Меню

Внешняя форма одежды определяется



ВНЕШНЯЯ ФОРМА И КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ

Лекция 3

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ И КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ

Лекция 2

Поверхность одежды не имеет правильной геометрической формы и представляет собой сложную криволинейную поверхность, изменяющуюся и развивающуюся в пространстве и во времени. Форма одежды не существует вне человека, его образа, пропорций и движений. Поэтому можно говорить о подвижной (динамичной) системе человек — одежда, свойства которой зависят от свойств составляющих ее элементов: человека и одежды.

Тело человека можно условно расчленить на несколько участков, которым соответствуют определенные виды или части одежды (рис. 1 и табл. 1).

Рис. 1. Схема членения поверхности тела человека и одежды

Таблица 1. Соответствие одежды частям тела человека

Номер участка тела и части одежды Основные участки тела Пример вида или части одежды
Голова и шея Грудная клетка Верхние конечности Тазовый пояс Нижние конечности Капюшон Жилет Рукав Плавки Нижняя часть брюк

Различные конкретные виды одежды покрывают разные участки тела, поэтому их конструкция является как бы комбинацией отдельных видов или частей одежды. Например, спортивная куртка состоит из трех частей (см. рис. 2); 1+2+ , брюки — из двух 4+5, а комбинезон — из пяти: 1+2+3+4+5. В зависимости от количества конструктивных отверстий могут быть выделены основные типы одежды. Так, одежда типа пальто имеет три основных отверстия (рис. 2, а): одно для головы и шеи (горловина) и два для рук (проймы); одежда типа пелерины (рис. 2, б) — одно основное отверстие для головы и шеи; одежда типа брюк (рис. 2, в) — три отверстия: одно для обхвата талии и два для ног; одежда типа юбки (рис. 2, г) — одно отверстие для обхвата талии, одежда типа комбинезона (рис. 2, д) имеет шесть отверстий. При изучении одежды различают ее внутренние и наружные (внешние) размеры и форму.

Рис. 2. Схема вариантов конструкции одежды в зависимости от числа конструктивных отверстий

Внешняя форма одежды является одним из основных элементов ее композиции. При исследовании формы одежды выделяют четыре аспекта:

· ткань, фактура, цвет, декор, линии, отделки, видимые швы;

· степень свободы одежды, выражающаяся в степени ее прилегания к фигуре в различных точках;

· структура как геометрическая внутренняя характеристика формы;

· пластическая форма фигуры человека.

Характеристика внешней формы. Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями.

Силуэтные линии (плеч, талии и низа, а также линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания.

В современном моделировании принято несколько ведущих модных силуэтов[1] одежды, предназначенной для потребителей разных возрастных, размерных и полнотных групп. Три силуэта— прямой (рис. 3, а), прилегающий (приталенный, рис. 3, б), полуприлегающий (рис. 3, в) — стали классическими и на протяжении десятков лет являются основными при любых изменениях моды.

В отдельные периоды времени становятся модными и другие силуэты, например трапециевидный зауженный (см. рис. 3, г) или расширенный книзу и др.

Конструктивные линии (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания ее объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы (если это не предусмотрено специально) остаются малозаметными на поверхности одежды. К конструктивно-декоративным формообразующим линиям в одежде относят также, вытачки. Вытачка — это шов, проходящий не по всей длине или ширине детали.

Отдельные швы, например рельефные, швы кокеток, выполняют две функции: конструктивную и декоративную.

К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).

Конструктивные и конструктивно-декоративные швы чаще всего располагаются в местах сочленения разных поверхностей тела человека (шеи и туловища, руки и туловища), или на экстремальных участках поверхности тела (плечевые, боковые, рельефные швы).

Так, вследствие симметричности поверхности тела человека одежду обычно изготовляют из двух симметричных частей: на спинке часто проектируют средний шов, перед в изделиях с застежкой до низа делят на две детали — полочки. Одной из основных причин членения одежды из ткани линиями плечевых швов является необходимость получения одинакового продольного направления нитей основы на передней и задней частях одежды, соответствующих направлению основных растягивающих усилий, возникающих при эксплуатации одежды.

