Меню

Сочинение про казахскую одежду



Казахская национальная одежда

Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

Из мехов и шкур шили шубы, нагольных тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Пользовались в основном шкурами домашнего скота, козьими, жеребячьими, коровьими, овечьими, Снятую шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком (айраном), смешанным с отрубями или мукой, ‘иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром (куртом). Потом шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня обмывали ее и укладывали в крепко подсоленную воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.

Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони и др., красный – из корня растения уйран бояу, оранжевый – из сушеных корок граната.

Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.

Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, еще в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать. Остальная масса казахов довольствовалась меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.

По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.

В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.)

Женская одежда и головные уборы

Койлек (рубаха-платье) – древнейший вид нательной женской одежды туникообразного покроя (рис. 1). Позднее под койлек стали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже – с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками. Рубаху-платье шили из разных тканей: для повседневной носки из дешевых, праздничную – из дорогих . Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам и низу пришивали два-три ряда оборок.

К концу ХIХ в. возник новый покрой платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по прежнему туникообразным в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки, Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями.

В начале ХХ в. в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев. По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по-старому – платья для пожилых и повседневные.

Камзол (кемзал) – легкая распашная одежда,сшитая по фигуре с сширяющимися книзу полами В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал (с
короткйм рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом. Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничные камзолы, украшенные вышивкой, позументом, покрой, без шва на плечах. От проймы в боковые швы вшивали треугольные клинья, сильно расширявшие низ изделия. К середине Х1Х в. этот покрой постепенно сменился на новый, где плечо скашивалось, а в связи с этим изменялись конструкция полочек и спинки.

Штаны. В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотных хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (далбар). Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии их укрепляли при помощи шнура продернутого подгиб, пришитый к поясу.

Шапан. Старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами . Для теплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразные халаты имели открытый ворот, а более поздние отложной воротник. Праздничный шапан шили, как правило, из дорогой ткани, иногда украшали позументом, вышивкой и полосками меха. Нарядные, богато
украшенные халаты сохранялись как обрядовая свадебная одежда.

Свадебный халат являлся обязательной частью приданого невесты и готовился заранее. Его делали из дорогой ткани (плиса, сукна, бархата, атласа, шелка), чаще красного цвета, реже – из черного или полосатого среднеазиатского шелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с открытым воротом, без воротника и с длинными рукавами. На юге и востоке его набрасывали на голову, в других местах – на плечи. В Семиречье к началу ХХ-го века этот обычай был отменён. Свадебный халат там надевала женщина которой поручалось пригласить гостей на свадьбу (той). В нем она ездила по аулу.

Читайте также:  Сказочная одежда для девушек

Купе — теплая женская зимняя одежда чаще всего на лисьем меху особой популярностью пользовался мех из лисьих лапок. Использовались также мерлушки, реже козлиные шкуры. Богатые женщины шили шубы из меха выдры или других ценных пушных зверей. Для верха брали яркую дорогую ткань, но применяли и сатин, хлопчатобумажные ткани. По краям изнутри купе подшивалась полоской ткани, а снаружи часто окаймлялась мехом лисицы или выдры. Иногда ее украшали полосками бархата или позумента.

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке- пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Особое внимание заслуживает головной убор казахской невесты — саукеле, представляющий высокую ( около 70 см ) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.

Обязательным — дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого убора несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей: нижней – кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани.

Большая часть украшений у казашек были тесно связаны с одеждой и головными уборами, но часть их играла самостоятельную роль . Виды украшений зависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил. Некоторые из них были характерны для определенных территориальных групп населения.

Одежда и головные уборы мужчин

Мужская одежда состояла из следующих частей: распашной нательной рубашки (жейде), сменившейся в Х1Х в. не распашной сорочкой туникообразного покроя с отложным воротником; нижних штанов – из легкой ткани и верхних – из сукна, замши, овчины или плотных хлопчатобумажных тканей. Более зажиточные изготавливали верхние штаны из замши или бархата с вышивкой . Как и в женской одежде, легкой верхней одеждой были камзолы с рукавами или без них, чаще с закрытым воротом и стоячим воротником. Основным видом верхней одежды был халат (шапан).

