Меню

Вопросы для сравнения знать простые люди горожане крестьяне питание жилище одежда развлечения



Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» и раздел «Русь Древняя». Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская (задачная) технология.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_v_6_klasse.doc 97 КБ
byt_i_nravy_drevney_rusi_6_kl._1.ppt 2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«Быт и нравы Древней Руси»

Коробцова Оксана Леонидовна,

учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» и раздел «Русь Древняя».

Основное содержание знаний по теме – это историческое и культурное наследие Древней Руси.

На уроке продолжена работа по формированию:

  • знаний хронологии (период V- XII века);
  • знаний исторических фактов (основные категории населения Древней Руси);
  • умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет);
  • умение производить описание (реконструкцию) – характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси;
  • умения анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия (образ жизни различных категорий населения), излагать причины и следствия исторических событий.

Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует пониманию культурного многообразия мира, воспитывает уважение к культуре своего народа, ведет к осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы.

Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская (задачная) технология.

Задачная форма обучения — это методический приём, позволяющий формировать у учащихся способности ставить и решать учебные задачи. Задачная (поисково-исследовательская) система обучения описана в книге Загвязинского В.И «Теория обучения: Современная интерпретация». – М.: Издательский центр «Академия», 2001 .

Классификация задач и этапы урока, где применялись эти задачи:

1. Задачи, направленные на сжатие материала: создание таблиц, схем, опорных конспектов.

— На этапе изучения нового материала в ходе беседы с учителем учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что информацию можно оформить в виде сравнительной таблицы «Быт жителей Древней Руси».

2. Задачи, направленные на формирование умений перевода информации из одной знаковой системы в другую: создание на основе данных статистики диаграмм, таблиц. Анализ данных диаграмм, графиков и перевод статистической информации в теоретический учебный материал.

— Заполнение таблицы «Быт жителей Древней Руси., использование устного сообщения, текста учебника, иллюстраций, информации из Интернет источников.

3. Задачи на применение знаний исторических и обществоведческих понятий, терминов, исторических фактов в заданном контексте .

— На этапе первичного осмысления и закрепления знаний, составления рассказа «Один день из жизни жителя Древней Руси» с использованием новых понятий, терминов.

Задачная технология обязательно включает этап рефлексии. Рефлексия организуется так, чтобы для учащихся стало очевидным, как они получили данное знание.

— На этапе подведения итогов урока организуется беседа: Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? Какая проблема стояла перед классом, как её решили? Каким способом оформляли информацию, с какими трудностями столкнулись?

Источник

Повседневная жизнь населения
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Уромк по истории России, 6 класс. Изучение культуры и быта Древней Руси

Скачать:

Вложение Размер
povsednevnaya_zhizn_naseleniya.pptx 2.23 МБ
konspekt.docx 59.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игра «Верю-не верю» 1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка 2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай 3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя 4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси 5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-) (+) (+) (-) (-)

Соотнесите: Владение младших членов княжеского рода Лица, нанимавшиеся на работу на определённый срок по договору Удел Бояре Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин Рядовичи Свободные крестьяне на Руси Вотчина Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования Смерды

Повседневная жизнь населения 18.04.2017

Каким словом можно заменить тему урока? 5 Быт

Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит

Из чего состоит повседневная жизнь?

На какие большие группы делилось население Древнерусского государства? Группы населения Знать Простые люди: горожане крестьяне

1 2 3 Хоромы Изба П олуземлянка

Питание древних славян

Жилище Питание Воспитание детей Одежда Развлечения

Существовало ли в Древней Руси различие в повседневной жизни между разными сословиями общества?

Домашние задание Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«Повседневная жизнь населения»

Повседневная жизнь населения

Цель урока: познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.

  • познакомить с повседневной жизнью земледельцев и горожан, характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
  • развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;
  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.

А) Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка (-)

2. Столицей Золотой Орды стал город Сарай (+)

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя (+)

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси (-)

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород (-)

Б) Работа над терминами.

Простые свободные жители Руси

Свободные крестьяне на Руси

Владение младших членов княжеского рода

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования

2. Изучение нового материала

Каким другим словом можно обозначить повседневную жизнь? Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит.