Рис. 3. Основные силуэты женской одежды

Многолетней практикой выработано наиболее удачное разделение поверхности одежды на части (детали). Типовой (наиболее часто встречающейся) формой членения поверхности плечевой одежды на части является форма, состоящая из нескольких основных деталей: спинки, переда (полочек), рукавов, воротника. На рис. 4 показаны основные детали мужского пиджака.

Рис. 4. Основные детали мужского пиджака:

1 — спинка; 2 — отрезной бочок; 3 — полочка; 4 — нижняя часть рукава; 5 — верхняя часть рукава; 6 — нижний воротник, 7 — отлет верхнего воротника: 8 — отрезная стойки

Читайте также:  3ds max для моделирования одежды

Рис. 5. Разновидности членения спинки пиджака:

а — двухшовная; б — трехшовная; в — с кокеткой; е — отрезной по линии талии, д —

3. Схема членения поверхности деталей плечевой одежды

Отдельные детали одежды (воротник, рукава) могут отсутствовать или могут быть объединены с другими, например воротник с подбортом (в изделиях с воротником шалью). Каждая деталь в свою очередь в зависимости от покроя и моды может быть разделена на несколько частей (рис. 5). Эти подразделения происходят внутри формы, не разрушая ее целостности.

Форма и размеры основных детален одежды зависят прежде всего от ее покроя.

Покрой одежды. Покрой[2] определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. К основным признакам покроя плечевой одежды относятся (схема 3): покрой рукава (форма его соединения с проймой), членение основных деталей (спинки и полочки) продольными (рельефами) и поперечными (характер соединения лифа с юбкой, наличие кокетки) швами.

Основными покроями рукава, существенно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и характеру соединения рукава с основными деталями (спинкой и полочкой), являются: втачной В, реглан Р и цельнокроеный Ц, Два последних покроя (Р и Ц) конструктивно являются производными от исходного (базового) покроя (В). В свою очередь втачной рукав может иметь две разновидности: обычный OВ и рубашечный ВР.

Различные сочетания основных покроев рукава (В+Р, В +Ц, Ц+Р) образуют дополнительный, четвертый, покрой, называемый комбинированным К.

Различные покрои рукава могут быть получены при разном количестве составных частей с одним швом (1ш — нижним или локтевым), двумя (2ш — передним и локтевым или верхним и нижним) и тремя (Зш — передним, локтевым и верхним) швами.

Покрой плечевой одежды характеризуется также наличием продольных швов на спинке и полочке. В зависимости от количества продольных швов швейные изделия могут быть бесшовными (б/ш — с застежкой спереди), одношовными (1ш — с застежкой спереди и одним средним швом на спинке), двухшовными (2ш — с двумя боковыми швами), трехшовными (3ш — с двумя боковыми и средним швом по спинке); пятишовными (5ш — с двумя боковыми швами, средним швом на спинке и швом притачивания отрезного бочка), шестишовными (6ш — с двумя боковыми швами и четырьмя швами на спинке и полочках).

4. Схема членения поверхности деталей поясной одежды

В зависимости от характера соединения лифа с юбкой одежда может быть отрезной (Л+Ю) и неотрезной по линии талии. Отрезная верхняя часть переда или спинки носит название кокетки (Ко).

Аналогично построена и схема 4, на которой приведена классификация членений поясных изделии (брюки, юбки)

Композиционные средства, обеспечивающие целостность формы.Форму в дизайне рассматривают как нечто большее, чем просто модный силуэт и покрой Форма создает художественный образ вещи. Целостность и оптимальность формы, а также художественная выразительность и композиционное единство отдельных частей внешней формы одежды зависят от архитектоники.

Процесс материального потребления полезных свойств вещи всегда сопровождается чувственной реакцией человека. Полезны совершенные, целесообразные вещи обычно оказываются наделенными полезными, совершенными, целесообразными формами. Таким образом, форма выступает перед нами как интегральная характеристика целесообразного, совершенного.

