Меню

Традиционная одежда финнов 19 века



Одежда скандинавов. Финляндия

Традиционный женский костюм, который вышел из повседневного употребления в 19 веке, состоял из юбки (как правило полосатой или клетчатой), кофты или лифа-безрукавки, передника. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец. В женской одежде преобладал красный цвет.
Мужской костюм включал короткие (до колен) штаны, рубаху, разнообразные жилеты и куртки, кафтаны.
Современный вариант женского традиционного костюма:

Финский национальный костюм

Современный вид «Финского национального костюма» представляет собой точную копию праздничного одеяния, которое обычно носили в 18-ых и 19-ых столетиях. Они показывают навык своих производителей и были расценены как драгоценное имущество. Национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья, фешенебельными в своё время. Народные костюмы — в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм.
Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) — типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой «тыккимыссы», и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский костюм.
Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов — не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.

Основа традиционной одежды и женского и мужского костюма саами (лопарей) — прямая холщовая или суконная (у мужчин иногда ситцевая) рубаха. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом с крепившимися к нему ножнами. Мужские штаны шили из сукна или оленьей кожи. Для женского костюма была характерна пестрая юбка на лямках. Зимняя одежда саами (пэск или печок) шуба из оленьих шкур со стоячим воротником, стягивающимися ремешками, мехом наружу. Зимние головные уборы — суконные шапки на меху, летний женский головной убор — шамшура, сходная с русским кокошником. Девушки носили перевязь в форме полого цилиндра. Традиционная женская одежда и головные уборы как правило, украшались тесьмой, бисером, кусочками сукна, перламутром. Традиционная обувь саами — низкая из кожи или меха с обкручивающимися вокруг ноги ремешками, а также высокие меховые сапоги с загнутыми носами.

Саам в традиционной одежде:

Источник

Ингерманландский народный костюм

Говоря о национальном костюме ингерманландских финнов, мы говорим, в первую очередь, о женском костюме. Мужской костюм тоже, безусловно, существовал, но вышел из повседневного ношения гораздо раньше, чем женский. Причин тому много — мужская одежда больше склонна к унификации, стремление «угнаться» за городской модой Петербурга (будучи зажиточными крестьянами, финны могли себе это позволить), а также, видимо, и то, что мужчины чаще имели дело с горожанами, чем женщины. Женщины в ингерманландских семьях все-таки чаще занимались хозяйством и домом, а мода в ингерманландской деревне была, безусловно, своя. К костюму относились с трепетом, носили его с гордостью. Самую нарядную рубаху и передник берегли для особых случаев. Оно и понятно — соткать полосатую ткань для юбки или вышить рекко по всем правилам было делом непростым.

Выделяют 2 типа национальных костюмов ингерманландских финнов: рекко-костюм (костюм эвремейсов) и костюм с жилетом (костюм савакко, он же в некоторых источниках — лютеранский финский костюм). Первый — с украшением «рекко» — является более архаичным, более древним. Этот костюм носили, в основном, выходцы из Южной Карелии. Подобный костюм существовал во многих финских (финляндских) приходах на Карельском перешейке. В Ингерманландии такие костюмы носили эвремейсы (условно — выходцы из Äyräpää) на территориях приходов Туутари, Тюрё, Скворицы в центральной части, и на севере в Лемпаала, Мииккулайнен, Вуоле, Токсово. Финны-саваккот (условно — выходцы из провинции Саво) чаще носили более современный костюм — юбка, рубашка и жилет. Такой костюм был популярен не только в Ингерманландии, но и в Финляндии, поэтому его часто называют «финский лютеранский костюм». Их внешний вид различался в разных областях и приходах.

Что же такое «рекко»? Рекко — это, в первую очередь, центральная вышивка на груди рубашки и особая сборка ткани посередине, а также название всей рубашки целиком (rekkopaita). Рубашка шилась из прямоугольных кусков полотна по четким правилам. Изначально, вышивка осуществлялась прямо по сборкам ткани, закрепляя эту часть рекко. Вышивальные нити справа оставляли с запасом, чтобы в дальнейшем из них получилась характерная полосатая бахрома сбоку от вышивки. В нынешнее время вышивку делают на отдельном куске ткани, который нашивается поверх готовой рубашки, тем не менее, всё так же пришивая сбоку бахрому, мы имитируем тот первоначальный метод вышивания рекко (см. фотографию ниже).