У казахов был широко распространен обычай дарить халаты. Отсюда – богатство их орнаментации, часто игравшей роль оберега. В мужской одежде, так же как и в женской, социальные различия проявлялись в материале, качестве изготовления, отделке. Богатые казахи, чтобы подчеркнуть свое превосходство, в любую погоду носили сразу несколько шапанов. Снизу – попроще, сверху – дорогие. Теплая мужская одежда была однотипна: купе из простеганной верблюжьей или овечьей шерсти, овчинный тулуп (тон) и крытая шуба (ишык). Повсеместно носили плащи из домотканного сукна. Обязательной частью мужской одежды были пояса из кожи или ткани, а у более богатых – из бархата и шелка.

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавно украшались вышивкой, узорными строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха. В старину мужская и женская обувь не отличалась друг от друга. Это были сапоги, различающиеся по сезонам. Были отличия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще всего носила сапоги на высоких (до 6 – 8 см) каблуках, пожилые – на низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были легкие бес каблучные сапожки – ичиги (меси), обтягивающие ноги. На них надевали кожаные калоши – кебис, которые снимали при входе в дом.

Казахский народный орнамент в быту и одежде.

Многие предметы казахской национальной одежды украшались орнаментом. Это объясняется тем, что до революции у казахского народа не были развиты такие виды изобразительного искусства, как живопись, графика и скульптура. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, который наносили узор, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся.

Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные форма флоры и фауны. Наиболее распространенными из них были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и др.

Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый – радость, счастье, желтый – знание, мудрость, красный – огонь, солнце, зеленый – юность, весну, черный – землю.

Например у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в орнаментальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех, родственников и друзей на пир, называемый той.

Читайте также:  Оптовые поставки одежды сток

Всем видам казахского орнамента свойственны общие характерные черты: равновесие между плоскостью, занимаемой фоном и узором, симметричное расположение по вертикальным осям, контурная четкость рисунка, контрастная гамма красок. Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов.Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима.

Источник

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА В ЖИЗНИ КАЗАХСКОГО НАРОДА (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнебаяновская основная общеобразовательная школа

Карасукского района Новосибирской области

национальная одежда в жизни казахского народа

Выполнила: Досжанова Мадина(02.06.1999г.р.),

МБОУ Нижнебаяновской ООШ,

Досжанов Руслан Маратович,

МБОУ Нижнебаяновской ООШ

I . Основная часть

1.1. История казахской национальной одежды……………………………5

1.2. Особенности национального костюма казахов ……………………….6

II . Практическая часть

2.2. Результаты анкетирования………………………………………………13

2.3. Изготовление женского головного убора «Такия»……………………. 17

Тема моей работы «Национальная одежда в жизни казахского народа» выбрана не случайно. Я живу в ауле Нижнебаяновский Карасукского района Новосибирской области, где проживают в основном жители казахской национальности. Люди из нашего аула очень трепетно относятся к своим корням и традициям. Мы живем очень дружно.

На внеурочных мероприятиях, кружках «Фольклорный», «Умелые руки» мы знакомимся с традициями и обычаями казахского народа. Я заметила, что у женщин и мужчин много разных видов головных уборов, верхней одежды.

Мне стало интересно, чем отличается мужской и женский национальный костюм, я решила провести исследование.

Актуальность темы обусловлена:
— стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем.
— передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального казахского костюма.

Цель работы — исследовать историю и разнообразие национального костюма казахов.

— изучить литературу по теме исследования;

— выявить особенности национального костюма казахов;

— встретиться со старожилами аула Нижнебаяновский и записать их воспоминания об одежде родителей, бабушек, прабабушек.

— провести анкетирование по данной теме среди обучающихся 2-9-х классов.

Предмет исследования: казахский национальный костюм.

Из поставленных задач определилась гипотеза: если знать особенности национальной одежды, то можно определить ее назначение.

