ и отделочных деталей;

• техническое описание модели или группы моделей.

Индивидуальное (оперативное) конструирование изделий осуществ­ляется по заказам населения непосредственно в ателье или домах быта. Исходными данными при этом являются:

• каталоги зарисовок моделей, БКО и «папки» художников, получен­ные из экспериментальных лабораторий, журналы мод;

• размерные признаки заказчика;

• перечень требований, предъявляемых заказчицей к модели;

• свойства конкретных материалов.

Процесс конструирования включает следующие этапы.

1. Фигуру заказчицы изучают по ее внешним данным. Устанавливают
(хотя бы зрительно) некоторые важные при моделировании и конструиро­вании свойства материалов. Заказчице предлагают на выбор несколько эс­кизов моделей и детально обсуждают с ней основные узлы и решения, вы­бирают окончательный вариант модели. Для обеспечения качества работы
в ателье введена должность художника-консультанта.

2.Непосредственно в салоне ателье с участием заказчицы оформляют
паспорт-заказ. В нем содержится краткое описание модели: зарисовка фа­
сонных особенностей, данные о количестве материалов, измерения
фигуры. Обычно на бланке заказа схематически изображают контуры фигуры.

Читайте также:  Пылезащитный чехол для одежды своими руками

3. Производят обмер фигуры заказчицы, строго соблюдая правила об­мера. По его результатам, сравнивая отдельные размерные признаки, ус­танавливают тип фигуры и ее отклонения от типовой.

4. Производят построение чертежа конструкции модели, чаще всего,
используя расчетно-графические методы. Они включают расчет и по­
строение основы конструкции и внесение в нее модельных особенностей в соответствии с эскизом модели. Можно выполнить наколку изделия либо его отдельных узлов или использовать БКО.

5. Осуществляют раскрой основного материала. Раскрой может осуще­ствляться как по первичным шаблонам деталей (без припусков на швы),
так и в результате построения деталей непосредственно на ткани.

6. Выполняют подготовку изделия к первой примерке. Проводят при­-
мерку изделия на фигуре заказчицы. Существуют приемы и правила под­
готовки, проведения примерок и рекомендации по устранению дефектов
конструкции. Изготовление изделий может выполняться с одной или
двумя примерками. Можно использовать специальный жилет и бес-­
примерочный метод.

7. Производят окончательное изготовление изделия, расчет затрат,
сдачу изделия заказчице.

Иногда, например, при разработке новых перспективных конструктив­ных основ в условиях экспериментальной лаборатории на них оформляет­ся конструкторская документация. Ее состав и объем определяются видом оказываемых услуг населению. Это может быть изготовление пар­тии изделий по заказу (униформа, фирменная одежда и т.д.), изготов­ление полуфабрикатов или мелких партий изделий без предваритель­ных заказов.

Состав конструкторской документации в этом случае аналогичен тех­нической документации для массового производства. Он включает:

• образец базовой модели (эталон);

• полный комплект всех видов лекал с учетом их градации по разме­рам и ростам;

• техническое описание базовой модели и ее вариантов.

Одним из перспективных направлений развития процесса конструиро­вания одежды является совмещение раскроя изделий на индивидуальную фигуру с изготовлением их в поточном производстве. В этом случае ис­пользуется безнастильный раскрой с помощью автоматизированных ком­плексов.

Для разработки чертежей конструкций новых моделей изделий, изго­тавливаемых по индивидуальным заказам, чаще всего применяют Единый метод конструирования’ одежды (ЕМКО), разработанный ЦОТШЛ (Центральной опытно-технической швейной лабораторией). Это расчетно-графический метод, который предусматривает два этапа построения кон­струкции. Сначала строится силуэтная основа заданного покроя, а за­тем в Нее вносятся модельные особенности в соответствии с эскизом модели.

Т ребования к женской одежде

Требования к одежде можно разделить на несколько различных по ха­рактеру и содержанию групп. Наиболее важными из них являются требо­вания к одежде как к предмету потребления. Вторая группа требований включает технико-экономические, т.е. требования, учет которых обеспе­чивает изготовление изделия с минимальным расходом материалов и за­трат времени.

Потребительские требования к одежде можно разделить на пять ос­новных групп: функциональные, эстетические, эргономические/ эксплуа­тационные и социальные.

