Меню

Зачем граффити команда одежда



Зачем создавалась «Зачем»?

«Зачем» – одна из самых знаковых и известных граффити-команд в истории российского стрит арта. Начав рисовать на московских улицах еще в конце 90-х, они до сих пор продолжают заниматься любимым увлечением в свое удовольствие.

Сегодня команду хорошо знают за пределами узких кругов стрит артеров и райтеров. Огромное количество «фирменных» надписей, а также рисунков членов банды по отдельности встречается на стенах Москвы и множества других городов.

Содержание

Немного истории

Полноценная команда «Зачем» появилась далеко не сразу. Началось все с Дмитрия Позе, а еще точнее – с его детства.

В одном из интервью он рассказывал, как еще вначале 90-х они с сестрой завели собственную традицию: оставлять везде, где они лазили и бывали, свои монограммы. В ход шли обычные мелки и фломастеры. И только годы спустя благодаря журналам Позе открыл для себя мир настоящего граффити.

Так к концу 90-х Позе с приятелем придумали свою команду – ТМС. В Москве началась волна тегов, а позднее – трейнрайтинга. Приобретала известность и мекка уличных художников – автосервис, со временем выросший в Граффити Маркет.

Позе, Мост из CGS и Сta из T4R начали целенаправленно заниматься бомбингом. Тогда и закрались первые мысли о будущем альянсе «Зачем». В тот же вечер новообразованную команду повязали и увезли в отделение. Вопрос «зачем вы это делаете» стал главным на тот вечер. Кто-то нацарапал слово «зачем» на стене КПЗ, вызвав новую волну негодования и недоумения. Естественно, все сомнения насчет названия команды (если таковые и были) отпали сами собой.

Go Vegas

Только в последние годы граффити начинает прорываться за рамки, постепенно уравнивая позиции с искусством в его более традиционных проявлениях. Задолго до этого широкие массы относились к уличным рисункам исключительно как к вандализму, а в лучшем случае – просто не замечали их, ежедневно проходя мимо.

Независимо от так называемой объективной художественной ценности той или иной работы, райтерам всегда было непросто в своем самовыражении. Именно поэтому они продолжали объединяться в целые сообщества, стремясь к поиску единомышленников, реализации глобальных идей и творческого потенциала. Именно так появился альянс Go Vegas, в которые помимо команды «Зачем» также входили ИСК, БТК, СТБ, 731 и многие отдельные художники.

В двухтысячных мир увидел журнал Go Vegas, а затем была создана мощная и обширная база работ участников.

Фильмы

Помимо художественной деятельности, среди достижений команды – несколько видеороликов и фильмов.

  • «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Первый, но не последний, более чем часовой фильм московской команды.
  • «Гоп-стоп». Выпущенный в 2004-м году двухчасовой фильм, который произвел настоящий фурор и стал культовым для уличной тусовки. Помимо «Зачем» в нем также участвовали команды ИСК, РУС, MDT, CGS, ВТК, FACT и другие. В числе локаций – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Харьков, Прага и еще целый ряд городов. Сложно найти более наглядную иллюстрацию столичной уличной жизни начала нулевых.
  • «Девиантное поведение». Наверное, самый нашумевший экспериментальный документальный фильм 2011-го года, посвященный природе антисоциальных поступков в разрезе уличного искусства. Проект полностью посвящен моральному аспекту и проблеме вандализма, но при этом не дает никаких критических оценок, позволяя зрителю принимать собственные решения. В течение часа художники расписывают московские улицы фирменными тегами, рассуждая о командной работе, вандализме, прикладном деконструктивизме, тонкостях искусства в рамках городского пространства. После интернет-премьеры «Девиантное поведение» собрало более 250 тысяч просмотров, попав не только в российские, но и европейские интернет-издания и тематические блоги.

Говоря о «Зачем», нельзя не упомянуть еще один проект: «Дети проходных дворов», фильм 2006-го года, посвященный команде в частности и проблемам уличных активистов в целом.

Несмотря на флер некой неоднозначности, окружающий большинство подобных команд, недооценить вклад «Зачем» в развитие граффити-культуры России практически невозможно.

Источник

Граффити команда «Зачем»

Граффити «Зачем?». Интервью с командой райтеров.
Разобраться в том, что же такое граффити — вандализм или искусство, нам помогут ребята из самой известной московской граффити-команды «Зачем?» Позе(П), Керл(К) и Шухер(Ш) (свои настоящие имена ребята просили не называть).

Что такое граффити?
П: Мы часто пересекались с различными СМИ, давали интервью, все подробно рассказывали, а потом с ужасом читали сказки и бред. Наши идеи до такой степени искажали, что мы научились говорить о граффити, не объясняя, что это такое. Читаешь статью. Вроде речь о граффити, а на самом деле нет.

К: Если говорить примитивно, то граффити называется разновидность живописи, сделанной в отличие от всех остальных не на бумаге, а на стенах, потолках, асфальте — словом, на плоскостях, совсем для нее не предназначенных. Дальше уже нужно разделять культуру граффити на официальную и хулиганскую. К официальной относятся модные художники, которые сидят дома, рисуют что-нибудь на вертикальной поверхности, потом делают популярные выставки и собирают деньги. Любой нормальный граффитчик скажет, что его искусство — дрянь. Хотя, возможно, лет в 50 все мы придем к тому же.

П: Хулиганские граффити в первую очередь не домашние, а городские. Их делают на стенах домов, заборах, вагонах метро и поездах. Словом, в местах наибольшего скопления народа. Общедоступные рисунки на стене (или, говоря нашим языком, «бомба») представляют собой пример самого что ни на есть свободного искусства. Мы просто рисуем то, что хотим. Нам наплевать, как наше творчество оценят знаменитые мастера кисти и акулы пера или сколько денег мы за него получим. Нам просто интересно, особенно если учитывать еще и то, что в отличие от творения на бумаге граффити увидят тысячи людей, которые удивятся, разозлятся или порадуются.

А что включает в себя культура граффити?
Ш: Начиналось все с афроамериканских детей в США, слушающих рэп, носящих широкие штаны и говорящих друг другу: «Йо, чувак!». В заграничных фильмах 90-х годов их настенное творчество достаточно хорошо представлено.

Читайте также:  Время пошива разной одежды

К: Сейчас все проще. Граффитчики слушают то, что им нравится, носят то, что практично и удобно. Я, например, некоторое время в качестве маскировки ходил с кейсом, в черном пальто, под которым у меня был перепачканный краской халат. Когда я рисовал, то снимал пальто, кейсом, набитым баллонами, загораживал рисунок от любопытных прохожих и «бомбил».

П: Хорошо быть высоким, чтобы «бомбить» выше всех, и хорошо быть маленьким, чтобы удачно прятаться. А когда ты рисуешь, например, синим цветом, то носишь только синюю одежду, дома у тебя синие обои и у твоей девушки синие волосы. Или ты «бомбишь» только двери дорогих магазинов, потому что ты их не любишь. Тогда ты настоящий художник — со своей культурой, идеей.

Откуда появились граффити?
Ш: Есть много разных вариантов. Для меня более понятно, когда говорят, что в 50-е годы в Америке гангстеры, чтобы пометить свою территорию, квартал, который они «держали», писали на его стенах название своей группировки. Постепенно их надписи становились все затейливее и красочнее. Так появились граффити. Поэтому я считаю, что рисовать на стенах лучше всего именно буквы своего имени.

П: А в России прообразом граффити можно считать пресловутые три буквы на заборе, надписи типа «Спартак — чемпион». Кстати, некоторые взрослые люди до сих пор ассоциируют граффити с футбольным хулиганством. А первыми советскими граффитчиками были Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Помните их «тэги» на стене ущелья: «Здесь были Киса и Ося». Первым настоящим отечественным граффитчиком был некий Баскет. Ему, наверное, сейчас уже лет 30, и он до сих пор рисует. Говорят, у него папа был дипломат и привозил ему из-за границы разные молодежные журналы, чтобы сынок учил язык. А сынок по ним учился «портить» стены.

К: А следом за ним мы, старшее поколение граффитчиков. Тогда приобрести краску и насадки было настоящей проблемой. Свои «тэги» мы рисовали обычным гуталином для обуви, отбирали у младших братьев фломастеры, истершиеся маркеры заправляли пастой, спиртом, зеленкой, и ничего, малевали в своих дворах корявые закорючки. Главное — желание, а деньги и тому подобные буржуазные заморочки ничего никогда не значили и ничего до сих пор не определяют. Зато гоняли нас представители правопорядка не в пример меньше.

Ш: Сейчас все проще. Мы покупаем в автосервисах баллоны для покраски машин, там же насадки, за маркерами для «тэгов» идем в канцтовары, но романтика куда-то исчезла, да и злиться люди стали сильнее.

Что такое «тэги»?
К: «Тэг» в дословном переводе значит штамп, а у нас означает что-то вроде подписи. Все начинающие художники, у которых еще нет опыта или таланта рисовать большие «бомбы», просто маркером на стенах пишут красиво свое имя. Более опытные граффитчики оставляют «тэги» для своего продвижения. И еще по многим причинам.

Ш: «Тэгирование» — существенный элемент культуры граффити, существующий еще и как самостоятельное направление настенной живописи. Я, например, несколько лет назад покрыл своими «тэгами» пол-Москвы. Случалось, что ко мне в компаниях подходили симпатичные девушки и говорили, что знают меня, потому что видели мой «тэг».

Как люди смотрят на то, что вы делаете?
К: По-разному. Некоторые восхищаются. Бывали случаи, что ко мне подходили какие-то богатые дизайнеры, приглашали на работу, давали свои визитки. Взамен я давал им свои наклейки и посылал подальше. Искусство, как уже говорилось, не продается, тем более богачам.

П: Действительно, случаи были самые разные. Один раз мы рисовали ночью на никому не нужной стене, и на нас напал бдительный прохожий, выгуливающий свою собаку. «Паршивцы, что вы делаете?» — проорал он и полез за пазуху. С нас три пота сошло, думали, сумасшедший вытащит нож или пистолет. А он достал пачку соли и стал в нас кидаться. Мы потом долго смеялись.

Ш: А мне как-то раз в Питере помог самый настоящий бомж. Он спал в каком-то скверике, а я там начал рисовать. Он просыпается и говорит: «А я знаю, что ты хочешь сделать». Я очень удивился, а он продолжает: «Нарисовать выше всех». Изумленный, я подошел к нему, мы разговорились, и он показал мне лестницу, на которую можно залезть и сделать свое черное дело.

К: По-моему, по-настоящему может оценить твою работу только тот, кто будет оттирать твое художество.

А родители как смотрят на ваше хобби?
П: Мама одного парня из нашей команды, например, собственноручно стирает все заляпанные краской куртки, дает деньги на баллоны и просит, чтобы, как только заберут в милицию, вызывал ее — она уж точно спасет.

Проблемы с милицией серьезные?
П: Пока нет. Конечно, есть статья за вандализм. Штрафы, административные наказания всякие, но чаще всего удается отделаться легким испугом. Менты отнимают все наличные деньги, баллоны, звонят родителям и на работу. Вот и все.

К: Правда, однажды в одном подмосковном городе мы нарвались на ОМОН — вот тут никому мало не показалось. Меня били так больно, что я готов был подписать собственноручное признание о том, что именно я изнасиловал и убил всех женщин, мужчин и собак в их проклятом городе. Но самое интересное, что, после того как из меня сделали котлету, всех отпустили. А у меня не оказалось ни одного перелома. Вот что значит профессионалы.

П: А вот в Европе за голову граффитчика положено большое вознаграждение, поэтому в Праге, где полно всяких памятников старины, местные жители по ночам только и делают, что ловят художников.

Ш: Там вообще зверские нравы. Когда тебя ловят, то вешают на шею все граффити, нарисованные в твоем стиле, и если поймают одного человека из твоей команды, то посадят года на два и всех остальных. Поэтому к нам из Германии и Польши периодически совершают паломничество граффитчики, поставленные на учет дома. В Москве они находят достойное приложение своим силам.

Читайте также:  Как удалить следы парафина от одежды

Вы говорили, что разрисовали поезда дальнего следования и вагоны метро. Расскажите, как все проходило?
К: С поездами просто. Надо проникнуть на какую-нибудь станцию и там найти стоящий на перегоне поезд. Железнодорожники ужасно ленивые — им неохота нас гонять. Один раз мы даже делали поезд с машинистом внутри, так он даже из кабины не вышел. Просто каждые пять минут проезжал по 100 метров, думал нас отпугнуть.

Ш: Мы тоже однажды сделали поезд. Он готовился к эксплуатации. Такой весь новый, блестящий. Мы раскрасили его от и до. Неделю ночевали на поле возле станции, где он стоял. Все простудились, но дело доделали. Пришли на вокзал встречать своего красавца и тут обнаружили, что с другой стороны едет такой же разграффиченный состав. Получился настоящий парад крутых поездов.

П: Но, конечно, высший пилотаж — раскрасить вагоны метро. Тут гораздо сложнее. Сначала надо пролезть в депо, проще всего через вентиляционную трубу, потом пройти мимо будки, где сидит злобный охранник, и тогда все вагоны часа на два твои. Тут еще очень важно не ошибиться, раскрасить именно тот вагон, который поедет не на переплавку, а на маршрут.

К: Как-то мы пролезли в метро, прошли мимо пустого поста охранника и вдруг видим, что охранник в одном из вагонов распивает водку с уборщицами. Мы в ужасе бросились бежать, он за нами. Гонялись по пустым тоннелям часа два, потом он нас настиг. И тут кто-то предложил ему выпить коньячку, взятого на дело для согрева. Охранник не отказался, попил, поболтал с нами и вдруг заявляет: «Ну что, рисовать-то будете? Я пока на шухере постою!» Мы были просто в шоке.

Источник

Интервью с Позе (ЗАЧЕМ)

Коллеги взяли интервью у ветерана московской граффити сцены – Позе, участника команды ЗАЧЕМ!

Привет! Представься, пожалуйста, и расскажи немного о себе!

Привет, меня Дмитрий зовут. Я рисую под ником Позек, за команду Зачем.

Рисовал ли ты когда-нибудь сложные многоцветные работы? Как ты относишься к райтингу? Правда ли, что команда, ЗАЧЕМ занималась коммерческим оформлением помещений или максимум на что вы способны это бомбинг и трейнрайтинг?

Несколько лет назад я учился в художественном вузе, и при желании или при мотивирующей оплате могу делать райты и оформухи. Но это не то, что я ищу в граффити. Простые, читабельные и быстрые куски это то, что я хочу делать. Мне и на панелях не нравиться долго вырисовывать. Часто я заканчиваю раньше всех. Однажды я рисовал с известным московским трейнстайлером и я видел как он вроде закончил кусок, потом добавил еще фишек, посмотрел, ему не понравилось, он закрасил.
Я так не могу. Я рисую все в одну линию, часто не отрывая руки. Поэтому есть случаи когда, из-за палева, доделанный кусок только у меня.

Как вообще пришло на ум, взять банку и пойти рисовать? Расскажи о команде ТМС насколько нам известно ты начинал рисовать граффити именно в составе этой команды…

В 93 году моя старшая сестра, прочитав роман «Унесенные Ветром», и переняв от туда идею подписи
монограммой (знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии. Как доктор Мориарти в рассказах про Шерлока Хомса подписывался буквой М из скрещенных сабель) , предложила мне придумать свои монограммы и везде, куда мы залезем, оставлять их. Мы были детьми, много где лазили, и цветными мелками и фломиками исписывали близлежащие заборы. Потом я перешел на подъезды одноклассников и школьные туалеты. Когда одноклассники стали говорить «о, это ты написал там-то и там-то», я почуял кайфушку. (Поэтому я и сейчас делаю простую надпись, которую могут прочитать и запомнить все, а не только вовлеченные в субкультуру. И единственный посыл который я вкладывал и тогда и сейчас это «Я здесь был». )
Граффити тогда не было. Единственные надписи спрей краской были Sex Pistols и Спартак. К ним стали прибавляться мои закорючки сделанные уже автокраской. В 98 году в журнале про сноуборд я увидел настоящее графити. Это перевернуло мой мир, и на близлежащих домах, появились названия моих любимых групп, с заливкой, контуром, аутлайном и иногда даже с бликом. Абра тогда стоила 6 рублей.
Была команда CGS, которая делала лайны вдоль кутузки; магаз от DaBoogieCrew с некоторым граффити стафом, типа привозных баллонов и журналов XplictgraffiX и Вайт Смок Клан первое поколение. Все только начиналось. Мы готовы были ехать через весь город, смотреть и фоткать чужие куски, и писать под ними свое мнение. Контакта тогда еще не было , что бы коментить всякую шляпу прямо из кресла. Денежный кризис охладил мой порыв. Абро стало стоить 60 рублей.


В 1999 приятель , с которым мы катались на скейте, сказал что он тоже крутейший райтер и нам нужна команда. Мы придумали ТМС. Тогда начался ол-сити-тагинг в Москве. Ходили тупо по улицам и тегали. Ввязались в войну с командой 3DK, ребятами которые привезли манеру тегать и навыки делать губки из Парижа. Война быстро закончилась дракой. С тех пор я не трачу краску на войны на стенах. Кастет и молоток тогда осели в наших рюкзаках.В 2000 мы вооружились краской мотип, которую подорвал, тогда никому не известный автосервис. Мотип этот был какой-то левый и поэтому стоил дешевле абры в два раза, и хотя на него не вставали феткепы (которые мы делали сами), но гамма и качество краски было намного лучше чем у абры и т.д. Из того автосервиса вырос Граффити Маркет. Тогда мы (TMC, T4R, CGS, BTK) стали первой волной трейнрайтинга. Конечно это было совсем не так как сейчас. Но иногда мне смешно слышать про то, где чей спот. Во многих популярных местах мы сделали первыми. Кстати, я помню, когда арбатский холофейм, чистопрудный и еще некоторые хофы отдали нам свою девственную чистоту. И у меня до сих пор играет адреналин в крови, когда я чувствую запах мотипа.

Читайте также:  Как создать одежду для мамы

В том же году Мост из CGS, Cta из T4R и я стали часто и целенаправленно заниматься именно бомбингом. Тогда Мост предложил сделать бомберский альянс и назвать его ЗАЧЕМ. Мы согласились и в ту ночь нас очень грамотно приняли опера. В отделе нас спрашивали «Зачем, зачем вы это делаете?», и кто-то из нас нацарапал слово «зачем», стене КПЗ, на что дежурный взвыл «Ну зачем? Только что же выкрасили». В общем мы поняли что это судьба. И когда дело закрылось, мы стали осознано захватывать город.

Самый жесткий экшен, как это было?

Самый жесткий экшен был выезд в Нижний Новгород снежной осенью 2002. Он начался с какого то околофутбольного замеса, вонючих носок в поезде, жестокой вписке в гостишке с шлюхами в стремном районе. Продолжился приемом, пиздюлями от омона, еще одним приемом в метро. И имел продолжение в лице местного райтера, который лазил там с нами, а потом на продолжении многих лет писал свое критическое мнение о команде Зачем, когда его никто не спрашивал об этом.

В метро , в шахте нас заварили однажды. Но об этом была история в польском Брейн Демедж за 2003 год
А про мусаров было, что мы от них побежали, потом собрались, и погнали их. Они стрелять, мы опять бежать… Потом мне надоело, я сел в машину и домой поехал.

Как ты относишься к тэгам с кислоты на стеклах в общественном транспорте? Не считаешь ли ты это перебором?

Давно не был в метро, и был удивлен, тем что там сейчас со стеклами. Эта грязь и уродские каракули привносят хаос в этот отлаженный подземный конвейер.

В фильме Девиантное поведение прозвучали слова о том, что пригородные поезда – неэффективный метод распространения имени, если это действительно так, то почему ты продолжаешь рисовать на поездах?

На электричках рисую редко. Для меня сейчас затраченные ресурсы — время, деньги и силы, непропорциональны той кайфушке, которую я получаю. Мне ночные улицы нравятся больше. И есть другие дела. Рисование это для меня уже хобби, отдых.

Были ли случаи, когда прохожие начинали общаться с тобой и интересоваться граффити?

Не так давно я рисовал в Дели, столице Индии, ко мне подошел индус и говорит: «Зачем?», я удивился. Оказалось он в России учился на врача. Мы стояли разговаривали. Дети подбегали, прохожие фоткались. Мне нравится рисовать в Азии, там люди, как у нас лет 15 назад, обычно радуются рисованию. Сейчас же у нас все знают , что граффити это зло. Все устали от этого.

Как ты относишься к московскому баффу?

Баф обновляет старые места и заставляет искать новые. Дает стимул действовать. Не дает граффити замыливать глаза зрителя.

Каково отношение к религии и прочим аспектам духовной жизни?

Спасибо за вопрос про духовность. Для меня сейчас это очень важно. Я не придерживаюсь никакой конкретной религии, у меня нет понятия какая Высшая Сила управляет этим миром. Но для меня важно знать, что Она есть, и что Она любит меня, заботится обо мне, дает мне все самое необходимое для моего духовного роста. Я могу только делать шаги на встречу к Богу (как я Его понимаю), это простые духовные принципы, быть честным с собой, быть открытым к людям и к новым знаниям. Быть добрым, делиться с людьми теплом и поддержкой, видеть положительные стороны мира и пытаться услышать Его волю. Для меня это работает и я часто вижу как Он меняет мою жизнь в лучшую сторону.

Если сравнивать ваше раннее творчество с настоящим, то можно сказать, что фильм Гоп-стоп был пропитан алкоголем и легкими наркотиками, в Девиантном поведении наоборот, пропаганда здоровья. Лозунг “Потребляй, Работай, Сдохни” больше не актуален?

Тот кто не протестует в 20 — дурак, тот кто продолжает протестовать в 40 — еще больший дурак. Я до сих пор думаю, что государство это террорист номер один, но для меня не приемлемо кидать коктели молотова в людей ,за какие-то мифические идеи, навязанные другим государством.
Духовные инструменты позволяют мне быть терпимие к людям, воспринимать происходящее вокруг не как повод для борьбы, а как повод для работы над собой.
Формула — работа — телевизор — шопинг — работа, для меня губительна до сих пор.
Это смерть при жизни. Так же под словом «потребляй», можно понимать употребление алкоголя и наркотиков. Это тоже ведет к смерти, как к духовной так и к физической. Поэтому я уже несколько лет абсолютно трезвый.

В фильме Девиантное поведение вы рекламируете граффити бренды, почему?

В девиантном нет заставок с названиями лейблов перед фильмом, какие сейчас есть даже на 5 минутных роликах. Те названия одежды и краски которые попадают в кадр, это то чем мы пользуемся. Это те люди которые начинали с нами. Поддержи локальную сцену))))

Деньги для тебя это – цель,средство или необходимость?

Для меня деньги это средство достижения цели. Если правильно определена цель, деньги могут даже не понадобиться. А цель это необходимость. Отсутствие цели делает жизнь бессмысленной.
Наличие цели , наоборот, наполняет жизнь смыслом и превращает каждый день в праздник.

Источник