Меню

Веер это аксессуар или одежда



История веера

Сегодня можно с легкостью передать любую информацию различными способами: текстовым, видео- или аудиосообщением, сделать звонок на мобильный или связаться по скайпу и конечно же, написать письмо и отправить его по почте. Но когда-то всех этих возможностей не было. И помимо писем существовал язык веера.

Существует два вида вееров: складывающиеся и нет. Соответственно, в каждый из видов входит своя группа.

Складные веера состоят из пластин, скрепленных у основания штивом (заклепкой), и экрана веера, — материала, натянутого на пластины. Жесткие же — отличает наличие множества прутьев из бамбука, переходящих в ручку. Прутья покрыты с двух сторон бумагой. Требования к соблюдению круглой формы нет. Помимо этого такой веер может обладать дополнительной рамой из утолщенных прутьев по периметру экрана.

Став популярным, веер получил и самое разнообразное внешнее оформление. Каких только вееров не было: из кожи, из шелка, перламутровых пластин, плотной бумаги, с росписью, с кружевом. В последствии широкую распространенность поучили веера из перьев страуса. Цвет имел немалое значение и мог также говорить про его владелицу. Так обладательницы черных вееров — пребывали в печали, красных — испытывали радость, убранных блестками — были тверды в своих убеждениях и доверяли своему избраннику, зеленых — не переставали надеяться, а вот коричневых — были счастливы, но, увы, недолговременно.

Послания, зашифрованные с помощью веера, предназначались мужчине. Именно он должен был понимать их тайный смысл. Как выразить согласие или отказ? Признаться в самых светлых чувствах или выразить неприязнь? Пригласить на свидание или предупредить, что кто-то подслушивает разговор? Позвать идти за собой или показать готовность следовать за избранником? Приказать уступить дорогу или выставить вон? И на все это был способен веер в искусных дамских руках. Небрежно уроненный веер с запиской… Красиво, романтично, загадочно, кокетливо, однако все в рамках хорошего тона.

Из истории моды известно, что модницами прикреплялись на веера зеркала маленького размера, они давали возможность наблюдать за мужчиной, которому при желании можно было послать солнечного зайчика.

В 19 веке «язык веера» перестал быть актуальным, хотя все еще оставался желанным дамским аксессуаром. Именно в этот период получили распространение веера из страусовых перьев, в результате чего резко сократилось число страусов. Тогда же появилось новое направление заказа вееров непосредственно к тому или иному туалету. Изменилась и роспись. Все чаще можно было наблюдать растительно-орнаментарный рисунок или элементы фауны. Позднее вошли в моду античные мотивы.

Интересно отметить, что в Китае в некоторых провинциях, веер до сих пор используется для передачи информации. Идущие навстречу держат его перед собой, иногда прикрывая им часть лица, с начертанными на нем иероглифами так, что «оппонент» с легкостью может прочитать написанное.

Естественно, здесь нет призыва отказываться от современных технических достижений. Просто немного жаль, что такой стильный аксессуар, подчеркивавший изящество и женственность его обладательницы, способный также нести информацию и передавать эмоции, практически стал историей.

Источник

История веера

Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч.

Елизавета I Тюдор, прозванная «покровительницей вееров»:


В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен. по манере держать веер можно отличить
«…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».

Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.

По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.

О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.

Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Это вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине провинции Хубэй фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца.

Читайте также:  Баслер одежда чей бренд

В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.

При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).

Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук.

Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.

В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии.

В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.

Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.

Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.

В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе.

Перечень вещей из гардероба Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».

В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.

Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарах Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».

Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.

Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».

Веер в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.

С начала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.

На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.

Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.

Читайте также:  Как появилась рабочая одежда

В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы , что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.

Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»

Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.

Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.

В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо». В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом «языке веера».

— «Расположение, симпатия, любовь» — подать человеку веер верхним концом. — «Презрение» — подать веер нижним концом (ручкой вперёд). — «Сомнение» — закрывающийся веер. — «Отрицание» — закрытый. — «Скромность, неуверенность» — веер, раскрытый менее чем на четверть. — «Одобрение» — раскрывающийся веер. — «Безоговорочная всеобъемлющая любовь» — полностью раскрытый веер. — «Волнение от известий» — резкие быстрые взмахи. — «Ожидание» — похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.

— «Нерешительность» — прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть. — «Кокетство» — прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой. — «Поощрение» — замедленное помахивание веером раскрытым на «S» (поощрение, «я готова, жду» — замедленные помахивания веером раскрытым на ?) — «Благодарность» — раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы. — «Невозможность» — полураскрытый, опущенный вниз веер

Цветовое значение: — Белый — невинность; — Чёрный с белым — нарушенный мир; — Чёрный — печаль; — Розовый с голубым — любовь и верность; — Красный — радость, счастье; — Вышитый золотом — богатство; — Жёлтый — отказ; — Шитый серебром — скромность; — Зелёный — надежда; — Убранный блёстками — твёрдость и доверие. — Голубой — постоянство, верность; — Коричневый — недолговременное

Точная фразовая информация: — «Да» — приложить веер левой рукой к правой щеке. — «Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. — «Я вас люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце. — «Я вас не люблю» — сделать закрытым веером движение. — «Мои мысли всегда с вами» — наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу

«Я к вам не чувствую приязни» — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом. — «Я приду» — держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника. — «Я не приду» — держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор. — «Не приходите сегодня» — провести закрытым веером по наружной стороне руки. — «Приходите, я буду довольна» — держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки

— «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха. — «Молчите, нас подслушивают» — дотронуться закрытым веером до губ. — «Я хочу с вами танцевать» — открытым веером махнуть несколько раз к себе. — «Вы меня огорчили» — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками. — «Следуйте за мной» — похлопывание по ноге сбоку. — «Я готова следовать за вами» — похлопывание по ноге спереди. — «Отойдите, уступите дорогу!» — сложенный веер, направленный на мужчину — «Убирайтесь прочь! Вон!» — резкий жест сложенным веером рукоятью вперёдЕсли собеседник, пользующийся особым расположением, пПросит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, . нижним концом

Современная девушка с веером

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Веер это аксессуар или одежда

Веер – это небольшое складное опахало, раскрывающееся полукругом и предназначенное для создания потока воздуха, овевающего плечи, шею и лицо.

Содержание

История

По сей день неизвестно, когда именно появился веер. Историки считают, что первыми веерами служили ветки с листьями, которые люди использовали для спасения от жары. О том, что веер был изобретен в древние времена, никто не сомневается, ведь у многих народов мира существуют легенды, в которых фигурирует этот незамысловатый аксессуар. В старинных текстах также часто упоминается о веерах, правда изначально они не были складными, они представляли собой опахала с ручкой.

Читайте также:  Таблица маленьких размеров одежды для женщин

Согласно археологическим данным, ученые предполагают, что первый веера появились не раньше неолита, хотя их изображения и сами останки датированы более поздним периодом. На территории Китая археологами были найдены веера, имеющие длинную бамбуковую ручку и круглое опахало. Сотни лет назад у китайцев этот предмет являлся показателем достатка и авторитетности его владельца. Позднее среди китайцев широкое распространение получили веера из деревянных или бамбуковых пластинок, и из тончайшей шерсти. Во время правления династии Сун и Юань появились первые складные веера, отличающиеся особым удобством. С появлением в Китае опытных мастеров, при изготовлении оправы для этого изящного аксессуара стали применять нефрит, золото, слоновую кость, черепашьи панцири, сандал, бамбук и рога зверей. На опахалах изображались реки, цветы, птицы, звери и даже портреты.

В Древнем Египте веера являлись атрибутом величия фараона, а также признаком высокого достоинства. Носили такие опахала слуги, награждавшиеся титулом «носитель веера с левой стороны». Такими же функциями веер обладал в Персии и Индии. В Древней Греции и на Крите применялись опахала, изготовленные из перьев и листьев, а в качестве оправы использовали дерево и кости. В Древнем Риме подобного рода опахала именовались как «флабеллум», ими молодые невольники обмахивали своих хозяек. Очень часто в росписи античных ваз встречались изображения вееров самых разнообразных форм. В Византии опахала на ручке называли рипидами, они нашли свое применение в церквях во время торжественных служений. Изначально рипидами отгоняли мух и других насекомых от священных даров, а чуть позже они приобрели ритуальное значение.

В западную Европу веера попали примерно в 1550 годах из Индии. Особую популярность они завоевали в Венеции, где женщины брали их с собой во время карнавалов. В XVІІІ веке китайские мастера специально для европейских стран стали производить веера, украшенные перьями, пухом и шелком. Часто такие опахала приобретали для себя российские императрицы. На Руси мастера изготавливали веера, опахала которых имели проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутые шелковой тканью. Простые люди не могли себе позволить такой аксессуар, поэтому по большей части они преобладали в гардеробах состоятельных личностей. К примеру, у матери Петра І – Натальи Кирилловны имелся веер в золотой оправе с черными страусиными перьями, декорированный изумрудами, жемчугом и рубинами.

В середине XVІІІ века во многих странах складные веера стали неотъемлемым атрибутом парадного и вечернего туалета. Огромный спрос на веера расширил их производство и в России. В изготовлении этого аксессуара принимали участие мастера разных специальностей, в частности граверы, живописцы, ювелиры, резчики по кости и дереву и др. По художественным достоинствам веера русского производства ничуть не уступали западноевропейским. Кстати, в тот же период появился специальный «веерный язык», с помощью которого женщины выражали свои намерения, чувства и желания. Впоследствии веера постоянно претерпевали изменения, следуя общему развитию стилевых течений, художественных вкусов и законов моды.

Настоящие дни

В начале XX века веер вышел из моды, оставаясь при этом лишь ярким театральным реквизитом. Но в настоящее время этот изящный аксессуар переживает второе рождение. Многие известные личности часто появляются с веером в руках на светских мероприятиях. Легендарный модельер Карл Лагерфельд на одном из показов предстал в образе, изюминкой которого стал складной веер.

Периодически веер появляется в коллекциях известных Домов Моды. Например, бренд «Louis Vuitton» совместно с испанской актрисой Росси де Пальма разработал и продемонстрировал публике мини-коллекцию вееров «The Eye of Conscience». Цена одного экземпляра составляла 400 евро.

Как и с чем носить веер

Веер – это элегантный аксессуар, который после долгого перерыва вернулся на Модный Олимп. Веер довольно компактен, он легко поместится в дамскую сумочку. Он пригодится в душном транспорте, в кафе и в театре. Помимо своих утилитарных функций, веер способен дополнить даже повседневный образ. Он дополнит любой летний и торжественный наряд, сделав его при этом по-настоящему женственным и стильным. Веер прекрасно смотрится в сочетании с льняными макси-юбками, хлопковыми пляжными платьями, да и с шортами и брюками их использовать не возбраняется. Веер станет прекрасным дополнением свадебного платья.

Чтобы веер наиболее выгодно смотрелся в образе и грамотно вписался в общую стилистику комплекта, при покупке необходимо обратить внимание на его размер и материал, из которого он выполнен. К примеру, для повседневной носки подойдут крупные и средние веера, изготовленные из дерева, специальной бумаги, шелка или хлопка. Для вечерних нарядов отличными компаньонами станут веера из кружева или перьев. Если раньше веера могли себе позволить только состоятельные люди, то сегодня этот аксессуар доступен всем.

Источник