Меню

Варежки это одежда или нет



Ves4i.com.ua — официальный сайт в Украине

Варежки или рукавицы – деталь одежды, используемая, как правило, для защиты рук от холода или от различных повреждений, к примеру, в процессе физической работы. Варежка состоит из двух отделений, первое предназначено для большого пальца, а второе – для остальных пальцев.

Название «варежка» связано с тем, что подобную одежду в древние времена носили варяги. «Варяжская рукавица» — считается, что именно это словосочетание дало имя варежкам.

Английский вариант слова «варежка» звучит как «mittens». При этом схожий по произношению русский вариант – «митенки» означает немного другое, данным словом называют варежки и перчатки с дырками вместо пальцев.

Откуда к нам пришли варежки

Если придерживаться «варяжской» версии, можно смело утверждать, что данный элемент одежды наши соотечественники позаимствовали именно у представителей Скандинавии. Есть, правда, и другая версия, согласно которой слово «варежка» абсолютно никаким образом не связана с варягами, а означает что-то типа «охранять, обеспечивать защиту». Собственно, варежки для этого и предназначены – их надевают, чтобы не дать рукам замерзнуть. Стоит упомянуть также и третий вариант толкования слова «варежка», в соответствии с которым варежки – это предмет варения, так называемые «вареги». Почему варения? Все очень просто, наши предки заваривали зимние рукавицы, дабы те лучше сохраняли тепло. К слову, название «варежка» было далеко не единственным, в зависимости от региона эту деталь одежды называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, связни, вязанки и т.п., в зависимости от того, каким методом она была изготовлена. Рукавицы из меха животных именовались не иначе, как мохнатки и шубницы.

В летописях первые упоминания о варежках датируются XIII столетием, однако по мнению историков, на самом деле данная одежда присутствовала в «гардеробе» крестьян еще раньше. Именно крестьян, а не представителей дворянства. Последние просто носили вещи с длинными рукавами, из-за чего, собственно, и существует выражение «делать что-нибудь спустя рукава». Для работы подобная одежда совершенно не годилась, но рукам в ней было тепло, это факт.

С течением времени мода поменялась, рукава стали носить более короткие, и понадобилось как-то защищать руки. Именно поэтому богатые люди обратили внимание на эти причудливые элементы одежды, столь популярные среди крестьян. Естественно, что носить такие же вещи, как и рабочий люд, никто из бояр и дворян не хотел, поэтому их варежки шились из ценных материалов, украшались драгоценностями и красивыми орнаментами. Популярны были изделия из бархата, парчи и сафьяна, украшенные узорами из жемчуга и бисера, драгоценными камнями, золотыми нитками. В некоторых семьях рукавицы считались настоящим фамильным достоянием, их передавали от отца к сыну и дальше всем последующим поколениям. А узоры, помимо эстетического эффекта, могли нести в себе скрытый смысл. Так, к примеру, орнамент в виде рыбы представлял собой символ плодородия, доброты, солнца и тепла, а крестики – огонь, пламя. Комбинации из полосок, а также птицы, цветы и разного рода фигуры, заточенные под конкретный стиль, являлись своего рода оберегами.

Различить мужские и женские варежки было несложно. Первые выглядели наряднее, были гораздо меньшего размера, отличались разнообразием и яркостью цветов. Для мужских характерным было отсутствие резинок (так было проще работать и снимать рукавицы во время перерыва) и более простой внешний вид.

Довольно часто носились сразу несколько пар рукавиц одновременно. Непосредственно на руку надевали вязаные варежки или, как их еще называли, исподочки, а уже на них – меховые (мохнатки). Если рукавицы нужны были для работы, сверху меховых также присутствовали холщовые, кожаные варежки или варежки из конского волоса. В торжественные дни предпочтение отдавали исподочкам с каким-нибудь оригинальным узором.

Популярность рукавиц существенно возросла после того, как в подобной одежде стали ходить цари. Они, правда, носили не варежки, а перчатки, отделанные мехом.