Рекко-костюм считается более красивым по сравнению с другими костюмами. Даже в Финляндии, куда образцы костюма из Туутари попали вместе с вынужденными переселенцами начала и середины ХХ века, этот костюм считается самым красивым из всех финских костюмов и весьма популярен у жительниц разных областей Финляндии, хотя они порой не знают, где находится Туутари и, более того, считают Туутари и Туутери разными населенными пунктами (на самом деле, это одно и то же место). В частности, костюм Туутари можно купить в любой уважающей себя мастерской по пошиву национальных костюмов, каких в Финляндии немало. Впрочем, стоит он больших денег, поэтому не каждая женщина может себе его позволить. В классификации костюмы Туутари и Туутери, всё же, несколько различаются: костюм Туутари основан на старой версии костюма (в частности, сарафана), в то время как Туутери — более современная, обновлённая версия.

На ворот рядом с рекко крепили традиционное украшение — кованную фибулу. С рубашкой «рекко» носили сарафан (в южных районах) или юбку (на севере). В праздничные дни надевали белый или полосатый передник с вышивкой или кружевом. По подолу юбки часто шла красная окантовка, но могла быть и пестрая лента, вытканная на бердо или на дощечках. На бердо или дощечках делался также и традиционный тканый пояс — vironvyö (дословно — эстонский ремень).

Что касается костюма саваккот, где использовалась юбка и жилет, то юбка могла быть однотонная, полосатая или клетчатая, в зависимости от местности. Ткань использовалась шерстяная (сукно). Жилет мог быть черного или другого цвета, например, красного или синего. Жители деревень прихода Keltto считались зажиточными, поэтому женщины этих деревень украшали свои жилеты широким шелковым кантом. Жительницы деревни Куйвары использовали для юбки, жилета и передника клетчатую ткань — интересно, что для костюма они ткали ткани одинаковой расцветки, но различного рисунка — например, крупная клетка сочеталась с мелкой клеткой того же цвета.

Читайте также:  Виды штанг для одежды

Зимой носили овчинные тулупы — turkki. Из верхней одежды также стоит отметить кафтаны — viitta. Естественно, носили вязанные варежки с традиционными узорами — kintaat, rukkaset. Сапоги и кожаные женские ботиночки (lipokkat, kotit) иногда имели загнутый нос. На голове девушки-äyrämöiset носили украшение сяппели (сеппели). В северных районах носили на лбу хунту — маленький круглый головной убор, больше похожий на заколку. Хунту крепился на специальное приспособление под названием sykeröt. В некоторых приходах головной платок также назывался huntu, хоть и не имел той специфической формы, как хунту в северных приходах. Такой платок завязывался особым образом (способ завязывания зависит от прихода). Православные замужние женщины носили головной убор sorokka (harakka), похожий на ижорский sappana. Повсеместно носили чепцы lakki (korkki), а также могли надевать платок, шляпку или капор по моде своего времени.

Источник

Народная одежда финнов Выборгской губернии XIX век 2008. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемНиколай Вуколов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Народная одежда финнов Выборгской губернии XIX век 2008.» — Транскрипт:

1 Народная одежда финнов Выборгской губернии XIX век 2008

2 Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов. Народная одежда финнов

3 Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Комплекс девичьей и женской нар. одежды финнов-эвримейсет Женская народная одежда, Пюхяярви Народная одежда финнов

4 Мужская нар. одежда, Яскис Женская народная одежда, Сент-Антреа Комплекс девичьей и женской народной одежды Народная одежда финнов

5 В XIX веке перестали бытовать или подвергались значительным изменениям многие характерные типы традиционной финской одежды. Женская народная одежда, Яскис Мужская народная одежда, Яскис Народная одежда финнов

6 На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Ее заменили городские виды костюма и переходные формы одежды, сложившиеся под влиянием городской моды. Женская народная одежда, Виипури Женская народная одежда, Койвисто Народная одежда финнов

7 Женская народная одежда, Саккола Девичья народная одежда, Каукола Народная одежда финнов

8 Мужская народная одежда, Каукола Комплекс девичьей и женской народной одежды, Койвисто Народная одежда финнов

