Меню

Военная форма одежды казаков



История костюма донских казаков: от зипуна до мундира

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Читайте также:  Запонка как деталь одежды 9 букв

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

Д

Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

Источник

Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171
«О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября 2010 г., 4 февраля 2021 г.

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) форму одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

б) знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) порядок изготовления предметов формы одежды, знаков различия по чинам и знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяется соответствующими казачьими обществами;

Читайте также:  Как стереть жирное пятно с одежды

б) форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения;

в) изготовление предметов формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующих казачьих обществ и их членов;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом «г» с 4 февраля 2021 г. — Указ Президента России от 4 февраля 2021 г. N 69

г) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации утверждает:

описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и порядок ношения формы одежды, утвержденной настоящим Указом;

форму одежды, знаки различия по чинам членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, в соответствии с утвержденными настоящим Указом формой одежды и знаками различия по чинам членов казачьих обществ, а также описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к указанным окружным (отдельским) казачьим обществам и порядок ношения формы одежды членов этих казачьих обществ.

3. Утратил силу с 4 февраля 2021 г. — Указ Президента России от 4 февраля 2021 г. N 69

Информация об изменениях:

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2016);

Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1739 «О внесении дополнения и изменения в Положение о порядке присвоения чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 102);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1740 «О внесении изменений и дополнений в акты Президента Российской Федерации по вопросам казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 103);

Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N 308 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1215);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 316 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1135);

пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2222).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник

От бурки до черкески: азбука обмундирования казака

В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.

Гардероб – честь и гордость казака

В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.

Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.

Читайте также:  Запасные липкие ролики для одежды

Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.

Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.

Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.

От черкески до кителя

В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.

Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.

Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.

Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.

Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.

Только шашка казаку во степи подмога

Вооружение кубанского казака 17 века было простым и одновременно грозным, так как они им отменно владели — длинное ружье (рушница), пистолет, кривая турецкая сабля, шашка, короткое копье (списа или пика) и длинный нож (кинжал) в кожаных или деревянных ножнах.

Основным оружием казака была сабля. Шашка считалась вспомогательным. Считается, что шашку казаки позаимствовали у адыгов, а позже от казаков шашка распространилась во все виды войск российской армии. Кинжал казак использовал в ближнем бою. Иногда клинок мог выполнять роль метательного оружия.

Купить кинжал — позор для казака. Кинжал дарился, передавался по наследству или добывался в бою. Пика или копье были длиной до 3 метров (были и пятиметровые) и весили 3-4 килограмма. Размер наконечника варьировался от 12 до 60 см. Ружья, а потом и винтовки могли быть разными, но чаще всего казаки использовали те образцы, которые были на то время приняты на вооружение в русской армии. Хотя встречалось и индивидуальное, сделанное на заказ огнестрельное оружие.

Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.

Нагайка могла быть и оружием и одновременно знаком принадлежности к казачьему войску. Часто в шлепок вшивали свинцовый грузик или пулю. Оснащенные таким образом нагайки можно было даже использовать на охоте, они назывались волкобоями. У пристава в кругу или у есаула казацкая плеть была знаком власти и положения. Также нагайки использовались и для телесных наказаний по решению круга или совета старейшин Кубанского казачьего войска.

Источник