В XIX веке дамы из богатых семей стали носить уже упомянутые митенки, надевая их на праздники. Материалом для таких перчаток служила х/б ткань. Меньше, чем через одно столетие подобный аксессуар полностью исчез из деревенского гардероба.

Стоит уточнить, что слова «рукавица» и «варежка» имели далеко не одинаковое значение. Первое название было характерно для одежды, созданной из меха или ткани, второе – для вязаных вещей.

Интересные факты о варежках

В старину был популярен один интересный обычай – перед тем, как выйти замуж, девушку просили показать, как хорошо она умеет шить. Ей предстояло создать узорные лучки и рукавицы для семьи своего избранника. Важное условие было, чтобы на всех изделиях присутствовал оригинальный, не повторяющийся орнамент.

В целом же, техника вязания пришла к нам из Италии, Испании и Скандинавии. Самое интересное, что вязание на спицах в скандинавских странах первыми освоили мужчины, а не женщины.

На Руси же данному мастерству обучали, прежде всего, именно представительниц прекрасного пола. Связано это было во многом с вышеупомянутым обычаем, учить шить девушек начинали с самых малых лет, дабы к моменту женитьбы они могли похвастаться своим умением перед будущей семьей.

Подробнее насчет орнамента

Узоры, как способ украшения и олицетворения тайного смысла, стали использоваться в период язычества на Руси. После того, как традиционной стала христианская вера, традиция осталась, изменились лишь орнаменты и символы.

Читайте также:  Одежда для собак ботиночки зимние

Какой узор наносить на одежду, люди выбирали в зависимости от места своего жительства, природы, народных обычаев, окружающего быта. Важно, чтобы орнамент одновременно нес в себе тайное значение, но при этом выглядел, как хорошо различимое и всем понятное изображение.

Так, обычный ромб означал добро и счастливую жизнь. Если в его центре находилась точка, данный знак считался символом оплодотворенной земли, засеянных полей. Молодые девушки, когда вязали приданое, всегда наносили на изделия подобный узор.

Ромбы, соединенные в цепь, символизировали древо жизни, ромб с удлиненными сторонами служил защитой от злых духов. Помимо вязаний, такой узор вытесывали также снаружи жилых домов.

Орнамент из растений – цветы, побеги, листочки, ветки – являлся одним из самых распространенных, уступая по популярности лишь узорам из геометрических фигур. Не менее характерными были также анималистические орнаменты (в виде животных или птиц), а также предметов, созданных руками человека (оружие, дома, инструменты).

Некоторые орнаменты символизировали недосказанность, одним из таковых была волнистая линия. Подобный узор также ассоциировался с движением, жизнью. Полоса в виде зигзагов или «верёвочный» узор, означал пожелание человеку жить долго и счастливо.

Больше всего узоров присутствовало на краях одежды, ибо, по мнению наших предков, как раз эти места считались самыми уязвимыми для темных сил.

Популярные цвета русских варежек

Расцветка, по мнению жителей Руси, играла не менее важную роль, чем узор, вышитый на изделии. Цвет подбирался, исходя из предназначения изделия. Для «будничных» варежек характерными являлись черный, серый или белый тон, праздничные же вязались яркими нитками нескольких цветов, контрастирующих друг с другом. Среди сочетаний оттенков особенно популярными были комбинации красного и зеленого цветов, черного или синего с желтым, черного или синего с красным. «Рамки» основных частей орнамента вышивались чаще всего красными и белыми нитками.

Жители Поморья отдавали предпочтение красно-зеленой, желто-фиолетовой и оранжево-синей расцветкам. Такие смелые сочетания пользовались успехом, прежде всего, потому что в условиях полярной ночи людям хотелось чего-то яркого и красочного, дабы не поддаваться унынию.

Все вышесказанное относится в первую очередь к XIX веку. Ранее же среди цветов рукавичек преобладали совсем другие тона – охристо-желтый, красно-коричневый. Люди не гнались за яркостью, напротив, подбирались такие оттенки, который не буду выделяться на фоне друг друга. Для окрашивания использовались природные красители: стебли, кора, цветы растений.