Форма не может существовать сама по себе, вне связи с конструкцией[3]. Конструкцию поэтому можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия Конструктивную логичность, взаимосвязь формы, конструкции и материалов отражает тектоника Форма и конструкция одежды в значительной степени зависят от драпируемости, жесткости, формовочной способности других свойств материалов Правильное использование свойств материалов позволяет создавать подлинно художественные, гармоничные формы изделий, устойчивые в эксплуатации, при рациональных материальных и трудовых затратах на изготовление этих изделий.

Характеристика конструкции одежды. Характеристику конструкции одежды можно дать по нескольким позициям: внешней форме (силуэт и покрой); конструктивному построению основных частей (деталей); виду соединительных швов; виду материалов.

Типовая конструкция деталей одежды наиболее часто встречающегося покроя с втачным рукавом показана на примере мужского пиджака (см рис. 4). Конструкция деталей одежды покроя реглан показана на рис. 6. При этом рукав реглан в верхней одежде может быть двухшовным или трехшовным (см рис. 6, а, б), а в платье (см рис. 6, в, г) — однотонным или двухшовным.

Рис. 6. Схема основных деталей одежды покроя реглан

Конструкция деталей изделий с цельнокроеными рукавами характеризуется объединением рукава со спинкой и полочкой. Характерной особенностью изделий этого покроя является наличие особой детали — ластовицы, предназначенной для расширения проймы (рис. 7, а). Ластовицу иногда выкраивают вместе с отрезной боковой частью или нижней частью рукава. В изделиях с сильно заниженной проймой — кимоно (рис. 7, б) — ластовицы не требуется.

Рис. 7. Схема основных деталей одежды с цельнокроеными рукавами

а — с ластовицей, б — кимоно

Основной конструктивной особенностью женской одежды и детской одежды для девочек (начиная с младшего школьного возраста) является наличие на полочке верхней вытачки, используемой для придания полочке объемной формы в области груди.

Читайте также:  Малахов рост лицо руки одежда

Верхняя вытачка в одежде имеет не только конструктивное, но и декоративное значение. Поэтому конструктор должен уметь увязать ее положение с внешней формой и конструкцией всего изделия.

Элементы формообразования. Основными факторами формообразования в конструкции одежды являются швы, вытачки, влажно-тепловая обработка (сутюживание, оттягивание), формовочные свойства материалов и различные их комбинации.

Объемную форму детали одежды можно представить на плоскости, перегнув ее по криволинейной линии сгиба. Выпуклой форме деталей соответствует выпуклая линия сгиба, вогнутой — вогнутая.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Внешняя форма одежды.

Характеристика роста человека.

Характеристика пропорций тела человека.

Различают три пропорции тела человека

1) долихоморфный – характеризуется относительно коротким и узким туловищем и длинными конечностями.

2) брахиморфный – широкое туловище, короткие конечности.

3) мезоморфный – промежуток между первыми двумя.

Тип сложения Размеры частей тела
голова туловище руки ноги
Долихоморфный небольшая узкое, короткое длинные длинные
Мезоморфный средняя среднее средние средние
Брахиморфный большая длинное, широкое короткие короткие

Наиболее важными характеристиками фигуры тела являются рост, размер, телосложение и пропорции частей тела. Для изготовления одежды принято разделять людей по росту на 6 групп.

Рост Среднее значение в сантиметрах
146 (143 – 148,9)
152 (149 – 154,9)
158 (155 – 160,9)
164 (161 – 166,9)
170 (167 – 172,9)
176 (173 – 178,9)

Размер одежды определяется значением обхвата тела человека в см. по линии груди. Для взрослых людей приняты размеры от 88 до 136 см. Межразмерная разница составляет 4 см. Тип телосложения человека определяется осанкой и полнотной группой Полнотная группа определяется соотношением обхватов груди третьего и бедер. Всего принято 4 полнотные группы.

Значение разности Сг3 и Сб для различных полнотных групп, см

1 полнотная группа — 2

2 полнотная группа — 4

3 полнотная группа — 6

4 полнотная группа — 8

Деление фигур по полнотным группам в значительной степени обусловлено возрастом людей. 1-я и 2-я группы характерны для людей от 18 до 29 лет и для среднего возраста от 30 до 44 лет, 3-я – для старшего возраста – более 45 лет.