Что относится к повседневной жизни человека?

Какие «следы» может оставить потомкам повседневная жизнь человека?

На какие большие группы делилось население Древнерусского государства?

Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

Работа в группах. Составление коллажа

Можем ли мы определить представителям каких сословий принадлежат жилища? (слайд)

Наклейте картинки домов, принадлежащих вашему сословию

Чем питалось население Древней Руси?

Есть ли среди предложенных овощей лишние? Какие?

А все ли сословия питались одинаково?

Работа с коллажем.

А теперь поработайте самостоятельно.

Работа учащихся в группах над составлением коллажей о повседневной жизни различных сословий Древней Руси. Составление рассказа с помощью дополнительного текста с пропущенными буквами

Защита групповых работ.

Защита своих коллажей группами учащихся

4. Подведение итогов урока

Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах ? Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения

Заполнение листа самооценки. Выставление оценок.

4. Д/з §11, Составить короткий рассказ на тему «Один день из жизни земледельца (ремесленника, боярина)»

Игра «Верю-не верю»

1. Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявилась в обязательном изучении монгольского языка

2. Столицей Золотой Орды стал Киев

3. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия хана Батыя

4. Ярлык – дань, собираемая монголо-татарами на Руси

5. Первым городом, подвергшимся нападению монголо-татар стал Новгород

Простые свободные жители Руси

Свободные крестьяне на Руси

Владение младших членов княжеского рода

Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования

Хоро́мы — в старину на Руси называлось более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»).

Изба́ — деревянный бревенчатый жилой дом в сельской местности России.

Полуземля́нка — жилище, частично углублённое в землю, прямоугольной или округлой формы, стены и крыша которого выступают над поверхностью земли.

Порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

Епанча́ — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Сафья́н — кожа козы, продубленная и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов

Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы.

Скоморо́хи — участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев, обычно ряженые.

Гусля́р – музыкант, играющий на гуслях; народный певец, поющий под гусли.

Повседневная жизнь бояр и дворян

Жилища князей и бояр — ____________________ — состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился _____________ — высокое деревянное здание-башня.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. Также в пище использовали __________ и ________.Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________. В домах знати пили ________ и ________.

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в __________ года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку _____________ (то есть воспитателю). Богатые семьи обучали грамоте как _________________, так и ___________________.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на ________________, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или _____________. Порты шились из ___________ и __________. Верхней одеждой были ______________ . На ногах красовались кожаные _______________ с загнутыми кверху носами, расшитые _____________ и _____________. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — _______________________, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом ____________________. Обувь делалась из _________________ и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом. В торжественных случаях женскую голову украшал ________________ .

Развлечением знати были ____________ и богатые дружинные ___________. Гостей на пирах развлекали ________________ и _________________ . Любимыми забавами богатых людей была _______________, __________________, _____________ охота.

Повседневная жизнь горожан

Зажиточные горожане жили в ______________ . В комнатах стояли _____________________, _______________, __________, __________________. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои в богатых домах освещались _______________.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в семьях горожан было _______________. Дети горожан обучались _________________________, ___________________ и учились __________________, если была возможность. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Повседневная жизнь крестьян

Крестьяне жили в небольших домах. Это были _________________ с ___________________ полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились ______________________. Окна были маленькими. Они обтягивались ______________________________ или __________________________________________. Жилища освещались ___________________ — тонкими щепками сухого дерева.

Главным продуктом был ____________________. Из ___________, ___________, ________, овса варили ___________ и __________. Употребляли много овощей – ____________, ________, _____________, _______________, ____________, ______________, ________, ____________. ____________ было редким продуктом на столах бедноты. Зато _____________ была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный ___________, ___________, _______________.

Воспитание детей в крестьянских семьях было трудовым. Лет с _________ мальчика брали _______________________________, начинали приучать к какому-нибудь делу. Девочки присматривали за _____________________ и _________________, помогали матери _________________________, учились у неё __________________________, _______________________________, ______________________________________.