Как известно, XVI столетие стало периодом, когда была изобретена первая вязальная станина. Появилась возможность осуществлять массовый выпуск одежды, которая, естественно, не была столь привлекательной и искусной, как изделия ручного производства.

Впрочем, это лишь увеличило ценность подобных вещей. Ведь что такое ручное изделие? Это самое что ни на есть произведение искусства, выполненное с любовью и не имеющее аналогов. Ни один мастер не захочет постоянно вязать одинаковые вещи, даже если на них будет высокий спрос. Создавать неповторимое изделие, вкладывая в него собственные чувства, для настоящего профессионала гораздо приятнее, нежели штамповать каждый раз одно и то же. Сидишь вот так, вяжешь одну пару, а в голове уже крутится дизайн следующей, которая будет еще ярче и красивее!

Варежки в наши дни

Они популярны, с этим сложно поспорить. Конечно, из поколения в поколение варежки уже никто не передает, зато в коллекциях современных модных дизайнеров подобный аксессуар встречается довольно часто. А почему бы и нет? Красивый, аккуратный предмет, который отлично подходит и к вязаной шапочке, и к куртке, великолепно смотрится в сочетании с унтами. Еще один интересный вариант – варежки + шаль или длинный шарф. А некоторые кутюрье вообще идут на такой смелый шаг, как сочетание шерстяных варежек с тоненькими платьями или блузами. Кажется, что за ерунда, но на самом деле смотрится довольно симпатично.

Но самое главное, что никто не ограничивает Вам в фантазиях насчет того, как можно украсить свои варежки! Узоры из бисера, бус, вышивка – все это не требует каких-либо особо тонких умений, при желании любой из нас сможет создать на варежках собственный оригинальный сюжет.

Источник

Как и где появились варежки?

Варежки – это вязаные рукавицы, имеющие отделение для большого пальца.

От рукавиц варежки отличаются способом производства, варежки – это вязаный предмет одежды.

История варежек

Латвийские варежки

Считается, что первые варежки появились в первом тысячелетии нашей эры, найдены они были на территории Латвии. И это не удивительно, ведь в Латвии существуют старые традиции, связанные с варежками. Женщины, жившие на этой территории, вязали варежки для всех членов семьи . Каждая пара варежек предназначалась определенному человеку и имела свои оригинальные узоры.

Варежки были обычные повседневные и праздничные, связанные из шерсти ярких цветов. Варежки традиционно входили в состав приданого каждой девушки. Варежками девушка могла выразить свою симпатию, связав пару понравившемуся молодому человеку.

Русские варежки

В Россию искусство вязание на спицах проникло из Скандинавии. А первое упоминание о русских варежках относится к XIII веку. Хотя есть мнение, что в жизни крестьян, варежки появились гораздо раньше.

Варежки были мужскими, женскими и детскими. Их вязали из овечьей шерсти.

Читайте также:  Комбинации для хранения одежды

На Руси существовало много названий для варежек: даренки, исподки, свиданки и другие.

Позднее мода на варежки пришла и в высшие слои общества, когда прошла мода на длинный рукав, защищающий руки от холода. Модели для знати расшивали дорогими нитями, украшали нарядными орнаментами.

Узоры на варежках на Руси, как и в Латвии, носили сакральный смысл. Самыми распространенными были орнаменты с птицами, ромбами, треугольниками, звездами и полосками. Варежки со сложными сочетаниями таких узоров использовались как обереги и традиционно передавались от матери к дочери.

Варежки машинного производства

В 1589 году появился первый вязальный станок, который сделал революцию в истории вязального рукоделия . Его создателем стал Уильям Ли, английский приходской священник из Кальвертона.

Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.