— метод приобретения фактического материала (опрос, изучение литературных источников, сбор фактического материала, анкетирование);

— метод переработки фактического материала (анализ и синтез);

— метод рационального изложения результатов.

Изучение и анализ литературы;

Составление письменной и практической работы по теме исследования;

Подведение итогов исследования;

Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа

Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках технологии, кружков, истории.

История казахской национальной одежды

Обычаи и традиции казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На них оказали влияние многочисленные факторы, но главным образом, это и кочевой образ жизни казахов, и мусульманская религия.

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.

В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много — постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения .

С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно.

Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима .

1.2. Особенности национального костюма казахов

В казахской национальной одежде сохранились древние традиции, связанные с этноисторическими, экономическими и социальными особенностями. Она подразделяется на: бас ки i м – головные уборы, иыктык ки i м – одежда, одеваемая на плечи, белд i к ки i м – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк ки i м – обувь.

Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная и летняя. В соответствии с возрастными и половыми особенностями одежда подразделяется на: одежду для младенцев (распашонка, чепчик), детскую одежду (шапка, рубашка, штаны, сапоги, чапан), юношескую одежду (тюбетейка, рубашка, сапоги, штаны), девичью одежду (платье с воланами, жакетка, тюбетейка), одежду невесты (саукеле, фата), одежду жениха, молодого парня, женщины среднего возраста, женщины пожилого возраста (кимешек, жаулык – национальные женские головные уборы, камзол, ичиги, безрукавка), одежду для пожилых людей (чапан, бешмет, дамбалы, ичиги, ватные штаны, белая рубаха) .

О женской одежде нам рассказала Досжанова Кульзипа Каратеевна, год рождения1953

Интересны рассказы моей бабушки об обычаях, об обрядах, о праздниках, которые любят и встречают казахский народ очень весело, с песнями, танцами и угощениями.

«У моей мамы одежда была повседневная и нарядная», — так начала свои воспоминания Кульзипа Каратеевна. Женщины повседневно носили рубаху «койлек», штаны, камзол (одежда типа халатов). Девушки предпочитали красные или пестрые ткани.

Читайте также:  Моды для симс 4 ривердейл одежда

Покрой платья состоял из лифа в ширину одного полотнища, сохранившего прежнюю туникооб р азную форму, к нему пришивали очень широкую юбку в сборку или складку по шву, а подол завершался широким воланом. Оборочками иногда украшали и концы узких рукавов.

Особенно красивым был свадебный наряд невесты. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями.

Мужской казахский костюм

Рассказывает Досжанов Марат Турганбаевич, год рождения 1942

Раньше по одежде можно определить возраст человека, богат он или беден. Одежду на человека старшего возраста кроили широкого покроя с меньшим количеством узоров. Одежду же парней и шили красивее.

Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов.

Одним из главных предметов одежды казаха был шапан — просторный длинный. Шапан шили из разнообразных тканей, легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба богатых казахов.

Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
Из меха и шкуры животных шили шубы, нагольные тулупы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду.

Вывод: Народная одежда казахов отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными, климатическими условиями. При пошиве одежды учитывался возраст человека, социальное положение.

Казахи шили одежду так, чтобы она не причиняла неудобств. Учитывались погодные условия. Для народа, носившего такую одежду, был не страшен сильный мороз или зной, ветер или засуха, так как вещи были прочными, удобными, практичными и красивыми.

Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у жителей нашего аула. Но в основном праздничные варианты одежды, повседневную одежду носят только пожилые люди.

Казахские головные уборы

Вспоминает старейшая жительница аула Нижнебаяновский Султанова Каду, год рождения 1916

Апа (бабушка) Каду мне показала головной убор — такия (тюбетейка), которую сшила своей внучке Дание на праздник Наурыз (праздник весеннего равноденствия).

Такия(тюбетейка) — легкий женский головной убор.Бывают разные по форме .Шьют из однотонного материала .Сначала выкройку шили из плотного материала ,а затем готовую основу обшивали красивой тканью.

Такия украшают узором, разным бисером ,драгоценными камнями и совиным пером .По поверьям , чем больше украшений на такия , тем лучше девочка защищена от сглаза и злых духов .Такие головные уборы девочки носили с детства до замужества.

И еще апа рассказала, что раньше невесткам одевали головной убор, который называется саукеле . Меня еще больше заинтересовала эта тема, и я начал искать информацию в интернете.

Саукеле — головной убор невесты. Его шьют в приданое девушке из белого войлока или из дорогой ткани. Края саукеле обшивают дорогим мехом соболя или норки –это знак достатка и богатства. Так же как и такия, саукеле украшается драгоценными камнями , разноцветными узорами. На макушку пришивается желек(платок).В саукеле невеста уезжает в дом будущего мужа. Саукеле на голову дочери одевала мать. Она снимала с головы дочери такия и одевала саукеле , тем самым благословляя ее на новую жизнь. Саукеле носили только по праздникам. Среди всех женских головных уборов саукеле считается самым красивым и дорогим.В начале 20 века самый красивый саукеле оценивался в 1-2 тысячи серебряных рублей или стоимостью 100 лошадей.

В саукеле заниматься повседневной работой было неудобно,поэтому для удобства невестка носила желек (платок).Носить желек невестке означало , что она является хранительницей очага. И еще одной причиной для ношения желек являлось то, что в чужом ауле , среди чужого народа новый человек всегда подвергался испытаниям. Всегда обращали внимание как она ходит. как разговаривает, как справляется с домашней работой. Невестка должна была знать и помнить об этом и вести себя соответственно.

Кроме такия и саукеле существует еще два вида головного убора. Это кимешек и жаулык.

Кимешек .Этот головной убор невестка шьет сама. Ей помогают выкроить кимешек, а все остальное она делает сама. Края кимешек вышивались разноцветными узорами. Для узора цвета выбирали исходя из возраста. Молодые невестки выбирали яркие, красочные цвета, а более взрослые — зеленый, коричневый цвета.

Кимешек предназначен для женщин, готовящихся стать матерью. С молодой матери снимали желек и одевали кимешек. Это была еще одна новая стадия в жизни молодой невестки — теперь она мать. Кимешек также как и саукеле является священным головным убором. Он олицетворяет символ чистоты, важной как для матери так и для ребенка, которые жили, росли в условиях кочевого образа жизни. Кимешек прикрывал грудь женщины. Он был удобен при кормлении, поскольку скрывал грудь женщины от посторонних глаз. Обнажать часть тела при посторонних считалось невоспитанностью, позором. Также кимешек скрывал волосы женщины, не давая им высвободиться наружу, что тоже являлось примером чистоты. Таким образом, кимешек не только прикрывал голову , но и грудь от пыли, ветра, придавал женщине особую красоту.

Жаулык -женский головной убор, которые женщины носили в преклонном возрасте.От кимешек он отличался тем , что поверх кимешек был приспособлен еще туймек(тюрбан).Края жаулык украшали неяркими ,неброскими узорами .Этот головной убор считался символом уважения не только к женщине, а к женщине — матери которая родила, вырастила , воспитала детей.

Вывод: Некоторые виды головных уборов женщин казахской национальности встречаются до сих пор в нашем ауле. Я присутствовала на мусульманском празднике Курбан-Айт, где наблюдала, что женщины среднего возраста носят желек, а бабушки носят жаулык. Все было очень красиво, изящно и необычно. Это говорит о том, что традиция ношения головных уборов сохранилась до настоящего времени.

Я провела анкетирование среди учащихся 2 – 9 классов (всего18 учащихся) с целью выявления знаний о роли и функции казахской национальной одежды.

Анкета «Роль казахской национальной одежды»

Какие виды казахской национальной одежды ты знаешь?

Знаешь ли ты историю пошива казахской национальной одежды?

Знаешь ли ты из каких материалов шьют казахскую национальную одежду?

Знаешь ли ты функции казахской национальной одежды?

Назови особенности казахской национальной одежды.

2.2 Результаты анкетирования «Роль казахской национальной одежды»

Таблица 1- Результаты анкетирования

Какие виды казахской национальной одежды ты знаешь?

Источник