9 Женская народная одежда, Койвисто Девичья народная одежда, о. Сескар В настоящее время народная одежда сохраняется и используется в праздничной культуре финнов, в выступлениях фольклорных ансамблей, театрализованных представлениях, спектаклях. Народная одежда финнов

10 Источник информации: Народная одежда финнов Выборгской губернии. XIX век. Из наследия: Комплект открыток/ Авторы- составители Д.А. Горб, И.П. Рыжова. – СПб, Народная одежда финнов

Источник

Народный костюм Финляндии

Финляндия — одна из стран Скандинавского полуострова, расположенного на северо-западе Европы. Ее жители финны — суомалайсет, или просто суоми, принадлежат к финно-угорской группе народов. Финская народность сформировалась к VIII в. из племен суоми, хяме, саво, карел и саамов. В XII в. финны были завоеваны Швецией, до 1809 г. государство входило в состав Шведского королевства. После Русско-шведской войны больше 100 лет Финляндское княжество входило в состав Российской империи и только в 1917 г. обрело независимость. В результате культура финнов и их традиционная одежда были во многом подвержены влиянию других народов: на западе — шведов, а на востоке — карел.

Женский костюм

Белые блузы финок западной части страны были закрытыми, имели ворот-оборку и длинные рукава. Из-за сурового климата финки шили теплые юбки из плотных шерстяных тканей. Полоски были их излюбленным узором, они могли быть любых цветовых сочетаний и ширины, но обязательно вертикальными. Сверху надевали белый или полосатый фартук. Безрукавный корсаж-лиф лииви с узкими лямками, глубоким вырезом и шнуровкой (или застегнутый на многочисленные мелкие серебряные пуговки) всегда был однотонным. В восточных финских ляни (губерниях) женский костюм состоял из вышитой рубахи реккопайта; черной или синей, часто плиссированной юбки; богато украшенного вышивкой и кружевом корсажа; полосатого фартука (на нем полосы располагались горизонтально). Верхней одеждой служил жакет из темной шерстяной ткани. Подвесной карман — модный элемент из кожи или холста, покрытый традиционной вышивкой и уже знакомый нам по костюму шведов, подвешивали к поясу на тонком шерстяном шнурке. Кроме него к поясу подвешивали ножичек, ножницы, а если женщина замужем, еще и ключ. Головные уборы. Девушки часто просто повязывали на голову повязку из лент, оставляя их длинные концы висеть за спиной, или носили маленькие чепцы в форме рога. Женскими головными уборами были льняные чепцы тану и шелковые — тыккимыссы. На востоке, в Карьяла, православные женщины носили харрака (аналогичные русской сороке), а лютеранки — полотенчатые хунту, под которыми собирали волосы в своеобразный жгут.

Мужской костюм

Мужской костюм финнов, в отличие от женского, был менее разнообразен. Как уже говорилось, он испытал явное влияние шведского народного костюма: бриджи; короткая, в тон, куртка; двубортный жилет, застегивающийся на два ряда мелких латунных пуговиц (по праздникам вместо них нашивали серебряные); широкополая шляпа или обтягивающая голову ермолка. В Мунсале вместо бриджей носили длинные брюки, а на голову надевали фуражку с козырьком. В целом в мужском костюме преобладали темные цвета. Любовь же финнов к полосатым тканям выражалась в декоре жилетов.

Пояс. Мужские пояса сильно отличались от женских. Их изготовляли из кожи и украшали серебряными клепками, блочками и пластинками с кольцами для подвешивания необходимых для любого финна аксессуаров: прежде всего ножа в ножнах и подвесного кармана для денег.

Украшения

Форма ювелирных изделий финнов во многом заимствована у их древних предков — викингов. Вырез мужской рубахи или женской блузы с пышными длинными рукавами обязательно украшали круглой серебряной брошью или (у женщин) ожерельем — цепочкой с филигранным кулоном.

Обувь

Небогатые финны (и мужчины, и женщины), не имевшие в своем гардеробе нарядных туфель, придавали праздничный вид повседневным черным туфлям при помощи серебряных пряжек, которые бережно хранили для выходного костюма. Шерстяные чулкигольфы обычно были белого цвета, реже — красного.