Внешняя форма одежды во многом определяется силуэтными, конструктивными и декоративными линиями. Силуэтные линии ( плеч, талии и низа , а также линии ,определяющие восприятие формы изделия в фас и профиль ) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания. Форма костюма создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами. Положение костюма в пространстве определяется его силуэтом. Силуэт формы – это комплекс различных сопряженных линий, проекция формы на плоскость.

В современном моделировании принято несколько ведущих силуэтов одежды (рис. 3.8):

.

Рис 3.8. Силуэты: 1- прямой; 2- полуприлегающий; 3- прилегающий; 4 — расширенный

Конструктивные линии ( швы ) расчленяют поверхность одежды на отдельные части ( детали ) с целью создания ее объемной формы конструктивным способом ( посредством кроя ) . Основными конструктивными швами являются : плечевые, боковые, проймы, горловины , швы рукавов, вытачки. Вытачка – это шов, проходящий не по всей длине или ширине детали. К конструктивно – декоративным швам относятся : рельефы, швы кокеток. К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками , а также контурные линии краев воротника, лацканов, борта и т.д.

Многолетней практикой выработано наиболее удачное разделение поверхности одежды на части ( детали ). Типовой формой членения плечевой одежды на части является форма, состоящая из нескольких основных деталей : спинки, переда ( полочек ), рукавов, воротника. Отдельные детали одежды могут отсутствовать ( рукава, воротник ) или могут быть объединены с другими деталями (например воротник с подбортом в изделиях с воротником шалью ). Каждая деталь в свою очередь в зависимости от покроя и моды может быть разделена на несколько частей. Эти подразделения происходят внутри формы, не разрушая ее целостности. Форма и размеры основных деталей одежды зависят прежде всего то ее покроя.

Покрой определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. К основным признакам покроя плечевой одежды относятся ( рис. 3.9 ): покрой рукава (форма его соединения с проймой ), членение основных деталей ( спинки и полочки ) продольными ( рельефами ) и поперечными ( характер соединения лифа с юбкой, наличие кокетки ) швами.

Основными покроями рукава, существенно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и характеру соединения рукава с основными деталями ( спинкой и полочкой ), являются: втачной В, реглан Р и цельнокроенный Ц. Два последних покроя являются производными от исходного покроя В. В свою очередь втачной рукав может иметь две разновидности : обычный и рубашечный. Различные сочетания основных покроев рукава (В+Р, Р+Ц, В+Ц ) образуют комбинированный покрой.

Различные покрои рукава могут быть получены при разном количестве составных частей: с одним швом — 1ш , двумя – 2ш и тремя – 3ш.

Покрой плечевой одежды характеризуется также наличием продольных швов на спинке и полочке. В зависимости от количества продольных швов швейные изделия могут быть : бесшовными — б/ш , одношовными – 1ш, двухшовными – 2ш, трехшовными – 3ш, пятишовными – 5ш, шестишовными – 6ш.

Читайте также:  Как убрать репей с одежды

В зависимости от характера соединения лифа с юбкой одежда может быть: отрезной (Л+Ю) и неотрезной по линии талии. Отрезная верхняя часть переда или спинки носит название кокетки Ко.

Аналогично построена схема классификации членений поясных изделий (брюки, юбки) (рис. 3.10).

Форму в дизайне рассматривают как нечто большее, чем просто модный силуэт и покрой. Форма создает художественный образ вещи. Целостность и оптимальность формы, а также художественная выразительность и композиционное единство отдельных частей внешней формы зависят от архитектоники.

Форма не может существовать сама по себе, вне связи с конструкцией. Конструкцию можно рассматривать как своеобразную техническую структуру изделия. Конструктивную логичность, взаимосвязь формы, конструкции и материалов отражает тектоника. Форма и конструкция одежды в значительной степени зависят от драпируемости, жесткости, формовочной способности и других свойств материалов. Правильное использование свойств материалов позволяет создавать подлинно художественные, гармоничные формы изделий, устойчивые в эксплуатации.