Функциональные требования — это соответствие изделия условиям его эксплуатации. Оно выражается в том, что каждый вид женской одеж­ды по своим размерам, конструкции, используемым материалам должен соответствовать назначению, условиям носки, а также внешнему и внут­реннему облику женщины. Другими словами, для каждого рода деятель­ности и отдыха нужна соответствующая одежда.

В зависимости от назначения женская одежда может быть следующих видов: белье, легкое платье и верхняя одежда. Кроме того, ее различают по времени и месту использования: для торжественных случаев, повсе­дневная и др. По сезону женская одежда делится на зимнюю, внесезон­ную, демисезонную и летнюю, а по используемым материалам — на. одеж­ду из тканей, меха, трикотажа, кожи и др.

По форме, конструкции и композиции женская одежда должна соот­ветствовать возрасту заказчицы.

Эстетические требования — это прежде всего соответствие одежды современным требованиям стиля и обеспечение индивидуальности женщины. В настоящее время в основу стиля положен принцип предельной гармонии между человеком и окружающим его предметным миром. Ос­новную роль при этом играют целесообразность, демократизм, четкость и совершенство линий и форм в одежде.

Одним из важнейших эстетических свойств женской одежды является следование направлению моды. Ежегодно проводятся методические сове­щания и показы направляющих коллекций одежды. Направление моды представляет собой рекомендации по видам одежды, силуэтам и покроям, материалам и отделкам, которые обеспечивают современный стиль раз­личных видов одежды.

Эстетические требования к одежде обеспечиваются хорошей взаимо­увязкой формы, конструкции и материала. Свойствами материала, кото­рые влияют на эстетическое восприятие изделия, являются драпируемость, поверхностная плотность, волокнистый состав, учет оформления поверхности ткани и ее цветового решения. Все эти свойства соотносят с силуэтом и фасоном конкретной модели на конкретную фигуру заказчицы. Безупречный товарный вид одежды достигается, с одной стороны, тщательной разработкой формы, а с другой — точностью и совершенством обработки и отделки изделия. Все открытые для зрительного восприятия элементы модели должны быть четко и точно обработаны.

Эргономика — наука, которая изучает условия труда и быта человека с целью создания комфортных условий его деятельности. Следование реко­мендациям этой науки при проектировании женской одежды обеспечивает эргономические требования к ней.

От одежды в процессе эксплуатации требуется, чтобы она была не только красива и прочна, но и удобна. Это обеспечит хорошее настроение и самочувствие человека в бытовой одежде, а также безопасный труд в производственной одежде.

Эргономические требования предполагают:

• соответствие изделия антропометрическим характеристикам данной
фигуры, т.е. ее размерным признакам;

• целесообразные размеры изделия и его отдельных частей. Громозд­кие вещи неудобны, некрасивы, мешают в работе и отдыхе. Одежда по размеру меньше требуемой ограничивает и затрудняет движе­ния. Чтобы женская одежда не стесняла свободы дыхания и движе­ния, при выборе прибавок на свободное облегание необходимо учи­тывать изменения размеров тела женщины в динамике. Установлены покрои, которые являются наиболее эргономичными;

Читайте также:  Фигура для технического рисунка одежды

• удобство одежды в пользовании достигается и рациональным расположением застежки, карманов, наличием разрезов, складок, вырезом горловины и другими элементами в одежде;

• одежда должна быть легкой, хорошо сниматься и надеваться.

К группе эргономических требований к одежде относятся и ее гигие­нические свойства. Одежда служит для создания и поддержания ком­фортных условий для жизнедеятельности организма. В то же время одеж­да является надежным средством защиты от неблагоприятных воздей­ствий внешней среды (холода, влаги, действия солнечной радиации , и др.).

По мнению гигиенистов, температура воздуха под одеждой должна быть близкой к 33 °С, допустимое содержание углекислого газа — 0,08 %, влажность воздуха — 20 — 40 %; должно обеспечиваться тепловое равнове­сие организма женщины и окружающей среды.

Кроме того, одежда — это барьер, который предохраняет организм от высоких и низких температур.