Источник

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОСТЮМ ИНГЕРМАНЛАНДСКИХ ФИННОВ

Автор статьи Конькова О.И.

Мужская одежда

Мужской костюм у всех ингерманландских финнов был схож (см. цветные иллюстрации IX, Х и XII) . Лишь в отдалённых деревнях Северной Ингерманландии и по берегам нижнего течения реки Луги дольше сохранялась старинная белая одежда. Мужчины носили летом полотняные, зимой — суконные штаны хоусут ( housut ). Рубаха пайта ( paita ), сшитая из небелёного или белого холста, имела прямой разрез на груди и застегивалась на одну пуговицу или на завязки. У финнов, живущих по берегам реки Луги, рубаха могла быть украшена вышивкой понизу и на груди.

Верхней одеждой у финнов слу­жили белые, серые, коричневые или синие длинные суконные кафтаны виитта ( viitta ), сшитые в талию, с клиньями, расши­ряющимися от пояса. Тёплой одеждой была поддёвка поттиэкка (ро ttiekka ) и овчинная шу­ба туркки ( turkki ). Финны-эурямёйсет особенно долго сохраняли старинные шляпы ляаппя или лияппя ( l ää pp ä, li ä pp ä ), похожие на шляпы питерских извозчиков. Эти широкополые шляпы с невысокой тульей делали из войлока чёрного, серого или коричневого цвета, и украшали шёлковой или бархатной лентой с пряжками из олова или серебра. Финны-савакот с конца XIX века стали носить городские фуражки и кепки. Обувь обычно была кожаная, домашнего изготовления – уулаттисааппаат ( uulattisaappaat ), но носили и высокие покупные сапоги. Это считалось признаком богатства владельца, и часто на ингерманландских дорогах можно было встретить босого финна, несущего сапоги за спиной и одевавшего их только при входе в деревню или город.

Женская одежда

Народная одежда ингерманландских финок была невероятно красива, красочна и разнообразна. Она неизменно вызывала восхищение у всех, кто когда-либо видел её. Известный исследователь фольклора Ф.А. Саксбек во время свой поездки по Ингерманландии писал в своём путевом дневнике: «Приятно было утром на Троицу видеть женщин, сидящих на церковной горе. Там были белые, красные и синие краски, словно цветы на поле».

Изготовление одежды, особенно праздничной, требовало от мастерицы большого знания, значительного времени, огромного искусства и точного глаза. Ингерманландские финки шили свою одежду, в основном, весной, когда дни становились светлее, а до посевных работ ещё оставалось время.

Кроме главного разделения женского костюма на одежду финок-эурямёйсет и финок-савакот, почти в каждом приходе были свои отличия и цветовые предпочтения, формы кроя и любимые орнаменты вышивок.

Читайте также:  Зимняя одежда для солидных мужчин

Одежда финок-эурямёйсет

Одежда финок-эурямёйсет признавалась самой нарядной в Ингерманландии. Она сохранила многие древние черты костюма Карельского перешейка и поэтому отличалась сложным старинным покроем и большим количеством вышитых элементов. Петербургская финская газета Pietarin Sanomat в 1870 году писала про костюм эурямёйсет: «Это было действительно что-то прочное и уважаемое, собственное народное, что-то, что напоминает в душе о древнем народном женском благородстве, о девушках и женщинах нашей Калевалы».

В Ингерманландии в каждом приходе, где жили финны-эурямёйсет, женская одежда была немного разной. Обычно говорили, что «в Тюрё она была более грубого вида, в Хиетамяки – более красивая, а в Туутари – самая красивая». При этом самой нарядной считалась женская эурямёйсская одежда Центральной Ингерманландии (см. цветную иллюстрацию XII) .

У финнов был обычай обновлять новые одежды при хождении в церковь. И именно церковная одежда кирккопуку (kirkkoрuku) была из всех одежд самой важной, ценной и лучшей. Когда новый костюм был сшит, прежняя церковная одежда становилась будничной.

Костюм финки-эурямёйсет состоял из рубахи пайта или рэккопайта (paita, rekkopaita), сарафана хартиусхамэ (hartiushame) или юбки хамэ (hame), передника, пояса и головного убора

Мы подробно опишем костюм, который носили в приходах Тюрё и Туутари в конце XIX века (см. цветную иллюстрацию XIII). Также упомянем об особенностях одежды финок-эурямёйсет других приходов.

Основу костюма составляла рубаха рэккопайта (rekkopaita). Её верхняя плечевая часть, так называемая улисэт (yliset), изготавливалась из льняной тонкой узорчатой ткани муртикайнэн (murtikainen), которую ткали из 6 нитей, чаще всего «в ромбик». Низ рубахи алисэт (aliset) обычно делали из более толстой ткани. Главным украшением такой рубахи было рэкко (rekko) – расположенная на груди у ворота деталь в форме прямоугольника или усечённого конуса (см. цветную иллюстрацию XIV). Рэкко было невероятно красиво, и его изготовление требовало очень большого времени. Его искусно вышивали яркими красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками в гобеленовой технике, «косым стежком», «крестом», «настилом». В праздничной одежде рэкко вышивали тонкими шерстяными нитками, а для повседневной одежды годились льняные и хлопковые нити. Ворот рубахи каулус (kaulus), украшения верхней части рукавов и их нижние края были вышиты нитями, всегда такими же, как и рэкко. Сами рукава были длинными и широкими, внизу либо были свободными, либо стягивались в сборку в 3-5 см от края, либо (в более поздних вариантах) заканчивались манжетами. В летнюю жару был обычай подтягивать низ рукава к верхней части локтя, отчего они красиво ниспадали широкими складками. Рубаху у ворота скрепляли круглой пряжкой солки (solki), серебряной или посеребренной. С возрастом размер используемой солки уменьшался.

Праздничная юбка-сарафан хартиусхамэ (hartiushame) изготавливалась из тёмно-синего или чёрного плотного сукна, а её верхняя часть, располагавшаяся выше пояса – так называемая хартъюксэт (hartjukset) — шилась из пурпурно-красного тонкого сукна, вышитого по краям разноцветной шерстью. В приходе Спанккова в украшении краёв использовали даже жемчужины. Такие нарядные яркие суконные юбки-сарафаны носили только по праздникам, а для будничной одежды и, особенно, для одежды девочек их часто шили из грубой шерсти или льна красного или сине-фиолетового цвета. Спинка юбки-сарафана — сэлкямя (selkämä) — была вышита тонкими многоцветными нитями, а внизу на неё нашивали особую деталь листи (listi) из тёмно-красного толстого сукна или из расшитого цветистого бархата. Подол юбки хэльмустин (helmustin) был украшен узкой полосой красной ткани.

Такую юбку-сарафан по праздникам дважды опоясывали тонким поясом вирон вюо (vironvyö – «эстонский пояс») с длинными кистями тёппяят (töppäät) или тёпёт (töpöt), которые свисали, доходя до края передника. В будни носили другой пояс — лаппавюо (lappavyö –пряжковый пояс). Этот красивый и тяжелый пояс был сделан из домашней свиной кожи, на нём были нанизаны узорные медные пряжки, число которых увеличивали с течением времени и изменениями фигуры. Такой пояс входил в приданое невесты и, кстати, был обычным хорошим средством воспитания в руках матери, когда детей следовало наказать.

Нарядным дополнением одежды был сделанный из тонкой ткани передник полле (polle). Его украшали понизу полосой разноцветной вышивки и широким цветным кружевом круусева (kruuseva – от русск. кружево) или бахромой. По праздничным дням, и, непременно, в свадебные дни носили белые узорчатые перчатки, вязанные из тонкой льняной пряжи.

Волосы у всех женщин всегда были подстрижены. Эурямёйсские девушки обычно делали прямой пробор посередине, лишь у девушек из прихода Тюрё была челка, за что над ними в соседних приходах посмеивались и пели:

Tyröss’ on tytöt kopeat,

В Тюрё девушки спесивы,

Льняные гривы, подрезанные лбы,

Ходят по улице Кааросты.

На девушках были особым образом сделанные головные украшения сэппэль или сяппяль (seppel, säppäl), по форме напоминающий обруч. Этот необычный головной убор делали из красного сукна, часто украшали бисером и перламутром, а посредине пришивали ряд оловянных «кнопок» с острыми шипами. По мнению самих финнов, девушки носили сяппяль как средство защиты от парней. Замужние женщины тоже подстригали волосы, оставляя сбоку длинную прядь, за которую крепили к голове особое приспособление сюкерёт (sykeröt), на котором держался и сохранял форму головной убор. Сюкерёт делали из железной проволоки, вокруг оборачивали льном, чтобы ржавчина не испортила одеваемый поверх головной убор. Такой убор под названием хунту (huntu) шили из снежно-белого тонкого льна. Этот головной убор был настолько прост и изящен, что известный исследователь Ингерманландии А. Альквист назвал хунту «короной и цветком сути эурямёйсет».

Замужние женщины на голову поверх хунту еще надевали платок корвелус (korvelus) или корвариепу (korvariepu), который часто делали из зелёной атласной ткани, а края на нём были обычно красные или цветастые.

На ноги натягивали чулки, а поверх — ноговицы кальсут (kalsut), разновидность гетров. Зимой их делали двойными: из красного сукна на холстинной подкладке. Летом же женщины часто ходили босиком, надевая на ноги лишь белые льняные кальсут. Кальсут закрепляли на ногах узкими оборами паулат (paulat), зимой — чаще всего тёмно-синими шерстяными, летом — белыми льняными. Финны-савакот, считавшие финнов-эурямёйсет слишком «архаичными» в костюме, смеялись над костюмом эурямёйсет, пародируя особенности их диалекта: Mie ko nakroin mein kakrapelloss kalsun paklat kaklassain (Я когда смеялась, шла на овсяное поле с завязками от кальсут на шее).

Часто использовали и узорчатые вязаные носки. На ногах обычно носили кожаные туфли домашнего изготовления липоккаат (lipokkat). По праздникам многие девушки стремились надеть сшитые из чёрной кожи туфли сикерит (sikerit) с острыми носами, с краями, украшенными красной юфтевой кожей. На месте пятки нашивали кожаные украшения различного цвета, оттуда же уходили и завязки, крепящие обувь к ногам. Каблуки были часто подбиты большими каблучными гвоздями – и часто на вечерних посиделках именно перестук таких каблуков на дощатых полах служил главным сопровождением танцев. Для лесных работ (особенно в Северной Ингерманландии) использовали плетёную из бересты обувь – лапти и ступни вирсут (virsut).

В прохладную летнюю погоду и в праздники финки-эурямёйсет носили короткий белый льняной полукафтан костоли (kostoli), сшитый в талию и расклешенный от пояса (см. цветную иллюстрацию XI)нки-эурямейсет адывалию юбку из рямйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху,Российской академии наук. вском языке). . В таком наряде шли в церковь первый раз в году летом, на Воз­несение, и этот праздник в народе называли «костольным» (kostolipyhä). Шили костоли чаще всего из белой покупной диагонали, и часто вдоль полочек до талии располагали узкие полосы вышивки шерстяными нитями. Вышивка на костоли невероятно красива: «точечным» крестом, тамбурным швом, косыми стежками мастерицы настолько искусно вышивали эту простую по покрою одежду, что она становилась настоящим произведением искусства!

Весной и осенью эурямёйсские женщины надевали длинный или полудлинный кафтан виитта (viitta), который был сделан из тонкой грубой шерсти (см. цветную иллюстрацию XI). Это «пальто» было очень женственно по покрою и удивительно красиво по отделке. Стоячий воротник виитты делали из пурпурно-красного тонкого сукна. Правую полочку украшали красными и синими нитями, а на уровне пояса пришивали небольшой кусок замши сяамюскя (säämyskä – русск. замша), на который нашивали застежку-крючок. Края рукавов и верхушки больших складок на спине были также отделаны желтой замшей и украшены красными, синими и зелёными нитями. Позднее появились и синие виитты: их носили весной и летом, а белые – осенью и зимой. На плечах обычно завязывали платок риепу (riepu) или каулаваате (kaulavaate), а поверх надевали бусы рипукка (ripukka), часто в две нити.

Читайте также:  Детская одежда для мальчика весна

Главной зимней одеждой для эурямёйсской женщины была шуба туркки (turkki). Её шили из тёмно-синего тонкого сукна, а подкладкой была овчина чёрного цвета. Вокруг шеи и спереди пришивали котсикат (kotsikat) или котикат (kotikat) (от русск. котиккошачий мех), а по краям рукавов — тёмно-серый мех «заграничного зверя». Шубу плотно подвязывали разноцветным поясом вюо (vyö). Поверх шубы носили ещё жёлтые янтарные бусы янтари-хэльмия (janttarihelmiä).

В Северной Ингерманландии финки-эурямёйсет носили такую же украшенную вышивкой рубаху рэккопайта (rekkopaita), а поверх надевали длинную юбку из синей, чёрной или коричневой полушерсти, по подолу которой шёл волан из красной покупной ткани или цветная покромка, тканая на берде (см. цветную иллюстрацию IX). На такой юбке закладывали более 40 складок, а тонкий притачной пояс застегивали на пуговицу. На голову местные финки крепили хунту (huntu) – в этих северных деревнях он имел совсем иную форму и напоминал небольшой гофрированный полотняный кружо­чек, который прикреплялся к волосам в верхней части лба. С таким хунту на лбу замужняя женщина могла ходить и с непокрытой го­ловой, а если надевала платок, то так, чтобы хунту оставался виден.

В западных районах Ингерманландии финки-эурямёйсет льняную рубаху вышивкой не украшали и носили обычную однотонную или полосатую юбку из шерсти или полушерсти. Девушки поверх длинной косы повязывали ленту, а замужние женщины надевали белые полотняные чепцы с кружевом по краю, присборенные и стянутые сзади лентой, или белые головные уборы, похожие на русскую «кичку» без жесткого каркаса.

Эурямёйсет очень долго сохраняли свой особый костюм и говорили, что «меняющий свою одежду и меняющий свою веру находятся в одном и том же месте». Но в конце XIX века их старинный костюм стал изменяться самыми быстрыми шагами. Раньше эурямёйсская одежда делалась от начала до конца дома, только платки обычно покупали у торговцев. Но уже в 1870-х годах стали покупать сукно на плечевую часть сарафана, жемчуг для сяппели и «кнопки» у ходивших карельских коробейников лаукку-рюссит (laukkuryssitсумочно-русских). В их товарных лотках находили и ткань для хунту, и покупные цветные нитки (они даже получили у местных финок особое название риккаатлангат (богатые нитки). В те времена стали покупали у торговцев готовые шубы, чаще всего «из города» (linnasta) – из Петербурга. Вместо старинного кафтана виитта появились русские коухтат (kouhtat) и капотит (kapotit). Во многих деревнях девушки стали ходить одетыми, как савакот, хотя их мате­ри были эурямёйсет.

Одежда финок-савакот

Костюм финок-савакот был иной: они носили рубаху пайта (paita), держащуюся на та­лии юбку хамэ (hame), лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki), передники и головные уборы разнообразной формы (см. цветную иллюстрацию XV).

Рубаху пайта (paita) шили из белого льняного полотна с разрезом посредине груди, застегивающимся на пуговицу или скрепленным круглой застёжкой солки (solki). Обычно рубахи не вышивались, но иногда по вороту располагали полосу незатейливой вышивки. Рукава рубах были широкими, чаще всего полудлинными. Манжеты, отороченные красивым кружевом, вязаным крючком или на коклюшках, завя­зывались у локтя так, чтобы нижняя часть руки была открыта. Поверх рубахи надевали безрукавный лиф лииви (liivi) или кофту танкки (tankki). Их часто шили также из сукна или покупной ткани. Лифы отделывали тесь­мой, застёгивались они или по всей длине, или в двух местах — на груди и на талии. Кофты спереди, вдоль сплошной застёжки, и вокруг шеи украшались белой рюшем. Юбки хамэ (hame), собранные на талии в сборку, шили из шерстяной или полушерстяной ткани, однотонной, полосатой или клетчатой. Иногда в празд­ники надевали по две юбки, причём верхняя могла быть из ситца. Передники обычно были белые, украшенные белым или чёрным кружевом, иногда с затканными полосами или с вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, на голову повязывали ленту. Замужние женщины носили мягкие чепцы лакки (lakki), плотно покрывавшие голову и отделанные по краю кружевом.

Самой яркой считалась одежда женщин-савакот из числа так назы­ваемых «настоящих государственных» (varsinaiset vallanomat) из фин­ских приходов Кельтто, Ряяпювя и Токсова, расположенных к северу от реки Невы. Когда-то эти земли принадлежали князю Григорию Потемкину, и ещё во времена крепостного права местным крестьянам запре­щалось вступать в брак за пределами княжеских владений. Но здешние финны и не стремились к этому, считая себя более высокими по положению, чем окружающее население. Одеж­да женщин этих деревень, по покрою обычная для финок-савакот, выделялась своими яркими цветами. Особо следует отметить местные названия цветных тканей: здесь не говорили «светло-красная» или «тёмно-синяя» ткань, как в Финляндии. Местные финки как бы подчеркивали личное творчество каждой мастерицы, давая тканям такие названия, как, например, «юбочная ткань невесток из дома Костерила», «ткань церковной юбки свекрови из дома Паавола» или «ткань передника Анни, жены Симо» и т.д.

И всё же самым главным здесь был красный цвет: «Чем краснее, тем лучше!». Особенно красива была летняя одежда, которую носили с Вознесения почти до зимы, до осеннего праздника Миккели. Полушерстяную ткань для юбок ткали яркими красными квадратами или, реже, полосами, добавляя для контраста жёлтые, синие или зелёные нити. Лифы и кофты тоже шили из красной клетчатой или цветастой ткани, отделывая их по краю яркой зелёной или голубой лентой. Такие лифы очень выгодно подчеркивали красоту статных ингерманландских финок: они застегивались у ворота и на талии, образуя на груди расходящимися краями лифа овальные просветы. И передники тоже делали из красной «клетки». Часто из города специально привозили дорогой красный клетчатый шёлк, и обладательницы шёлковой одежды на деревенских танцах в свои хороводы не пускали девушек в ситцевых юбках. В праздники и женщины, и девушки для демонстрации своего богатства надевали по несколько лифов, так, чтобы край нижнего был виден из-под верхнего, и было ясно, сколько их надето. Наплечные платки у девушек были также красных тонов. Девушки носили на голове венец пинтэли (pinteli) из красной шёлковой ленты с вышитыми цветами, с длинны­ми концами, спускающимися по спине, или красные косынки. Женщины покры­вали голову белым чепцом с кружевом по краю. В праздники носили «господскую обувь» — хорошие покупные башмаки на высоком каблуке.

Похожей на эту была женская одежда савакот и в приходе Туутари (окрестности Дудергофа). Юбки здесь были полосатые, с красными, белыми, синими и зелёными полосами, а ли­фы и кофты — ярко красные, обычно шёлковые. Девушки заплетали волосы в две косы и укладывали в пучок на темени, а вокруг него обвязывалась красная лента, концы которой спускались на спину. Женщины покрывали голову мягким чепцом лакки (lakki), собранным в сборку.

В приходе Ярвисаари и Марккова женщины предпочитали зелёные и жёлтые цвета в одежде. И даже головной убор в форме русского повойника здесь шили из зелёного покупного атласа.

В западных частях Ингерманландии, по берегам реки Луги и на Кургальском полуострове, финки так же, как водь и ижора этих мест, надевали «ижорские» рубахи с украшенными красным ситцем поликами и красивейшей вышивкой с архаичными узорами птиц, женщин и замысловатыми геометрическими орнаментами. Но, в отличие от местных православных, замужние финки не носили красивые головные полотенчатые уборы саппано, а покрывали голову чепцами или особым образом (с узлом сзади) повязывали платки. В конце XIX века местные финки стали носить летом «круглые» сарафаны русского типа сначала из домотканого льна синего, чёрного, реже коричневого цвета, позднее из цветной набойки и яркого покупного ситца.

Зимой же по-прежнему надевали шерстяные и полушерстяные юбки чёрного, красного, зелёного и синего цвета, чаще всего с яркими разноцветными широкими и узкими полосами (см. цветную иллюстрацию XVI). При этом, в зависимости от деревни, полосы на юбках могли располагаться и вертикально (как в деревнях Нижней Луги), и горизонтально (как на Кургальском полуострове). Под юбку надевали нижнюю белую льняную юбку с полосой вышивки понизу.

Верхней одеждой финок-савакот, нижнелужских и кургальских финнов также служили с весны до осени полукафтаны и кафтаны виитта (viitta), зимой – шубы туркки (turkki).

Автор статьи Конькова Ольга Игоревна (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН)

Источник