Современные варежки отличаются большим разнообразием моделей и расцветок. Кроме традиционных моделей, в настоящее время выпускаются:

  • варежки для двоих (с одной варежкой, предназначенной для двух ладоней)
  • модели в форме животных, чаще всего мишек и кошек
  • варежки из флиса, выполненные в форме кошачьих лапок
  • модели, совмещенные с митенками, где отделение для четырех пальцев надевается по принципу капюшона.

Источник

Русские варежки:история появления рукавиц,значение элементов орнамента,цветовая палитра.

Приближается сезон холодов,поэтому самое время сейчас вспомнить о тёплых вещах.Например,о варежках.Порадовать себя любимую красивой и тёплой одёжкой для своих драгоценных ручек.По многочисленным просьбам рассказываю всё.что знаю о рукавичках.

История появления рукавиц

На Руси рукавицы известны с 13 века.Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские.Женские — миниатюрнее,наряднее,многоцветнее.Мужские попроще,вязались без резанки,чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки,пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки ),а затем меховые — мехом наружу ( мохнатки ).Для работы сверху надевали холщовые,кожаные или связанные из конского волоса.По праздникам носили исподочки с орнаментом,в будни — однотонные.

В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они «заменяли» рукавицы.Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки.Они были на меху,отороченные бобром.После этого рукавицы стали появляться и у других.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники ( митенки ) — длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий — вареги , варежки , варьги , варяшки , вачаги , дельницы , мохнатки , мохнашки , рукавки , связни .Известен старинный русский обычай — перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство.Помимо шитья свадебного наряда ,невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами.Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве.Стилизованные птицы,цветы,ромбы,кресты,треугольники,крючья,лапы звёзды,полоски в сложных сочетаниях,радующих глаз — это символы — обереги ,переходившие от матери к дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле.Слово » орнамент «происходит от латинского «ornamentum» — украшение.На Руси более употребительным было слово » узор «,несущее тот же смысл — украшение поверхности предмета.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа,место его обитания,климат,обычаи народа,очертания человеческого тела и окружающих предметов.Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным.Каждый его элемент имел определённый смысл,был условным,но всем понятным изображением законов природы:рождения,жизни,смерти.Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества.С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов.Например, ромб имеет множество значений.Некогда он был символом солнца.знаком плодородия,земледелия,добра,счастья,полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля.Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов — «древо жизни», ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил,имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться. Крест — символ огня и солнца.»Вязаное» солнце — символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического — растительный орнамент .Его основные мотивы:стилизованные цветы,побеги,листья,ветви растений.Существуют и другие виды орнамента : анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части).Другая большая группа — предметы,созданные человеком:инструменты,орудия труда,оружие,здания.

Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,» звезда «),так и бесконечными (например, волнистая линия ).Конечный орнамент создаёт ощущение статичности,бесконечный — представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или » верёвочный » узор ,вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.

Считалось,что места,через которые могла проникнуть злая сила,-это края одежды,рукавов,ворота,чулок,рукавиц. Чтобы уберечься от неё,нужно защититься,украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль ,чем орнамент,играет цвет.Традиционно расцветка,так же как и узоры .зависела от назначения изделия.Раньше на повседневных вещах узоры были попроще(точки,крестики,штрихи) и цвета поскромнее : чёрный,серый,белый.Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы.Распространены были следующие устойчивые сочетания : красно-зелёные,чёрно(сине)-жёлтые,чёрно(сине)-красные.Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали ,сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного ,жёлтого и фиолетового,оранжевого и синего,именно они считались гармоничными в 19 веке.Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Читайте также:  Симс 4 одежда для магов

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного),красно-коричневым — без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений.

Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых,стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся,а изделия,связанные вручную,ценятся с каждым годом всё больше.Потому что каждая ручная вещь неповторима,в каждую вложена частичка души .Вязать одинаковые вещи мне,например,просто неинтересно.Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое.Ещё не довязала одну пару рукавичек,а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного.А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц,с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег , который зимой всегда со мной!

(при составлении сообщения использованы материалы книги Г.Повериной «Узорные рукавички»).

Источник

Откуда пошли варежки на Руси

Откуда есть пошли. варежки на Руси?

Сегодня есть три версии происхождения самого слова «варежки».

По одной из версий, выдвинутой Максом Фасмером, слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», что предполагает именно варягов создателей даного предмета гардероба.

По другой версии, слово «варежка» происходит от древнерусского глагола «варити» — «защищать», «оберегать»; тогда «варежки» — «оберегалки», «защитки» для рук, и тогда можно говорить о нашем, славянском происхождении одежки для ручек.

Для меня-то ближе всех треться версия, связанная с процессом их обработки: варежки вязали и потом могли варить для придания большей плотности. Ну почти то валяли.

. .

Варежки или рукавицы? Версия с рукавицами, возможно, для нас более привлекательна. Слово состоит из двух маленьких слов «рука» и глагола «вить» — обвивать. Рукавица — защита, обвивающая руку. Так же как и «ноговица» — защита для ног. И иногда их еще называли «перстяные рукавицы» — персты, пальцы. Во всяком случае именно с таким названием варежки впервые появляются на страницах истории — в Смоленской грамоте 1229 года.

Существует еще одна версия: «В областных русских говорах есть немало названий рукавиц, связанных с обозначением процессов обработки шерсти: вязанки, плетенки, ва`леги (валеные рукавицы), ка`танки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и ва`реги, варежки, образованные по названию процесса – варить, кипятить. Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и теплыми» (см. З. И. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. Беседы о русском слове. М., 1978). Выходит, что варежки – это «вареные рукавицы».

Сегодня уже невозможно установить, когда и где впервые появились варежки, кто их создал, и каким образом. Но в любом случае — большое ему спасибо от всех нас, тех, кто живет в условиях холодных зим. Чтобы мы делали на морозе, не сумев согреть наших ручек.

. .

Варежки — одежка крестьянская, рабочая. Ну боярам и не было нужды в морозы на двор выходить, а если и приходилось, так длинные рукава вполне справлялись с морозами. Хотя, справедливости ради, замечу, что «рукавицами перстяными», перчатками, аристократия не брезговала.

А вот попробуй ка поработать спустя рукова. Невозможно! Вот тогда и приходят нам на подмогу варежки.

Мода менялась, рукова укорачивались. И варежки нашли свое место в гардеробах аристократических модниц. Да не простые, а роскошные. Их шили из парчи, бархата и сафьяна, украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Настоящие шедевры, которые не стыдно и по наследству деткам передать.

Народные варежки конечно были скромнее — вязаные да валяные. Зато теплые. И часто варежки одевали как цыганки юбки — одну пару на другую — так теплее.

Без варежек можно было и в девках остаться. Невеста должна была для всей жениховой родни навязать варежки и чулочки, да все с разными узорами, повторится узор — так и замуж не возьмут 🙂

. .

Долгое время этот вид одежды был абсолютно не популярен.

Но сегодня варежки снова вошли в моду.

Уже никто не передает их по наследству, но в коллекциях современных модных дизайнеров подобный аксессуар встречается довольно часто. А почему бы и нет?

.

Модельеры занимаются разработкой дизайна варежек. Хотя, стоит отметить, что они прекрасно смотрятся с любой однотонной курткой, вязаной шапкой и популярными сейчас унтами (которые, кстати, вернулись к нам также из старых времен). Поэтому скоро варежки станут стильным аксессуаром.

А некоторые кутюрье вообще идут на такой смелый шаг, как сочетание шерстяных варежек с тоненькими платьями или блузами. Кажется, что за ерунда, но на самом деле смотрится довольно симпатично

. .. .

Но самое главное, что никто не ограничивает ваших фантазий насчет того, как можно украсить свои варежки! Узоры из бисера, бус, вышивка – все это не требует каких-либо особо тонких умений, при желании любой из нас сможет создать на варежках собственный оригинальный сюжет.

Источник