Главными элементами мужской одежды были _______________ и _________ — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Верхней одеждой были __________ — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы и островерхие меховые или войлочные шапки. На ноги надевали _____________ из коры липы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий _____________.

Для простого люда устраивались ____________________________ – пели, водили хороводы, смотрели выступления ________________, устраивали кулачные бои (стенка на стенку). Зимой устраивались ________________ – за домашней работой рассказывали сказки, исполняли песни.

Источник

История России

Быт и нравы Древней Руси

Обложка урока взята с источника .

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти

План урока:

Как жили земледельцы на Руси

Главной особенностью жизни земледельца в Древней Руси была большая патриархальная семья — род. Состояла такая семья из:

  • главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
  • сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь земледельцев на Руси не была простой. Вся семья жила в одном доме и имела общее хозяйство. Глава рода контролировал все имущество семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи была безграничной. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.


Пастушки, Владимир Маковский

У каждого, даже самого маленького, члена семьи были свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимались исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходили с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвовали в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учили охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучали правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.


Сенокос, Константин Маковский

В древней Руси крестьянин-земледелец должен был уметь многое. Взрослые мужчины следили за скотом, пахали и засеивали поле, убирали урожай, охотились, рыбачили, бортничали [1] . Работа в поле была сезонной, но это не означало, что зимой семья бездельничала. Холодное время года посвящалось ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.


Предметы быта — топор, ножницы, детская игрушка, свеча, воск, музыкальный инструмент. ( Источник )

Женились земледельцы Древней Руси рано, девочка считалась невестой по достижению ею 12 лет. К этому времени в ее семье уже было готово приданное (вышитые сорочки, рушники, одежда, домашняя утварь), выбран жених, и сама она готова была к свадебному обряду древних славян. После принятия христианства церковь активно сопротивляется традиции раннего брака, не одобряя его. Постепенно эта традиция устаревает, и замуж юных девиц выдают лишь в 14-15, а то и 16 лет.

До крещения Руси для новорожденных детей выбирали имена, которые более всего характеризовали их поведение или внешний облик. Распространенными были такие имена, как Красава, Забава, Горислава, Малуша, Любим, Миляй и Молчан. После крещения для детей выбирались христианские имена – Матвей, Григорий, Юрий, Василий и т.п. Некоторые обряды и обычаи древних славян сохранились и после крещения Руси. Иногда к христианскому имени в народе добавляли прозвище – Иван Кривой, Василиса Прекрасная. С его помощью пытались более точно охарактеризовать человека, рассказать какие у него внешние и внутренние качества.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял [2] , дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом [3] жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах [4] , организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей — скоморохи [5] и гусляры [6] .

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой [7] , смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение [8] подразделялось на:

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина [12] состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью [13] .

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины [14] . Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.


( Источник )

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки

Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:

  • княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
  • сеней (переход);
  • горницы (аналог современной гостиной);
  • летней спальни.

Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.


Древняя Москва, А.Васнецов

Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах [15] . Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным – кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.

Сруб ( Источник )

Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).


Внутреннее убранство полуземлянки ( Источник )

Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере – строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили – изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди ( Источник )

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу [16] .

Женский и мужской костюм ( Источник )

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами [17] . Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.


Женский сарафан ( Источник )

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Кокошник ( Источник )


Женская верхняя одежда ( Источник )

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Словарь

1. Бортничество – сбор меда диких пчел.

2. Меняла – человек, занимающийся обменом денег.

3. Одним домом – сообща, под одной крышей.

4. Игрища – игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.

5. Скоморохи – народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.

6. Гусляр – музыкант, играющий на народном инструменте – гуслях.

7. Пенька – грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.

8. Ополчение – вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии – крестьян и горожан.

9. Сотня – сто человек, часть ополчения.

10. Полк – ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).

11. Войско – ополчение, состоящее из горожан.

12. Дружина – вооруженный отряд людей при князе.

13. Рать – общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.

14. Рогатина – тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя – медведя, кабана.

15. Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

16. Епанча – широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.

17. Онучи – полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.

Источник

Читайте также:  Водонепроницаемый спрей для одежды