В климатических условиях нашей страны важное значение имеют теп­лозащитные функции отдельных видов женской одежды. Так, при проек­тировании спецодежды можно рассчитать величину ее теплового сопро­тивления с учетом температуры атмосферного воздуха, скорости ветра, энергозатрат человека и времени пребывания его в заданных условиях. Установлено, что на теплозащитные свойства одежды большое влияние оказывают толщина пакета (состав слоев) и конструкция изделия. Особен­но важны покрой, силуэт модели, а также вид застежки и использование специальных защитных элементов (капюшоны, напульсники по низу рука­ва, пояс по талии и др.). Большое влияние на теплозащитные свойства из­делия оказывают теплофизические свойства материалов.

Для сохранения комфортного микроклимата в одежде ее конструкция и используемые материалы должны обеспечивать достаточную вентилируемость пододежного слоя воздуха. Это достигается такими свойствами ма­териалов, как воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость. Можно улучшить своевременное удаление выделяемой кожей вла­ги и углекислоты за счет проектирования отлетных кокеток, отверстий под рукавом, стежки изделий из материалов с покрытиями.

Следует отметить, что гигиенические свойства одежды зависят от за-грязняемости тканей. Меньше загрязняются шерстяные ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудностирающихся материалов следует избе­гать сложных швов и карманов, сборок и других элементов.

На самочувствие человека в одежде влияет и масса (вес) одежды. При увеличенной массе верхней одежды появляется усталость, снижается ра­ботоспособность. Масса верхней женской одежды снижается за счет ис­пользования легких утепляющих материалов и облегченных тканей.

Одежда для лета должна защищать тело от теплового и химического воздействия солнечных лучей, но должна пропускать инфракрасные излу­чения тела (гладкая и светлая поверхность ткани).

Любое изделие для человека, в том числе и одежда, должно обладать необходимой прочностью и формоустойчивостью при эксплуатации (эксплуатационные требования).

Прочность оценивается способностью одежды оказывать достаточное сопротивление усилиям, действующим на детали и их соединения. Вели­чина нагрузки зависит от телосложения женщины, вида движений и при­бавок на свободное облегание. Максимальные нагрузки испытывают уча­стки одежды в области ягодиц, лопаток, полочки в области карманов, ру­кав — по локтю. Прочность одежды определяется прочностью материалов и швов.

Хорошее сохранение внешнего вида изделия обеспечивается несми-наемостью материалов, стойкостью тканей к раздвижке нитей, жестко­стью пакетов одежды. Для создания и сохранения формы изделия на от­дельных его участках используются прокладки, специальные пропитки, учитывается направление нитей основы в деталях при раскрое материалов.

Социальные требования к одежде выражаются в конкурентоспособ­ности изделий. Это особенно важно для индивидуального пошива. Одним из непременных условий здесь является оригинальность и неповторимость каждого изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы.

Технико-экономические требования к одежде, изготавливаемой в ус­ловиях индивидуального производства, определяются прежде всего его
технической базой. Однако уменьшение затрат времени и материалов при
изготовлении конкретной модели может быть обеспечено и при разработ­ке так называемых технологичных конструкций за счет следующих эле­ментов:

• уменьшения припусков на подгонку изделий на фигуре благодаря тщательному обмеру фигуры, учету свойств материалов, точности метода построения и правильности конструктивного моделирования;

• использования типовых (базовых) основ при разработке новых мо­делей, в частности при выпуске полуфабрикатов или изделий в виде серий моделей на типовые фигуры в условиях индивидуального производства;

• использование (по возможности) цельнокроеных деталей (цельнокроеный с полочкой подборт, манжеты на сгиб и др.);

• использования унифицированных форм и размеров производных деталей (подкладка, прокладки, прикладные детали некоторых кар­манов, пояса, манжеты для некоторых видов одежды и др). Такие детали предварительно отбираются и разрабатываются их лекала по группам размеров;

• использования специальной тесьмы для окантовки срезов, вешалок и других готовых элементов;

• рационального членения деталей подкладки в зависимости от по­кроя изделия.

Кроме обеспечения технологичности конструкций в условиях изготов­ления изделий по индивидуальным заказам необходимо учитывать требо­вания к технологии их пошива и отделки. Должны тщательно соблюдаться основы технологии поузловой обработки и соответствие современному — уровню техники, технологии и организации производства.

Экономические требования включают экономию материалов и уменьше­ние трудоемкости обработки изделий для снижения их себестоимости, определяют доступность изделий для потребителя при их высоком качестве.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1958 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник