Меню

Воздушная одежда земли что это



Воздушная одежда Земли
презентация к уроку по географии (5 класс)

Воздушная одежда Земли, презентация для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
vozdushnaya_odezhda_zemli.ppt 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Её толщина составляет примерно 2000-3000 км. Верхняя граница у атмосферы отсутствует.

Атмосфера Земли состоит из смеси газов. В основном это Азот( N2) – 78% , кислород( O2) – 21% и остальные газы – углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород, аргон и т.д. – 1%.

Толщина атмосферы около 3 тыс. км. В ней выделяют несколько слоев, которые отличаются друг от друга по температуре и составу газов. Нижний слой – тропосфера — поверхность Земли, однако эта граница относительна. Далее идет стратосфера. Еще выше – мезосфера, термосфера, экзосфера. Это верхние слои атмосферы, которые переходят в космическое пространство на высоте 2 – 3 тыс. км. над поверхностью Земли.

Тропосфера — самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8 — 10 км, в умеренных широтах — 10-12 км, а над экватором — 16-18 км. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С. В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха. Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.

Стратосфера — слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч. В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера), слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до 4-55 °С. Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона — стратопауза.

Мезосфера — слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С. На высоте 80 км начинается термосфера . Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.

Экзосфера — внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой еще называют сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Воздух нужен для дыхания всем живым организмам. Озон, содержащийся в стратосфере, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолетового излучения Солнца. В результате хозяйственной деятельности человека воздух становится грязным. Озоновый слой разрушается. Нужно сохранить воздух чистым!

1) Метеорологические станции 2) Метеорологические зонды 3) Искусственные спутники 4) Метеорологические ракеты

2)Метеорологические зонды 3)Искусственные спутники

вывод Атмосфера – это внешняя, газообразная оболочка Земли, многослойный воздушный океан, играющий огромную роль в жизни нашей планеты. Особое значение имеет тропосфера, в пределах которой выделяют разные по свойствам воздушные массы, которые перемещаясь над земной поверхностью, приводят к изменениям погоды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» 6 класс 2 варианта.Составлен с использованием методических пособий: А.А.Лобжанидзе География 6 класс .

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе.

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний.

Тест по природоведению «Воздушная одежда Земли» для работы на интерактивной доске.

Конспект урока географии в 5 классе «Воздушная одежда Земли» составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

Цели урока:Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.Задачи: Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первич.

Источник

География

§ 24. Воздушная одежда Земли

1. Что такое воздух? 2. Какова роль воздушной оболочки для нашей планеты?

1. Состав и значение атмосферы. Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду. Земной шар окутан слоем воздуха толщиной в несколько километров.

Воздушную оболочку Земли называют атмосферой.

Рис. 140. Состав атмосферы

Атмосфера представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% — кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды (рис. 140). Кроме того, в ней содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, вулканического пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

Из всех газов, входящих в состав воздуха, наиболее важным для большинства живых организмов является кислород.

Особую роль для всего живого на Земле имеет озоновый слой, который защищает живые организмы от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Атмосфера постепенно, без резкой границы переходит в космическое пространство.

2. Движение воздуха. Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных её участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдаёт тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдаёт тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром.

Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Рис. 141. Виды облаков

3. Облака. С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 °С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака (рис. 141). Различают перистые, слоистые и кучевые облака. Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков: жидких (дождь) и твёрдых (снег, град).

4. Явления в атмосфере. Нередко в атмосфере можно наблюдать интереснейшее явление — грозу. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землёй возникают многократные электрические разряды — молнии (рис. 142). Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

5. Погода. Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду. Это необходимо людям различных профессий (лётчикам, морякам, водителям транспорта). Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Рис. 142. Молния

Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Погода характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за погодой следят метеорологические службы различных стран (рис. 143). Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Рис. 143. Метеостанция

6. Климат. Для каждой местности характерны определённые типы погоды и их смена, т. е. режим погоды.

Многолетний режим погоды называют климатом.

На климат любой территории оказывает влияние распределение суши и моря, рельеф. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат, так же как и погода, включает важнейшие характеристики состояния атмосферы: температуру, влажность, облачность, осадки, ветры.

Климат влияет на состояние водоёмов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода — всё это зависит от климата.

Рис. 144. Ураган

7. Беспокойная атмосфера. В атмосфере часто возникают грозные явления природы — ураганы и смерчи.

Ураганы, (их ещё называют тайфунами, от китайского слова «тай фын» — большой ветер) — это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся тёплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области (рис. 144). Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Всё это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Рис. 145. Смерч

Смерч — это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной (рис. 145). Как пылесос, он засасывает всё, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50—60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озёра, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумлённых людей «дожди» из рыб и лягушек.

Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского слова «торнадос» — вращающийся). А слово «смерч» — русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?

