Меню

Венгерская национальная одежда мужская



Венгерский национальный костюм

До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные различия в платье бедных и зажиточных крестьян — главным образом в украшениях, качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям. Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики) носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya); у кандашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью одежды землекопов, живущих вдоль Тисы, были бархатные брюки.

Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные различия проявлялись и в прическах.

В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные платья надевали и в ярмарочные дни.

Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях. С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном сюре — белой суконной накидке.

Венгерский национальный женский костюм

Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey — нижняя юбка, сшитая из полотна, — поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой. В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан.

Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки.

Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку — шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов.

И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены разнообразные чепчики — от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор — parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли — papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления — город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги.

Венгерский национальный мужской костюм

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной — очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba — чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную — мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) — исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Читайте также:  Сочетание джинсовой одежды с другой одежда

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются «тюсе» (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась «bocskor». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансилъвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промышленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

Из сборника «Народы зарубежной Европы» в 2-х т., «Наука», Москва, 1965

Источник

Народный костюм Венгрии

В древние времена предки венгров жили далеко от своей нынешней родины — на юге Западной Сибири и за Уралом. В I в. они перешли в Приазовские степи и жили там в союзе с тюрками-оногурами (уграми), затем — в конце IX в. — поселились на Среднедунайской равнине и в Карпатских горах. Там мадьяры (как себя называют венгры) обрели свою новую родину. Смешавшись со славянским населением, они сохранили свой финно-угорский язык (близкий к языкам хантов и манси). В 1000 г. с принятием христианства в центре Европы возникло новое королевство — Венгрия.

В XVI в. Венгрия была разделена между Османской империей и Австрией и лишь в 1918 г. обрела независимость. Некоторые элементы турецкой одежды (например, застежка на двойные воздушные петли, заимствованные у турок-османов) были приняты знатью и стали типичными деталями венгерского национального костюма. Они вошли в мировую моду под названием «бранденбурги».

Женский костюм

Непомерная пышность коротких рукавов блузок, объем плиссированных юбок, а также многоцветный колорит нарядов создавали поистине праздничное настроение. Венгерки крахмалили свои нижние полотняные юбки пендей и порой надевали их до девяти штук.

На севере, в медье (области) Ноград, яркую короткую юбку носили с темным фартуком. Вышивки с огромными цветами украшали белые фартуки, блузки и корсажи жительниц города Калоча (центр страны). Женщины народности калотасеги, живущие в Мако, в медье Чонград (на юго-востоке) подворачивали свои плиссированные юбки под длинный фартук.

Короткие рубахи в Нограде обшивали по вороту черной бахромой (у калотасегов бахрому заменял красный бант с кистями) и носили с черным корсажем. Очень популярны у венгерок были яркие приталенные жакеты и богато отделанные безрукавки пруслики. На всю Венгрию славились своей красотой шали, вышитые шелком мастерицами народности матьо из северного города Мезёкёвешда (в их праздничный костюм одета даже Дева Мария на фреске в храме Святого Ласло).

Головные уборы. Девичьи венец и чепец парта украшали длинные узорчатые ленты. В Задунайском крае женщины носили белый полотняный головной убор пача. Часто венгерки покрывали голову платком или покрывалом. В Мако они опускались вдоль спины до самой земли. Женщины Мезёкёвешда по праздникам носили грандиозный головной убор из цветов, перьев и бусин.

Мужской костюм

Костюмы венгерских дворян и крестьян сильно различались. Национальную одежду каждой отдельной социальной группы (особенно у народности секкеи, в Трансильвании) украшали отделочные шнуры своего цвета. Длинные узкие словацкие штаны, заправленные в высокие сапоги, венгры-дворяне носили с черным жилетом или короткой «гусарской» курткой доломаном. Крестьянский комплекс включал широкие брюки-юбку гатья из белого полотна, длиной до середины икр, по подолу иногда пришивали бахрому. Их носили с рубахой, у которой рукава книзу сильно расширялись. Калотасеги рукава плиссировали, а ширина рукавов у рубах матьо из Мезёкёвешда была просто необъятной. Края и ворот рубах щедро покрывали вышивками. Костюм мужчин матьо считался неполным без длинного вышитого черного бархатного фартука! Традиционной одеждой венгров были и меховые вышитые безрукавки киптари. Особой одеждой отличались и венгры разных профессий: чикоши (табунщики), живущие на западе, вдоль реки Хортобадь, ходили в гатьях и синих рубашках; земледельцы с берегов Тисы — в бархатных брюках, а кандаши (свинопасы) с северных гор Матра всегда носили брюки черного цвета.

Читайте также:  Какую одежду подобрать для фитнеса

Верхняя одежда. Чрезвычайно эффектными образцами старомадьярской одежды были накидка сюр из светлого войлока, украшенная кожаной аппликацией, и овчинное пальто кедмен. В сюре пастухи выходили в город в любую погоду, даже летом. Его рукава были внизу зашиты и служили объемными карманами. Ту же цель выполняли и широкие (до 25 см) кожаные пояса тюсе, которые носили на голом теле под короткой рубахой. Шедевры народного творчества — нарядные шубы бунды шили из овечьих шкурок.

Головными уборами венгров были барашковые шапки, небольшие шляпы, украшенные шелковой лентой, а по праздникам — букетиком или пером. Чикоши носили шляпы с широкими полями.

Источник

Заметки о Венгрии

Венгерская национальная одежда

Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот цветок увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они алые маки,
Их принимала река.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай, Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет красив он и ярок.

Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети чудесной страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет красив он и ярок.

Национальная венгерская одежда сформировалась на основе взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Несколько сот лет на территории Венгрии происходили непрерывные военные столкновения Запада и Востока. Турецкий гнёт, многочисленные войны опустошали и разоряли страну. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и другие варианты – средневековый европейский костюм и восточный. Именно восточные элементы в дальнейшем были использованы венграми и вошли в их национальные костюмы. Элементы кроя, застёжки на груди в виде рядов декоративного шнура с воздушными петлями и кисточками, головные уборы с султанами, меховая отделка – все эти элементы стали обязательной частью национальной одежды венгров.

Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая рубашка со сборками на плечах, и широкими рукавами, очень широкая и короткая юбка, собранная у талии в сборки, надеваемая обычно на несколько нижних юбок и яркая безрукавка (пруслик), прилегающая в талии, украшенная шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой, сверху одевали фартук.

Очень разнообразны были женские головные уборы: различной формы чепцы, по-разному повязываемые платки. Девушки повязывали голову широкой пестрой лентой, соединяя се концы бантом, или же надевали особый твердый обруч, украшенный бусами, стеклярусом, лентами. Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.

Pendey – нижняя юбка, сшитая из полотна, — поясная одежда. В восточной Венгрии носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом (katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей, отчасти же эта одежда попала в село из города.

Среди женщин было широко распространено ношение различных безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские жилеты, плотно прилегающих в талии. Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой.

В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал сарафан. Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили фартуки. Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен (kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку – шубу (suba) короткую, до талии, обычно коричневого цвета.

Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины завивали волосы во множество локонов. И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой.

Были распространены разнообразные чепчики – от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий головной убор – parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят очень редко.

На юге страны характерной женской обувью были особые туфли – papucs. Их шили из кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления – город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или желтые сапоги. В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансильвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

Читайте также:  Одежда какая категория товара

Источник

Венгерский национальный мужской костюм.

Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами. Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.

В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны, в восточной — очень широкие, напоминающие юбку.

Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba — чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную — мужчины.

В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) — исключительно мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.

Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто, различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии синее суконное пальто.

У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная группа общества имела особый цвет отделочного шнура.

Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon), также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.

Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом, что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.

Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см шириной, которые называются «тюсе» (tusze). Такой пояс носили под одеждой на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько карманов для мелких инструментов и других вещей.

Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными кверху полями. Народная мужская обувь называлась «bocskor». Раньше бочкоры носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.

Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.

В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма. Таков, например, секейский костюм в Трансилъвании, калотасегский и тороцкойский костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).

С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промышленные изделия, и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде, у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды. В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной одежды (например, сюр, шуба).

В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки и чулки у них уже покупные.

Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников- на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.

Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных костюмах.

Источник