рис 3.9 Схема членения плечевой одежды

рис. 3.10 Схема членения поясной одежды

3.3. Измерение тела человека.

Цель Формирование знаний и умений в снятии размерных признаков
Должен знать Правила и порядок снятия размерных признаков, их условные обозначения. Названия прибавок на свободное облегание, их условные обозначения.
Должен уметь Снять размерные признаки с фигуры человека

При проектировании одежды на конкретного человека используют измерения его фигуры. Кроме того, при разработке конструкции, а иногда и при пошиве изделия учитывают особенности телосложения человека. При этом отмечают положение корпуса, высоту плеч, форму шеи, спины , живота , бедер ,развитие мускулатуры , степень жировых отложений и их распределение , пропорции тела и др.

Измеряют фигуру с использованием сантиметровой ленты. При этом мужчина (заказчик ) должен быть без пиджака, а женщина (заказчица) одета только в нижнее белье или облегающее платье. Измеряемому необходимо стоять без напряжения, не меняя своей естественной осанки. Сантиметровая лента должна прилегать к телу, но без лишнего натяжения.

Для точного определения балансовых мерок и связанных с ними других измерений необходимо установить опорную горизонталь на уровне линии талии, поскольку она обычно наиболее четко определяется на фигуре и легко фиксируется. Определить горизонталь можно при помощи шнура или плотной резинки с крючком и петлями на концах.

Расположение линии плечевого шва определяют с помощью наплечника из мягкой ткани или трикотажного полотна ( рис 3.11 ) . Для фигур с обхватом груди от 88 до 108 см у мужчин и 104 см у женщин наплечник изготавливают по лекалам, разработанным на типовую фигуру с обхватом груди 96 см , а для фигур с обхватами груди от 108 до 136 см – по лекалам , разработанным на типовую фигуру с обхватом груди 120 см. Для регулирования длины плечевого среза к наплечнику прикрепляют несколько кнопок. По линии горловины наплечника пришивают круглую резинку со свободными концами для завязывания вокруг шеи.

Рис. 3.11

Парные измерения снимают по правой стороне фигуры !

Все измерения обозначают следующим образом :

· Расстояния между центрами — Ц .

Строчными буквами справа от прописных букв обозначают участки измерений ( например : С ш — полуобхват шеи ). Мерки обхватов, длин , высот и ширину плечевого ската записывают полностью ; полуобхваты , ширины , расстояния между центрами – в половинном размере.

Рис. 3.11

Все измерения проводятся между основными антропометрическими точками, расположенными на теле человека ( рис .3.12 ) :

Верхушечная а – наивысшая точка темени;

Шейная б – наиболее выступающая точка остистого отростка седьмого шейного позвонка;

Точка основания шеи в – точка, находящаяся на пересечении линии обхвата шеи с вертикальной плоскостью, рассекающей плечевой скат пополам;

Ключичная г – самая высокая точка грудинного конца ключицы;

Верхнегрудинная д – точка в углублении яремной вырезки грудины;

Плечевая акромиальная ж – точка, наиболее выступающая в сторону бокового края акромиального отростка лопатки;

Плечевая з– точка на пересечении верхненаружного края акромиального отростка лопотки с вертикальной плоскостью, рассекающей область плечевого сустава пополам;

Лучевая и – верхняя точка головки лучевой кости с наружной стороны;

Сосковая к – у мужчин — центр соска, у женщин – наиболее выступающая точка грудной железы;

Остисто- подвздошная передняя л – наиболее выступающая вперед точка верхнепередней ости подвздошной кости;

Коленная м – центр коленной чашечки;

Передний угол подмышечной впадины н – вершина угла (дуги), образованного передним краем подмышечной впадины при опущенной руке;

Задний угол подмышечной впадины о — вершина угла (дуги), образованного задним краем подмышечной впадины при опущенной руке;

Ягодичная п – наиболее выступающая точка ягодицы;

Точка высоты линии талии р – точка на наиболее вдавленной части боковой поверхности туловища посередине расстояния между нижним ребром и гребнем подвздошной кости (на правой стороне туловища)

Источник