2. Из каких газов состоит воздух?

3. За какими облаками вы можете наблюдать?

4. Что такое ветер?

5. Почему происходит гроза?

6. Что такое погода? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?

7. Что такое климат? Чем он отличается от погоды?

ПОДУМАЙТЕ

1. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?

2. Возникают ли в вашей местности ураганы? Чем они опасны?

3. Опишите погоду сегодняшнего дня.

ОБРАТИТЕСЬ К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ.

Воздушная одежда Земли

Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Атмосфера — это воздушная оболочка Земли. Атмосфера представляет собой смесь газов. Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. В атмосфере образуются облака, выпадают осадки. Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. В атмосфере часто возникают грозные явления — ураганы и смерчи.

Источник

Воздушная одежда Земли

Разделы: Биология

Цель:

  • Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
  • Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
  • Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)
  1. Организационный.
  1. Объявление темы урока.
  2. Задачи урока.
  3. На протяжении урока дети ставят себе плюсы за каждый свой правильный
    ответ.
  4. Работаем с сигнальными карточками.
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  1. Что это такое?

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)

  1. О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
  2. Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
  • Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
  • Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
  • Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается , при охлаждении сжимается).
  1. Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
  2. Имеет ли воздух вес? Решите практически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик — ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)

Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.

  1. Основной этап.
  1. Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»

Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).

Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.

  1. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
  2. Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.

Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.

  1. Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
  • Первая группа ребят — ученые
  • Вторая группа ребят — журналисты
  • Двое ребят- аналитики

Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.

Вторая группа задает вопросы 1 группе.

Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.

  1. Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.

Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.

Опять проблема: « Почему так происходит?»

Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.

  1. Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
  • А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам — найти ответ)
  1. Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)

К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому — что это интересно.

Делают вывод: Облака бывают : слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

  1. Чтение стихотворения (см. приложение 1).
  • О чем идет речь? (О ветре.)
  1. Индивидуальные сообщения ребят

1ученик — нагревание охлаждение воздуха над сушей и водой (использование
схемы, таблицы)

2 ученик — ветер, типы ветров.

  1. Закрепление.
  1. Сказка (смотри приложение 2)
  2. Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
  3. Отвечают на проблемный вопрос , записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
  4. Тест (1 вариант — четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
  1. Итог урока, (рефлексия)
  1. Красные- 6 плюсов и больше «5»
  1. Поднять сигнальные карточки (проверка теста)

Синие- 1 ошибка «4»

Желтые- 2-3 ошибки «3»

Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).

  1. Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
  2. Поднять сигнальные карточки.

Красные- все понятно, могу пересказать.

Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.

Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.

  1. Домашнее задание:
  1. Написать прогноз погоды.
  2. По желанию — Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
  3. По желанию — Как в живой организм проникает азот?
  4. Спросить у родных о народных приметах , по которым можно предсказать погоду.

Источник

Воздушная одежда Земли

Атмосфера Земли — это хорошо знакомый нам воздух. Он представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% — кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в воздухе содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

Принято считать, что толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера постепенно, без резкой границы переходит в космическое пространство.

С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 °С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака.

По внешнему виду различают перистые, слоистые и кучевые облака. Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков. Осадки могут быть жидкими (дождь) и твердыми (снег, град).

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных ее участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдает тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдает тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный, и это происходит постоянно.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Нередко в атмосфере наблюдается интереснейшее явление — гроза. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землей возникают многократные электрические разряды — молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду. Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Слово «погода» мы произносим очень часто. А можем ли точно сказать, что это такое?

Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за погодой следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода — все это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы — ураганы и смерчи.

Ураганы (их еще называют тайфунами, от китайского «тай фын» — большой ветер) — это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся теплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Все это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч — это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает все, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50—60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озера, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумленных людей «дожди» из рыб и лягушек. Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского «торнадос» — вращающийся). А слово «смерч» — русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

Проверьте свои знания

  1. Каков состав атмосферы?
  2. Какие бывают облака?
  3. Какие бывают осадки?
  4. Что такое ветер?
  5. Как происходит гроза?
  6. Что такое погода?
  7. Что называют климатом?

Подумайте!

  1. Почему мы сначала видим молнию, а затем слышим гром?
  2. Как знания о погоде и климате помогают человеку в повседневной жизни?
  3. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?
  4. Где возникают ураганы?
  5. Чем опасны ураганы и смерчи?

Атмосфера Земли — это ее воздушная оболочка. В ней образуются облака, выпадают осадки. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления — ураганы и смерчи. Ураганы — это гигантские атмосферные вихри, возникающие над тропическими морями. Смерчи — это крутящиеся столбы воздуха, движущиеся со скоростью 50-60 км/ч.

Источник

Читайте также:  Винтаж стиль одежды годы